Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные статусы и социальные роли 14 страница




Можно полемизировать с таким пониманием структуры личности, равно как и с характеристикой ее компонентов, особенно культуры и деятельности. Но нельзя не признать правомерности подобного под­хода. Его обоснование дается Г.В. Осиповым. Социолог включает в память информацию и знания, в культуру — социальные нормы и ценности, а деятельность рассматривает как практическую реализа­цию потребностей и интересов личности. Ядром же социальной структуры личности, результатом взаимодействия памяти, культуры и деятельности являются ее убеждения. Осипов рассматривает их в качестве стереотипа, устойчивого, повторяющегося при различных ситуациях отношения личности к социальным ценностям общества и

f См.: Ануфриев ЕЛ. Социальный сгагус и активность личноеiи С. 103.

2 См.: Там же. С. 104.

3 См.: Немировский В Г. Социоло! ия личное ги. С 25.

4 Социология. С. 97.


Глава 25. Структура личности 465

группы1. Справедливости ради следует отметить, что впервые этот подход встречается в более ранних работах по социологии, в частнос­ти в «Лекциях по социологии» Ю.А. Левады, где специально рассмат­ривалась социальная структура личности^.

Системный подход к структуре личности

Анализируя структуру личности, следует подчеркнуть важность сис­темного подхода к ней. Необходимо выявление не только отдельных элементов структуры, но и главного, определяющего среди них, а так­же связей между ними в системе личности.

Рассматривая личность как систему, выделим в ней две основных подсистемы, в которых раскрываются два мира личности. Один — вну­тренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятно и неосознанно «живущий» для самой личности. Второй — деятельно-с т н ы й, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Понятно, что внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь различна. При­чем диапазон здесь весьма велик — от полного соответствия, «совпа­дения» актов сознания и поведения (что практически встречается крайне редко) до их противостояния друг другу, глубокого противо­речия между ними.

Каждая из названных подсистем личности характеризуется своей структурой и формой выражения, которые могут быть изу­чены специально. Не вдаваясь в излишние подробности и детали, на­зовем рассматриваемые элементы структур с последующей краткой их характеристикой. Но при этом нужно помнить, что все эти элемен­ты и структуры взаимосвязаны.

В понимании структуры личности одна из наиболее важных для со­циологии проблем — ее «ядро». Что им считать? Для некоторых авторов, как было показано выше, это убеждения, для других — ценностные ори­ентации, для третьих — установки... Здесь нужно определиться с подхо­дом: находится ли это «ядро» во внутреннем мире личности или выходит за его пределы?

Строго говоря, речь идет не о «пространственном центре» личнос­ти, находящемся «между» структурами сознания и поведения (дея­тельности) и связывающем их таким образом. Наиболее целесообраз­ным является осмысление перехода, превращения в структуре

1 См.: Осипов Г.В. Социология и социализм. С. 156.

2 См.. Левада Ю.А Лекции по социологии. М., 1969. Вып. 2 С. 8—16.



Раздел V Личность


личности факта, момента, ситуации сознания в факт, момент, ситуа­цию деятельности. Этот процесс перехода, охватывающий обе разно­видности личностных структур, можно рассматривать в качестве «яд­ра» системы личности. Есть все основания считать, что так понимаемое <<ядро» структуры личности выступает как ее образ жизни (рассмотрению которого будет посвящена следующая глава). При этом сам образ жизни характеризуется сквозь призму единства сознания и поведения личности.

Интерпретируя образ жизни личности как «ядро» ее структуры, как связь, соотношение, переход, превращение внутреннего (мир со­знания) во внешнее (мир поведения и деятельности), следует сказать о недопустимости противопоставления одного другому. Между тем и в научной, и в публицистической литературе оно имеет место. Наибо­лее часто такое противопоставление выражается в известной рядопо-ложенности понятий «образ жизни» и «образ мысли». Приходится нередко слышать, как говорят о конкретном человеке, например: «его образ жизни и образ мысли не встречают понимания». Но целесооб­разно ли разделять таким образом эти понятия, за которыми стоит ре­альный человек? Можно ли обнаружить такой способ деятельности личности, который не предполагал бы в качестве необходимого ком­понента образа жизни определенное состояние сознания, то, что при­нято называть словосочетанием «образ мысли»?

Социологические исследования образа жизни дают однозначно от­рицательный ответ на эти вопросы. Все исследования проблематики образа жизни, имевшие место в нашей стране и за ее пределами, обя­зательно содержали в качестве неотъемлемых компонентов и изуче­ние ценностных ориентации, установок, интересов личности, и анализ ее повседневного поведения в различных сферах деятельности, и рас­смотрение условий жизни — как общих, так и конкретных, непосред­ственных, характеризуемых с помощью понятия «уровень жизни».

После того как были определены подходы к характеристике струк­туры личности, следует обратиться к краткому анализу ее элементов. Вначале речь пойдет о тех, что составляют внутренний мир личности. Они рассматриваются здесь в рамках трех основных механизмов — мотивационного, диспозиционного, механизма памяти. «Действую­щие» в структуре личности, эти механизмы и образуют первую подси­стему личности. Вслед за ними будет рассмотрена деятельностная структура личности, характеризующая ее вторую подсистему. Эти ме­ханизмы и структуры отражены на рис. 10. Как и всякое графическое изображение, эта схема условна, но с ее помощью можно получить на­глядное представление о рассматриваемых далее вопросах.



 


 

Раздел V Личность

Мотивационный механизм

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребнос­тей, интересов, ценностных ориентации и мотивов, конечным результа­том которого является их преобразование в цель личности. В огличие от обычного (технического) механизма, в котором есть своя пространст­венно-временная последовательность перехода от одной части к другой, механизмы, рассматриваемые в структуре личности, предполагают вре­менную последовательность (о пространственной по вполне понятным соображениям, обусловленным спецификой сферы сознания, не может быть и речи) лишь условно-теоретически, с точки зрения анализа само­го процесса перехода от одного элемента структуры к другому.

Если речь идет о последовательности движения в цепочке «потреб­ности — интересы — ценностные ориентации — мотивы — цель», то это прежде всего последовательность рассмотрения каждого элемента, ло­гически следуемого за своим предшественником. На самом деле в про­цессе сознания его элементы на уровне личности (потребности, интере­сы и т.д.) проявляются синхронно, и нет возможности сказать, что у человека появились сначала потребности, затем интересы, вслед за ни­ми ценностные ориентации, и только потом возникли мотивы и цель.

Вместе с тем доказано, что потребности выступают (применитель­но к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объ­ективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) исоциальных потребностей (потребность в различных формах деятельности, общения). Названные потребности следует различать, учи­тывая их неодинаковую природу, разное содержание и особую направлен­ность. Тем не менее резкой грани между ними нет, поскольку потребнос­ти в одежде, жилье и даже еде приобретают социальную «оболочку». Особенно это характерно для периода кризисного развития общества.

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы лич­ности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и де­ятельности, определяющее направленность его действий. По сути де­ла, именно интересы в значительной мере обусловливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами ее дей­ствий. «Ближайшее рассмотрение истории, — писал Гегель, — убежда­ет нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль»1.

1 Гегель Г В Ф Соч: В 14 т. М, Л., 1935. Т 8 С 20


Глава 25. Структура личности 469

Особенность интереса как структурного элемента личности состоит в том, что он всегда побуждает ее к познавательной деятельности. В этом смысле интерес тесно связан с освоением человеком окружающего мира в форме знаний. Поэтому не случайно начало реализации потребности в познании связано со словом «интересно». Следовательно, интерес мо­жет быть охарактеризован как определенное познавательное влечение.

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее пове­дения — ценностные ориентации. Они отражают направленность личнос­ти на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих моти­вацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могуг проявляться интересы личности.

Ценностные ориентации реализуются во всех сферах жизнедея­тельности, будь то труд или досуг, быт или образование. Содержание ценностных ориентации связано с формами общественного сознания, в этом смысле различают моральные (нравственные), эстетические, политические, религиозные и другие ценности. Ценностные ориента­ции личности тесно сопряжены с ценностными ориентациями соци­альной группы, в которую она включена объективно либо включает себя сама. Следовательно, ценностные ориентации личности сущест­вуют в определенном ценностном пространстве.

Потребности и интересы, отражаясь в сознании личности, прелом­ляясь через ее ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято на­зывать мотивами. В них отражается стремление человека удовле­творить свои потребности и интересы. Так создается механизм моти­вации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности — достижение оп­ределенной цели, венчающее «усилия» этого механизма.

Под целью обычно понимают мысленное предвосхищение результа­та деятельности, методов, средств и путей его достижения. С одной стороны, цели объективны, ибо порождаются объективным миром, с другой — субъективны, поскольку возникают в сознании индивида и выступают как мотив, побуждающий к определенному действию.

Диспозиционный механизм

Наряду с мотивационным механизмом в структуре личности действует другой «внугриличностный» механизм — диспозиционный. Диспозиция личности — это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В из-



Раздел V. Личность


вестном смысле диспозиции — это предшествующие поведению личности ее ориентации. Сам названный механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности.

В отличие от мотива, стимул выступает как внешнее, а не внутрен­нее побуждение. Это воздействие на индивида объективных условий, превращающееся в мотив в случае их субъективной значимости, следо­вательно, в ситуации соответствия потребностям и интересам субъекта. Под стимулами чаще всего понимают многочисленные факторы эконо­мического, социального, политического и иного характера, действую­щие в структуре среды личности. В результате взаимодействия мотивов и стимулов (ведущего к появлению установки) возникают диспозиции.

Крайне важную роль в диспозиционном механизме играют установ­ки. Установкаэто общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальная установ­ка — один из наиболее значимых регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действо­вать определенным образом в отношении данного объекта. Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времени предшествуют деятельности, в них отража­ется «нацеленность» на тот или иной «вектор» поведения.

Следует отметить, что понятие социальной установки является од­ним из центральных не только в социологии, но и психологии личнос­ти. В западной социологии установки принято называть аттитюдами — со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого («Польский крестьянин в Европе и Америке», 1918—1920), которые ввели этот термин в научный оборот и немало сделали для его изучения. Одна из наиболее разработанных концепций установки принадлежит советской социально-психологи­ческой школе Д.Н. Узнадзе.

С социальными установками тесно связаны диспозиции личности, занимающие одно из центральных мест в структуре ее внутреннего мира. Их роль и функции анализирует В.А. Ядов в диспозиционной теории саморегуляции социального поведения личности К

Диспозиционная теория регуляции

В соответствии с этой теорией существуют три уровня диспозиций. На нижнем происходит формирование установок элементарного, ситуаци­онного характера, связанного с саморегуляцией поведения в условиях удовлетворения витальных (жизненных) потребностей. На среднем

' См. Ядов В А. О диспемициошши pel у пяции поведения личное ги // Методологи-ческие проблемы социальной исихожнии М., 1975; Он же Саморегуляция и прошози-рование социального поведения личности Л., 1979


Глава 25 Структура личности



уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщен­ной установки личности на социальные объекты. Здесь речь идет об удовлетворении социальных потребностей, связанных с включением ин­дивида в различные социальные группы, а также формы и виды общест­венной деятельности (профессиональной, семейной, политической, до-суговой и др.). При этом сама социальная установка проявляется на трех уровнях — эмоциональном (оценочном), когнитивном, поведенческом.

Наконец, третий, самый высший уровень диспозиций означает формирование у личности концепции жизни и ее воплощение в цен­ностных ориентациях. Здесь нужно иметь в виду удовлетворение са­мых существенных потребностей человека, связанных с высшими це­лями его жизнедеятельности. По мнению В.А. Ядова, именно этот уровень диспозиций оказывается главным в регулировании поступ­ков и действий, всего поведения человека в целом.

Что дает диспозиционная теория саморегуляции социального поведе­ния? Структурируя внутренний мир личности, она позволяет прежде все­го понять и объяснить механизм ее социального поведения в разных услови­ях функционирования и развития, начиная от ситуативных и кончая стратегическими. В одних условиях человек руководствуется элементар­ными установками, в других начинают «включаться» и «работать» базо­вые социальные установки, наконец, возникают предпосылки для фунда­ментальных установок. Как отмечает Ядов, важнейшей функцией диспозиционного механизма структуры личности является «психическая регуляция социальной деятельности, социального поведения личности»1.

В изложенной выше теории структурные элементы личности, несмо­тря на то, что касаются ее внутреннего мира, оказываются тесно связан­ными с социальными условиями, средой личности, наконец, обществом в целом. Установки, диспозиции, ценностные ориентации рассматривают­ся не сами по себе, а в единстве с деятельностью, в которой они реализу­ются, с потребностями, которые они отражают. Таким образом, диспо-зиционный механизм, если его рассматривать «по Ядову», выводит структуру внутреннего мира личности на ее поведенческие и деятельно-стные характеристики.

Механизм памяти

Структура личности в ее внутреннем разрезе будет раскрыта не полно­стью, если не коснуться вопроса о механизме, стоящем особняком от уже охарактеризованных, но от этого не менее значимом. Имеется в ви­ду память личности, выступающая как разновидность социальной памя-

1 Ядов В А. О диспозициошюй регуляции поведения личности. С 97



Раздел V. Личность


ти. В таком качестве она предстает перед нами, по справедливому мне­нию Ю.А. Левады, на двух уровнях: глубинном уровне освоенного опы­та человечества и его знаний (достаточно устойчивый элемент структу­ры личности) и внешнем, динамичном, быстро меняющемся уровне оперативной информации1.

Личность «откладывает» в механизме памяти часть информации в виде накопленных человечеством и имеющих не сиюминутное, такти­ческое, а долговременное, стратегическое значение знаний. Они, вме­сте с внешним слоем механизма памяти, оперативной информацией, в процессе взаимодействия с мотивационным и диспозиционным меха­низмами определяют поведение личности.

Следовательно, внутренние механизмы личностимотивационный, диспозиционный, память — позволяют понять и описать субъективную детерминацию ее поведения. Само поведение предстает как совокупность (или система) поступков личности, в которых отражаются — адекватно или нет — все три механизма с их элементами: потребностями, интереса­ми, ценностными ориентациями, мотивами, стимулами, установками, диспозициями, знаниями, оперативной информацией и др.

Может возникнуть вопрос, должен ли социолог заниматься «внут­ренними» механизмами личности. Или лучше отдать все это на откуп психологам? Нет, и еще раз нет. Ведь для социологии структура лично­сти, и особенно рассмотренный ее срез, — не самоцель. Это лишь часть анализа личности, но такая, без которой ни ее поведение, ни деятель­ность в рамках социальной общности понять трудно. Ведь именно «ра­бота» названных механизмов и определяет реальную жизнедеятель­ность личности или то, что мы называем ее образом жизни. А это, несомненно, социологическая проблема.

Не следует, однако, думать, что поведение личности детерминиро­вано исключительно действием описанных механизмов. Если бы это было так, то возникла бы иллюзия полной автономии личности, ее не­зависимости от внешнего мира, предшествующего опыта поколений. Какой бы значительной ни казалась свобода личности, ее внутренне­го мира, на самом деле она отражает объективные обстоятельства, обусловливающие потребности и интересы личности. Здесь прихо­дится сталкиваться с проявлением необходимости для личности дей­ствовать определенным образом, разумеется, с учетом выбора вариан­тов поведения. Функционирование названных выше механизмов является одним из аспектов деятельности личности — внутренним, непосредственно не наблюдаемым.

1 См.. Левада Ю А. Лекции по социологии Вып. 2. С 9-—11.


Глава 25. Структура личности 473

§ 3. Структура деятельности личности

Подходы к структуре деятельности

Внешне наблюдаемые поступки людей составляют второй аспект дея­тельности — поведенческий, в котором находят непосредственное, конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне на­блюдаемой деятельности. Необходимо отметить, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Этот подход по меньшей мере не точен. Но понять его авторов можно, по­тому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действий для воспроизводства, функциони­рования и развития личности. Она детерминируется (на уровне кон­кретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональ­ным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее «внешнем» выражении, нуж­но отметить, что она может выступать и как своеобразная типология де­ятельности личности.

Каждая из форм деятельности, которые далее будут рассмотрены, имеет сходную структуру, включающую следующие основные эле­менты, составляющие ее примерное содержание: мотивы, цели, сред­ства, целенаправленные действия, компоненты этих действий — опе­рации, обеспечивающие использование имеющихся средств, а также условия для достижения необходимого результата1.

Такое понимание структуры деятельности демонстрирует ее слож­ность и широкий диапазон элементов сознания и поведения. Это дейст­вительно так. Только в теоретическом отношении мы можем препари­ровать деятельность на «внутреннюю» и «внешнюю», на работу сознания и реальные действия, являющиеся ее результатом.

На самом же деле деятельность, выступающая основным специфи­ческим способом человеческого бытия, в своем действительном, кон­кретном проявлении на уровне индивида «перемешивает» все выше­названные элементы. Отделить их друг от друга ни во времени, ни в пространстве часто невозможно. Каждому ясно, что, прежде чем чело­век что-либо делает, он «пропускает» это «что-либо» через свое созна­ние и соотносит его со своими потребностями, интересами, установка­ми и т.д. И если «что-либо» не совпадает с устремлениями индивида,

См.: Психологический словарь. С. 95



Раздел V. Личность


его ожиданиями определенных результатов, он постарается не совер­шать действий, противоречащих собственным ценностным ориента-циям. Так на индивидуально-личностном уровне выглядит каждое конкретное социальное действие, любой акт деятельности.

Основные формы деятельности

В социально-философском плаве и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружаю­щему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, практическую и теоретическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Кро­ме того, имеет смысл говорить о смешанной форме, которую К. Маркс называл практически-духовным освоением мира (например, художест­венная или научно-экспериментальная деятельность).

Еще одна «внешняя» структура деятельности (а по существу, ее классификация) может быть рассмотрена в связи с отношением лич­ности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделя­ется прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Однако полного соот­ветствия этих форм, по-видимому, нет. Если раньше однозначно ут­верждалось, что революционная деятельность — прогрессивна, а контр революционная — реакционна, то сейчас, в связи с пересмотром отношения к ряду революций (особенно «кровавых»), вряд ли такие ут­верждения будут оправданными. Действительно, деятельность личнос­ти, имевшая террористический, пусть и в интересах революции, харак­тер не может быть признана прогрессивной, коль скоро она сопряжена с уничтожением людей.

Говоря о структурировании деятельности, нельзя забывать о таком критерии, как получение нового результата. На этом основании выде­ляют творческую и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Деятельность личности может быть также инноваци­онной и р у т и н н о й. В последние годы в социологии внимание к этим формам деятельности растет. Особенно это касается творческой и инновационной деятельности, определяющей npoipecc не только личности, но и общества. Далее, в последней главе учебника, пробле­ма инноваций будет рассмотрена специально.

Разумеется, названные формы деятельности личности могут быть не только изучены в рамках общей социологической и даже социально-философской теории, но и переведены на язык эмпирических социоло­гических исследований. Однако в силу достаточно общего характера многих форм деятельности сделать это не просто. С другой стороны,


Глава 25. Структура личности



есть структуры деятельности, изучаемые прежде всего на уровне специ­альных социологических теорий и эмпирических исследований.

Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием ко­торой является дифференциация деятельности по определенным сфе­рам и видам. Это деятельность экономическая, политическая, соци­альная, духовная, равно как и производственно-трудовая, бытовая, досуговая, культурно-образовательная. Каждая из них (так же как и иные, не названные здесь) может быть, в свою очередь, структуриро­вана более дробно, поскольку состоит из множества конкретных ви­дов деятельности. Для примера отметим, что исследователи досуго-вой деятельности в нашей стране насчитали около 300 ее отдельных видов (а зарубежные специалисты называют даже 800 видов).

Основные виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности, играющими решаю­щую роль в возникновении, функционировании и развитии личности, с точки зрения ее онтогенеза являются игра, образование и т р у д. В данном случае речь идет о последовательности основных ви­дов деятельности, в процессе которых происходит становление лич­ности индивида. Если же рассматривать личность с позиций филоге­нетического подхода, связанного с возникновением и развитием человека как продукта эволюции природы и общества, то здесь, несо­мненно, на первый план выходит труд, с! ним же генетически связа­ны (из него «происходят») все другие виды человеческой деятель­ности.

Труд — самый фундаментальный вид личностной деятельности, в какой бы форме он ни выступал — умственной или физической, ква­лифицированной или неквалифицированной, сложной или простой и т.д. Дело не только в том, что трудовая деятельность — основной ис­точник, инструмент удовлетворения многочисленных личностных потребностей. Вне этой деятельности было бы невозможным разви­тие сознания, языка, общения, т.е. того, что делает человека личнос­тью. Наконец, труд изначально базируется на совместности, коллек­тивности усилий людей, что приводит к необходимости социальных, рассчитанных на других (а не только на себя) действий личности.

Структурируя деятельность, необходимо отметить те ее проявле­ния, которые направлены непосредственно на какие-либо объекты (ими могут быть предметы труда, люди и т.д.). Это так называемая предметная деятельность. Когда она касается других людей, можно говорить о взаимодействии. Кроме того, деятельность личнос­ти выступает в форме ее самодеятельности, которая не перестает



Раздел V. Личность


быть от этого социальной и отчасти предметной, хотя и «сохраняет* своего индивидуального субъекта.

Вообще предметность и социальность деятельности личности тесно взаимосвязаны. Верно отмечает В.Е. Кемеров, что «предметность дея­тельности по сути означает социальность ее, ибо предмет не замыкает че- > ловеческую самореализацию, а открывает ее coi щалыюму м иру, другому; человеку, представляет ее разным («близким» и «дальним») людям, «транслирует» ее в пространстве и времени социального процесса»1.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности \ имеется множество. Оно детерминировано богатством человеческих проявлений жизни. Все эти формы и виды деятельности, обусловлен­ные системой социальных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Как отмечалось выше, в процессе социологического изучения личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоя­нием сознания, способом и характером поведения, в котором раскры­вается внешняя сторона деятельности. К рассмотрению образа жизни мы приступаем в следующей главе.

Вопросы и задания

1. В чем сущееi во системною подхода к анализу струмуры личносш? Какие под­
системы он позволяет выявить? Как они связаны между собой?

2. Какие вариан гы структурирования личности вам износ ты? ОхарамеризуГис и\




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.