Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение психологии к другим наукам




Хрестоматия по курсу

Ресурсы удаленного доступа

Ресурсы локального доступа

Электронные ресурсы

Дополнительная

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.

2. Выготский Л.С. Собр. сочинений. - М., 1982.

3. Дубровина И.В. и др. Психика и мозг // Дубровина И.В. Психология: Учеб. – М. 1999.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1965.

6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.

7. Мозг и психика: Пер.: с фин./ Общ.ред. Ю.И.Александрова. – М., 1992.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989.

9. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 1999.

10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1977.

11. Фрейд Э. Лекции по введению в психоанализ. - М.-Пг., 1923.

12. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

13. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999.

1. Вопросы психологии [Электронный ресурс]: электрон. приложение к журналу «Вопросы психологии» – Электрон. дан. –М., сор. 2001. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. Словарь психолога-практика [Электронный ресурс]: электрон. словарь-справ. – Электрон. дан. –М., сор. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

1. Сайт лаборатории психологии учения Психологического института РАО – Режим доступа: http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html

2. Сайт журнала «Вопросы психологии» – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/

3. BOOKAP - Books of the psychology - психологическая библиотека: http://www.bookap.by.ru/

4. IVSoftware Psychology OnLine - Материалы по психологии: http://www.psychology-online.net

5. Psiho: http://www.psiho.zp.ua

6. PsyCatalog.ru – все о психологии в России! http://PsyCatalog.ru/

7. RIN.RU – Психология http://psy.rin.ru/

8. Аудиториум - Информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки» http://www.auditorium.ru

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Общая психология (введение)»


А.Р.Лурия. Некоторые общие вопросы психологии как науки*

Психология может развиваться, лишь сохраняя тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией для того, чтобы она могла успешно раскрывать свой собствен­ный предмет.

Первой наукой, с которой психология должна сохранять теснейшую связь, явля­ется биология. Если психология животных имеет де­ло с теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия со средой, то совершенно ясно, что полное понимание законов их по­ведения не может иметь место без знания основных форм жизни, которые составля­ют предмет биологии. Нужно достаточно отчетливо представлять те различия, ко­торые имеют место в существовании рас­тений и животных, чтобы выделить то ос­новное, что отличает всякий вид активного поведения, основанного на ориентировке в окружающей среде, от тех форм жизни, которые исчерпываются процессами обме­на веществ и могут протекать вне условий активной ориентировки в действительно­сти. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной водной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существо­вания, предъявляющего неизменно боль­шие требования к активной ориентировке в условиях среды, ориентировке, которая только и может обеспечить успешное по­лучение пищи и избегание опасности. Нужно хорошо усвоить различие в прин­ципах существования между миром насе­комых, у которых существуют прочные врожденные программы, обеспечивающие успешное выживание в устойчивых усло­виях, и все же способных сохранить вид даже при меняющихся условиях, и выс­ших позвоночных с их немногочисленным потомством, которое может выжить толь­ко при развитии новых индивидуально-изменчивых форм поведения, обеспечива­ющих приспособление к меняющейся среде. Без таких знаний общих биологи­ческих принципов приспособления ника­кое отчетливое понимание особенностей поведения животных не может быть обес­печено, и всякая попытка понять сложные формы психической деятельности челове­ка потеряет свою биологическую основу.

Вот почему для научной психологии совершенно необходим учет основных зако­нов биологии и таких ее новых разделов, как экология (учение об условиях среды и ее влияний) и этология (учение о врож­денных формах поведения). Естественно, что факты, составляющие предмет психо­логической науки, ни в коей мере не могут быть сведены к фактам биологии.

Второй наукой, с которой психология должна сохранять самую тесную связь, яв­ляется физиология и, в частности, тот ее раздел, который посвящен высшей нервной деятельности. Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нерв­ной системы, осуществляющими "уравно­вешение" организма со средой.

Легко видеть, что знание той роли, ко­торую в этом последнем процессе играют различные этажи нервной системы, тех законов, по которым протекает регуляция обменных процессов в организме, законы работы нервной ткани, осуществляющей процессы возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синте­за, замыкания нервных связей, обеспечива­ют процессы иррадиации и концентрации возбуждения так же, как и знание основ­ных форм работы нервных клеток, нахо­дящихся в нормальном или тормозном (фазовом) состоянии — все это совершен­но необходимо для того, чтобы психолог, изучающий основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложней­шие формы деятельности, какими аппара­тами они осуществляются, в каких систе­мах они протекают. Игнорировать законы физиологии значило бы лишить психоло­гию одного из важнейших источников научного знания.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками.

Основные формы психической деятель­ности человека возникают в условиях об­щественной истории, протекают в услови­ях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях тру­да, употребления орудий и языка. Человек, который был бы лишен общения с окру­жающими, развивался бы вне условий пред­метного мира, сложившегося в истории об­щества, не пользовался бы орудиями и языком, человек, который не усваивал бы опыта всего человечества, передаваемого с помощью языка, этого хранителя инфор­мации, не имел бы и небольшой доли тех возможностей, которыми располагает его фактическое ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 9—32.


поведение. Естественно, что формы деятельности человека осуществ­ляются его мозгом и опираются на зако­ны его высших нервных процессов, но ни­какая нервная система сама по себе не могла бы обеспечить формирования упот­ребления орудий и языка и объяснить возникновение сложнейших, возникших в общественной истории, форм человеческой деятельности.

Подлинное отношение психологии к фи­зиологии заключается в том, что психо­логия изучает те формы и способы дея­тельности, которые возникли в процессе общественной истории и которые опреде­ляют поведение, а физиология высшей нервной деятельности — те естественные механизмы, которые осуществляют или реализуют это поведение.

Попытаться свести психологию чело­века к физиологии высшей нервной деятельности, как это одно время предлага­лось механистически мыслящими учеными, было бы аналогично той ошибке, которую допустил бы архитектор, если бы он попытался свести происхождение и анализ сти­лей готики и барокко или ампира к зако­нам сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитекто­ром, но которые ни в коей мере не могут объяснить происхождение архитектурных стилей.

Успех дальнейшего развития психоло­гии во многом зависит от правильного по­нимания соотношения этих обеих наук, и как всякое игнорирование физиологии, так и попытки свести психологию к физиоло­гии неизбежно задержат развитие психо­логической науки.

Только что сказанное делает ясным, ка­кое огромное значение для психологии име­ет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологичес­кие условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории, создающей такие новые формы сложного, опосредованного условиями труда, отно­шения к действительности, которые явля­ются источниками новых, специфически человеческих форм психической деятель­ности.

Мы еще увидим, что первое примене­ние орудия, первая форма общественного труда внесли коренную перестройку в ос­новные биологические законы построения поведения и что возникновение, а затем и использование языка, позволяющего хра­нить и передавать опыт поколений, приве­ло к появлению новой, не существующей у животных формы развития — развития путем усвоения общественного опыта. Со­временная психологическая наука, изуча­ющая прежде всего специфически челове­ческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета тех данных, которые она получает от об­щественных наук — исторического мате­риализма, обобщающего основные законы развития общества, языкознания, изучающего основные формы сложившегося в об­щественной истории языка.

Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую дея­тельность человека, позволяет психологии получить свою прочную научную основу. Мы встретимся с применением этого прин­ципа на протяжении всех последующих страниц, при рассмотрении всех конкрет­ных фактов психологической науки. Та­ково отношение научной психологии к тем смежным дисциплинам, в тесном контак­те с которыми она развивается.

Основные разделы психологии

Психология, которая еще недавно была одной нерасчлененной наукой, представляет сейчас широко разветвленную систему дис­циплин, изучающих психическую деятель­ность человека в различных аспектах. После того, что мы уже сказали выше, ясно, что некоторые из разделов психологии изучают естественные основы психических процессов и приближаются к биологии и физиологии, в то время как другие изуча­ют общественные основы психической де­ятельности и приближаются к обществен­ным наукам.

Основное место занимает общая пси­хология, изучающая основные формы пси­хической деятельности и составляющая стержень всей системы психологических дисциплин. В состав общей психологии, кроме теоретического эволюционного вве­дения в науку о психической деятельно­сти, входит рассмотрение ряда специаль­ных разделов. К ним относится анализ познавательных процессов (начиная от ощущений и восприятий и кончая наи­более сложными формами мышления; этот раздел включает в свой состав анализ основных условий протекания психичес­ких процессов и анализ законов внима­ния, памяти, воображения и т.д.), процес­сов аффективной жизни (потребностей человека, сложных форм переживаний), анализ психологического строения дея­тельности человека и регуляции его ак­тивности и, наконец, — психологию лич­ности и индивидуальных различий.

<...> Разработке общих проблем пси­хологии были посвящены труды многих вы­дающихся ученых; к числу их относятся такие классики психологии, как В. Вундт в Германии, У. Джемс в США, А. Бинэ, П. Жанэ во Франции и современные уче­ные Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов в СССР, А. Валлон, А. Пьерон, П. Фресс во Франции, Э. Толман, Дж.Миллер, Дж. Брунер в США, Д. Хэбб в Канаде, Д. Брод-бент в Англии и др.

К общей психологии примыкает груп­па биологических разделов психологичес­кой науки. Все они рассматривают есте­ственнонаучные основы психической деятельности человека.

Первой из этих дисциплин является сравнительная психология, или психоло­гия животных. Эта дисциплина рассмат­ривает особенности поведения животных на последовательных этапах эволюции, изучает те особенности поведения живот­ных, которые зависят от условий их суще­ствования и от их анатомического строе­ния; она включает в свой состав описание того, как меняются формы поведения жи­вотного в зависимости от тех требований, которые предъявляет к ним среда, и от тех основных типов приспособления к ус­ловиям существования, которые носят очень различный характер при усложне­нии форм жизни.

Второй из дисциплин, относящихся к биологической группе психологических наук, является физиологическая психоло­гия, или психофизиология.

Основы этой науки были заложены еще во второй половине XIX века теми учены­ми, которые ставили перед собой задачу исследовать психические процессы чело­века с применением разных физиологичес­ких методов и изучить физиологические механизмы психологических процессов; именно эти ученые организовали первые психологические лаборатории и детально разработали такие разделы психологичес­кой науки, как учение об ощущении, его измерении и основных механизмах, учение об основных законах памяти и внимания, учение о психофизиологических механиз­мах движения и т.д.

Естественно, что физиологическая пси­хология сближается с физиологией, в ча­стности, с физиологией органов чувств и физиологией высшей нервной деятельно­сти, отличие же состоит в том, что уче­ные, занимающиеся этой проблемой, делают своим предметом анализ конкретных форм психической деятельности, изучая ощущения и восприятия, внимание и па­мять человека и строение его двигатель­ных процессов, их изменения в процессе упражнения и утомления, и пытаются, пользуясь наиболее точными методиками, установить их физиологические механиз­мы и те законы, которые лежат в основе их протекания. Психофизиология, остава­ясь специальной психологической дисцип­линой, относится к физиологии так же, как биохимия к химии или биофизика к физике, она ни на минуту не отвлека­ется от того, что изучаемые ею процессы входят в состав сложной психической де­ятельности человека, не забывает сложных особенностей их структуры и лишь пы­тается вскрыть лежащие в их основе фи­зиологические механизмы.

Значительная часть знаний о законах протекания отдельных психических про­цессов была накоплена именно этим раз­делом психологической науки, и имена крупных ученых Фехнера и Вебера (впер­вые измерили ощущения), Вундта (впер­вые широко применил психофизиологичес­кие методы исследования психических процессов), Эббингауса и Мюллера (впер­вые подошли к точным методам измере­ния памяти и ее физиологических меха­низмов), так же как и имена Пьерона во Франции, Титченера (США) и крупных современных психологов Линдела (США), Бродбента (Англия), Фресса (Франция) и других тесно связаны с развитием этой об­ласти психологической науки.

Этот раздел психологической науки получил огромную информацию из работ видных классиков физиологии — И.П.Пав­лова, разработавшего учение о высшей нервной деятельности, Н.Е. Введенского, разработавшего учение о патогенезе, А.А.Ухтомского, работы которого поз­волили ввести новый раздел науки о поведении — учение о доминантах, Л.А.Орбели, сделавшего важный вклад в эво­люционную физиологию, а также сов­ременных физиологов — П.К. Анохина, разработавшего учение о функциональ­ных системах, Н.А.Бернштейна, внесшего новое понимание организации движения, Г.В.Гершуни и С.В. Кравкова, обогатив­ших науку данными о законах работы слу­ха и зрения, и других.

Третьей дисциплиной, входящей в со­став биологической группы психологичес­ких наук, является нейропсихология.

Задачей этой дисциплины является изу­чение той роли, которую играют отдель­ные аппараты нервной системы в построе­нии психических процессов.

Легко видеть, что роль подкорковых об­разований и древней коры в протекании психической деятельности совершенно иная, чем роль новой коры и больших по­лушарий мозга. Есть все основания пола­гать, что и роль отдельных зон мозговой коры в организации сложных психичес­ких процессов неодинакова и что лобные, височные, теменные и затылочные отделы мозга вносят в протекание психической де­ятельности свой, совершенно особый вклад.

Эта новая область психологии исполь­зует для своих исследований тщательный психологический анализ как раздражений, так и разрушений отдельных участков мозга, прослеживает те изменения в пси­хических процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга и дела­ет из своих наблюдений выводы в отноше­нии внутреннего строения психических процессов.

Эту область психологии представляют исследователи разных стран, к их числу относятся К.С. Лешли и К. Прибрам (США), А.Р. Лурия (СССР), О. Зангвилл (Англия), Б. Милнер (Канада) и другие. Рядом с нейрохирургией можно поставить патопсихологию, которая изучает особен­ности психических процессов, наблюдае­мых у больных с психическими заболева­ниями, и позволяет ближе подойти как к научному изучению душевных болезней, так и к выявлению некоторых общих за­кономерностей психической деятельности, выявляющейся при патологических состо­яниях.

Патопсихология успешно разрабаты­валась многими учеными-психиатрами (Крепелин в Германии, Жанэ во Франции, Бехтерев в России) и современными пси­хологами (Б.В. Зейгарник в СССР, Пишо во Франции и др.).

Специальный раздел, стоящий на гра­ницах психофизиологии и нейропсихоло­гии, составляет изучение нейронных меха­низмов психической деятельности. Ученые, разрабатывающие эту область (Хьюбел и Визел в Англии, Юнг в Германии, Джаспер в Канаде, Е.Н. Соколов и О.С. Виноградова в СССР), ставят перед собой задачу просле­дить формы работы отдельных групп ней­ронов и провести анализ тех наиболее эле­ментарных нервных процессов, которые лежат в основе поведения. Важные откры­тия физиологических механизмов актива­ции и привыкания были получены при исследовании простейших форм поведения на нейронном уровне.

Особое место в системе психологичес­ких наук занимает детская, или генети­ческая, психология.

Значение этого раздела психологичес­ких наук для общей психологии заключа­ется в том, что детская, или генетическая, психология изучает формирование психи­ческой деятельности в процессе развития ребенка и позволяет проследить, как скла­дываются сложные психические процессы и какие этапы они проходят в своем раз­витии.

Детская, или генетическая, психология позволяет подойти к высшим психичес­ким процессам человека как к продукту развития, этим она дает возможность рас­сматривать сложные формы психической деятельности человека не как изначально существующие "свойства" психики или "способности", а как результат длительно­го формирования психических процессов.

Именно поэтому детская психология, прослеживающая формирование (генезис) высших форм психической деятельности, получила решающее значение не только для такой практической области, как пе­дагогика, но и для общей психологии. Именно благодаря ее успехам, связанным с вкладом, который внесли в исследова­ние психического развития ребенка такие выдающиеся исследователи, как Ж. Пиа­же и Л.С. Выготский, общая психология получила убедительные доказательства того, что основные формы психических процессов (восприятие и действие, запо­минание и мышление) имеют сложное строение, которое формируется в процес­се развития ребенка. Значение детской, или генетической, психологии позволило ей занять место в современной психоло­гической науке.

Важное место занимает еще одна от­расль психологической науки, которую следует поставить рядом с генетической психологией и которую обычно называют дифференциальной психологией, или пси­хологией индивидуальных различий.

Известно, что люди обладают не только общими чертами, изучаемыми общей пси­хологией, но и обнаруживают их индивиду­альные различия. Такими различиями мо­гут быть различия в свойствах нервной системы, в индивидуальных особенностях эмоциональной жизни и характера, особен­ности в познавательных процессах и ода­ренности.

Дифференциальная психология ставит задачу изучения этих индивидуальных различий, описания типов поведения и психической деятельности людей, отлича­ющихся друг от друга характерными осо­бенностями.

Дифференциальная психология имеет решающее значение для оценки уровня развития ребенка, индивидуальных форм овладения трудом и для анализа тех ти­пологических особенностей, знание кото­рых необходимо для решения практичес­ких проблем психологии.

Основы дифференциальной психологии были в свое время заложены немецким психологом В. Штерном (1871—1938); в наше время проблемами индивидуальных различий успешно занимались Э. Спирмен в Англии, Терстоун в США и Б.М. Теплов в СССР.

К только что отмеченным областям психологии примыкают и такие, которые теснейшим образом связаны с обществен­ными науками. В них рассматриваются те общественно-исторические условия, в ко­торых формировалась психическая дея­тельность человека, и те описанные формы, в которых она проявляется.

Существенное место в этой группе за­нимает этнопсихология, или наука о тех особенностях, которыми отличаются пси­хические процессы в различных истори­ческих формациях и укладах и в услови­ях различных культур.

На ранних этапах развития психоло­гии были сделаны попытки создать "пси­хологию народов" как особую форму со­циальной психологии и разработать науку, которая могла бы раскрыть психологичес­кие основы формирования языка, мифов, верований, права и т.п. Такая попытка, сделанная одним из основателей современ­ной психологии В. Вундтом, опубликован­ная под названием "Психология народов", оказалась неудачной. Вундт пытался дать психологическое объяснение тем явлени­ям социальной жизни, которые имеют не психологические, а экономические или об­щественно-исторические основы, именно поэтому попытки "психологизировать ис­торию" надолго задержали развитие этой важной области психологической науки, которая должна была проследить обрат­ный процесс — формирующее влияние, которое оказывают общественно-истори­ческие условия на развитие психологичес­кой деятельности человека.

Эта задача стала предметом исследо­ваний многих крупных ученых разных стран (Фрезер и Малиновский в Англии, Жанэ и Леви-Брюль во Франции, Турнвальд в Германии, М. Мид в США), и имен­но эти исследования заложили основу для современной этнопсихологии. В настоящее время исследование особенностей психи­ческой деятельности людей, принадлежа­щих к различным культурам, составляет один из важных разделов психологичес­кой науки.

Специальный раздел науки, выделив­шийся за последние десятилетия в само­стоятельную отрасль науки, стоящий на границе психологии и лингвистики, состав­ляет психолингвистика. Задача психолин­гвистики — проследить основные законы речевой деятельности как средства обще­ния, процессов кодирования и декодирова­ния речевой информации и тех психоло­гических процессов, которые опираются на коды языка и воплощаются в речевой дея­тельности человека.

Важным, хотя еще недостаточно разви­тым разделом психологической науки яв­ляется социальная психология. Эта дис­циплина изучает психологические законы общения людей между собой, психологи­ческие особенности распространения ин­формации средствами массового воздейст­вия (печать и кино), особенности поведения в процессе труда, соревнования и т.д. Пред­мет специальной отрасли социальной пси­хологии составляет изучение человеческих взаимоотношений в условиях малых групп, анализ тех факторов, которые лежат в ос­нове конкретных видов взаимодействия людей: формирования авторитета, выдви­жения лидеров и т.п.

К этой группе дисциплин, сохраняю­щих свою близость к общественным наукам, относится и психология искусства, изучающая психологические основы ху­дожественного творчества и те психоло­гические законы, которые лежат в основе художественных произведений и обеспе­чивают максимальное их воздействие на читателя и зрителя.

Мы познакомились лишь с основными ветвями психологической науки, но и они могут показать, какую разветвленную си­стему дисциплин представляет современ­ная психология.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.