Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные статусы и социальные роли 13 страница




Рассмотрим, к примеру, статусные характеристики участников вузов­ского процесса. Преподаватель вуза имеет такие статусные права, которых нет у студентов", читать им лекции, оценивать их знания, консультировать научные исследования и т.д. В этом смысле его статус в учебном заведе­нии выше по рангу. В свою очередь различаются статусы преподавателей вуза: статус профессора выше, чем доцента, доцента выше, чем ассистента. Различия этих статусов обусловлены неодинаковыми правами и полно­мочиями. Так, наиболее сложную и ответственную учебную и научно-ис­следовательскую работу, требующую высокой квалификации, ведут про­фессора и доценты. С1атусные различия находят свое отражение в дифференцированной оплате труда: чем выше статус, тем больше оплата.



Раздел V. Личность


Наряду с правами статус содержит в себе и обязанности, которые дол­жен соблюдать его «носитель». Плохое выполнение обязанностей может повлечь за собой лишение самого статуса. Если преподаватель вуза не обеспечивает необходимого качества учебной и научно-исследователь­ской работы, он может быть лишен своего статуса. Для этого существуют специальные, нормативно предусмотренные процедуры: пеизбрание на должность по конкурсу, приказ ректора вуза об освобождении от выпол­няемых обязанностей на основании соответствующих решений и пред­ставлений кафедр и деканатов и т.д. Невыполнение основных обязанно­стей студентом также влечет за собой возможность потери своего статуса. В данных случаях речь идет о потере формального статуса.

Статус, престиж, имидж

Поскольку в обществе существуют значительные статусные различия между людьми, изобретаются многочисленные способы их демонстри­ровать. Для этого существует статусная символика, представля­ющая собой совокупность внешних знаков отличия обладателей разных статусов. Ордена, медали, значки, воинские звания и погоны — все это символы определенных статусов. В таком же качестве может выступать одежда, хотя требования к ней с каждым годом становятся все более не­притязательными. Профессор, читающий лекцию студентам в джинсах и свитере, уже не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее (хотя по-прежнему трудно себе представить в официальной обстановке в та­ком виде, скажем, ректора, не говоря уже о министре). Однако подобное изменение символики профессорского статуса может иметь иное содер­жательное наполнение: например, сократить дистанцию между препода­вателем и студентом, создать обстановку доверительности за счет совпа­дения внешних символов разных статусов — профессора и студента.

Осмысление проблемы социального статуса 'Для личности имеет не­маловажное значение. Участвуя в социальных действиях и входя с этой целью в различные социальные общности, человек занимает в них, как правило, неодинаковое место. Его положение обусловлено статусными взаимоотношениями с другими членами общности. Где-то статус чело­века выше, где-то ниже. Так, если студент приходит в баскетбольную ко­манду или шахматный клуб, то его статус окажется зависимым от каче­ства игры — собственной и партнеров, что в какой-то мере будет определять престиж данного студента. Однако на его престиж будут влиять и иные статусные характеристики, связанные с учебой, научны­ми поисками, проявлениями товарищеской помощи и т.д.

Престиж — сравнительная общественная оценка положения соци­ального субъекта — имеет определенную шкалу (мы говорим о высоком,


Глава 24. Социальные статусы и социальные роли



не очень высоком, среднем, низком, очень низком престиже личности). Положение индивида на престижной шкале определяется понятием «ранг», который как раз и соответствует этому положению (высокий, низкий и т.д. ранги). Иногда под рангом в социологии понимают фор­мальный, т.е. утвержденный властью статус индивида (к примеру, ранг посла, государственного служащего).

В целом в глазах «значимых других» создается статусный образ чело­века. Его часто называют имиджем, хотя это не совсем одно и то же. Имиджэто комплексное представление, общественное мнение о поведе­нии человека, имеющего определенный статус. Имидж имеет скорее не персонифицированный, а «типовой» характер — в том смысле, что пред­ставляет собой собирательный образ (имидж врача, ученого, педагога, ра­бочего, высокопоставленного чиновника и т.д.). Что касается статусного образа, то он относится больше к конкретному лицу, а не к собирательно­му представлению, доминирующему в обществе о чем-то (ком-то).

§ 2. Понятие и структура социальной роли -

Каждый статус включает в себя выполнение некоторого количества социальных ролей, соответствующих ему (рис. 9). Поэтому перейдем к рассмотрению этой, не менее значимой характеристики личности.

Понятие роли

Социологи шутят, что основателем теории социальных ролей являет­ся... Шекспир. При этом они часто ссылаются на слова великого дра­матурга в пьесе «Как вам это понравится»1:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Что же, сказано справедливо. Понять личность, ее деятельность без указания на выполняемые социальные роли нельзя. На этом поло­жении в значительной степени базируется вся социологическая тео­рия ролей личности, основные положения которой были высказаны еще в 1920—1930-х гг. американскими учеными Дж. Мидом и Р. Лин-тоиом. Человек с самого рождения научается играть многочисленные роли, существование которых обусловлено требованиями общества, конкретной социальной общности.

1 См: Шекспир В. Поли. собр. соч: В 8 т. М., 19S9 Т. 5 С. 47.



 


Глава 24 Социальные статусы и социальные роли



им приводится роль проститутки. Первая характеристика имеет практи­чески нулевую отметку в связи с тем, что сама роль не предполагает про­явления чувств к клиентам. С точки зрения способа получения это до­стигнутая, а не предписанная роль, поскольку для ее реализации необходим определенный опыт соответствующей деятельности. Мас­штаб эгой роли имеет совершенно конкретные очертания — сексуаль­ные услуги за плату. Описываемая роль отличается формализованным характером в том смысле, что выполняется в соответствии с принятыми нормами — за конкретный вид услуг устанавливается определенная плата. Наконец, мотивация этой роли очевидна — получение материаль­ной выгоды за оказываемые услуги.

Социальная роль формирует определенную модель поведе­ния, показывает, как действовать индивиду в конкретной ситуации. В этом смысле каждая роль имеет свою «внутреннюю дисциплину». Она воспитывает индивида, создает определенные рамки его деятель­ности, предлагает ему типовой образец поведения и его самого как действующею лица (в социологии принято обозначать индивида в этом случае термином «актор»).

Роль в театре и в жизни

Здесь возникает один непростой вопрос, связанный с проведением па­раллели между исполнением роли актером в театре и индивидом в жиз­ни. Вполне возможна иллюзия прямой аналогии, но ее не должно быть в силу по меньшей мере трех обстоятельств — временного, пространствен­ного и содержательного характера. Роль в театре играется только во вре­мя представления, тогда как выполнение той или иной социальной роли в жизни, как правило, длительно и охватывает не часы, а годы и даже де­сятилетия. В пространственном отношении различие еще более очевид­но: в одном случае это сцена, в другом пространство не имеет границ (да­же если эта роль замыкается, скажем, рамками семьи — роль сына, мужа, отца человек выполняет всюду, где бы он ни находился).

Наконец, самые разительные отличия существуют в содержатель­ном плане. В театре роль играют, в жизни этого делать нельзя, ибо иг­рать социальную роль означает возможность быстро выйти из нее, де­лать что-то имеющее внешний характер по отношению к сущностным потребностям человека. В крайней форме это может означать даже то, что человек кем-то (чем-то) «притворяется» Можно ли «притворять­ся» сыном, мужем, отцом, студентом, профессором, владельцем собст­венности? В определенной степени, конечно, да, но если именно играть эти роли, а не быть в жизни сыном, мужем, отцом и т.д., т.е. выполнять их по отношению к родителям, жене, детям. Поэтому понятие социаль-



Раздел V Личность


ной роли существенно отличается от понятия просто роли (не обяза­тельно театральной: например, мы обращаемся к кому-то с просьбой сыграть отвлекающую роль в данной конкретной ситуации). Здесь есть один терминологический нюанс, который подчеркивает показанное различие: социальные роли выполняются, остальные — играются.

Виды социальных ролей

Социальные роли могут быть как институциональными, т.е. офи­циально санкционированными, так и н е и н с т и т у ц и о н а л ь н ы м и. В первом случае они опираются на право и закон, во втором — контро­лируются силой общественного мнения, обычаями, нравами. К примеру, в трудовых коллективах часто оказываются два лидера — формальный (начальник, назначенный по приказу) и неформальный — человек, к ко­торому обращаются за помощью и советом и надеются на его поддерж­ку. В первом случае роль лидера институциональна, во втором — нет.

Роли личности различаются по своей значимости. Одни из них яв­ляются ведущими, если они отражают требования, обусловленные разделением труда и положением в обществе данной социальной группы. Другие могут быть второстепенными. Так, если человек встал к станку, то его главной социальной ролью будет роль рабочего. И здесь важно то, как он ее выполнит: окажется качество труда высо­ким, значит, справился, если нет, то, естественно, не справился. При всем том он может быть спортсменом, отцом семейства, наконец, про­сто хорошим человеком. Но это уже не будет иметь решающего значе­ния. Недаром говорят: «Хороший человек — это еще не профессия».

Многие люди в нашем обществе, не выполняя по-настоящему сво­ей основной социальной роли (рабочего, студента, инженера, педаго­га), до недавнего времени искали социального признания, играя иные роли (в спорте, художественной самодеятельности, в общественных движениях, партии, профсоюзах). На протяжении многих десятиле­тий, предшествовавших современному периоду развития нашего об­щества, такой компенсаторный механизм работал вполне успешно. Он давал возможность человеку проявить себя не в основной сфере деятельности (где он не мог или не хотел этого делать), а в иных ро­лях, получая при этом заработную плату за то, чем реально не зани­мался. Для личности становилось главным то, что для общества было второстепенным.

Возникала парадоксальная ситуация: выигрывала личность, про­игрывало общество, и наоборот. Думается, в этом противоречии за­ключена одна из основных причин глубочайшего социально-экономи­ческого и морального кризиса, в котором оказалось наше общество и


Глава 24. Социальные статусы и социальные роли



из которого оно нс выбралось до сих пор. Лишь то общество может процветать, где личность выполняет, притом качественно, прежде всего свои основные социальные роли — работника, студента и т.д. Все остальные могут выполняться ею более или менее удачно, но это не должно приводить к подмене первых вторыми.

К сожалению, стремление уйти от качественного выполнения ос­новной социальной роли характерно для значительной части молоде­жи. Об этом свидетельствуют нежелание приобретать знания, рабо­тать над собой, надежда проскочить «на шермачка», выехать па подсказке, шпаргалке. Любопытная с этой точки зрения ситуация воз­никла, когда начались визиты американских и российских школьни­ков и студентов соответственно в Россию и США и их совместные за­нятия. Юные американцы никак не могли понять сверстников из России, ждавших от них подсказки на уроках, и удивлялись, когда на­ши ребята просили о такой «помощи». Не с этого ли начинаются хо­рошие и плохие работники? Суждение это имеет, конечно, частный характер, но думается, что пищу для размышлений оно дает.

Структура роли

Какие бы социальные роли личность не выполняла, все они «заданы», т.е. предписаны обществом и социальной средой. Поэтому, говоря о структуре роли, нужно иметь в виду в первую очередь ролевое предписание и ролевое ожидание. Это то, что общество (конкретная социальная общность, организация, социальный инсти­тут) требует от личности (предписывает ей) и в то же время ожидает выполнения. Поэтому в социологической теории ролей обращается особое внимание па то, как личность исполняет роль (ролевое исполне­ние — еще один элемент структуры роли), насколько это исполнение (ролевое поведение) соответствует ролевым предписанию и ожиданию.

Необходимо отметить, что зависимость между ролевым ожидани­ем и ролевым поведением имеет неустойчивый характер. Она не укла­дывается в рамки жесткой, предсказуемой схемы. Это происходит по­тому, что поведение человека является продуктом уникального, присущего только ему способа толкования ролевых ожиданий. Люди не исполняют свои роли по заданному сценарию, часто они просто импровизируют по ходу действия.

Отсюда следует возможность возникновения ролевых напряже­ний и даже конфликтов. Значит, сама структура социальной роли имеет противоречивый характер и содержит в себе предпосылки кол­лизий между личностью и ее социальным окружением — как ближ­ним, так и дальним.



Раздел V Личность


§ 3. Ролевой конфликт и способы его преодоления

Ролевая напряженность

Строго говоря, ролевые противоречия возможны не только в структуре ролей, но и в том их большом количестве, которое обычно присуще де­ятельности индивида, особенно если он проявляет социальную актив­ность. Поэтому молено считать, что конфликты объективно заложены в систему социальных ролей личности. Р. Мертон назвал ролевым кон­фликтом ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требо­ваниям двух или более ролей1.

Однако для возникновения ролевой напряженности вполне может «хватить» и одной социальной роли, особенно если она оказыва­ется главной. Так, руководитель небольшого коллектива в отношениях с подчиненными проявляет доброжелательность и отзывчивость, без че­го ему не выполнить успешно свою главную роль. В то же время ему приходится иметь дело с начальством, обвиняющим его в «либерализ­ме», требующим (далеко не всегда обоснованно) увеличения производи­тельности труда и улучшения качества изготовляемых изделий и при этом предъявляющим претензии к работе отдельных членов коллекти­ва. Естественно, что в отношениях с начальством руководителю прихо­дится защищать честь всего коллектива (что означает в итоге и защиту собственной чести), проявляя при этом твердость и наступательность. Таким образом, на почве выполнения главной социальной роли возни­кает ролевая напряженность.

Источниками ролевого напряжения могут быть неправильное понима­ние будущей социальной роли, а также слабая подготовка к ее выполнению. Следствием этого может стать низкий уровень выполнения данной роли. Примером такой ситуации служит роль студента в том виде, как она часто представляется абитуриенту, и недостаточная подготовка к ней в довузов­ский период жизни У многих поступивших в вуз «новобранцев» представ­ление о роли студента ассоциируется со словами старой студенческой пес­ни: «Живут студенты весело от сессии до сессии, а сессия всего два раза в год». Реальное ролевое поведение в соответствии с ролевым предписанием и ролевым ожиданием входит в конфликт со сложившимися ранее пред­ставлениями, вызывая большие сложности адаптационного периода.

Подготовка к выполнению социальной роли

Проблема подготовки молодежи к новым социальным ролям — одна из самых сложных. Прежде всего это касается будущих профессиональных

1 См Merton RK The Role-set Problems in Sociological Theory // British Journal of Sociology 1957 № 8


Глава 24 Социальные статусы и социальные роли



ролей. Но, разумеется, дело не сводится только к ним. Имеет существен­ное значение и выполнение в строгом, узком смысле слова социальных ролей. К ним следовало бы отнести в первую очередь многочисленные роли семьянина и гражданина. Когда речь заходит об инфантилизме мо­лодых людей, то имеется в виду как раз личная неподготовленность к вы­полнению главных социальных ролей В основе этой неподготовленнос­ти — дефицит социальной ответственности. Очевидно в таком случае, что один из наиболее надежных способов преодоления (а еще лучше не-допускания) ролевого конфликта либо напряжения — формирование и развитие у индивида социальной ответственности.

Значительная часть ролевых конфликтов обусловлена существую­щей дифференциацией жизни людей, и прежде всего наличием двух основных сфер деятельности — семейной и производственной, роли личности в которых всегда существенно различаются и по содержа­нию, и по напряженности их выполнения, и по эмоциональному нака­лу, и по многим другим характеристикам. Далеко не всегда индивид умеет вовремя «выйти» из одной роли и «войти» в другую так, чтобы это прошло безболезненно для окружающих и его самого.

Проблема состоит в том, чтобы «выключить» роль из сознания, за­быть о ней, хотя делать это часто совсем не просто. Представим себе вра­ча-хирурга, который после операций (иногда с летальным исходом) приходит домой в состоянии крайнего ролевого напряжения. Естествен­но, возникает необходимость снятия его. Весь вопрос в том, как оно бу­дет происходить, «не пострадают» ли от этого члены семьи, на которых могут «выплеснуться» горечь, раздражение, усталость и т.д.

Иная типичная ситуация — муж или жена выполняют очень значи­мые и высоко престижные социальные роли на работе, будучи руко­водителями высокого ранга Приходя домой, они часто продолжают вести себя так, будто они все еще находятся в этой роли — руководя, командуя, раздражаясь по каждому поводу Находясь в одной семье, где жена — известная певица, солистка оперного театра, народная ар­тистка Российской Федерации, профессор консерватории, — довелось однажды услышать, как муж сказал ей: «Дорогая, народная артистка ты в театре, профессор в консерватории, а дома ты моя жена — и толь­ко, и пожалуйста, помни об этом». Наверняка такие же слова говорят многие жены своим мужьям, занимающим высокие руководящие по­сты. Ясно, что подобные случаи вызваны конфликтами между выпол­нением основных ролей дома и на работе.

Однако такие конфликты совсем не обязательны Более того, ана­лиз реального ролевого поведения дает многочисленные примеры прямо противоположного характера, когда жесткие и даже жестокие



Раздел V. Личность


на работе люди оказывались в ролях прекрасных и добрых мужей и отцов. В этом плане представляют интерес письма домой начальников немецких концлагерей, многие из которых сейчас опубликованы. Яв­ляясь палачами и убийцами на службе, каждый из них одновременно выглядит, судя по письмам, как хороший и заботливый семьянин.

Способы снижения ролевой напряженности

Каковы способы снижения ролевой напряженности и преодоления ролевых конфликтов? Их несколько, и они имеют не столько социо­логический, сколько социально-психологический и даже просто пси­хологический характер. Один из них — регулирование ролей. Это процедура «самоосвобождения» личности от ответственности за выполнение той или иной роли, часто выступающая как механизм бессознательной защиты от возможного ролевого конфликта. К при­меру, пришедший после звонка па занятие к строгому преподавателю (не терпящему опозданий) студент начинает оправдываться, ссыла­ясь на плохую работу городского транспорта (что всегда выглядит правдоподобно в российских условиях).

Второй способ получил название рационализации ролей. Он состоит в поиске индивидом оправдательных аргументов для того, чтобы уговорить и убедить себя в нормальности складывающейся си­туации, в том, что ему от этого будет не хуже, а лучше. Часто здесь ис­пользуются афоризмы: «Все, что не делается, делается к лучшему», «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло» и т.д. Иногда рационализация сводится к бессознательному поиску негатив­ных сторон той роли, к которой человек стремился. Скажем, индивид очень хотел занять освободившееся место начальника, однако по раз­личным причинам этого не получилось, а руководителем стал другой человек. Рационализация роли в данном случае будет состоять в убеж­дении этим индивидом себя в том, что «слава Богу, назначили не меня, ведь это были бы лишние хлопоты, большая ответственность и допол­нительная головная брль, а прибавка в зарплате не такая уж и большая, в конце концов, эти деньги я могу всегда заработать, если захочу».

Третий способ — разделения ролей — состоит в том, чтобы на­учиться быстро отключаться от ролей, приносящих отрицательные эмоции, и «снимать» таким образом ролевую напряженность. Иногда этому помогают даже элементарные вещи, например переодевание. Придя домой и быстро сняв рабочий костюм, надев домашнюю одежду, индивид как бы снимает с себя и ту ролевую напряженность, с которой была связана рабочая одежда, — особенно если это была униформа: во­енный или милицейский мундир, белый или синий халат и т.д.


Глава 24. Социальные статусы и социальные роли



Один из широко пропагандируемых на Западе способов снять ролевую напряженность — шутка. В наших условиях он пока, не получил широкого распространения, что является следствием недостаточной раскрепощенно­сти и общества в целом, и индивидов. Между тем ролевого конфликта ли­бо напряженности можно даже избежать с помощью вовремя сказанной хорошей шутки. Умение «качественно» шутить (не обижая тех, кому шут­ка предназначена, и в то же время остроумно) должно рассматриваться как одно из важных качеств руководителя, равно как и искусство восприни­мать юмор и шутки подчиненных и просто окружающих.

Еще один способ ослабления ролевого конфликта предлагает Р. Мер-тон в статье, посвященной системе ролей (на нее выше уже была ссылка). Он считает, что индивид должен четко разграничить выполняемые им социальные роли на более важные и менее важные, отнеся к первому ви­ду роли, выполняемые в семье и на работе. Отграничив их лично для се­бя таким образом и последовательно вводя второе разграничение (роли в семье и роли на работе никак не должны быть связаны между собой, и да­же наоборот), индивид способен уйти от ролевого конфликта.

Подводя итог рассмотренным выше статусным и ролевым характе­ристикам личности, отметим их крайнюю важность — и теоретическую, и практическую. Поведение индивида в большой степени определяется тем, как он воспринимает свой статус и социальные роли, которые необ­ходимо выполнять в его рамках, использует внутриличностные механиз­мы для регулирования собственной деятельности. Эти механизмы «встроены» в структуру личности и явятся предметом специального рассмотрения в следующей главе.

Вопросы и задания

1. Почему в социологическом анализе личности понятие социального статуса зани­
мает одно из ведущих мест?

2. Как соотносятся понятия «социальный статус» и «социальная позиция»?

3. Какие виды социальных статусов принято выделять в социологической науке?

4. Что собой представляет статусный набор? Проанализируйте его применительно
к своей личности, определив конкретно целый ряд п агусных характеристик (прав, обя­
занностей, статусной символики, престижа).

5. Как соотносятся понятия статуса, престижа, имиджа?

6. Что такое социальная роль? Как она связана с социальным статусом личности?

7. Охарактеризуйте структуру социальной роли. Обратитесь к рассмотрению одной
из своих ролей с точки зрения ее структуры.

8. Какие виды социальных ролей вам известны?

9. Дайте трактовку роли в жизни и в театре.

 

10. В каких случаях возникает ролевая напряженность? Можно ли избежать роле­
вых конфликтов?

11. Каковы способы и механизмы преодоления ролевых конфликтов, снижения ро­
левой напряженности?



Раздел V. Личность


Литература

Ануфриев Е.А. Социальный сгагус и активность личности. М., 1984. Асмолов А Г. Психология личности. М, 1990. Бери Э. Игры, в которые играют люди. М, 1988. Кои И С. Социология личности М, 1967 Краткий словарь по социологии. М., 1989. Мендра А. Основы социологии. М., 2000. Гл. 4. Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск, 1989. Психологический словарь. М, 1996. Российская социологическая энциклопедия. М, 1998. Смелзер НДж. Социология. М., 1994. С. 72-79.

Социология Основы общей [еории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 5.

Фролов С.С. Социология. М., 1996 С. 90-106.

Ядов В А. Социальная идентификация личности. М., 1994.


Глава 25 Структура личности

§ 1, Подходы к изучению структуры личности. § 2. Впутриличностные механизмы. § 3. Структура деятельности личности

§ 1. Подходы к изучению структуры личности

Одна из наиболее сложных задач в изучении личности — анализ ее структуры. Первоначально «структурирование» личности было осу­ществлено в психологии за счет выявления ряда ее характеристик, связанных с внутренним, психическим миром человека. Собственно, в этом состоит смысл психологии — науки о «закономерностях разви­тия и функционирования психики как особой формы жизнедеятель­ности»1. Нас, однако, будут интересовать подходы к анализу структу­ры личности, имеющиеся в социологии. Обратимся к отечественным трактовкам этой проблемы.

Варианты структурирования личности

«Всплеск» интереса к структуре личности приходится на 1980-е гг. Од­ним из первых свой вариант структуры предложил Л.Н. Коган, поло­живший в ее основу сущностные силы человека. Это позволило ему вы­делить такие элементы структуры личности, как способности к выполнению того или иного вида социальной деятельности, социаль­ные потребности, знания, навыки и умения, человеческие чувства^. Как видно, здесь представлена структура лишь внутреннего мира личности. В это же время появляется еще одна трактовка структуры личнос­ти, учитывающая ее социальную деятельность. По мнению Е.А. Ану­фриева, «социальная структура личности включает группу устойчи­вых объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной дея­тельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит

1 Психологический словарь. С. 304,

2 См.: Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М, 1984. С. 25—26.



Раздел V Личность


человек»1. Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объек­тивные социальные потребности; способности к творческой деятель­ности (врожденные), знания, навыки; степень овладения культурными ценностями, т.е. духовный мир личности; нравственные нормы и прин­ципы; убеждения^.

Иной подход к структуре личности предлагает В.Г. Немировский, включающий в нее: 1) положение личности в системе данных общест­венных, прежде всего производственных отношений; 2) реальные фор­мы жизнедеятельности людей, совокупность выполняемых ими соци­альных ролей (или функций); 3) направленность личности, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступаю­щих мотивами индивидуального поведения3.

Наконец, согласно еще одной точке зрения (она принадлежит ав­торам монографии «Социология»), важнейшими компонентами структуры личности считаются память, культура и деятельность. Под памятью понимается система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Культура выступает как сово­купность социальных норм и ценностей, которыми личность руковод­ствуется в процессе практической деятельности. Сама же деятель­ность характеризуется как целенаправленное воздействие субъекта на объект. При этом под субъектом деятельности понимается человек или социальная общность, под объектом — человек и условия жизни, как материальные, так и духовные4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.