Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Индексы




Имеются следующие данные о продажах минимаркетом 3-х видов товаров (A, B C):

Товар Цена за единицу продукта, руб. Объем продаж, тыс. штук
1 квартал 2 квартал 1 квартал 2 квартал
8 вариант
А        
В        
С        

 

Определить:

1. Индивидуальные индексы цен, физического объема и товарооборота;

2. Общие индексы цен, физического объема и товарооборота;

3. Абсолютные приросты товарооборота за счет изменений цен, структурного сдвига и объемов продаж (для каждого фактора в отдельности) по всей продукции и по каждому товару в отдельности.

По итогам расчетов сделать аргументированные выводы.

 

Решение. В основе решения задачи лежит формула (65):

Q = pq, (65)

где p – цена товара, q – физический объем (количество), Q – выручка (товарооборот).

Применив формулу (65) к нашей задаче, рассчитаем выручку по каждому товару в 1 квартале (Q0j) и во 2 квартале (Q1j) в таблице 7.

Таблица 7. Расчет выручки и ее изменения по каждому товару

Товар,j 1 квартал Q0j 2 квартал Q1j Изменение выручки ∆Qj= Q1j– Q0j
A 25,08 19,306 -5,774
B 17,28 14,700 -2,58
C 11,648 16,000 4,352
Итого 54,008 50,006 -4,002

Из таблицы видно, что абсолютное изменение общей выручки составило:

= ∑Q1–∑Q0 = 54,008-50,006 = 4,002 тыс. руб., то есть она уменьшилась на 4 тыс. руб.


Общий индекс изменения выручки равняется:

= ∑Q1/∑Q0 = 54,008/50,006 = 1,08, то есть выручка от продажи уменьшилась на 1,08 раза.

Определим индивидуальные индексы цен (ip), физического объема (iq), выручки (iQ) и доли товара (id) по формуле (2), используя в качестве Xi цены (p), физический объем (q), выручки (Q) и доли товара (d=q/∑q) каждого вида фруктов соответственно. Результаты расчетов представим в таблице 8.

Индивидуальный индекс A B C
количества iq 197/264=0.746 294/360=0.816 640/448=1.428
отпускных цен ip 98/95=1.03 50/48=1.041 25/26=0.961
выручки iQ 19.306/25.08=0.769 14.7/17.28=0.85 16.000/11.648=1.373
доли товара id (197/1.101)/(264/1.0.72) =178.928/264.268=0.677 (294/1.101)/(360/1.072) =267.029/335.82=0.795 (640/1.101)/(448/1.072) =581.289/417.91=1.39

 

Правильность выполненных расчетов проверяется следующим образом:

1) общее изменение выручки должно равняться сумме ее частных (по каждому товару в отдельности) изменений: = 5.774+(-2.58)+4.352 = -4.002 (тыс. руб.);

2) произведение факторных индивидуальных индексов по периодам должно равняться соответствующему индивидуальному индексу выручки: iQ А=0.746*1,031 = 0,7691; iQ Б=0,816*1,041=0,849; iQ С =1,428*0,961=1,372.

 

Агрегатный общий индекс физического объема Ласпейреса определяется по формуле (66):

= (66)

 

В нашей задаче = = 49,467/54,008 = 0,915.

Агрегатный общий индекс цен Пааше рассчитывается по формуле(67):

= (67)

В нашей задаче = =50,006/49,467= 1,01.

Контрольосуществляется по формуле: IQ = = 0,915 *1,01 = 0,924.

 

Агрегатный общий индекс цен Ласпейреса вычисляется по формуле (68):

= (68)

В нашей задаче = = 55,072/54,008 = 1,019.

Агрегатный общий количественный индекс Пааше рассчитывается по формуле (69):

= (69)

В нашей задаче = 50,006/55,072 =0,908.

 

Контроль осуществляется по формуле: IQ = = 1,019*0,908 =0,925.

Средняя геометрическая величина определяется из индексов Ласпейреса и Пааше (по методике Фишера) по формуле (70) для количества товаров и по формуле (71) – для цен:

= (70) = (71)

В нашей задаче = = =0,911, или 91,1 %, уменьшилось количество на 8,9%; = = =1,014 или 1,4%,.

Далее выполняется факторный анализ общей выручки. В его основе лежит следующая трехфакторная мультипликативная модель выручки:

IQ = , (72)

где = , – индекс структурных сдвигов, показывающий как изменилась выручка под влиянием фактора изменения долей проданных фруктов в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. Он определяется по формуле (73):

= = . (73)

 

В нашей задаче = = 0,9838, то есть структурный сдвиг должен был уменьшить отчетную выручку в базисных ценах в 0,9838 раза или на 1,62%.

Тогда изменение выручки за счет изменения общего количества фруктов определяется по формуле (74):

= . (74)

В нашей задаче = (1,055-1)*54,008 = 56,978(тыс. руб.).

Изменение общей выручки за счет структурных сдвигов находится по формуле (75):

= . (75)

 

В нашей задаче = 1,055*(0,868-1)*54,008 = 7,521 (тыс. руб.).

Изменение общей выручки за счет изменения отпускных цен рассчитывается по формуле (76):

= . (76)

В нашей задаче =1,055*0,868*(1,01-1)*54,008 = 0,494 (тыс. руб.

Контроль правильности расчетов производится по формуле (77), согласно которой общее изменение выручки равно сумме ее изменений за счет каждого фактора в отдельности.

= - = + + . (77)

В нашей задаче = 59,978 + 7,521+ 0,494 = 64,993 тыс. руб.

Результаты факторного анализа общей выручки заносятся в последнюю строку факторной таблицы 9.

Товар j Изменение выручки, тыс. руб. В том числе за счет
количества продукта структурных сдвигов отпускных цен

 

A -5,774 0,2508 -8,181 0,53
B -2,58 0,1728 -3,577 0,56
C 4,352 0,11648 4,588 -0,63
Итого -4,002 0,54 -7,17 0,46

 

 

Наконец, ведется факторный анализ изменения частной (по каждому j -му товару в отдельности) выручки на основе следующей трехфакторной мультипликативной модели:

= . (78)

Тогда изменение частной выручки за счет каждого из 3-х факторов (количество, структурный сдвиг и цена) по j -му виду товара определяется соответственно по формулам (79) – (81).

= ; (79)

= ; (80)

= . (81)

 

 

= (1,01-1)*25,08 = 0,2508 (тыс. руб.).

= (1,01-1)*17,28 = 0,1728 (тыс. руб.)

= (1,01-1)*11,648 = 0,11648

Контроль правильности расчетов:

= , то есть 0,2508 + 0,1728 + 0,11648 = 0,54 (тыс. руб.).

= 1,01*(1,677-1)*25,08 = -8,181 (тыс. руб.).

= 1,01*(0,795-1)*17,28 = –3,577(тыс. руб.).

= 1,01*(1,39-1)*11,648 = 4,588(тыс. руб.).

Контроль правильности расчетов:

= , то есть -8,181 + (–3,577) + 4,588 = –7,17 (тыс. руб.).

И, наконец, изменение выручки за счет 3-го фактора (изменения отпускной цены) по формуле (81) равно:

=1,01*0,677*(0,031-1)*25,08 = 0,53(тыс. руб.).

=1,01*0,795 *(1,041-1)*17,28 = 0,56 (тыс. руб.).

Контроль правильности расчетов:

= , то есть (тыс. руб.) = 0,46

Результаты факторного анализа частной выручки также заносятся в таблицу 9, в которой все числа оказались взаимно согласованными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.