КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные статусы и социальные роли 17 страница
По всей видимости, необходимо более конкретное, дробное выделение этапов социализации. И дело здесь не только в ином теоретическом подходе, а в его практической целесообразности. Выделение достаточно ограниченных по времени и базирующихся на определенных критериях этапов социализации позволяет строить определенным образом деятельность «агентов» социализации, ее социальных институтов с тем, чтобы максимально учесть специфические особенности каждого из конкретных периодов жизненного пути личности. Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду прежде всего три главных: время физического и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты («агенты») социализации. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие этапы социализации. Первый — младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе — общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия»1. Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники. 1 КаганМС Философия культуры. СПб, 1996 С 301 Глава 27 Социализация личности Второй — детство (от 3 до 6—7 лет). Здесь основной формой деятельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» па себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации — дошкольное образовательное учреждение. Переход от моноинституциональной к полиинституциональной социализации бы вает весьма трудным и мучительным для ребенка. Немало детей так и не могут ощутить в полной мере благоприятного характера этого перехода, прежде всего чисто психологически. Для некоторых посещение детского сада — настоящая драма, со слезами, с просьбами к родителям не отдавать их в садик, потому что «там плохо, а дома хорошо». В рамках детства появляется еще один институт социализации — массовые средства информации, точнее, телевидение. Но его «внедрение» в жизнь не доставляет ребенку психологического дискомфорта, тем более что телевизионные передачи дети смотрят дома, в семейном окружении, чго лишь добавляет положительные эмоции. Третий этап охватывает период от 6—7 до 13—14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто продолжает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать па процесс социализации. Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13—14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у дру1их — в 23—25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и — чаще всего — начинается половая жизнь. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов
Раздел V. Личность социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся — учреждений образования и резко возрастающее — социальной микросреды, товарищеского окружения. Подчеркивая важность каждого этапа социализации из тех, что были и будут еще рассмотрены, вес лее необходимо подчеркнуть особое место только что охарактеризованного. Он как бы подводит итог, завершает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологической и социальной зрелости, определенной стабильности (которая, впрочем, в дальнейшем может неоднократно нарушаться жизненными «бурлесками»). Здесь возникает вопрос о том, что такое зрелость. Прежде всего это самостоятельность личности в решении основных вопросов жизни. К их числу, а стало быть к критериям зрелости, могут быть отнесены следующие возможности: самостоятельно зарабатывать, обеспечивать себя средствами к существованию; самостоятельно выбирать тот или иной путь в жизни, способ и характер профессиональной деятельности; жить и быть независимым от родителей или других родственников; самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. Пятый этап охватывает временные рамки функционирования социально зрелой личности (от 20—25 до 35—40 лет). Он характеризуется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации — производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образование и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения. Шестой этап связан с возрастным периодом от 35—40 до 55—65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализации чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что именно в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт работы и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда. Следствием такого интереса может быть удовлетворенность личности своим статусом. Основными формами деятельности, наряду с про- Глава 27. Социализация личности ■ 503 фессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интересом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности. Наконец, завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность. На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации. На последнем этапе социализации личности особую роль играют социальные институты, связанные с возможностью ее социальной защиты и оказания ей морально-психологической помощи. Конечно, нельзя недооценивать роль семьи, которая становится вновь столь же значимой, сколь была на первых этапах социализации. Все возвращается на «круги своя»... § 2. Социальные факторы социализации Социальные факторы как условие социализации Из сказанного выше очевидно, что социализация личности осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами. Среди них можно выделить социальные группы, организации и, конечно, социальные институты, рассмотрение роли и значения которых в социологическом плане является едва ли не самым важным. Если проследить общую тенденцию перехода от одного этапа социализации к другому, то она будет состоять в движении от ее монофакторного (семья) к полифакторному характеру и затем к заключительному этапу социализации — в обратном направлении. Чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает. Раздел V Личность Их отсутствие делает социализацию невозможной. Об этом свидетельствуют описанные в литературе случаи (ставшие уже хрестоматийными) естественной и искусственной изоляции детей. Один из них — случай с двумя индийскими девочками Амалой и Камалой, которых утащили и вскормили волки. Девочек нашли и попытались вернуть к человеческой жизни, однако практически почти безуспешно. Одна из девочек прожила недолго, другая, несмотря на активные попытки включить ее в процесс социализации, так и не сумела достичь уровня своих сверстниц. Что касается случая искусственной изоляции ребенка, то он также описан. Речь идет о девочке Изабелле, незаконнорожденной дочери глухонемой женщины, которая скрывала ее от семьи, где работала прислугой. Девочка владела лишь языком знаков, по не умела общаться с людьми. В возрасте 6 лет ее пашли, при этом она проявляла по отношению к людям звериный страх и враждебность. Только после многолетнего обучения Изабелла в конце концов стала нормальным человеком. Как видно, описаны два случая с разным исходом. Но оба они свидетельствуют об одном и том же: там, где вовремя вступают в силу социальные факторы социализации, в том числе и такие важные, как язык, речь, детские игры, возможно «возвращение в общество». Если такового воздействия нет, социализация немыслима. Макро-, мезо-, микрофакторы Факторы социализации можно рассматривать в их различных сочетаниях. Одно из них — выявление макро-, мезо- и микрофакторов, влияющих на социализацию личности. Макрофакторы — это прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности. Макро- и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Очевидно, что информация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его социализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы Глава 27. Социализация личности конкретного социума, через агентов социализации, т.е. тех людей, с которыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» агентов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это прежде всего ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи. Механизмы социализации Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации человека. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой индивид анализирует, оценивает, принимает или отвергает «предлагаемые» ему социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я. По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. При этом под таким механизмом следует понимать определенное соединение, «сцепление» факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами внутриличностны-ми. В этом смысле говорят о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения человеком норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения личности со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом. В связи с рассмотренными механизмами социализации личности представляет интерес одна из социологических теорий, известная как теория зеркального Я. Ее автором является известный американский социолог Ч. Кули. Он поставил задачу проанализировать социализацию личности в ходе осознания ею собственного Я. Суть теории состоит в том, что личностное Я открывается человеку как бы в зеркальном виде, через реакции других людей, с ним взаимодействующих. Кули различал самосознание (что я думаю о себе), социальное сознание Раздел V. Личность (что я думаю о том, как другие на меня смотрят) иобщ ест венное сознание (что в группе думают обо мне и о группе в целом). В соответствии с этой теорией, начиная с детства, человек в процессе социализации ориентируется на мнение других людей, которые выступают для него как своеобразное «социальное зеркало». Зеркальное Я продолжает формировать и развивать личность и на последующих этапах социализации. Такой подход привел Кули к мысли о доминировании пассивного начала личности, поскольку, по его мнению, восприятие мира и развитие человека осуществляется на основе мнений о нем других и восприятий им самим этих мнений в качестве основного источника социализации. Справедливости ради нужно отметить, что отдельные положения, имеющие отношение к теории зеркального Я (разумеется, без детального анализа и проработки) задолго до Кули были высказаны К. Марксом в «Капитале». Приведем лишь одну его мысль: «В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: "Я есмь Я", то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»*. Еще один механизм социализации личности имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой — комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных возрастных, профессиональных, культурных слоев. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности. Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести прежде всего институты образования и воспитания, к числу вторых — производственные, политические, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие. Значение социальных институтов для процесса социализации личности состоит прежде всего в том, что иод их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты се- 1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т 23 С 62 Глава 27. Социализация личности мьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования — освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности. Три группы проблем социализации Все механизмы социализации так или иначе касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На каждом этапе социализации эти проблемы имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения. Одно остается неизменным: их значение для личности. Часто она не осознает существа этих проблем, но они глубоко «сидят» в каждом человеке, заставляя предпринимать действия, направленные на их решение. Естественно-культурные проблемы также проявляют себя на каждом этапе социализации. Их содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах. Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. Эти проблемы касаются и ценностных ориентации личности, и ее мировоззрения, и духовного склада. Они также специфичны на каждом этапе социализации, поскольку имеют познавательный, морально-нравственный, ценностно-смысловой характер. Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации. Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой
Раздел V Личность ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или нерешаемые проблемы не будут осознаны личностью и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации. В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации. Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, по и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность. Подведем итог. В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную. Вопросы и задания 1. Существуют ли различия в содержании и ипю.пь.ювании юрмппов «<оциа пиа- 2. Какая и! предложенных в mane iракiопок ооцналшации вам преде ывляекя бо , 3. Почему необходимо выделение фа j в процессе социализации? М ю л о .и фалы? Охарактеризуйте каждую ш них и покажите, в чем принципиальное различие между ними. Глава 27. Социализация личности 4. Что такое дезадаптация? Приведите ее примеры. 5. Какие подходы к выделению этапов (периодов) социализации вы знаете? Про- G. Что такое «социальные факторы социализации»? Какие факторы становятся доминирующими на каждом из ее этапов? 7. Посредством каких механизмов осуществляется социализация? 8. Почему социализация является противоречивым процессом? 9. Какие проблемы разрешает личность в процессе социализации? Проанализируй Литература Андреева Г.М Социальная психология М., 1996. С. 274—287. Волков ЮГ, Добренькое В И., Иечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000. Гл. 3. Гидденс Э Социология. М., 1999. Гл. 3. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализа-ционная траемория // Социол. исслед. 2003. № 1 Ковалева A.M. Социализация личности: норма и отклонение М., 1996. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. С 102—111. Коп И.С. Социология личное!и. М., 1967. Кравченко С.А., Мнацакапян М О, Покровский Н.Е. Социолошя: парадигмы и темы. М„ 1998. С. 184-198. Крат кий словарь по социолoi ии М, 1989. Российская социологическая лншклопедия. М., 1998. Глава 28 Отклоняющееся поведение и социальный контроль § 1 Понятие отклоняющегося поведения § 2 Теории отклоняющеюся поведения § 3 Типология отклоняющегося поведения § 4 Социальный контроль § 1. Понятие отклоняющегося поведения Девиация: негативная и позитивная направленность Проведенный в предшествующих главах анализ проблем личности, ее социализации и образа жизни позволил увидеть, что индивид далеко не всегда конформен по отношению к обществу и принятым в нем нормам. Часто его установки и модели поведения не соответствуют ни социальным и культурным целям, ни институционализированным средствам, существующим в обществе. Такое поведение принято называть отклоняющимся или девиантным (от лат. dcviatio — отклонение). Поэтому в самом общем виде под отклоняющимся поведением будем понимать поступки и действия людей (девиантов — нарушителей, делинквентов — правонарушителей), вступающие в противоречие с утвердившимися в данном обществе нормами и правилами поведения. Сложился стереотип, в соответствии с которым к девиантам — субъектам отклоняющегося поведения — относят людей, представляющих общественную опасность, некую угрозу стабильности и социальному порядку. Эго не совсем так, точнее, совсем не так. Конечно, социальные отклонения могут проявляться в различных формах, в том числе и в форме преступности, наркомании, алкоголизма. Однако к девиантам с таким же успехом следует относить политических радикалов, художников-новаторов, выдающихся ученых, великих полководцев и государственных деятелей. Их поведение — тоже отклоняющееся. Отечественный исследователь Я.И. Гилипский различает негативное отклоняющееся поведение, наносящее обществу ущерб и препят ст-вующее социальному развитию, и позитивные отклонения, к которым он относит различные формы социального творчества (научного, тех- Глава 28 О1клоняющееся поведение и социальный контроль ничсского, художественного и др.). В последних новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушением сущее гвующих норм, типов деятельности1. Проблема заключается не просто в отклонении поведения от существующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение может быть социально одобряемым либо осуждаемым. Конечно, люди, обладающие особыми способностями, талантами, благодаря которым они могут возвыситься над другими, и живущие «не так, как все», не должны стаиовшься объектом общественного осуждения либо порицания (если они, естественно, не допускают существенных отклонений от нравственных либо правовых норм). Совсем другое дело — отношение к нарушениям морального и особенно правового характера, которое не может не быть социально осуждающим. Противоречивость в понимании социального отклонения Здесь необходимо привести еще одну интерпретацию отклоняющегося поведения (характерную преимущественно для западной социологии): девиантность определяется как соответствие (или несоответствие) действий социальным ожиданиям. В этом случае часто бывает трудно определить, что является девиацией, а что — нет. Скажем, убийство — это девиантное поведение? На первый взгляд вопрос звучит риторически. Однако если выясняется, что убийство совершено в целях самообороны или в ходе ведения военных действий, то ответ уже не кажется столь очевидным. Более того, убивший в такой ситуации может считаться героем и быть оправданным не только по закону, но и по «морали». Другими словами, его поведение окажется социально одобренным. Приведенные суждения свидетельствуют о том, ч го характеристика девиантного поведения связана с неопределенностью социальных ожиданий. Вопрос часто сводится к тому, что считать отклонением. Будет ли им, к примеру, сквернословие, использование мата (которое, к сожалению, «заполонило» нашу повседневную лексику и нет-нет да и прорывается в печать и на телевидение)? С точки зрения общепринятых норм, да. Более того, примененное по отношению к конкретному человеку, оно может рассматриваться как его оскорбление и быть обжаловано в установленном порядке. Но есть определенные группы людей (скажем, заключенные в исправительно-трудовом учреждении), в которых использование в разговоре нецензурных слов и выражений является обычным, т.е.соответствующим тем нормам, которые приняты в данной группе. Скорее неупотребление человеком, попав-
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |