Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные статусы и социальные роли 17 страница




По всей видимости, необходимо более конкретное, дробное выделе­ние этапов социализации. И дело здесь не только в ином теоретическом подходе, а в его практической целесообразности. Выделение достаточ­но ограниченных по времени и базирующихся на определенных крите­риях этапов социализации позволяет строить определенным образом деятельность «агентов» социализации, ее социальных институтов с тем, чтобы максимально учесть специфические особенности каждого из конкретных периодов жизненного пути личности.

Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду прежде всего три главных: время физического и социального созревания; харак­тер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты («агенты») социализации. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие этапы социализации.

Первыймладенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе — общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия»1. Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.


1 КаганМС Философия культуры. СПб, 1996 С 301


Глава 27 Социализация личности



Второй — детство (от 3 до 6—7 лет). Здесь основной формой дея­тельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» па себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт соци­ализации — дошкольное образовательное учреждение.

Переход от моноинституциональной к полиинституциональной соци­ализации бы вает весьма трудным и мучительным для ребенка. Немало де­тей так и не могут ощутить в полной мере благоприятного характера это­го перехода, прежде всего чисто психологически. Для некоторых посещение детского сада — настоящая драма, со слезами, с просьбами к родителям не отдавать их в садик, потому что «там плохо, а дома хорошо».

В рамках детства появляется еще один институт социализации — массовые средства информации, точнее, телевидение. Но его «внедре­ние» в жизнь не доставляет ребенку психологического дискомфорта, тем более что телевизионные передачи дети смотрят дома, в семейном окружении, чго лишь добавляет положительные эмоции.

Третий этап охватывает период от 6—7 до 13—14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих перело­мов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меня­ется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто про­должает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жиз­ни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению при­ходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, на­кладывающее свою особую печать па процесс социализации.

Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13—14 лет) и характеризуется известной временной неопределеннос­тью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение уче­ния и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у дру1их — в 23—25 и даже позже. Основной фор­мой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серь­езную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и — чаще всего — начинает­ся половая жизнь.

В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все ус­ловия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов


 


 



Раздел V. Личность


социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значе­ние семьи, сохраняющееся — учреждений образования и резко возраста­ющее — социальной микросреды, товарищеского окружения.

Подчеркивая важность каждого этапа социализации из тех, что бы­ли и будут еще рассмотрены, вес лее необходимо подчеркнуть особое место только что охарактеризованного. Он как бы подводит итог, завер­шает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологиче­ской и социальной зрелости, определенной стабильности (которая, впрочем, в дальнейшем может неоднократно нарушаться жизненными «бурлесками»).

Здесь возникает вопрос о том, что такое зрелость. Прежде всего это самостоятельность личности в решении основных вопросов жизни. К их числу, а стало быть к критериям зрелости, могут быть отнесены следующие возможности: самостоятельно зарабатывать, обеспечивать себя средствами к существованию; самостоятельно выбирать тот или иной путь в жизни, способ и характер профессиональной деятельнос­ти; жить и быть независимым от родителей или других родственников; самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.

Пятый этап охватывает временные рамки функционирования со­циально зрелой личности (от 20—25 до 35—40 лет). Он характеризу­ется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфе­ре, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе про­исходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут спо­собствовать основные институты социализации — производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образо­вание и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессио­нально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, об­щественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

Шестой этап связан с возрастным периодом от 35—40 до 55—65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пен­сионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализа­ции чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что имен­но в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт рабо­ты и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда.

Следствием такого интереса может быть удовлетворенность лично­сти своим статусом. Основными формами деятельности, наряду с про-


Глава 27. Социализация личности ■ 503

фессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспи­тание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интере­сом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности.

Наконец, завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной про­фессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и при­носить глубокую удовлетворенность.

На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась ник­чемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое со­стояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, мо­жет усугубиться психологически и привести к невротизации.

На последнем этапе социализации личности особую роль играют социальные институты, связанные с возможностью ее социальной за­щиты и оказания ей морально-психологической помощи. Конечно, нельзя недооценивать роль семьи, которая становится вновь столь же значимой, сколь была на первых этапах социализации. Все возвраща­ется на «круги своя»...

§ 2. Социальные факторы социализации

Социальные факторы как условие социализации

Из сказанного выше очевидно, что социализация личности осуществ­ляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами. Среди них можно выделить социальные группы, организации и, конеч­но, социальные институты, рассмотрение роли и значения которых в социологическом плане является едва ли не самым важным. Если про­следить общую тенденцию перехода от одного этапа социализации к другому, то она будет состоять в движении от ее монофакторного (се­мья) к полифакторному характеру и затем к заключительному этапу социализации — в обратном направлении. Чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интен­сивнее он протекает.



Раздел V Личность


Их отсутствие делает социализацию невозможной. Об этом свиде­тельствуют описанные в литературе случаи (ставшие уже хрестоматий­ными) естественной и искусственной изоляции детей. Один из них — случай с двумя индийскими девочками Амалой и Камалой, которых ута­щили и вскормили волки. Девочек нашли и попытались вернуть к чело­веческой жизни, однако практически почти безуспешно. Одна из девочек прожила недолго, другая, несмотря на активные попытки включить ее в процесс социализации, так и не сумела достичь уровня своих сверстниц.

Что касается случая искусственной изоляции ребенка, то он также описан. Речь идет о девочке Изабелле, незаконнорожденной дочери глухонемой женщины, которая скрывала ее от семьи, где работала при­слугой. Девочка владела лишь языком знаков, по не умела общаться с людьми. В возрасте 6 лет ее пашли, при этом она проявляла по отноше­нию к людям звериный страх и враждебность. Только после многолет­него обучения Изабелла в конце концов стала нормальным человеком.

Как видно, описаны два случая с разным исходом. Но оба они сви­детельствуют об одном и том же: там, где вовремя вступают в силу со­циальные факторы социализации, в том числе и такие важные, как язык, речь, детские игры, возможно «возвращение в общество». Если такового воздействия нет, социализация немыслима.

Макро-, мезо-, микрофакторы

Факторы социализации можно рассматривать в их различных сочета­ниях. Одно из них — выявление макро-, мезо- и микрофакторов, влия­ющих на социализацию личности. Макрофакторы — это прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства мас­совой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в ко­тором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окру­жение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структу­ры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности.

Макро- и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Очевидно, что ин­формация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его соци­ализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы


Глава 27. Социализация личности



конкретного социума, через агентов социализации, т.е. тех людей, с ко­торыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» аген­тов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это прежде всего ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи.

Механизмы социализации

Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отме­тить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм со­циализации человека. Этот механизм выступает как его внутренний ди­алог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой индивид анализирует, оценивает, принимает или отвергает «предлагаемые» ему социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух пла­нах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы пред­ставляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я.

По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом сле­дует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, харак­теризующих условия социальной среды, с факторами внутриличностны-ми. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения человеком норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессио­нального, досугового и другого). Называют межличностный механизм со­циализации, означающий процесс общения личности со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстни­ками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организа­ций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воз­действию, оказываемому этой группой или организацией в целом.

В связи с рассмотренными механизмами социализации личности представляет интерес одна из социологических теорий, известная как теория зеркального Я. Ее автором является известный американский со­циолог Ч. Кули. Он поставил задачу проанализировать социализацию личности в ходе осознания ею собственного Я. Суть теории состоит в том, что личностное Я открывается человеку как бы в зеркальном виде, через реакции других людей, с ним взаимодействующих. Кули различал самосознание (что я думаю о себе), социальное сознание



Раздел V. Личность


(что я думаю о том, как другие на меня смотрят) иобщ ест венное сознание (что в группе думают обо мне и о группе в целом).

В соответствии с этой теорией, начиная с детства, человек в про­цессе социализации ориентируется на мнение других людей, которые выступают для него как своеобразное «социальное зеркало». Зеркаль­ное Я продолжает формировать и развивать личность и на последую­щих этапах социализации. Такой подход привел Кули к мысли о доми­нировании пассивного начала личности, поскольку, по его мнению, восприятие мира и развитие человека осуществляется на основе мне­ний о нем других и восприятий им самим этих мнений в качестве ос­новного источника социализации.

Справедливости ради нужно отметить, что отдельные положения, имеющие отношение к теории зеркального Я (разумеется, без деталь­ного анализа и проработки) задолго до Кули были высказаны К. Марк­сом в «Капитале». Приведем лишь одну его мысль: «В некоторых отно­шениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: "Я есмь Я", то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к челове­ку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к са­мому себе как к человеку»*.

Еще один механизм социализации личности имеет название сти­лизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, харак­теризующихся определенной субкультурой — комплексом мо­рально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных возрастных, профессиональных, культурных слоев. Субкульту­ра способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями рефе­рентной группы для данной личности.

Особо следует сказать об институциональном механизме социализа­ции, что означает, как это следует из самого термина, социализацию лич­ности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, создан­ными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести прежде всего институты образования и воспитания, к числу вторых — производствен­ные, политические, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.

Значение социальных институтов для процесса социализации лич­ности состоит прежде всего в том, что иод их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую оче­редь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты се-

1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т 23 С 62


Глава 27. Социализация личности



мьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социали­зации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования — освоение зна­ния, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способ­ностей и дарований личности.

Три группы проблем социализации

Все механизмы социализации так или иначе касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы свя­заны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На каждом этапе социализации эти проблемы имеют особое, специфическое со­держание, появляются разные способы их решения. Одно остается не­изменным: их значение для личности. Часто она не осознает существа этих проблем, но они глубоко «сидят» в каждом человеке, заставляя предпринимать действия, направленные на их решение.

Естественно-культурные проблемы также проявляют себя на каж­дом этапе социализации. Их содержание связано с достижением челове­ком определенного уровня физического и сексуального развития. Про­блемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естест­венно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также во­просы формирования эталонов мужественности и женственности в раз­личных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержа­нием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. Эти проблемы касаются и ценностных ориентации личности, и ее мировоззрения, и духовного склада. Они также специфичны на каждом этапе социализации, поскольку имеют познавательный, морально-нравственный, ценностно-смысловой характер.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких про­блем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социали­зации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить про­цесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой


 


 



Раздел V Личность


ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, ме­нять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, ес­ли нерешенные или нерешаемые проблемы не будут осознаны личнос­тью и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авто­ры применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — спо­собность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовле­творению его потребностей в социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация лично­сти с обществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и роле­вых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять лич­ность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера спо­собно превратить человека в борца против его устоев (что особенно ха­рактерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, по и процес­са социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.

Подведем итог. В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые спо­собны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необ­ходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от че­ловека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот про­цесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объ­ективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

Вопросы и задания

1. Существуют ли различия в содержании и ипю.пь.ювании юрмппов «<оциа пиа-
ция» и «воспитание»?

2. Какая и! предложенных в mane iракiопок ооцналшации вам преде ывляекя бо­
лее верной и почему?

, 3. Почему необходимо выделение фа j в процессе социализации? М ю л о фалы? Оха­рактеризуйте каждую ш них и покажите, в чем принципиальное различие между ними.


Глава 27. Социализация личности



4. Что такое дезадаптация? Приведите ее примеры.

5. Какие подходы к выделению этапов (периодов) социализации вы знаете? Про-
апали!ируйге критерии, лежащие в их основе.

G. Что такое «социальные факторы социализации»? Какие факторы становятся до­минирующими на каждом из ее этапов?

7. Посредством каких механизмов осуществляется социализация?

8. Почему социализация является противоречивым процессом?

9. Какие проблемы разрешает личность в процессе социализации? Проанализируй­
те их в отношении самого себя.

Литература

Андреева Г.М Социальная психология М., 1996. С. 274—287.

Волков ЮГ, Добренькое В И., Иечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000. Гл. 3.

Гидденс Э Социология. М., 1999. Гл. 3.

Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализа-ционная траемория // Социол. исслед. 2003. № 1

Ковалева A.M. Социализация личности: норма и отклонение М., 1996.

Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. С 102—111.

Коп И.С. Социология личное!и. М., 1967.

Кравченко С.А., Мнацакапян М О, Покровский Н.Е. Социолошя: парадигмы и темы. М„ 1998. С. 184-198.

Крат кий словарь по социолoi ии М, 1989.

Российская социологическая лншклопедия. М., 1998.


Глава 28

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

§ 1 Понятие отклоняющегося поведения § 2 Теории отклоняющеюся

поведения § 3 Типология отклоняющегося поведения

§ 4 Социальный контроль

§ 1. Понятие отклоняющегося поведения

Девиация: негативная и позитивная направленность

Проведенный в предшествующих главах анализ проблем личности, ее социализации и образа жизни позволил увидеть, что индивид далеко не всегда конформен по отношению к обществу и принятым в нем нормам. Часто его установки и модели поведения не соответствуют ни социаль­ным и культурным целям, ни институционализированным средствам, существующим в обществе. Такое поведение принято называть от­клоняющимся или девиантным (от лат. dcviatio — отклоне­ние). Поэтому в самом общем виде под отклоняющимся поведением бу­дем понимать поступки и действия людей (девиантов — нарушителей, делинквентов — правонарушителей), вступающие в противоречие с ут­вердившимися в данном обществе нормами и правилами поведения.

Сложился стереотип, в соответствии с которым к девиантам — субъ­ектам отклоняющегося поведения — относят людей, представляющих общественную опасность, некую угрозу стабильности и социальному порядку. Эго не совсем так, точнее, совсем не так. Конечно, социальные отклонения могут проявляться в различных формах, в том числе и в форме преступности, наркомании, алкоголизма. Однако к девиантам с таким же успехом следует относить политических радикалов, художни­ков-новаторов, выдающихся ученых, великих полководцев и государст­венных деятелей. Их поведение — тоже отклоняющееся.

Отечественный исследователь Я.И. Гилипский различает негатив­ное отклоняющееся поведение, наносящее обществу ущерб и препят ст-вующее социальному развитию, и позитивные отклонения, к которым он относит различные формы социального творчества (научного, тех-


Глава 28 О1клоняющееся поведение и социальный контроль



ничсского, художественного и др.). В последних новаторство нераз­рывно связано с преодолением, нарушением сущее гвующих норм, ти­пов деятельности1.

Проблема заключается не просто в отклонении поведения от сущест­вующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение может быть социально одобряемым либо осуждаемым. Конечно, люди, обладающие особыми способностями, талантами, благодаря которым они могут возвыситься над другими, и живущие «не так, как все», не должны стаиовшься объектом общественного осуждения либо порица­ния (если они, естественно, не допускают существенных отклонений от нравственных либо правовых норм). Совсем другое дело — отношение к нарушениям морального и особенно правового характера, которое не может не быть социально осуждающим.

Противоречивость в понимании социального отклонения

Здесь необходимо привести еще одну интерпретацию отклоняющего­ся поведения (характерную преимущественно для западной социоло­гии): девиантность определяется как соответствие (или несоответст­вие) действий социальным ожиданиям. В этом случае часто бывает трудно определить, что является девиацией, а что — нет. Скажем, убийство — это девиантное поведение? На первый взгляд вопрос зву­чит риторически. Однако если выясняется, что убийство совершено в целях самообороны или в ходе ведения военных действий, то ответ уже не кажется столь очевидным. Более того, убивший в такой ситуа­ции может считаться героем и быть оправданным не только по закону, но и по «морали». Другими словами, его поведение окажется социаль­но одобренным.

Приведенные суждения свидетельствуют о том, ч го характеристи­ка девиантного поведения связана с неопределенностью социальных ожиданий. Вопрос часто сводится к тому, что считать отклонением. Будет ли им, к примеру, сквернословие, использование мата (которое, к сожалению, «заполонило» нашу повседневную лексику и нет-нет да и прорывается в печать и на телевидение)? С точки зрения общепри­нятых норм, да. Более того, примененное по отношению к конкретно­му человеку, оно может рассматриваться как его оскорбление и быть обжаловано в установленном порядке. Но есть определенные группы людей (скажем, заключенные в исправительно-трудовом учрежде­нии), в которых использование в разговоре нецензурных слов и выра­жений является обычным, т.е.соответствующим тем нормам, которые приняты в данной группе. Скорее неупотребление человеком, попав-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.