Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы психологии. Наличие достаточно объективных, точ­ных и надежных методов — одно из основ­ных условий развития каждой науки




Наличие достаточно объективных, точ­ных и надежных методов — одно из основ­ных условий развития каждой науки.

Роль метода науки связана с тем, что сущность изучаемого процесса не совпада­ет с теми проявлениями, в которых он выступает; необходимы специальные при­емы, которые позволяют проникать за пре­делы явлений, доступных непосредственно­му наблюдению, в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого процесса. Такой путь от явления к сущ­ности, использующий целый ряд объек­тивных приемов исследования, характерен для истинно научных исследований.

В чем состоят методы, которыми поль­зуется психология? Существовал длитель­ный период, когда психология определя­лась как наука о субъективном мире человека; определению содержания науки соответствовал и набор ее методов. Соглас­но идеалистической концепции, обособ­лявшей психику от всех остальных яв­лений природы и общества, предметом психологической науки являлось изуче­ние субъективных состояний сознания. Эти процессы сознания отличались, по мнению психологов-идеалистов, от осталь­ных процессов объективной действитель­ности тем, что явление совпадало с сущ­ностью: те формы сознания, которые человек мог наблюдать на самом себе (яс­ность или неясность сознания, пережи­вание свободы волевого акта и т.д.), рас­сматривались этими психологами как основные свойства духа, или как сущность субъективных психических процессов. Это совпадение явлений с сущностью состав­ляло, по их мнению, основу психологии и определяло ее метод, т.е. основным и единственным считалось субъективное описа­ние явлений сознания, получаемое в про­цессе самонаблюдения (интроспекции). Признание самонаблюдения основным методом психологии не только отделяло психологию от других наук, но и факти­чески закрывало все пути для развития психологии как подлинной науки. Оно ис­ключало объективное, причинное объяс­нение психических процессов и сводило психологию к субъективным описаниям форм душевной жизни и психических явлений.

Легко понять, что такая "наука", отка­зывающаяся от рассмотрения психических процессов как продуктов объективного раз­вития, не ставящая вопросов об их проис­хождении и об их объективных механиз­мах, не могла существовать и в течение длительного времени оставалась своеобраз­ным разделом идеалистической филосо­фии, не включаясь в круг подлинных наук.

Поэтому с того периода, когда психоло­гию стали понимать как науку об особой форме психической деятельности, позволя­ющей человеку ориентироваться в окру­жающей действительности, отражать ее, формировать программы поведения и кон­тролировать их выполнение, отношение к основному методу психологической науки коренным образом изменилось.

Задача психологов заключалась в том, чтобы создать объективные методы изу­чения психических процессов человека, ни в коем случае не ограничиваясь методом самонаблюдения и относясь к нему лишь как к одному из подсобных приемов, кото­рый скорее имел эвристическое значение, позволяя ставить вопросы, чем давал воз­можность причинно объяснять явления и находить лежащие в их основе законы. Коренной пересмотр самонаблюдения как метода научного познания был связан и с тем, что само самонаблюдение стало рас­сматриваться как сложный вид психичес­кой деятельности, являющийся продуктом длительного развития, использующий ре­чевую формулировку наблюдаемых яв­лений и имеющий очень ограниченное применение потому, что далеко не все пси­хические процессы протекают сознатель­но, а также потому, что самонаблюдение за своими психическими процессами может внести значительные изменения в их про­текание.

Основной задачей психологической на­уки стала разработка таких объективных методов исследования, которые пользова­лись бы обычными для всех остальных наук приемами наблюдения за протекани­ем того или иного вида деятельности и экспериментального изменения условий ее протекания и могли бы проникнуть за пределы ее внешнего описания к лежащим в ее основе закономерностям.

Основным приемом психологической науки стало наблюдение за поведением человека в естественных и эксперимен­тальных условиях с анализом тех изме­нений, которые наступают при опреде­ленных, изменяемых экспериментатором, условиях. На этом пути и были созданы три основных метода психологического исследования, условно названные методом структурного анализа, экспериментально-генетическим методом и экспериментально-патологическим (или методом синдромного анализа).

Метод структурного анализа психо­логических процессов заключается в сле­дующем: психолог, изучающий ту или иную форму психической деятельности, ставит перед испытуемым соответствую­щую задачу и прослеживает структурное строение тех процессов (приемов, средств, форм поведения), с помощью которых ис­пытуемый решает данную задачу.

Это означает, что психолог не только регистрирует конечный результат (запо­минание предложенного материала, дви­гательная реакция на сигнал, ответ на пред­ложенную задачу), но внимательно просле­живает процесс решения предложенной задачи, те вспомогательные средства, на которые испытуемый опирался, и т.д. Та­кое описание психологической структуры изучаемого процесса и анализ ее состав­ных частей представляет значительные трудности и требует ряда специальных вспомогательных приемов.

Эти приемы, позволяющие осуществить достаточно полный структурный анализ, могут носить прямой или косвенный ха­рактер.

К прямым приемам относится измене­ние структуры задачи, предлагаемой ис­пытуемому (с постепенным усложнением, внесением в нее новых требований, делаю­щих необходимым включение в решение задачи новых операций), а также предложение испытуемому ряда способов, помо­гающих решению (выбор внешних опор, вспомогательных приемов и т.д.). Исполь­зование этих прямых приемов структур­ного анализа изменяет объективное про­текание психологического процесса и дает возможность установить, какие из предло­женных операций вызывают максималь­ные трудности и какие из использован­ных приемов приводят к максимальному эффекту.

Описанные формы структурного ана­лиза применимы прежде всего к объектив­ному исследованию таких смежных форм психической деятельности, как усвоение или запоминание материала, решение за­дач, выполнение конструктивных или ло­гических операций, изучение строения сложных форм осмысленных поступков.

К косвенным или дополнительным приемам исследования относится исполь­зование таких признаков, которые, не являясь сами элементами деятельности человека, могут быть показателями его об­щего состояния, испытываемых им напря­жений и т.п. К таким приемам, напри­мер, относится использование методов ре­гистрации физиологических процессов (электроэнцефалограммы, электромиограммы, кожно-гальванического рефлекса, плетизмограммы), которые сами не вскры­вают особенностей протекания психичес­кой деятельности, но могут отражать об­щие физиологические условия, характер­ные для их протекания.

Естественно, что применение этих кос­венных или дополнительных приемов по­лучит смысл лишь при четкой организа­ции самой психической деятельности, которую изучает психолог.

Рядом со структурно-аналитическим методом, занимающим ведущее место в пси­хологии, можно поставить эксперимен­тально-генетический метод, имеющий особенно большое значение для детской (генетической) психологии.

Известно, что высшие психические про­цессы являются продуктом длительного развития. Поэтому для психолога особен­но важно проследить, как шел этот про­цесс, какие этапы в него включены и ка­кие факторы определяют возникновение высших психических процессов.

Ответ на этот вопрос можно получить, не только прослеживая, как выполняются

одни и те же задачи на последовательных ступенях развития ребенка (этот метод получил в психологии название генети­ческих срезов), но и создавая эксперимен­тальные условия, которые позволили бы выявить, как формируется та или иная психическая деятельность. Для этой цели испытуемого, которому предлагается ре­шить ту или иную задачу, ставят в раз­личные условия. В одних случаях требу­ют от него самостоятельного решения задачи, в других — оказывают ему помощь, используя, с одной стороны, различные сред­ства внешних нагл я дно-действенных опор, с другой — громкое проговаривание путей решения, и наблюдают, как он воспользу­ется этой помощью.

Применяя приемы, составляющие суть экспериментально-генетического метода, исследователь оказывается в состоянии не только выявить те условия, при использо­вании которых субъект может оптималь­но овладеть данной деятельностью, но и экспериментально сформировать сложные психические процессы, ближе подойти к их структуре. Экспериментально-генети­ческий метод был широко использован в советской психологии в исследованиях Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, П.Я.Галь­перина и дал много ценных фактов, проч­но вошедших в психологическую науку.

Третьим методом психологии, особен­но важным для нейропсихологии и пато­психологии, является экспериментально-патологический, или метод синдромного анализа тех изменений в поведении, кото­рые наступают при патологических состо­яниях мозга или при исключительном развитии какой-либо одной стороны пси­хических процессов.

Этот метод применим в относительно редких случаях. Психолог, зная один фак­тор, заведомо изменяющий протекание пси­хических процессов, может узнать, какое влияние этот фактор оказывает на проте­кание всей психической деятельности субъекта в целом.

В наиболее ясных формах этот метод выступает в нейропсихологических иссле­дованиях. Он заключается в том, что пси­холог, наблюдающий за людьми, у которых очаговое поражение мозга вызывает пере­мещение или искажение одного из усло­вий нормального протекания психических процессов (например, зрительного восприятия, слухоречевои памяти или прочного сохранения программы деятельности), под­вергает детальному анализу протекание целого комплекса психических процессов и устанавливает, какие из них остаются со­хранными и какие нарушаются. Подобный анализ дает возможность установить, ка­кие именно психические процессы внут­ренне связаны с нарушенным (или исклю­ченным) фактором и какие не зависят от него; он позволяет описать целый синдром (иначе говоря, комплекс изменений, возни­кающих при изменении одной какой-либо функции) и дает возможность выявить вза­имную зависимость (корреляцию) отдель­ных психологических процессов.

Подобный метод может быть применим в общей психологии или психологии ин­дивидуальных различий, в которых сверх­развитие какой-либо стороны психической жизни (например, яркой зрительной па­мяти) или какая-нибудь индивидуальная особенность нервных процессов (например, слабость или недостаточная подвижность нервных процессов) может вызвать пере­стройку всех психических процессов и стать решающим фактором в возникно­вении целого комплекса индивидуальных особенностей личности.

Все описанные нами в общих чертах методы являются методами психологичес­кого исследования. Однако, наряду с ними, большое значение для психологии имеют краткие методы количественной и каче­ственной оценки психических процессов (знаний, навыков, умений) и простые мето­ды измерения уровня их развития.

Такие методы имеют широкое приме­нение в психологии и известны под назва­ние психологических тестов (проб). Пси­хологические тесты (пробы) состоят из задач, которые предъявляются широкому кругу испытуемых для установления их знаний, навыков или умений. Для того, чтобы эти тесты (пробы) могли дать объек­тивные и измеримые данные, они предва­рительно проводятся на большом количе­стве испытуемых (детях определенного возраста или людях одного образования). Из всех этих задач отбираются те, которые успешно решает значительное число (на­пример, две трети) всех испытуемых, лишь после этого они предъявляются тем субъек­там, знания, навыки или умения которых подлежат измерению. Результаты этих исследовании оцениваются в условных баллах или в ранговых оценках (указыва­ющих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к соответствую­щей группе испытуемых).

Применение психологических тестов (проб) может иметь известное значение для ориентировки в психических особенностях больших популяций. Критическая оцен­ка этого метода будет дана ниже при рас­смотрении его значения для измерения ин­дивидуальных различий испытуемых.

Легко видеть, что значение всех опи­санных методов неодинаково для тех раз­делов психологической науки, о которых было сказано выше, и если метод струк­турного анализа остается основным для всех разделов психологии, то эксперимен­тально-генетический метод занимает веду­щее место в детской, а метод синдромного анализа — в патологической или диффе­ренциальной психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.