Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение типовых задач. У предпринимателя имеется 3 магазина




 

Пример 1.

У предпринимателя имеется 3 магазина. В каждом из них он проводит рекламу товара пятью способами и фиксирует доход
(в тыс. руб.). Результаты сведены в таблицу.

При уровне значимости проверить гипотезу о значимости фактора рекламы.

 

Способ рекламы F1 F2 F3
       
       
       
       
       

Для построения дисперсий необходимо найти выборочные средние по каждому уровню и выборочную среднюю по всему
массиву.

Найдем значение выборочной средней по всему массиву
по формуле

,

где р – количество испытаний; q – количество уровней.

Результаты расчета групповых средних сведем в приведенную ниже таблицу:

 

Номер уровня Суммы по каждому уровню
   
   
   
   
   
Всего 1059

 

Таким образом, .

Вычислим по формуле

.

Для этого оценим разность квадратов отклонений наблюдаемой величины и выборочной средней по всему массиву:

 

Суммы по уровням
424,36 416,16 19,36 859,88
112,36 0,36 43,56 156,28
1267,36 21,16 70,56 1359,08
2,56 645,16 0,36 648,08
936,36 750,76 108,16 1795,28
Общая сумма 4818,6

Таким образом, суммируя числа в последнем столбце таблицы, получаем общую среднюю

.

Вычислим факторную сумму по формуле

,

где р – количество испытаний; q – количество уровней.

Предварительно найдем значения выборочных средних по каждому уровню по формуле

.

Получаем .

Учитывая полученное ранее значение выборочной средней по всему массиву и выборочные средние по каждому уровню, приведем вычисления для расчета факторной суммы:

 

     
50,8 84,2 73,8
– 19,8 13,6 3,2
392,04 184,96 10,24
    Общая сумма

 

Получаем .

Таким образом, получаем .

Найдем остаточную сумму по формуле

.


Значения средних по каждому уровню были получены ранее:

 

i Суммы по уровню
  0,64 46,24 1,44 48,32
  84,64 201,64 96,04 382,32
  249,64 331,24 27,04 607,92
  331,24 139,24 14,44 484,92
  116,64 190,44 51,84 358,92

 

Складывая числа в последнем столбце таблицы, получаем .

Для контроля расчета остаточной суммы можно использовать основное тождество дисперсионного анализа: .

Таким образом,

.

Выдвигаем гипотезу H 0: групповые средние равны.

Конкурирующая гипотеза H 1: групповые средние не равны.

Для проверки гипотезы о влиянии фактора на величину рассмотрим случайную величину .

Для этого предварительно найдем несмещенные оценки дисперсий по формулам

, .

Получаем

; .

Таким образом, .

Сравним полученное значение с табличным значением , где , из табл. П. 6 при уровне значимости .

Получаем .

Так как , следовательно, утверждать равенство групповых средних нельзя, то есть гипотеза о влиянии фактора
на случайную величину подтверждается.

Пример 2.

Три группы водителей обучались по различным методикам. После окончания срока обучения был произведен те­стовый контроль над случайно отобранными водителями из каж­дой группы. Получены следующие результаты:

 

i -я методика Количество допущенных ошибок
1 группа 2 группа 3 группа
       
       
       
     
     
   
   
       

 

При уровне значимости проверить гипотезу об отсут­ствии влияния различных методик обучения на результаты тесто­вого контроля водителей. Предполагается, что выборки получены из независимых, нормально распределенных совокупностей с одной и той же дисперсией.

В нашем случае p = 3, n = 7 + 5 + 3 = 15.

Вычисления удобно проводить в такой последовательности.

Определяем общее количество ошибок

.

.

Для расчетов сумм квадратов используем формулы

;

;

.

Предварительно находим несмещенные оценки дисперсий

;

.

Вычисляем величину .

Находим величину при уровне значимости (учитывая, что ) (табл. П. 6).

Так как , то гипотеза о равенстве средних отклоняется: исследуемые методики обучения водителей дают значимо различ­ные результаты тестового контроля.

 

Линейные контрасты

Если гипотеза H 0 о равенстве средних отклоняется, то требуется определить, какие именно группы имеют значимое различие средних. Для этих целей ис­пользуется метод линейных контрастов. Линейный контраст Lk определяется как линейная комбинация:

,

где – константы, однозначно определяемые из формулировки проверяемых гипотез, причем ; – средние групповые.

Оценка равна , а оценка дисперсии равна

.

Границы доверительного интервала для имеют вид

. (2)

Пример 3. В условиях примера 1 при двусторонних альтернативных гипотезах проверить гипотезы

,

,

,

.

В соответствии с проверяемыми гипотезами , , определяем линейные контрасты

; , , ;

; , , ;

; , , ;

; , ; .

Найдем границы доверительных интервалов для линейных конт­растов , .

Предварительно вычислим оценки линейных контрастов и их дисперсий. Выборочные средние

, , .

Оценка дисперсии

.

Оценки контрастов и их дисперсий

, ;

, ;

, ;

;

.

При уровне значимости по табл. П. 6 находим . Чтобы определить доверительные интервалы для линейных контрастов, предварительно вычислим

.

Таким образом, доверительные границы для контрастов , , по формуле (2) равны соответственно ; ; ; .

Так как нулевое значение накрывается доверительными интервалами для и , то гипотезы и принимаются, гипотезы и отклоня­ются.

Таким образом, значимо различны средние первой и третьей группы, а также среднее арифметическое средних для первых двух групп и среднее третьей группы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.