Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию




Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ

Основные положения раздела

Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной, социальной психологии. Личность как предмет психологического исследования. Номотетический и идеографический подход в исследовании личности. Свойства, структура и типология личности. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности.

Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Видовой биологический опыт и его воспроизведение у животных и человека. Общественно-исторический опыт и его присвоение человеком. Психологический смысл формулы А.Н.Леонтьева «индивидом рождаются, личностью становятся». «Два рождения личности», их критерии по А.Н.Леонтьеву. Феномен «горькой конфеты» и его психологический смысл. Иерархия (соподчинение) мотивов как основание личности. Разведение понятий «социальный индивид» и «личность» (В.В.Столин). Разрешение мотивационных конфликтов и становление личности. Личность и индивидуальность.

Теории личности в зарубежной психологии: понятие личности, структура, движущие силы развития.

ТЕМА: Личность как предмет исследования в психологии

1. История исследования личности.

2. Личность как психологический феномен.

3. Проблема соотношения биологического и социального в личности.

4. Формирование личности в онтогенезе. «Два рождения» личности и их критерии в онтогенезе (А.Н.Леонтьев)

5. Структура личности в отечественных и зарубежных концепциях.

6. Теории личности в зарубежной психологии.

Отвечая на первый вопрос, охарактеризуйте три этапа становления экспериментальной наукой психологии личности. Назовите основных представителей и круг вопросов, решаемых на философско-литературном, клиническом и собственно-экспериментальном этапах.

При ответе на второй вопрос дайте этимологическое и психологическое определение личности. Акцентируйте внимание на социальной сущности личности. Дифференцируйте понятие личности с такими сходными понятиями как «индивид», «индивидуальность», «человек», «субъект деятельности».

Ответ на третий вопрос предполагает характеристику основных подходов к определению соотношения биологического и социального в личности: биологизаторский, социологизаторский, концепции двойной детерминации развития личности, системно-деятельностный подход. Приведите примеры из художественной или научной психологической литературы, отражающие соотношение в личности биологического и социального.

Ответ на четвертый вопрос начните с интерпретации психологического смысла формулы А.Н.Леонтьева «индивидом рождаются, личностью становятся». Раскройте сущность тезиса «Два рождения личности» и критерии рождения по А.Н.Леонтьеву. Охарактеризуйте феномен «горькой конфеты» и его психологический смысл.

Отвечая на пятый вопрос, охарактеризуйте подходы к структуризации личности в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов, А.В.Петровский, В.С.Мерлин, Б.Г.Ананьев и др.). Проанализируйте, в чем представленные структуры являются схожими и по каким параметрам расходятся. Анализ подходов к структуризации личности в зарубежной психологии начните с представлений В.Джемса (физическое, социальное и духовное Я). Охарактеризуйте подходы к структуризации личности в психоанализе (З.Фрейд) и гуманистической психологии (К.Роджерс).

При ответе на шестой вопрос охарактеризуйте понимание личности и ее развития в основных направлениях зарубежной психологии (фрейдизм, неофрейдизм, бихевиоризм и соцбихевиоризм, теория поля К.Левина, гуманистический подход).


Практические задания

1) Заполните терминологический и персоналистический словари.

2) Законспектируйте работу А.Н.Леонтьева [10]*.

3) Тезирование работы Б.Г.Ананьева [3]*.

4) Цитирование работ А.Адлера [1]* и Э.Фромма [23]*.

5) Решите задачи:

Задача 1 [5]: Дифференцируйте и обоснуйте особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности:

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность, добросовестность, робость, высокая скорость двигательных: реакций, высокая скорость усвоения навыка, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность, малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп деятельности.

Задача 2 [5]. Даны образцы проявления в поведении людей свойств инди­вида и свойств личности. Выберите те образцы поведения, которые характеризуют личность, и те, которые характеризуют индивида.

А. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении и в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую (По Л. И. Ильиной и И. М. Палею).

Б. Студент Сергей рассказал на тренинге о том, как он распределяет свободное от учебы время между занятиями спортом и работой по специальности.

В. Студентка Ирина записалась в бассейн.

Г. Студент Роман отличается от студента Виктора выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.

Д. Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.

Е. У преподавателя Ивана Юрьевича прекрасная дикция и приятный голос.

Задача 3 [5]: Определите, к какой группе психических явлений—психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям — относится каждое явление, описанное ниже:

А. Учитель математики не раз обращал внимание на то, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам математики предшествует другая учебная деятельность.

Б. Ученик Коля Ш. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи демонстрировали великолепные знания по изучаемым предметам.

В. Таня К. всегда прямо и откровенно осуждала своих товарищей за недобросовестное отношение к учебной работе.

Г. Витя К. регулярно посещает кружок авиамоделистов.

Д. Рассматривая картину Врубеля “Демон и Тамара”, чело­век непроизвольно вспоминает образы лермонтовских героев.

Е. Петя К., придя из школы домой, сразу же решил выучить стихотворение по литературе. Однако, как он ни старался, по­следнее четверостишие он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха мальчик быстро выучил последний отрывок и рассказал все стихотворение выразительно и безошибочно.

Тестовый материал для самоконтроля

1.Исследования личности Гансом Айзенком относятся к этапу

а) клиническому

б) собственно-экспериментальному

в) философско-литературному

г) естественно-научному

2.Бихевиоральный подход рассматривает личность человека как результат

а) расширения репертуара поведенческих реакций

б) постижения смысла собственных поведенческих реакций

в) конфликта между сознательным и бессознательным

г) конфликта между Я-реальным и Я-идеальным

3. Согласно К.Роджерсу, при безусловном позитивном принятии человека другими людьми

а) возрастает конгруэнтность между Я-реальным и Я-идеальным

б) возрастает разрыв между Я-реальным и Я-идеальным

в) образуется экзистенциальный вакуум

г) формируется комплекс Ионы

4. Два модуса человеческого существования – «быть» и «иметь» выделил и описал

а) Зигмунд Фрейд

б) Эрих Фромм

в) Альфред Адлер

г) Абрахам Маслоу

5. Согласно представлениям А.Адлера, чувство неполноценности

а) разрушает личность

б) мотивирует на преодоление неполноценности

в) вызывает психосоматические расстройства

г) провоцирует аддиктивное поведение

6. Личность – это отражение

а) биологической сущности человека

б) социальной сущности человека

в) познавательной сущности человека

г) все ответы верны

7. Индивид отражает сущность

а) биологическую

б) социальную

в) познавательную

г) все ответы верны

8.Субъект – это человек как носитель

а) предметно-практической и познавательной деятельности

б) поло-возрастных характеристик

в) совокупности психических, социальных и физиологических особенностей

г) социальной роли и социального статуса

9. Личность – это целостность, присущая человеку с момента

а) рождения

б) поступления в среднюю школу

в) совершения ответственного самостоятельного поступка

г) выбора между браком и карьерой в юности

10. И.П.Павлов и его школа рассматривали развитие личности с точки зрения

а) биологической организации и подчинения биологическим законам

б) обусловленности социальным образом жизни

в) отношений между социальной средой и биологическими задатками

г) совместного влияния социальной среды и биологических факторов

11. Системно-деятельностный подход к объяснению развития личности утверждает

а) роль социальных и биологических факторов при условии их реализации в деятельности

б) роль социальных факторов в успешном освоении деятельности

в) зависимость успешности деятельности от биологических факторов

г) все ответы верные

12. Формулу «индивидом рождаются, личностью становятся» предложил

а) Алексей Николаевич Леонтьев

б) Константин Константинович Платонов

в) Сергей Леонидович Рубинштейн

г) Борис Герасимович Ананьев

13. К.К.Платонов определил структуру личности как биосоциальную иерархию следующих уровней:

а) направленность, опыт, индивидуальные особенности психических процессов, биологические свойства

б) интраиндивидный, интериндивидный и метаиндивидный уровни

в) индивидуальные свойства организма и социально-психологические свойства

г) человек, индивид, субъект деятельности, личность

14. Согласно концепции В.Джемса, формула повышения самоуважения заключается в частном

а) уровня притязаний и успеха

б) успеха и уровня притязаний

в) уровня притязаний и интеллекта

г) успеха и целеустремленности

15. Согласно теории З.Фрейда, Ид подчиняется принципу

а) реальности

б) удовольствия

в) долженствования

г) конгруэнтности

16. Личность как иерархию рефлексов понимал

а) Зигмунд Фрейд

б) Джон Уотсон

в) Абрахам Маслоу

г) Эрих Фромм

17. Личность как структуру потребностей, а развитие личности как стремление к самоактуализации понимал

а) Зигмунд Фрейд

б) Джон Уотсон

в) Абрахам Маслоу

г) Эрих Фромм

18. Развитие личности через гармонизацию субъективного опыта рассматривал

а) Вильям (Уильям) Джемс

б) Карл Роджерс

в) Зигмунд Фрейд

г) Альфред Адлер

19. Феномен «горькой конфеты» отражает

а) борьбу мотивов «хочу» и «должен»

б) борьбу между Я-реальным и Я-идеальным

в) борьбу между импульсами Оно и Я

г) формирование вкусовых предпочтений

20. Общественную сущность человека отражает понятие

а) индивид

б) индивидуальность

в) личность

г) деятель

Литература

1. *Адлер, А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства // Наука жить. Киев: Port-Royal,1997. С.57–62 (с сокращ.) Пер. с англ. Е.О. Любченко.

2. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.

3. *Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев –Л., 1968, с. 276—317.

4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

5. Васягина Н.Н., Адушкина К.В. Оновы общей психологии: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Н.Н.Васягина, К.В.Адушкина; Урал.гос.пед.университет – Екатеринбург, 2009, 140 с. С. 23 – 26.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002. (Гриф УМО).

7. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М., 2005.

8. Джемс У. Личность // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 417 – 427.

9. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 1986.

10. *Леонтьев А.Н. Структура и развитие личности // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.462 – 476.

11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.

12. Маслоу А. Психология бытия. – М., 1997.

13. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000. (Гриф УМО).

14. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М., 2004. (Гриф УМО).

15. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. заведений. – М., 2005.

16. Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2-е, испр. и доп. Т.1. Введение / Отв.ред. В.В.Петухов. – М., 2001.

17. Петухов В.В. Определение личности // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.477 – 478.

18. *Роджерс К. Полноценно функционирующий человек // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С. 215 – 222.

19. Слободчиков В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч.пособие для вузов. – М., 1995.

20. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений // Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. – М., 2005.

21. Франкл В. Что такое смысл // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.450 – 461.

22. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1991.

23. *Фромм Э. Иметь или быть?. - М.: Прогресс, 1990.

24. Фромм Э. Два основных способа существования: обладание и бытие // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.428 – 449.

25. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.