Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинговое исследование. Часть 2. Маркетинговый анализ и прогнозирование




атем, по формуле средней арифметической взвешенной рассчиты­вается средний балл, который служит интегрированной оценкой состояния и развития рынка. Иногда его называют стратегическим индексом или ин­дексом рыночной ситуации (1рь||1.снг):

рын.сит

Чем больше этот индекс, тем благоприятнее конъюнктура, перспек­тивнее данный рынок. Метод расчета таких индексов иногда используют в стратегических матрицах (см. раздел 1.З.).

Важное место в конъюнктурном анализе занимает определение ем­кости рынка.

Емкость рынка - количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за некоторый срок и при опре­деленных условиях.

Принципиальная формула расчета емкости рынка такова:

Е = £(8(1с,Эх)-(Н-Иф-Им)-А,

Где:

Е - емкость потребительского рынка;

Si - численность потребителей i-й социальной или возрастной группы;

ki - потребление на душу в i-й группе потребителей;

Эх - поправка на эластичность спроса (при изменении цен или дохода);

Н - насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей);

Иф и Им - износ соответственно физический и моральный;

А - альтернативные нерыночные формы потребления (например,

потребление продуктов собственного производства); п - число 1-х групп населения.

Пример. В целях упрощения представим себе, что рынок одноро­ден. Число потребителей товара «Q» составляет 10 млн. чел. (S). По дан­ным за прошлый год потребление данного товара составляет 25 единиц в год на душу населения. Емкость рынка могла бы составить 250 млн. ед., но продолжается рост цен (по прогнозу цены повысятся на 5%). Исследование эластичности спроса от цен показало, что при увеличении цены на 1%, спрос сокращается на 1,2% (Э).' Следовательно, спрос сократится на 6% (5x1,2). За счет роста цен емкость рынка уменьшится на 1,5 млн. ед. (25x0,06) и составит 23,5 млн. ед. (25-1,5).

Дальнейшее исследование показало, что население обеспечено этим товаром в размере 10 млн. ед. (Н). Однако, в соответствии с нормативами срока службы данного изделия, за год придет в негодность и потребует замены 4 млн. ед. (Нф). Еще 1 млн. ед. потребуется,'чтобы заменить мо-

159,

тг 1.10. Маркетинговое исследование.
Часть 2. Маркетинговый анализ и прогнозирование

рально устаревшие виды товара (Н„). Это означает, что поправка на суще­ствующую насыщенность рынка составит не 10, а 5 млн, ед. (10 - 4 - 1). В результате емкость рынка уменьшится до 18,5 млн. ед. (23,5-5).

Опрос потребителей показал, что нетоварное потребление данного товара составляет в среднем в год до 1,5 млн. ед. (А). Таким образом, ры­нок товара «Q» будет способен поглотить 17 млн. ед. (18,5-1,5).

Необходимость выделения групп потребителей связана с дифферен­циацией спроса по социальному и половозрастному признакам. Эти разли­чия определяются с помощью специальных обследований (в частности, по данным панельных обследований или государственной статистики семей­ных бюджетов). Введение поправки на изменение цен и доходов обуслов­лено тем, что спрос крайне эластичен, он гибко изменяется при колебаниях цен и дохода.

Она измеряется коэффициентом, определяемым по формуле:

^_ДУ.У

* • ' Дх х

где: Э - коэффициент эластичности; Д - знак прироста;

у-спрос (косвенно характеризуется продажей); х - факторный признак: цена или доход.

При Э<1 проявляется явление инфраэластичности, товар считается неэластичным, и спрос не поддается регулированию;

при Э=1 спрос считается унитарным или слабоэластичным, его регулирование не имеет смысла;

при Э>1 проявляется явление ультраэластичноети, спрос поддает­ся регулированию путем изменения цен или дохода.

Пример. До изменения цены в среднем за день продавалось 25 т. товара «Z» (уо), после повышения - 18 т. (yi). Цена выросла с 10 руб./кг. до 12 руб./кг. Следовательно, сокращение спроса составило -7т. (Ду); рост цен составил 2 руб./кг. (Дх).

3=^:^=3,5:2,5-1,4,.

т.е. рост цен на 1% вызвал сокращение спроса на 1,4%. Имеет место ульт­раэластичность.

У приведенной формулы (ее называют эмпирическим коэффициен­том эластичности), несмотря на ее простоту и доступность, имеется суще­ственный недостаток: она отражает влияние на спрос одного фактора, при этом подразумевается, что изменение целиком обусловлено действием данного фактора, хотя, на самом деле это не так. На спрос одновременно

01.10. Маркетинговое исследование. ^Часть 2. Маркетинговый анализ и прогнозирование

Расчет показателей устойчивости рынка

Таблица 10.3.

 

Периоды Товарооборот Сглаженные данные (тренд) Квадрат откло­нений от тренда
t Vi Vt (yt-y.r
       
       
       
       
       
1      

= 4,796

-^^

Как видно, из полученного результата, показатель колеблемости очень близок к 0. Это подтверждает наш вывод о высокой устойчивости развития рынка.

В зависимости от полученных характеристик даются оценки разви­тия и состояния рынка: D сильный (развивающийся) рынок; U устойчиво развивающийся рынок; U неустойчиво развивающийся рынок;._ стабильный рынок (при высокой активности торговли); D стагнирующий рынок (при низкой активности торговли); J спад рыночной активности; [] сокращение рынка.

Количественно оценить покупательский спрос на локальном рынке какого-то товара не представляется возможным. Могут быть даны только косвенные, качественные (атрибутивные) оценки на основе наблюдения за изменениями продажи, цен, товарных запасов, поступления товаров (по­ставки). Эти показатели называются индексами деловой активности. При их анализе исходят из следующих предпосылок: если рост поставки сопро­вождается ростом продажи, стабильностью или снижением цен и сокраще­нием запасов, то спрос растет (повышенный спрос); если при увеличении поставки продажа неизменна или падает, цены снижаются, а запасы растут, то спрос ограничен или снижается и т.д. Для характеристики рыночной си­туации составляется конъюнктурная таблица (табл. Ю.4.).

 

.,   1.10. Маркетинговое исследование., --.-•,. Для замечаний
  Часть 2. Маркетинговый анализ и прогнозирование  
    , :г'..'Т.' Таблица 10.4.  
    Оценка конъюнктуры рынка  
  Индикаторы рынка      
  Характе-    
  Поставка П родажа Запасы Цены . ристика    
  Р с с Р с с Р с с Р с с рынка    
  о т п о т п о т п   т п      
  с а а с а а с а а с а а      
  т б. д т Б. д т б. д т б. д      
                          Стагниру-    
  +       «+ + +     +     ющий    
                          рынок    
                          Развива-    
  +     +       +     + + ющийся    
                          рынок    
                          Стабиль-    
  + +   + +     +     +   ный    
                          рынок    
                          Дефицитный    
      +     +     + +     рынок    
  Анализ дополняется сопоставлением темпов роста продажи и запасов,  
указывающих на сбалансированность или разбалансированность рынка:  
  ^продажи > Гзапасов —» предложение опережает спрос;  
  (рынок покупателя)  
  т 1продажи = Запасов —».предложение соответствует спросу;  
  (рынок покупателя)  
  J-продажи < ^запасов —»• спрос опережает предложение.  
  (рынок продавца)  
  Существует ряд других приемов конъюнктурного анализа, но их  
суть неизменна - сопоставление между собой индикаторов рынка и индек-  
сов деловой активности, оценка спроса и предложения. Следует принимать  
во внимание, что в подобной оценке состояния рынка всегда содержится  
элемент субъектизма. Поэтому в маркетинге давно делались попытки соз- ^,*
дать экономический барометр - много факторную модель, включающую •г
все или основные параметры рынка. Оказалось, однако, что это связано с *
большими методологическими трудностями, часто непреодолимыми. В ,*
связи с этим! исследовательская мысль пошла по иному пути - пути созда- «Ч
ния многомерной количественной (балльной) оценки основных парамет- #
ров. Каждому параметру (безразлично как охарактеризованному - количе- ,1
ственно, качественно, атрибутивно или альтернативно) в соответствии с f
данной характеристикой экспертным путем присваивается балл В;, а также f-
вес Wj, который отражает роль 1-го параметра в формировании рыночной ч
ситуации.  

.[,-

1.10. Маркетинговое исследование.'
Часть 2. Маркетинговый анализ и прогнозирование

Таким образом, если сохраняются действующие тенденции, товаро­оборот шестого периода может составить 308 тыс. руб.

L ‘ -I tM4 *: ^ff ‘ “^** “’ ^У- ‘

С.' Л ' т^- ' W.

_

Важным этапом конъюнктурного анализа является характеристика устойчивости развития рынка. Чем больше размах колебаний, тем выше уровень риска, менее надежны прогнозы. Колеблемость рынка проявляется в отклонениях фактических уровней от линии тренда, выражающей тен­денцию развития. Визуально определить степень устойчивости рынка можно по графическому изображению, а более точно - с помощью сле­дующей формулы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.