КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию 1. История постановки проблемы целостности в психологии. 2. Берлинская школа гештальтпсихологии (основные представители, идеи, метод). 3. Целостный подход в исследованиях мотивационно-потребностной сферы в школе К.Левина. 4. Гуманистическая психология: основные представители и идеи. 5. Экзистенциальная психология как течение гуманистической психологии. 6. Номотетический подход в современной когнитивной психологии. Сущность «компьютерной метафоры». Ответ на первый вопрос начните с критического анализа элементаристской доктрины в классической психологии сознания В.Вундта. Приведите примеры обоснования принципа целостности в изучении психических явлений (Дж.Ст.Милль, Х.Эренфельс). При ответе на второй вопрос назовите основателя Берлинской школы гештальтпсихологии, место и время ее возникновения. Охарактеризуйте основные направления проработки идей целостного характера психики в Берлинской школе. Раскройте сущность метода феноменологического наблюдения. Приведите примеры экспериментальных исследований восприятия, объясняющих первичность целостного восприятия (фи-феномен). Дайте характеристику основным законам восприятия, приведите примеры их проявления. Обратите особое внимание на инсайт как механизм мышления и адаптации (сравните с механизмами научения и адаптации в бихевиоризме). Отвечая на третий вопрос, обоснуйте научное единство школы К.Левина с Берлинской школой гештальтпсихологии. Дайте определение понятиям «психологическое поле», «валентность», «полевое поведение», «квазипотребность», «временная перспектива». Объясните механизмы поведения и развития личности с точки зрения теории поля. Приведите примеры экспериментальных исследований в школе К.Левина. Ответ на четвертый вопрос начните с характеристики научных и социальных предпосылок возникновения гуманистической психологии. Охарактеризуйте специфику гуманистической психологии в отличие от существующих направлений. Назовите основные положения теории мотивации А.Маслоу и объясните суть проблемы самоактуализации. Дайте характеристику основным положениям индирективнго подхода К.Роджерса, раскройте сущность понятий «субъективный опыт», «конгруэнтность личности», «полностью функционирующая личность». Проведите анализ сходства и различий подходов А.Маслоу и К.Роджерса. Ответ на пятый вопрос предполагает выделение общих оснований и принципиальных различий в гуманистической и экзистенциальной психологии. Раскройте взгляды экзистенциалистов на врожденный позитивный потенциал человека и движущие силы развития личности. Охарактеризуйте в общих чертах основные идеи логотерапии В.Франкла, их связь с автобиографическими фактами автора. При ответе на шестой вопрос охарактеризуйте предмет и методы когнитивной психологии, поясните сущность «компьютерной метафоры». Назовите основные проблемы и сферы исследований когнитивной психологии. Обоснуйте отнесение когнитивной психологии к номотетическому подходу. Практические задания 1) Заполните терминологический и персоналистический словари. 2) Придумайте и запишите примеры проявления в повседневной жизни законов восприятия, описанных в гештальтпсихологии (не менее 5 примеров). 3) Сформулируйте вопросы по содержанию работы В.Келера [4]* с целью проверки усвоения содержания данных работ другими студентами (для использования данных вопросов на семинарском занятии). 4) Законспектируйте работу Б.В.Зейгарник о теории поля К.Левина[3]*. 5) Придумайте и запишите примеры проявления в повседневной жизни феноменов, описанных К.Левиным в теории поля (не менее 3 примеров). 6) Тезирование работы К. Роджерса [9]*. 7) Цитирование работ К.Роджерса [10]*, В.Франкла [13]*. 8) Конспектирование работы А. Маслоу [6]* 9) Аннотирование работы Р.Солсо [12]*. Тестовый материал для самоконтроля 1. Берлинскую школу гештальтпсихологии основал: а) Чарльз Дарвин б) Альберт Бандура в) Макс Вертгеймер г) Беррес Скиннер 2. Направление в психологии, изучающее проблемы личности, ее активности, развития, свободы и самосовершенствования, известно как а) когнитивная психология б) бихевиоризм в) фрейдизм г) гуманистическая психология 3. Направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур - это: а) гештальтпсихология б) экзистенциализм в) фрейдизм г) гуманистическая психология 4. Гуманистическая психология - это направление в психологии, … а) исходящее из того, что основной мотив каждого человека - это стремление к самоактуализации б) считающее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними в) рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения её непрерывной динамики г) исходящее из того, что структура личности закладывается в детстве в виде особого "стиля жизни", который предопределяет все последующее психическое развитие 5. Направление, изучающее механизмы и закономерности переработки человеком информации – это: а) бихевиоризм б) когнитивная психология в) психоанализ г) гуманистическая психология 6. Виктор Франкл считал, что основной движущей силой в развитии личности является а) стремление к смыслу б) потребность в самоактуализации в) познавательные процессы г) снятие напряжения через завершение потребностей 7. Предметом когнитивной психологии является а) целостное восприятие б) познавательные процессы в) здоровая творческая личность г) проблемы существования 8. Курт Левин считал, что развитие личности определяется возможностью а) самоактуализации б) конгруэнтности субъективного опыта и внешнего проявления в) последовательного удовлетворения потребностей г) вытеснения агрессивных и сексуальных влечений 9. Экспериментальное исследование восприятия движения проводил а) Курт Кофка б) Макс Вертгеймер в) Ульрих Найссер 4) Курт Левин 10. Согласно мотивационной теории А.Маслоу, препятствием на пути к самоактуализации личности выступают следующие факторы: а) давление потребностей в безопасности б) квазипотребности в) стремление к превосходству г) инсайт Определите достоверность тезисов: § Сущность фи-феномена заключается в несводимости целого к сумме составляющих его элементов. § Универсальным механизмом научения и адаптации в гештальтпсихологии является инсайт. § Гештальтисты разделяли взгляды бихевиористов о том, что научение является результатом закрепленных ассоциаций между стимулом среды и адекватной реакцией на этот стимул. § Закон прегнантности (или хорошей формы) отражает стремление сознания к восприятию форм наиболее просто, симметрично, экономично. § Поведение, которое заключается в возможности преодоления условий поля ради целей на будущее, Курт Левин назвал «полевым». § Карл Роджерс в психотерапевтическом процессе отводил основную роль отношениям между клиентом и психотерапевтом. § Понятие «полностью функционирующая личность» ввел в психологию Абрахам Маслоу. § Автором книги «Продуктивное мышление» является Виктор Франкл. § Карл Роджерс является автором работы «Воля к смыслу». § Абрахам Маслоу написал книгу «Мотивация и личность». § Вольфганг Кёлер изучал проблему целостности в области психологии личности. § Естественно-научным основанием гештальтпсихологии послужила биология. § Идеи Вильгельма Дильтея, выдвинутые им на рубеже XIX – XX веков, получили свое развитие в русле гуманистической психологии в ХХ веке. Литература 1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002. (Гриф УМО). 3. *Зейгарник Б.В. Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина // Б.В. Зейгарник. Теория личности К. Левина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.18—32, 43—51. 4. *Келер В. Некоторые задачи гештальтпсихологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С.205 – 210. 5. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб: Речь, 2000. 6. *Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб: Евразия, 1999. — С. 224—238. 7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М., 2004. (Гриф УМО). 8. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. заведений. – М., 2005. 9. *Роджерс К. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности // Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. С. 74-79. 10. *Роджерс К. Полноценно функционирующий человек // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С. 215 – 222. 11. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М.: Смысл, 1997. 12. *Солсо Р. Введение в когнитивную психологию // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С. 222 – 232. 13. *Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |