Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернет — система глобальной связи в режиме реального времени. Электронная почта (e-mail) 6 страница




1 См.: Мясоедов, С. Л Кросс-культурный менеджмент. М., 2003.


зу конкретной рыночной ситуации в международно!*! масштабе и при­нятию решений в международном маркетинге.

Возникновение и повышение интереса к вопросам кросс-культур­ного анализа было обусловлено ускорением процессов интернациона­лизации а затем и глобализации мировой хозяйственной жизни. ПеР: вые работы ло кросс-культурному анализу были написаны главным образом профессиональными консультантами в области управления и маркетинга на международном уровне и являлись итогом их личного

опыта и наблюдений.

Со второй половины 70-х гг. научный поиск в области кросс-культурного анализа приобретает более регулярный характер. В этот период передовыми компаниями в сфере международной экономиче­ской деятельности осуществлялись сбор и систематизация больших объемов эмпирической информации.

Можно выделить следующие основные группы методов кросс-культурного анализа:

кабинетные исследования:

— использование материалов, накопленных в данной компании, по специфике общей культуры, деловой культуры и культуры потреб­ления в различных странах;

— использование материалов внешних изданий по вопросам об­щей культуры, деловой культуры и культуры потребления в различных

странах;

виекабинетные исследования:

— сбор информации посредством наблюдения за «введением по­
требителей, деловых людей и сотрудников филиалов в различных

странах;

— анкетирование потребителей, деловых людей и сотрудников фи­
лиалов в различных странах.

Далее ггроводятся накопление и систематизация полученных данных и их сопоставительный (компаративный) анализ. Кросс-культурный ана­лиз позволяет не только избежать кросс-культурных конфликтов, но и содействует росту эффективности международного маркетинга компа­нии, повышению ее международной конкурентоспособности и продви­жению на мировые рынки.

5. Кросс-культурный анализ при принятии решений в международном маркетинге

Кросе-кулътуркыЙ анализ или, иными словами, сопоставитель­ный компаративный анализ особенностей общей культуры, деловой культуры и культуры потребления различных стран оказывается чрез-


Контрольные вопросы



вычайно важным при разработке и реализации маркетинговых реше­ний в международной деятельности компаний.

Во-первых, его результаты важны при вынесении различного рода маркетинговых решений, а именно;

• при проведении сегментации мировых рынков;

• при выборе зарубежного целевого рынка и позиционировании товара;

• при принятии решения о направлениях совершенствования то­вара при организации его продаж на конкретном зарубежном рынке;

• при разработке и реализации международных рекламных кампа­ний и кампаний в отдельных зарубежных странах;

• при вынесении решений о характере и виде сбытовых сетей на зарубежных рынках;

■ при вынесении решений о ценовой политике на рынках зару­бежных стран.

Во-вторых, результаты кросс-культурного анализа оказываются весьма полезными при построении деловых отношений с зарубежны­ми партнерами, при проведении с ними переговоров и развитии дело­вых контактов.

В-третьих, знание различий и особенностей деловой и общей куль­туры во многом определяет успех компании при управлении работой зарубежных филиалов с многонациональным коллективом.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий «культура», «деловая культура*, «культура потребления».

2. Что составляет предмет кросс-культурного анализа в международном маркетинге?

3. Каково место кросс-культурного анализа в международном маркетинге?

4. Какие методы используютоя при проведении кросс-культурных иссле­дований и почему?

5. Какие группы кросс-культурных параметров вы знаете?

6. Какие критерии позволяют распознавать страны с высокой и низкой 'степенью индивидуализма в деловой культуре?

7. Как определить степень дистанции власти, присущую деловой, культуре данной страны? Характерно ли для стран с мужественной деловой культурой

неравенство полов?

8. Какие критерии позволяют распознать высокую степень мужественно­сти в деловой культуре?, ч

9. В чем особенности культуры при стремлении снизить степень неопреде­ленности? ■.'..,

 

10. Объясните, что имеется в виду под культурой конкретных истин?

11. Что такое монохромная и полихромная деловые культуры?


[58 Глава 6. Международная культурная среда и кросс-культурный анализ

12. Объясните, почему национальные культуры, которые характеризуются высокой степенью избежания неопределенности, часто идут в бизнесе на не­оправданно высокий риск?

13. Японский бизнесмен может более успешно вступить в деловые отно­шения с китайскими партнерами, чем с американскими или европейскими. Согласны" ли вы с таким утверждением? Дайте обоснование своему ответу.

14. Приведите примеры разного отношения к времени со стороны ваших деловых партнеров.

15. Приведите известные вам различия в следующих аспектах культуры за­рубежных партнеров: формы приветствия, одежды, беседы во время бизнес-ланча и т.д.


Глава 7

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА. ИНТЕРНЕТ, ЭКСТРАНЕТ, ИНТРАНЕТ

/. Роль информационной среды в международном маркетинге • 2. Основные виды информационных сетей, используемых в международном маркетинге: Интернет, Экстранет, Интранет3. Интернет — система глобальной связи в режиме ре­ального времени. Электронная почта (e-mail)4. Интернет в международных маркетинговых исследованиях • 5. Интернет как международное электронное средство развития товарной, коммуникационной, сбытовой и ценовой политики фирмы • б. Проблемы и перспективы развития международной информационной

среды

S

1. Роль информационной среды в международном маркетинге

Развитие международного маркетинга связано с революционными изменениями в средствах информации, интенсивным развитием ком­муникационных систем и оборудования слязи. Спутники и оптическое волокно расширили коммуникационные возможности средств связи. Развивается кабельное телевидение, видеотекс. В 80-е гг. произошел переход с коаксиальных на волоконно-оптические и микроволновые линии связи, с координатных на электронные коммуникационные станции, с аналогового на цифровой код передачи информации. Спут­никовая система связи не только разрушила коммуникационные мо­нополии, она позволила внедрить в жизнь и практику как делового, так и личного общения цифровые формы коммуникации, сотовые телефо­ны, видеофоны, которые хотя и появились впервые в 60-е гг., но ждали практического и широкого внедрения за счет оптимизации технологии и коммерциализации услуг связи.

Информатизация общества и управления — непременное условие для обеспечения оптимального использования маркетингового подхо­да в управлении на макро- и микроуровне, в том числе и в мировом масштабе. Развитая современная информационная инфраструктура является одним из важнейших условий обеспечения высокой конку­рентоспособности Компании и ее товаров.

Индустрия информации, информационных систем и сетей связи, а также информационной техники имеет огромное значение для разви­тия международного маркетинга и решения маркетинговых задач, так

i


160 Глапа 7 Информационная среда международного маркетинга

как позволяет маркетологам проводить широкомасштабные и глубокие маркетинговые исследования, оперировать огромным количеством данных по мировой маркетинговой среде, рынкам, товарам и фирмам зарубежных стран, в том числе и за счет подключения к банкам данных других организаций и через объединение коммуникационных систем в локальном, национальном, региональном и международном масшта­бах. Она способствует осуществлению эффективного сбора, накопле­ния, обработки, систематизации и анализа многоплановой по своей структуре маркетинговой информации, расширяет возможности при­менения математических методов, сложных, оптимальных экоиометри-ческих моделей для экономического и рыночного прогнозирования и моделирования, создает условия для повышения эффективности и зна­чительного ускорения процесса составления маркетинговых программ и принятия управленческих решений, проведения имитационных тес­тов в лабораторных условиях, ведет к развитию новых видов маркетинга (например, электронного маркетинга, маркетинга ТВ) и т д

• Информатизация — глобальный процесс, обусловленный стреми­тельным развитием научно-технического прогресса, переходом к но­вым поколениям наукоемких технологий, систем техники и материа­лов и новым видам информационного обмена, вызывающий карди­нальные изменения структуры и характера мирового экономического и социального развития и лежащий в основе определения новой ста­дии в развитии общества — информационного общества, в котором в значительных масштабах производится, накапливается, предоставля­ется и потребляется огромное количество информации и где постоян­но развивается сфера информационных услуг

Процесс информатизации включает в себя три ведущих направ­ления

• в экономической структуре возрастает доля отраслей, предостав­ляющих различного рода информационные услуги;

• в производственной структуре экономики растет доля отраслей, специализирующихся на производстве информационной техники,

• увеличивается объем затрат фирм и организаций на передачу и обработку информации, т.е. происходит информатизация производ­ства и управления.

Например, в США коэффициент информатизации общества, вы­раженный соотношением лиц; занятых в сфере услуг, ко всему количе­ству занятых в стране, за 90-е гг. вырос с 71,4 до 82,1%, а в Японии с 59,2 до 65,4% В настоящее время развитые страны имеют интенсив­ную и разветвленную информационную инфраструктуру и информа­ционную среду Общество в этих странах характеризуется значитель­ным развитием интеллекта, культом знаний, ростом в производствен-


1 Роль информационной среды в международном маркетинге 161

но-сбытовых, научно-технических и управленческих сферах числа специалистов с высоким уровнем образования и профессионализма, активным развитием средств массовой информации, что усиливает значение информационного обеспечения экономического развития, внутрифирменного управления и маркетинга

Сбор, обработка и анализ маркетинговой информации приобрета­ют особое значение во внешнеэкономической и международной дея­тельности компании, и важность маркетинговой информации в совре­менный период постоянно увеличивается Это определяется прежде всего нарастанием информационных потоков, в связи с чем усложня­ется задача отбора необходимых, достаточных, оптимальных по содер­жанию, качеству и количеству данных, их систематизации и определе­ния достоверности. Кроме того, в результате развития средств массо­вой коммуникации, связи и транспорта наблюдается ускорение рыночных изменений, что требует постоянного наблюдения за рыноч­ными процессами и прогнозирования тенденций их трансформации И наконец, одна фирма практически не в состоянии контролировать или определять развитие рыночной ситуации, однако должна стре­миться к разработке стратегий и мер адаптации к рыночным требова­ниям или мер противодействия нежелательным влияниям рыночных тенденций, а также оказанию конструктивного, формирующего воз­действия на свою конкурентную позицию, развитие рынка и мировой маркетинговой среды

Информационное обеспечение позволяет фирме не только ориен­
тироваться в процессах и явлениях в окружающей маркетинговой сре­
де, но и оптимизировать построение маркетинговых программ и при­
нятие управленческих решений, а также реализовывать стратегию
активного воздействия на формирование рыночного спроса и стиму­
лирования сбыта, конструирования рынка и в ряде случаев осуществ­
ления информационной, а не только сбытовой атаки на определенные
рыночные сегменты Новые технологии информационных систем
дали основу высокоэффективным, научно обоснованным, комплекс­
ным маркетинговым исследованиям, подготовили базу для построе­
ния качественных маркетинговых программ и разработки оптималь­
ных планов развития производственно-сбытовой и научно-техниче­
ской деятельности фирм. \

Помимо экономии времени использование информационной тех­нологии является источником повышения эффективности работы фирмы и ее управления, поскольку'

♦ позволяет иметь постоянный, своевременный и прямой доступ к точной информации о продукции, потребителе, положении дел на рынке и внутреннем состоянии и деятельности фирмы,

6-210


162 Глава 7. Информационная среда международного маркетинга

• обеспечивает эффективную координацию внутрифирменной деятельности через систему передачи звуковых сигналов (речи) и элек­тронную почту;

• организует эффективное взаимодействие с заказчиками за счет

использования более информативных и наглядных документов, а так­же быстродействующих систем передачи сообщений;

• высвобождает необходимое время на такие высокопродуктив­
ные виды деятельности, как анализ, оценка, интерпретация, выводы,
рекомендации.

Конечно, подобные операции с информационными потокам под силу только крупным компаниям или специализированным агентствами требуют значительных финансовых и временных затрат, наличия компе­тентных профессионалов, а также технологически развитой системы ин­формационного обеспечения, и прежде всего передовых средств связи, коммуникаций, новейшей компьютерной техники и софт-обеспечения.

В качестве примера приведем характеристики японского рынка продукции и услуг информационной технологии, который занимает второе место в мире, уступая лишь Северной Америке и потребляет 12—18% мировой продукции информационной технологии. Из 100 ве­дущих компаний мира в области производства компьютерной техники и средств связи 18 японских. При этом фирмы Японии постоянно уве­личивают свою деятельность в области производства потребительской электроники, конторского оборудования и персональных ЭВМ, прин­теров и другого электронного оборудования. С конца 70-х гг. Япония произвела около 50% мирового объема потребительской электроники. По данным японской «Белой книги по компаниям», в 2000 г. информа­ционными сетями обладали 7/8 общего количества японских фирм.

Информационная технология, обеспечивая маркетинговые иссле­дования и разработку маркетинговых программ, используется также в осуществлении коммерческой деятельности, производственно-техническом обслуживании и складском деле, при реализации систе­мы логистики товародвижения и т.д. При этом применение информа­ционной технологии для обслуживания и обеспечения бизнеса чрез­вычайно интенсивно и отличается высокой систематичностью. Срок работы большинства информационных систем обеспечения бизнеса, включая перманентную модернизацию, довольно продолжителен и составляет 8—12 лет. Это объясняется тем, что они органично входят в цикл создания добавленной стоимости, требуют специальных систем защиты и относительно консервативны для реорганизации,

Согласно имеющимся подсчетшеуществуют значительные резервы для активного применения информационной технологии в маркетинго­вой деятельности г^оссийских фирм. В частности, эффективное приме­нение современных средств связи и компьютерных систем позволит бо!

-


2. Основные виды информационных сетей в международном маркетин ге 163

лее чем вдва раза увеличить производительность труда сбытовых работ­ников отечественных компаний. Передовые фирмы перестраивают и перераспределяют сферы ответственности и информационное обеспе­чение своих торговых представителей за рубежом, справедливо считая, что стратегическое увеличение доли рынка для фирмы важнее, чем эко­номия на приобретении дорогостоящих современных систем связи и технических средств информационного обеспечения.

Результаты исследований, проведенных крупнейшим в мире агентством по изучению фирм Dun & Breadstreet, свидетельствуют, что использование микрокомпьютеров в маркетинге значительно отстает по сравнению с такими управленческими функциями, какфинансовал политика, обработка данных и работа с документами, управление про­изводством, запасами, персоналом и планирование, что, в свою оче­редь, зависит от размеров компании.

2. Основные виды информационных сетей, используемых в международном маркетинге: Интернет, Экстранет, Интранет

Компании, успешно осуществляющие международную деятель­ность, пользуются одновременно различными видами информацион­ных сетей (рис. 7.1).


Низкая


Степень защиты


Высокая


 

           
  Интернет --■ i Экстранет   | | Интранет
* "----. ***. —------- 1 i N.. * _-~ ^^
•' Компания  
Максима; [ьная   Степень охвата Минимальная

Весь мир Партнеры и потребители Подразделения компании

Рис. 7.1. Основные виды информационных сетей международного маркетинга

В организации международной маркетинговой деятельности все эти сети приобретают мировой характер и их география распространя­ется на все страны мира,, где работает данная компания.


164 Глава 7. Информационная среда международного маркетинга

Интернет (Internet), или всемирная информационная сеть, был разработан в США первоначально для решения военных задач, а затем стал использоваться для коммерческих целей, в результате чего обра­зовался глобальный виртуальный мир всемирной информации и свя­зи, объединяющий потоками информации и банки данных всего мира. «Всемирная паутина» является высшей ступенью в развитии техноло­гий международных информационных сетей и в настоящее время за­нимает лидирующие позиции в мировой информационной среде

Интернет строится на базе гипертекстового представления инфор­мации, т е в виде текста, содержащего ссылки на другие информаци­онные блоки Такая система позволяет отображать графику, включать мультимедийные (звуковые и видео) вставки.

«Всемирная паутина» позволяет манипулировать информацией, на­ходящейся в миллионах компьютеров, разбросанных по всему миру и объединенных данной информационной сетью Она позволяет получать международную маркетинговую информацию, вести электронную тор­говлю, осуществлять рекламу и связи с общественностью, разрабатывать новые продукты, привлекая огромное число пользователей Интернета

Экстранет (Extranet) — это вертикальные сети, объединяющие ком­пании-контрагенты (компании-производители и фирмы оптовой тор­говли, компании-производители и субподрядчики, поставщики сырья и. материалов и т.д), входящие в межфирменные объединения с верти­кальными производственными и сбытовыми связями, и комплексные се­ти, имеющие межотраслевой характер, которые создаются совместно компаниями-контрагентами из различных отраслей экономики и обес­печивают главным образом обмен информацией о получении и выпол­нении заказов, оплату счетов, общение между посетителями сети в ре­жиме реального времени. Сети Экстранет обеспечивают также связь компании с ее потребителями. Наряду с Интернетом они имеют боль­шое значение для организации электронной торговли.

Экстранет позволяет партнерам компании получить доступ копре-деленной части ее внутренней сети. В Экстранете содержится различ­ная информация специального, а не чисто ознакомительного характе­ра, которая не открыта для широкого доступа. Поэтому для подключе­ния к ней требуются регистрация и особый пароль — протокол, Экстранет не только активизирует и повышает эффективность сло­жившихся деловых связей компании, но и позволяет привлекать но­вых партнеров по бизнесу и новых клиентов, предоставляя им возможь ' ность пользоваться определенной частью своей информации.

Данная сеть создается на базе Интернет-протоколов и WWW, кото- ^ рые тщательно защищены от проникновения извне. При создании экст­расети компания может использовать свою интрасеть, а также автома-


2 Основные пиды информационных сетей в международном маркетинге 165

тизировать всю цепочку движения товара сырье — готовая продук­ция — сбытовые организации — потребитель, включая его заказ, оплату и доставку Подключение к сети возможно только при регистрации.

Экстрасеть может быть создана на базе информационной сети дан­ной фирмы (Интранет) или быть вынесенной за ее пределы с тем, что­бы отдельная организация создавала и управляла ею. Последний вари­ант позволяет обеспечить более стойкую защиту информации компа­нии от проникновений со стороны и не отвлекать компанию от ее основной деятельности.

Интранет (Intranet) — объединение удаленных локальных сетей в рамках одной компании или одной группы компаний посредством ме­ханизма удаленного доступа Обычно это горизонтальные сети внутри группы компаний, предназначенные для сбора и накопления стати­стической информации по производству и сбыту для всех компаний — членов группы, а также для обработки информации по общей схеме и единым критериям. Они строго защищены от проникновения извне.

Интрасети позволяют использовать возможности Web для разме­щения и распространения информации в пределах компании или еди­ной группы компаний Интранет не имеет подключений извне и защи­щена от проникновения посторонних лиц и организаций. Защита внутренних сетей обеспечивается за счет так называемых протоколов, т е наборов кодов или сигналов, с помощью которых компьютеры ус­танавливают друг с другом связь и передают информацию В Интерне­те — это TCP/IP, в локальных сетях — сетевые протоколы. -

Интранет дешевле специализированных локальных баз данных и сетей Около 2Д американских компаний используют во внутрикорпо­ративном управлении и международном маркетинге систему Интра­нет Эти сети надежны и просты в управлении и эксплуатации. С по­мощью Иктранета сотрудники входящих в нее компаний имеют воз­можность совместно использовать информацию различного вида, заходить в разрешенные базы данных компании, быть в курсе основ­ных внутрикопоративных событий, подключиться к любой составляю­щей Интранета и получить любую заложенную в эту сеть информацию.

Это касается информации о товаре, его продажах и продвижении, ценовой линии Кроме того, сеть позволяет быстро и эффективно об­щаться между собой по интересующим вопросам различным подразде­лениям, будучи уверенными в том, что данная информация недоступ­на внешним лицам и организациям. Такая информационная система позволяет сотрудникам компании быстро и эффективно войти в курс основных тенденций и данных относительно деятельности компании, получать требуемые документы, оперативно и гибко реагировать на происходящие изменения, повышает степень самостоятельности в


166 Глава 7 Информационная среда международно! о маркетинга

принятии решений и тем самым повышает производительностьтруда'8 компании или в группе объединенных компаний, в том числе и за счет замены бумажных аналогов.

Специалисты по маркетингу ведут базы данных по товарам, клиен­там, конкурентам, рынкам и т.д Они организуют группы новостей и ин­терактивные беседы (чаты) по маркетинговой тематике, касающейся дея­тельности подразделений компании в масштабах всего земного шара, Сеть Интранет позволяет повышать координированность их действий при реализации международных маркетинговых программ и стратегий.

Оборудование и обслуживание сети Интранет оказывается дешев­ле, чем Интернет» и обмен данными в них происходит быстрее, чем в Интернете. Обычно в рамках внутренней сети в компании могут про­водиться видео- и телеконференции и дискуссионные «клубы» в пись­менной форме, когда авторы высказываемых предложении или крити­ческих замечаний могут быть неизвестны. Особенно это важно при изучении мнений сотрудников филиалов и дочерних компаний, раз­бросанных по всему миру.

Если ранее существовало значительное различие принципов по­строения и функционирования сетей Интернет и Интранет, то в на­стоящий период происходит сглаживание различий и технологии -«все­мирной паутины» активно проникают в системы внутрифирменной сети: электронная почта, группы новостей, передача файлов и т.д.

Электронная почта весьма удобна в использовании и дешевле, чем другие средства передачи информации (обычная почта, факс или теле­фон). Этот вид связи позволяет эффективно передавать информацию в режиме реального времени, причем в самом разнообразном виде и в форме, позволяющей отправителю и получателю не тратить дополни­тельных усилий и времени на перепечатку и компьютерный набор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.