КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интернет — система глобальной связи в режиме реального времени. Электронная почта (e-mail) 3 страница
Существенное внимание уделяется вопросам совершенствования валютного контроля, основной целью которого является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех видов валютных операций. Существенное значение с точки зрения валютного регулирования имеет порядок проведения валютных операций во внутреннем обороте и международных расчетах. В Российской Федерации данный порядок определяется положениями, принятыми Центральным банком РФ как главным органом валютного регулирования. Непосредственно операции с валютой осуществляют уполномоченные банки, т.е. банки и иные кредитные учреждения, имеющие лицензию Центрального банка РФ. Для определения правового режима деятельности субъектов валютного регулирования осушествляется разделение операций с иностранной валютой и ценными бумагами на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала, причем осуществление последних требует специального разрешения Центрального банка РФ. 120 Глава 4.*0ргш1изациоино-правовая среда внешнеэкономической деятельности в РФ
Ф, Предприятия-^^ экспортеры Рис. 4.3. Система государственного валютного регулирования в Российской Федерации К. текущим валютным операциям относятся преимущественно переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов и прочие операции, связанные сдвижением капитала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ.
К валютным операциям, связанным с движением капитала^ относятся прямые и портфельные инвестиции, предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, услуг и работ; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и все иные валютные операции, не являющиеся текущими. Субъектами валютных отношений выступают резиденты и нерезиденты. К резидентам относятся юридические лица, другие предприятия и организации, созданные в соответствии с российским законодательством и с местонахождением в России, и их филиалы и представительства за рубежом, физические лица, постоянно проживающие в России. Валютньхе операции резидентов РФ включают текущие валютные операции, которые осуществляются резидентами без ограничений, и валютные операции, связанные с движением капитала, которые осу- 5. Регулирование валютных операций и валютный контроль 121 щсствляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. Как резиденты, так и нерезиденты осуществляют на валютном рынке экспортные и импортные операции. Причем если источником спроса на инвалюту является экспорт, то источником ее поступления является импорт. В соответствии с валютным законодательством предприятия и организации независимо от форм собственности, в том числе и предприятия с участием иностранного капитала, обязаны осуществлять продажу 10% валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки на специальных утренних торгах ММВБ. Обязательная продажа производится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации. По поручению предприятия сделки купли-продажи иностранной валюты проводятся либо между уполномоченными банками, либо уполномоченными банками через валютную биржу. Банки могут осуществлять сделки с иностранной валютой за комиссионное вознаграждение по поручению от юридических лиц и от своего имени и за свой счет. Если предприятие в течение 14 дней не подает поручение на продажу 10% поступившей валютной выручки, то банк как агент валютного контроля продает указанные средства без согласования с клиентом.
В настоящее время предприятию-резиденту открываются одновременно два счета: транзитный валютный счет и текущий валютный счет для зачисления поступлений иностранной валюты. Указанные счета ведутся параллельно, т.е. валютная выручка, поступающая за экспорт (работ, услуг), зачисляется сначала в полном объеме на транзитный валютный счет, а после обязательной продажи экспортной выручки остаток зачисляется на текущий валютный счет предприятия. После продажи 10% валютной выручки оставшаяся сумма в иностранной валюте перечисляется на текущий счет предприятия и может быть использована на любые цели, разрешенные законом. Обязательной продаже не подлежат следующие валютные средства: • поступающие от резидентов в качестве платежей, производимых с их текущих валютных счетов; • купленные на внутреннем валютном рынке РФ; • поступающие от резидентов на транзитные валютные счета посреднических организаций в оплату стоимости импортируемых по их поручению товаров с текущих валютных счетов; • поступающие от нерезидентов в качестве вкладов в уставный капитал, доходов (дивидендов) от участия в капитале в различных формах и т.д. 22 Глава4 Оршишационно-прнцоваясрспиинешнеэкоиомнчвскоНлентельносги и РФ К свободно конвертируемым валютам, подлежащим обязательной i продаже на внутреннем валютном рынке, прежде всего относятся доллары США, евро, швейцарские франки, японские иены. Каждое предприятие может иметь один расчетный (текущий) счет ких самостоятельно выбранных банках, но не более одного счета на одно предприятие.
Уполномоченный банк начисляет и выплачивает проценты по ва При переводе экспортной выручки на открываемые резидентами ной выручки. Без специального разрешения ЦБ РФ экспортер может использовать полученную экспортную выручку за рубежом исключительно для банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с внешнеэкономической операцией, по которой собственно получена данная выручка. Основные направления валютного контроля в Российской Федерации включают определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверку выполнения резидентами обязательств в иностранной" валюте перед государством, а также обязательств по продаже инвалюты на внутреннем валютном рынке РФ; проверку обоснованности платежей в инвалюте и ряд других. Агентами валютного контроля на территории Российской Федерации являются уполномоченные банки и другие кредитные организации, которые подотчетны ЦБ РФ и получили лицензию на ведение валютных операций. В качестве основных агентов валютного контроля уполномоченные коммерческие банки обязаны осуществлять контроль за проводимыми резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля. Формирование в стране цивилизованного валютного рынка, обеспечение условий для более эффективного использования валютных ресурсов является одним из важнейших направлений деятельности органов валютного контроля. В первую очередь значительное внимание
'. 5 Регулирование валютных операций и валютный контроль 123 уделяется прекращению утечки инвалютной выручки от экспорта товаров и услуг, которая наносит заметный ущерб экономике страны. Базовым документом для осуществления валютного контроля в сфере экспортных операций является Паспорт сделки (ПС), который составляется экспортером по каждому заключенному ими контракту и подписывается соответствующим уполномоченным банком. Паспорт сделки является документом, включающим реквизиты уполномоченного банка, участников ВЭД с российской стороны и иностранных контрагентов, а также основные условия заключенного контракта. После представления в соответствующий уполномоченный банк ПС вместе с оригиналом контракта банк подписывает Паспорт сделки, после чего экспортер обязан представить в таможенный орган второй экземпляр этого документа. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с данными грузовой таможенной декларации и других представленных документов. По каждой экспортной сделке оформляется учетная карточка, содержащая сведения об отгрузке экспортного товара, реквизиты уполномоченного банка, указываются сроки поступления экспортной выручки. На основании данных карточки банк устанавливает контроль за переводом валюты в РФ, а после завершения платежей отсылает ее в учетный центр ФТС. Таким образом, по форме и по существу контроль за экспортом начинается с момента оформления экспортером и обслуживающим его коммерческим банком ПС. В ряде случаев уполномоченный банк может отказать экспортеру в подписании ПС (например, при несоответствии данных, содержащихся в контракте, сведениям в ПС; при наличии в контракте условий, предусматривающих зачисления валютной выручки по нему на счета других, помимо экспортера, предприятий и лиц). Введение системы таможенно-банковского контроля за каждой экспортной операцией принесло весьма существенные результаты. Так, по опубликованным данным, невозврат валютной выручки в 1992 г. достигал от 50 до 70% всей стоимости российского экспорта, в 1993 г. он составлял уже 30—40%, а 1994 г., когда были приняты нормативные правовые документы, невозврат составил только 12%, а в 1995 г. снизился на порядок и составлял всего 4% стоимости российского экспорта. Пример 4.3. Валютный контроль по экспорту АО «Сиблес» заключило контракт с южнокорейской фирмой на поставку 5000м3 пиловочника. При заключении контракта экспортер оформил Паспорт сделки в двух экземплярах и передал их с оригиналом контракта в «Лидбанк», где им уже были открыты валютный, транзитный валютный и расчетный счета. Затем была оформлена Грузовая таможенная декларация (ГТД). Копии ГТД и Паспорта сделки были направлены на та- 124 Глава 4 Орыиизацпошю-праоовая среда внешнеэкономической деятельности о РФ можню, где в дальнейшем при поступлении го вара Документы были сверены с фактическими данными Поскольку после контроля таможенными органами расхождений выявлено не было, экспортером была получена виза и личная номерная печать таможни на Паспорт сделки и ГТД Контракт на поставку леса был реализован в установленные сроки и на транзитный счет АО переведена выручка в размере 600тыс долл Срок поступления валютой выручки не превысил 60 дней, и АО «Снблсс* подало в банк поручение на разблокировку транзитного счета 10% валютной выручки депонировано для обязательной продажи с последующим зачислением рублевого эквивалента на расчетный счет АО, доставшиеся 90% валютной выручки зачислено па текущий валютный счет Соответствующие шаги по развитию сисгемы валютного контроля сделаны и в отношении импортных сделок Они были направлены, в частности, на предотвращение оттока валютных ресурсов в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг в Россию, других необоснованных платежей в иностранной валюте. С этой целью по каждому заключенному импортному контракту оформляется Паспорт импортной сделки (ПСи), подписываемый уполномоченным банком, где открыт счет импортера Дубликат ПСи служит основанием для открытия банком импортера досье, в которое он помешает для хранения документы, поступающие в связи сданным ПСи По завершении таможенного оформления товаров, ввезенных на территорию России, ФТС России на основании Грузовой таможенной декларации составляет учетную карточку импортируемых товаров (УКи), которая вносится в реестр, выписки из которого постоянно направляются в банк импортера для подтверждения обоснованности платежей и последующего возврата. После проверки правильности отнесения импортером произведенных платежей к конкретным отгрузкам, а также сверки фактических платежей сданными, указанными импортерами, на основе представленного импортером варианта УКи и имеющейся в досье грузов таможенной декларации, коммерческой документации банк заполняет соответствующие данные УКи и одновременно не позднее контрольного срока направляет их в ФТС. После завершения внешнеторговой операции досье по ПСи закрывается и сдается в архив уполномоченного банка, где хранится в течение пяти лет. Принятые ранее меры по развитию системы валютного контроля не включали товарообменные, т.е. бартерные, операции, в которых в результате устойчивого превышения экспорта над импортом происходила значительная утечка капиталов. В связи с этим был принят Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № ] 209 «О государственном регу- i р. Контрольные вопросы 125 лировании внешнеторговых бартерных сделок», предусматривающий, в частности, что российские экспортеры, заключившие бартерные сделки, обязаны в течение 180 дней обеспечить ввоз в страну эквивалентной по стоимости продукции, а также подтвердить данные операции необходимыми документами. Валютным законодательством РФ предусмотрен комплекс мер с целью обеспечения ответственности участников внешнеэкономической деятельности за несоблюдение или уклонение от действующих норм, включая взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу указанного законодательства сделкам, а также необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. За отсутствие или неправильное ведение учета валютных операций, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая была не учтена или учтена ненадлежащим образом. Сложившийся к настоящему времени механизм валютного контроля позволяет обеспечивать довольно жесткий контроль со стороны государства всех сделок с другими государствами и становится реальным инструментом распределения валютных ресурсов Вместе стем существует необходимость повышения эффективности его деятельности с целью дальнейшего ограничения утечки экспортной выручки и необоснованных платежей по импорту, отмыванию незаконных доходов, что требует создания многоуровневой системы управления, учитывающей как особенности внутренней экономики, интересы участников валютного рынка, так и положение страны в системе мировых хозяйственных связей. Существенное значение в настоящий период приобретает создание развитой коммуникационной инфраструктуры, наличие устойчивой в реальном режиме времени связи между объектами и субъектами внешнеэкономической деятельности и валютного контроля Контрольные вопросы U Какие государственные органы в России занимаются вопросами регулирования внешнеэкономической деятельности9 2. Какие правовые документы РФ направлены на регулирование внешнеэкономической деятельности? 3. Какие основные меры по регулированию экспортных операци й в РФ вы можете назвать9 126 Глава4 Органнзаиионно-правоваясредавнсшнеэкономичсскоЙлсягслыюстип РФ 4. Какие меры по регулированию импортных операций в РФ вы можете назвать? 5. Какие основные меры по валютному регулированию в Рф вы знаете? 6. Что даст России вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО)? Российским экспортерам9 Российским импортерам? Российским производителям, сбывающим продукцию на внутреннем рынке? 7. Как построен таможенный тариф РФ и какие виды пошлин он предусматривает? 8. Что такое Паспортсделки и какое контролирующее значение он имеет? 9 Составьте последовательность (алгоритм) действий экспортера по вы 10 Составьте последовательность (алгоритм) действий импортера по вво И. Подготовьте список российских организаций и их подразделений, с которыми вашей фирме необходимо поддерживать контакты дли организации экспорта (импорта) своей продукции. 12. Подготовьте перечень (сборник) законов и других правовых документов, необходимых для ведения вашей фирмой внешнеэкономической деятельности. Глава 5 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ / Международная маркетинговая среда • понятие и сущность • 2, Основные факторы международной маркетинговой среды • 3. Особенности и тенденции развития международной маркетинговой среды 1. Международная маркетинговая среда: понятие и сущность Специалисты в области международного маркетинга должны владеть знаниями в отношении не только маркетинговой среды своей страны, но и мировой глобальной маркетинговой среды и маркетинговой среды отдельных зарубежных государств. Прежде чем принять решение о выходе на тот или иной зарубежный рынок, надо определить, какой из зарубежных рынков окажется наиболее эффективным, привлекательным для компании, а для этого следует изучить все аспекты международной маркетинговой среды (рис. 5.1). Мировая глобальная маркетинговая среда Маркетинговая среда страны базирования В д п Маркетинговая среда отдельных стран (А„.д) Мультинациональная маркетинговая среда Рис. 5,], Международная маркетинговая среда Международная маркетинговая среда образуется в результате суммирования всех этих видов сред: национальной маркетинговой среды страны базирования, маркетинговых сред отдельных государств, глобальной маркетинговой среды. Основное различие между зарубежным рынком и рынком национальным заключается в различии рыночной, маркетинговой и предпринимательской среды. Рынок каждой страны находится под непо- 12ft Глава э Общая характеристика международной марке! н иловой среды средственным влиянием маркетинговой среды. Существенно различается маркетинговая среда Японии, США, Бельгии, Франции и других стран. Более того, маркетинговая среда может быть различна в рамках одной и той же страны в зависимости от регионов или отдельных сегментов рынка Международная маркетинговая среда отличается от маркетинговых сред отдельных государств, как, например, мировой рынок обуви от рынков обуви отдельных государств. В связи с развитием процесса глобализации мировой экономики, информационных систем и культур происходит формирование мировой глобальной маркетинговое среды, объединяющей все то общее, что содержится в маркетинговых средах отдельных стран Если международная маркетинговая среда исходит из различий маркетинговых сред отдельных стран и регионов, то мировая глобальная маркетинговая среда выявляет и развивает схожие черты, присущие маркетинговым средам отдельных государств. Фирма какобъект управления принимает форму открытой, а не замкнутой системы, поддерживая и совершенствуя отношения с внешней окружающей средой, которая оказывает активное влияние на развитие внутрифирменных процессов. В свою очередь, сама фирма своими дейст-виями оказывает определенное воздействие на развитие внешней среды. Центральной концепцией внутрифирменного управления, придающей первостепенное значение процессам связи внутренней и внешней среды работы фирмы и ее управления, является маркетинг, а в международном масштабе — международный маркетинг. Он преследует цели получения достоверной, достаточной и своевременной информации о процессах и явлениях в окружающей фирму маркетинговой среде, учета ее в построении маркетинговых программ и принятии управленческих решений. Активные маркетинговые технологии направлены на формирование рыночного спроса и стимулирования сбыта, конструирования рынка и в ряде случаев осуществления информационной, а не только сбытовой атаки на определенные рыночные сегменты. 2. Основные факторы международной маркетинговой среды Международная маркетинговая среда характеризуется теми же категориями факторов, что и маркетинговая среда на внутреннем рынке страны основного базирования компании, однако, как это было показано выше, содержание и составляющие этих факторов значительно расширяются и усложняются (рис, 5.2). Международная географическая, природная, экологическая среда. Земной шар, на котором представлены различные регионы и страны, 2. Основные факторы международной маркетинговой среды 129
Рис 5 2 Основные факторы международной маркетинговой среды образующие международный рынок для современных компаний, характеризуется различными природными, географическими и климатическими условиями. С одной стороны, они требуют дополнительных усилий от специалистов по международному маркетингу с точки зрения их изучения и учета при разработке маркетинговых программ, а с другой — открывают широкие возможности для расширения и интенсификации бизнеса за рубежом., Природные катаклизмы, рельеф местности, парниковый эффект, озоновые дыры, защита экологии и многие другие вопросы не должны быть оставлены без внимания при организации международной деятельности компании. Международная демографическая среда. Население Земли увеличивается с огромной скоростью, и оно (с поправкой на платежеспособность) может рассматриваться как потенциальный рынок компании. Численность населения конкретной страны, его плотность, степень урбанизации, половозрастная пирамида и т.д. играют важную роль в определении емкости рынка, его привлекательности для проникновения. Международная экономическая среда. Валовой национальный продукт, уровень жизни, благосостояние и доход на душу населения, распределение дохода по слоям населения, объем текущих сделок, уровень потребления, уровень накопления, процент грамотности населения, доминирующие занятия и профессии населения в мире в целом и отдельно по странам, ассортимент и качество производимых товаров и т.д. служат объектом изучения специалиста в области международного маркетинга. Ему необходимо знать не только особенности развития экономики отдельных стран, но и мировые экономические тенденции. Все эти показатели весьма существенно сказываются на маркетинговом подходе к организации продаж в зарубежных странах. При этом 5-210 Глава 5 Общая характеристика международной маркетинговой среды особую важность имеют такие характеристики, как производственная структура экономики страны, распределение дохода в ней и экономическая инфраструктура Зарубежные экономисты выделяют четыре типа производственной структуры страны, натуральное хозяйство, экономика, ориентированная на экспорт сырья, экономика с развивающейся промышленностью и экономика с развитой промышленностью Оттого, какой тип производственной структуры характерен для страны, зависят возможности и степень привлекательности ее рынка (рис 53) H.i гуральнос хозяйство Экономика, ориентированная наэкспортсырья Экономика с развивающейся промышленностью Экономика с развитой промышленностью
Слабые
Возможности рынка Сильные Рис 5 3. Основные типы производственной структуры страны В странах с натуральной структурой хозяйства основная часть населения занята в сельском хозяйстве, и ббльшая часть произведенной продукции потребляется внутри страны, в результате чего внешняя торговля практически не развита Возможности рынка такой страны ограниченны. Рынки стран, экономика которых ориентирована на экспорт сырья (обычно одного или ограниченного числа видов), например Россия (нефть, газ). Чили (олово, медь), Саудовская Аравия (нефть), Заир (медь, кобальт, кофе), являются привлекательными для экспорта в них оборудования, инструментов, автомобилей и предметов роскоши для высшего класса населения. Страны с развивающейся экономикой, где обрабатывающие отрасли составляют 10—20% всей экономики страны (например, Индия, Бразилия, Филиппины, Египет), нуждаются в импорте необработанного текстиля, стали, продукции тяжелого машиностроения. Новый класс богатых и средний класс в обществе индустриализации требуют новые типы импортных товаров Весьма привлекательнылт с точки зрения возможностей будущего экономического роста являются страны Восточной Европы, новые индустриальные страны ЮВА и Латинской Америки и др. 2 Основные факторы международной маркетинговой среды 131 Страны, экономика которых отличается развитой промышленно-стью, имеют рынки с высоким уровнем возможностей. Они активно развивают горизонтальные связи, торгуя друг с другом товарами обрабатывающей промышленности и вкладывая капиталы, атакже экспортируют товары обрабатывающей промышленности в страны с другими производственными структурами в обмен на сырье и полуфабрикаты Многопрофильная структура промышленности, многочисленный средний класс стран с развитой обрабатывающей промышленностью создают особую привлекательность их рынков для всех видов товаров. Конечно, из вышесказанного нельзя делать безоговорочный вывод, что оптимальным вариантом является развитие торговли со странами с развитой экономикой, поскольку международная среда, помимо экономической, включает в себя целый спектр других составляющих, которые также оказывают влияние на выбор страны-партнера Имеется также более простое деление стран на развивающиеся и развитые в экономическом отношении страны. Вторым важным показателем экономической среды зарубежной страны является распределение дохода Сумма располагаемого среднестатистическим жителем страны дохода может играть определяющую роль в оценке покупательского потенциала рынка страны. Так, в странах с недостаточно развитой экономикой подавляющее большинство населения представлено бедными слоями, а в экономически развитых странах население делится на лиц с низкими, средними и высокими доходами. При этом важно определить поляризацию доходов населения на лиц с очень высокими доходами и на беднейшие слои населения. В то же время нельзя считать, что беднейшим странам не имеет смысла что-то продавать. Во-первых, в них активно сбываются товары первой необходимости. Во-вторых, в бедных странах может быть небольшой, но емкий сегмент потребителей с наивысшим уровнем дохода Например, жители беднейших кварталов индийского города Калькутты имеют 70 тыс. видеомагнитофонов. В Мексике количество квартир с цветным телевизором значительно превышает число квартир с водопроводом. В Китае, где годовой доход на душу населения не превышает 600 долл., швейцарская компания Rado продает тысячи своих часов, стоимость которых составляет тысячу долларов (принимайте во внимание, что небольшая доля хотя бы в 1% обшей численности населения Китая, составляющей свыше 1 млрд 400 шгн человек, в абсолютных цифрах будет равна 14 млн человек) Однако важно изучать экономическую среду и более детально. Например, американская компания General Foods истратила миллионы долларов в безуспешной попытке продать японским потребителям кексы быстрого приготовления, которые надо выпекать в духовке, не
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |