Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернет — система глобальной связи в режиме реального времени. Электронная почта (e-mail) 1 страница




I

Ж

У

Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СРЕДА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэконо­мической деятельности2. Правовое обеспечение экспортно-импортных опера­ций * 3, Регулирование экспорта товаров и услуг4. Регулирование импортных операций • 5. Регулирование валютных операций и валютный контроль

Регулирование и контроль в сфере внешнеэкономической деятель­ности (ВЭД) на общегосударственном уровне осуществляют федераль­ные органы власти и управления (рис. 4.1). К ним относятся прежде всего Федеральное Собрание страны, Президент РФ и Правительст­во РФ.

Федеральное Собрание разрабатывает и принимает законы, регла­ментирующие внешнеэкономическую деятельность, через соответст­вующие комитеты и комиссии парламента осуществляет руководство ее основными направлениями, контроль за деятельностью исполни­тельных органов.

Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой, подписывает международные со­глашения, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов; в случае необхо­димости использует согласительные процедуры для разрешения раз­ногласий между органами государственной власти Российской Феде­рации в данной области.

Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой внешнеэкономической политики, разрабатывает соответствующие


За коноддтел ьнад

ВЛ1С1Ь

исполнительная

■чЛДСТЪ


МИД


Минфин


Минэконом­развития


ФТС Мни* эконом развития


Центробанк


министерства


 


За грана пплрн



Уполномочен­ное &jhkk


 


ВНСЦЖСЭКОНОЫН-ЧвС КН А ВЛШВЦЛ

местных ЭДЯ И -нистряинй


ЛП Ги и ■ г у i: ад *

помоченных Минэконом­развития


С><7ЪСКГЫ №<МЦНСЭКОП<тиНЧГ£1СПЙ ЛСЧТСЛЬН^Г:щ

игигигиг

Рис. 4 L Схема органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации


10Q Глава 4. Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности и РФ

программы деятельности» принимает решения по основным направле­ниям внешнеторговой политики, а также принимает в пределах своей компетенции решение о проведении переговоров и подписании меж­дународных договоров Российской Федерации

Непосредственную реализацию задач государственной внешне­экономической политики, атакже разработку и принятие мер в данной области осуществляют общеэкономические и специализированные органы исполнительной власти на федеральном уровне, внешнеэко­номический аппарат местных органов власти, а ггкже зарубежный тор­говый аппарат.

Одним из ключевых внешнеэкономических ведомств, осуществ­ляющих регулирование во внешнеэкономической сфере и контроль за соблюдением государственных интересов в данноА сфере, является Ми­нистерство экономического развития и торговли РФ. Оно как ведущий орган федеральной исполнительной власти по разработке и проведению единой социально-экономической политики с участием заинтересован­ных министерств и ведомств осуществляет разработку предложений по определению основных направлений экономической политики в сфере международного сотрудничества, заключению межправительственных договоров в данной области, принимает непосредственное участие в со­гласовании вопросов экономического сотрудничества Российской Фе­дерации с зарубежными странами и торгово-экономическими союзами; разрабатывает вопросы инвестиционной и кредитной политики, пред­ставляет предложения по использованию кредитов; рассматривает ре­сурсные возможности осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим группам товаров и услуг (рис 4 2)

Структура и функции Министерства экономического развития и торговли РФ определены Постановлением Правительства РФ № 443 от 27 августа 2004 г. Они чрезвычайно объемны и диверсифицированы, что, несомненно, затрудняет его работу и снижает ее эффективность. Это не может не сказываться отрицательно на развитии внешнеэконо­мических связей России и на ее экономической политике и результа­тах экономического развития.

Аппарат уполномоченных Министерства экономического развития и торговли РФ на местах ссуществляет содействие развитию экспортно­го потенциала, государственный контроль и регулирование ВЭС в ре­гионах, обеспечивает необходимые условия для выхода участников внешнеэкономической деятельности на внешний рынок. Однако их ра­бота в настоящее время также отличается низкой эффективностью.

Центральным органом таможенной системы страны является Фе­деральная таможенная служба (ФТС) Минэкономразвития РФ, на ко­торую возложены функции подготовки и выпуска нормативных актов


"Ь" J%^ ^V


 


 


Секретариат Министре


МИНИСТР ГРЕФ Герман Осхароанч


Коллегии

Помощник Министра


 


                                                                     
   
       
 
       
     
   
 
               
     
 
     
     
 
     
 
 
         
         
 
               
 
   
 
       
       
 
 
             
 
                   
 
   
 
             
 
 
         
 
 
                 
 
 
 
 
 

Заместитель Министра

Заместитель Министра

Дог артаыент

м якриоксто к кческото

г 1 ро гн изн р<л! пня

Департамент страшим COU■ i a.:i.11 О*ЖPHttUн-

ческнх реформ

Департамент

гоеуд л рстаеиного

рег>'лирсванкя

а экономике

Департамент

коргюрлтивиогс!

управления


Департамент управления делами

Департамент

государствен НОЮ

регулирования тарифов

и ннфрйстр>тстурьих

реформ

Департаменг имущественных и эемедшш отноше­ний, экономики при-РОДИГОН юо ваняя

Департамент

эдономнкн программ

ОборОНЫИ

беэолаетстя


Департамент правового

обеспечения

ФшинсоаиЛ К пл рта ме» rt

Департамент

1Грр)ГГОрИ4ЛЬНОГО

развития

Департамент

инвестиционной

политики

Департамент государственных целе­вых прогрэми м капи­тальных вложений


Департамент

государстве» uto го

ре гул нро ш£ н ия

ннещнегорговой

донтсльностн

А тачоданмотодсла

Департамент

днем hbjxoho м и ческнх

отношений

Департамент экономического

сэдгрулНЧЧйетВ*

со странами СНГ

Департамент торгоьмх переговоров


1.

Федеральные службы

х федеральные <иснтопмц

квдодяишеся к асленнн

Министерства

Федеральное агентство када­стр* оолекгоя неданънмвдм {Роо |едв ижнмость)

Федеральное агентсгво по улр4дяеннх> фелердлыпгм имуществом (Рос имуществу

Федеральное агентство

но государственном росраам

(Носрсзсро)


Рис 4 2 Структура Министерства экономического развития и торговли РФ


102 Глава 4 Организационно-правовая среда внешнеэкономической дея гелыюсти в РФ

по таможенным вопросам, обеспечение соблюдения законодательства в данной области, осуществление непосредственного таможенного ре­гулирования и контроля. В систему ФТС наряду с центральным аппа­ратом входят региональные и специализированные таможенные управления, таможни и таможенные посты. ФТС формирует и пред­ставляет в виде своих официальных публикаций данные по внешне­торговой статистике, подготавливаемые на основе грузовых таможен­ных деклараций. Наряду с этим ФТС оказывает содействие развитию околотаможенной инфраструктуры, в частности сети таможенных брокеров и таможенных складов.

Министерство иностранных дел РФ отвечает за разработку общего­сударственных направлений развития международных и двусторонних отношений с зарубежными государствами, в том числе и во внешне­экономической сфере, готовит документы для официальных встреч и визитов, международных конференций и симпозиумов с участием правительственных лиц России, организует работу российской сторо­ны в различных международных организациях, формирует банки дан­ных основных изменений в экономической жизни зарубежных стран и их внешнеэкономических интересах.

Важную роль в представлении государственных интересов во внешнеэкономической области и обеспечении их защиты играет зару­бежный аппарат внешнеэкономического регулирования, представлен­ный торговыми представительствами России и аппаратом торговых советников при посольствах РФ. Они содействуют проведению эф­фективной внешнеэкономической политики в странах пребывания, осуществляют контроль в рамках своей компетенции за соблюдением государственных интересов российскими участниками ВЭС и коорди­нацию их деятельности, обеспечивают защиту в странах пребывания интересов российских предприятий.

Существенную роль в регулировании ВЭД играет Министерство финансов РФ, которое совместно с Центральным банком определяет порядок и рассматривает вопросы финансирования и кредитования ВЭД, издает нормативные акты по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения при осуществлении ВЭД, Минфин России в рамках единой государственной политики готовит предложении по совершен­ствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностран­ными государствами, увеличению валютных резервов страны и эко­номному расходованию иностранной валюты. Министерство финан­сов РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ разрабатывает предложения об объемах и направлениях использования централизованных поступлений и расходов торгового и неторгового характера. По поручению правительства осуществляет


1 Государстве) шыс органы регулирования и содействия развитию ВЭД 103

сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с представителями зтих организаций переговоры и консуль­тации по вопросам финансовой политики.

В соответствии с законодательством Центральный банк России яв­ляется ключевым звеном валютного регулирования страны, который определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты, из­дает нормативные акты, обязательные к исполнению валютными ре­зидентами и нерезидентами, устанавливает общие правила выдачи ли­цензий банкам и иным кредитным учреждениям Он определяет также единые формы учета и отчетности валютных операций, а также поря­док и сроки их представления; готовит и публикует статистику валют­ных операций РФ по принятым международным стандартам.

Органами валютного контроля в РФ являются; Центральный банк РФ, Правительство РФ в соответствии с законами РФ; Федеральная таможенная служба Минэкономразвития РФ; агенты валютного кон­троля В рамках своей компетенции указанные органы осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валют­ными операциями» за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля, проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Функции регулирования научно-технического сотрудничества с зарубежными странами в значительной части возложены на Мини­стерство образования и науки РФ, которое координирует выполнение межгосударственных программ в данной области, принимает участие в пределах своей компетенции в работе межправительственных комис­сий по торговому и научно-техническому сотрудничеству.

Среди организаций, содействующих развитию ВЭД, ведущее ме­сто принадлежит Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ, которая, являясь негосударственной некоммерческой общественной органи­зацией, созданной российскими предприятиями, призвана содейст­вовать всем формам их предпринимательской деятельности в России и за рубежом. Система ТПП РФ включает республиканские и регио­нальные отделения, при ней работает ряд организаций. «Совин­центр» и «Внешэкономсервис» (оказание услуг российским и ино­странным предпринимателям по установлению деловых контактов, предоставление агентских и посреднических услуг); «Экспоцентр» (организация выставок российских товаров за рубежом и иностран­ных товаров в России» участие в международных выставках); «Союз-патент» (содействие предприятиям в патентовании своих изобрете­ний за границей); «Союзэкспертиза» (экспертиза экспортных и им-


104 Глава 4. Организационно-правовая среда внешнеэкономической деятельности п РФ

портных товаров) и др. При ТПП РФ действуют Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.

Счетная пала/га России также играет особую роль в развитии внеш­неэкономических связей нашей страны, поскольку осуществляет не­обходимый контроль за добросовестностью заключаемых внешнетор­говых операций, соблюдением интересов российской стороны и т.д. По мере активизации предпринимательской деятельности россий­ских предприятий в регионах происходит нормативное правовое упо­рядочение внешнеэкономической деятельности с разграничением полномочий между федеративными и региональными органами. Адми­нистрации регионов направляют свою деятельность на расширение де­ловых контактов с зарубежными организациями и фирмами участни­ков внешней торговли, расположенных на их территории, развитие экспортной базы и рационализацию импорта, повышение инвестици­онной привлекательности, в частности, посредством установления га­рантий со стороны администраций области для иностранных инвести­ций и кредитов. Они получили возможность вступать в договорные отношения с зарубежными партнерами по внешнеэкономическим сделкам при наличии валютных средств; принимать участие з созда­нии на совместней основе с зарубежными партнерами организаций, связанных с обеспечением социальной и производственных сфер со­временным оборудованием. Местные органы власти непосредственно занимаются организацией и поддержанием приграничной и прибреж­ной торговли.

. 2. Правовое обеспечение экспортно-импортных операций

Проводимые с конца 80-х гг. в России экономические реформы не­посредственно начались с внешнеэкономической сферы, где осущест­влялась последовательная либерализация ВЭД. Одним из ее непосред­ственных результатов явилась ликвидация монополии государства на ведение внешнеэкономических операций, подавляющая часть кото­рых стала осуществляться негосударственными фирмами и организа­циями. Стал активно формироваться новый механизм регулирования внешней торговли и всей внешнеэкономической деятельности, отве­чающий условиям переходного периода. Он основывался преимуще­ственно на ограниченном использовании нетарифных методов регули­рования экспорта, применяемых в отношении стратегически важных сырьевых товаров, продукции военного и двойного назначения, обяза­тельной продаже валютной выручки и использования таможенного та­рифа для защиты внутреннего рынка от разрушительного воздействия


2. Правовое обеспечение экспортно-импортных операций 105

новых условий в период адаптации к мировым ценам, а также проведе­нии политики ограниченного протекционизма по небольшому числу товарных позиций,

Юридической основой регулирования внешнеэкономической дея­тельности в России является совокупность норм, изложенных в зако­нах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договоры в области экономических отношений.

Основные направления внешнеэкономического регулирования на первоначальном этапе реформ были сформулированы в Указе Президен­та России от 15 апреля 4991 г. №213 «О либерализации внешнеэкономиче­ской деятельности на территории РСФСР», которым обеспечивалось пра­во всем предприятиям вести внешнеэкономическую деятельность без специального разрешения. Данным Указом была ликвидирована госу­дарственная монополия на внешнюю торговлю. Остающаяся в распоря­жении у экспортеров доля валютной выручки увеличивалась с 25 до 50%, отменялись налоги на импорт, сокращался перечень товаров, экспорт ко­торых лицензировался и квотировался. В соответствии с осуществляемой либерализацией цен на все продукты и ресурсы была расширена сфера использования рыночного курса, что в дальнейшем определило много­кратную девальвацию рубля и переход к единому рыночному курсу, С 26 ноября 2004 г. доля обязательной продажи валютной выручки была снижена до 10%.

В дальнейшем была разработана и принята система законов, опре­деливших основную правовую базу развития внешнеэкономических связей России.

Основные правовые акты регулирования ВЭД в России:

• Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государст­венного регулирования внешнеторговой деятельности*;

• Федеральный закон от 10 ноября 2003 г.-«О валютном регулиро­вании и валютном контроле» (в ред. от 24 июня 2004 г.);

• Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» (в ред. от 22 ав­густа 2004 г.);

• Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г.

(в ред. от 29 июня 2004 г.);

• Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом ар­битраже»;

• Патентный закон РФ от 2 сентября 1992 г.;

• Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвести­циях в Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2003 г.)


106 Глава 4. Оргатшшюшю-правовая среда внешнеэкономической деятельности в РФ

Определяемые данными законами общие условия и принципы ве­дения ВЭД получили развитие и конкретизацию в последующих указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, на базе которых были подготовлены различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств,

Усиливался государственный контроль за экспортом стратегиче­ских товаров, занимающих ключевые позиции в российском экспорте. В соответствии с Положением о порядке регистрации предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически важных сырье­вых товаров, был определен круг организаций и предприятий-экспор­теров (преимущественно государственные внешнеэкономические объединения и крупные отраслевые ассоциации). Институт спецэкс­портеров был ликвидирован в марте 1995 г., когда участие российских экспортеров топливно-сырьевых товаров стало носить более упорядо­ченный характер и заработали механизмы таможенного и валютного контроля. Вместе с тем продолжал действовать ранее установленный порядок обязательной регистрации контрактов данной группы това­ров уполномоченными МВЭС в регионах.

В1992—1995 гг. в целом была сформирована система государствен­ного регулирования внешнеэкономических связей, использующая ме­тоды и инструменты, присущие странам с рыночной экономикой, од­нако только в 2002 г. вначале США, а затем страны ЕС признали нашу страну как страну с рыночной экономикой, а до этого времени Россия считалась страной с переходной экономикой, что в значительной сте­пени лишало ее не только соответствующего статуса, но и определен­ных льгот в сфере ведения международного бизнеса.

Опыт, накопленный в реализации общегосударственной внешне­экономической политики, обеспечивший переход от административ­ных в основном к экономическим мерам регулирования, дал возмож­ность подготовить с использованием мировой практики Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государствепнрм регулировании внеш­неторговой деятельности» и сменивший его Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внеш­неторговой деятельности*. В нем изложены основные принципы регу­лирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в данной области, перечислены основные функции федеральных исполнительных и за­конодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, опре­делены основы таможенно-та|>»фного и административного регулиро­вания, экююртао-нмтортаого' валютного контроля, важнейшие фор­мы содействия развитию внешнеторговой деятельности.


2 Правовое обеспечение экегтортнемгмпортных операций 107

Основные принципы регулирования внешней торговли в России

• Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации

• Единство системы государственного регулирования внешне­торговой деятельности и контроля за ее осущееггвлением

• Единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения на­циональной безопасности

• Единство таможенной территории Российской Федерации

• Приоритет экономических мер государственного регулиро­вания внешнеторговой деятельности

• Равенство участников внешнеторговой деятельности и ис­ключение возможности их дискриминации

• Зашита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности

• Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом

Расширение числа участников экспортно-имиортных операций с начала 1992 г. существенно обострило проблему валютного регулиро­вания и контроля, потребовало обеспечения необходимой правовой базы для деятельности государства в данной области. Базисным доку­ментом, определяющим основные принципы осуществления валют­ных операций в Российской Федерации, полномочия и функции орга­нов валютного регулирования и валютного контроля, порядок и сферы применения валютных ценностей российскими предприятиями, орга­низациями и гражданами, в тот период был Закон РФ от 9 октября 1992 г, «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютное законодательство получило дальнейшее развитие в связи с принятием указов Президента РФ «О реализации гражданам на тер­ритории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностран­ную валюту (№ 1306 от 27 октября 1992 г.), «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» (>ft 629 от 14 июня 1992 г.), «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Феде­рации»^ 1163 от 21 ноября 1995 г.)- В иастояшее время действует Фе­деральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ Ю валютном регулиро­вании и валютном контроле*.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.