КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования потребителей к товару на мировом рынке и международная конкурентоспособность товара 4 страницаХарактеристика построенной системы завершается пояснением того, каким образом — через блок «рыночная цена» — происходит уравнивание спроса и предложения на рынке, т.е. дается наглядный ответ на вопрос, каким образом «спрос определяет предложение», а «предложение определяет спрос». Кратчайшим путем «подтягивания» предложения до уровня возросшего спроса является цепочка: спрос — конъюнктура (соотношение спроса и предложения) — рыночная цена — экономическая эффективность (в данном случае добычи) — добыча — предложение, а наиболее коротким путем «подтягивания» спроса до уровня возросшего предложения — цепочка: предложение — конъюнктура — рыночная цена — производственные издержки (в данном случае затраты на приобретение сырья) — экономическая эффективность (в данном случае потребления или переработки) — потребление (или переработка сырья, не используемого в переработанном виде) — спрос. 5. Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры 207
ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ Д-1 Д-2 ВТ П-2 Рис. 8.3, Взаимодействие конъюнктурообразующих факторов (на примере мирового рынка минерального сырья и топлива) РЦ — рыночная (фактическая контрактная) цена; ЭЭ — экономическая эффективность (производства, потребления, добычи, переработки, геолого-разведочных работ и т.п.); Т — технология, технологическая база, научно-технический прогресс и т.п.; ПИ — производственные издержки (издержки добычи, переработки, затраты на закупку перерабатываемого сырья ит.п.);3—запасы полезного ископаемого, т.е. раз веданная и извлекаемая Часть ресурсной базы (пунктир); Р — ресурсы полезного ископаемого; Д-1 —добыча полезного ископаемого, предназначенного для удовлетворения внутренних потребностей национальной (региональной) экономики; Д-2 — добыча полезного ископаемого, предназначенного на экспорт; Э — экспортные излишки, экспортные возможности и фактический экспорт полезного ископаемого; ОП - общественные потребности в использовании полезного ископаемого; П-1 — потребление (переработка) полезного ископаемого, получаемого из внешних источников сырьевого обеспечения; И — импортный дефицит, импортные потребности и фактический импорт; ВТ — внешняя торговля. 208 Глава 8. Мировой рынок и рыночная конъюнктура Контрольные вопросы 1. Какие виды мировых товарных рынков вам известны? На каких из ник наиболее активны российские бизнесмены? 2. На какие два полвида делится экономическая конъюнктура9 Чем они характеризуются7 3. Каково влияние научно-технического прогресса на развитие экономической конъюнктуры? 4. Дайте классификацию и определите специфику циклов в рыночной симптоматике. 5. Назовите основные фазы цикла и дайте характеристику изменения рыночной конъюнктуры на каждой из них. 6. Каковы особенности циклов и кризисов в современный период? 7. Приведите классификацию конъюнктурообразующих факторов и дайте их характеристику и особенности взаимодействия. ' Глава 9 ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ МИРОВОГО РЫНКА /. Классификация объектов изучения мирового рынка • 2. Требования потребителей к товару на мировом рынке и международная конкурентоспособность тот -ра • 3. Факторы привлекательности зарубежного рынка • 4. Спрос и предложение, основные элементы рыночного механизма • 5. Емкость внешнего рынка и рыночная доля • 6. Эластичность спроса и предложения на рынках зарубежных стран • 7. Уровень и динамика мировых цен и ценовая политика • 8. Фирменная структура мирового рынка и источники информации по фирмам • 9. Характер конкуренции и рыночные действия конкурентов • 10. Формы и методы международной торговли L Классификация объектов изучения мирового рынка Изучение мирового рынка предполагает исследование комплекса характеристик и данных, определяющих его особенности. 1. Изучение требований мирового или зарубежного рынка к товару 9 * т.е. требований покупателей зарубежных государств к потребительским свойствам продукта и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товара услуг. При этом для российского продавца и производителя данные запросы со стороны покупателей и потребителей товара предстают в качестве составляющих его конкурентоспособности. Поэтому в данной части исследований особое внимание должно быть уделено определению уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее соответствия характеру запросов конкретного рынка и его сегментов. 2. Комплексное исследование зарубежного рынка предполагает изучение его емкости, характера и эластичности спроса. Именно эти показатели определяют возможные перспективы сбыта продукции, динамики продаж и особенности необходимых для успешного продвижения товаров маркетинговых мер. 3. Специалисты в области внешнеэкономической деятельности внимательно следят з&уровнем мировых цен и тенденциями их изменения. В этом случае составляются таблицы движения цен и их индексов, строятся графики и экстраполируются тренды предыдущих периодов 210 Глава 9. Основные объекты исследований мирового рынка на будущее развитие ценовых уровней, дается прогноз и оценка уровня и динамики иен на годы вперед, 4. Исследованию подвергается фирменная структура рынка и со-став зарубежных партнеров, а именно: потребителей, посредников, поставщиков и конкурентов. При этом важно выявить не только активных покупателей товаров и услуг, но и потенциальные фирмы-нейтралы, которые еше не проявили заинтересованности в отношении данного товара, но могут рассматриваться как потенциальные покупатели и при должной организации рыночных действий продавца имеют шансы стать его активными партнерами. В отношении каждой фирмы, в зависимости от ее принадлежности к той или иной группе, проводятся исследования степени ее надежности, платежеспособности, конкурентных слабостей и преимуществ и т.д. При организации этих исследований активно используется специальный подход и методики — бенчмаркинг. 5. Объектом маркетингового анализа служат степень и характер рыночной конкуренции, а также методы маркетинговой работы конкурентов, их товарная, ценовая, сбытовая политика, реклама и политика стимулирования продаж, кадровая политика. 6. Исследуются формы работы, принятые в торговой практике по данному товару на данном рынке и его сегментах. Специалистов в области внешнеэкономической деятельности и международных коммерсантов интересует, прямо или косвенно осуществляется большинство сделок купли-продажи на данном зарубежном рынке, какие формы посреднических соглашений типичны для него, какие виды сделок применимы на данном рынке, какие формы торговли используются и т.д. 7. Определяются особенности покупательских предпочтений и психология покупательского поведения на зарубежных рынках конечных потребителей по данному товару. Выясняются основные причины, мотивы принятия решений иностранными потребителями о покупке конкретных товаров, строится схема процесса принятия решения о покупке, характеризуются национальные особенности проведения иностранными партнерами торговых переговоров и т.д. Изучение рынка базируется на хорошем знании экономики товарного рынка, что предполагает детальное знакомство с потребительскими свойствами товара. Знание потребительной стоимости товара, 2. Требования потребителей к товару на мировом рынке 211 т.е. совокупности его свойств, удовлетворяющих потребности покупателя, дает возможность определить место товара в ряду потребительских предпочтений: является ли товар, включая сырье, средством производства или предметом потребления. Деление товаров на две категории — товары производственного назначения и товары широкого потребления — дает ключ к пониманию особенностей спроса и предложения на конкретном зарубежном рынке и его сегментах, характера колебаний рыночной конъюнктуры, которые с особой силой обнаруживаются на разных фазах экономического цикла. Продуценты товара должны уметь оценить его с позиции покупателей и потребителей, определить плюсы и минусы выпускаемой продукции. При этом важно выяснить, чем товар оказывается в восприятии потребителя. В связи сэтим особое значение имеет не просто набор потребительских свойств и характеристик товара, а понимание того, как данный товар воспринимается самим потребителем, которому прежде всего важно, каким образом данный товар может помочь удовлетворить определенную его потребность, нужду или разрешить стоящую перед ним проблему. Специалисты в области знешней торговли изучают восприятие товара потребителем, требования и запросы потребителя в отношении товара, свойства и способности товара удовлетворить эти запросы. Подобный анализ призван прежде всего выявить те свойства товара, которым покупатель и потребитель отдают предпочтение, и при этом учитывать тот факт, что различные группы потребителей одного и того же товара в различных странах могут предъявлять к нему разные по своему характеру требования. То, что требуется конкретному конечному потребителю в смысле свойств и особенностей товара, для производителя и продавца складывается в понятие конкурентоспособности товара, и задача продуцента -1- добиться соответствующего запросам конкретного рынка и конкретных потребителей ее уровня. В ряде случаев для успешной ВЭД это не обязательно должен быть самый высокий технический уровень. Может быть ситуация, когда изделие, отвечающее с технической точки зрения лучшим мировым образцам, не находит активного сбыта на конкретном зарубежном рынке, т.е. не имеет на нем соответствующей конкурентоспособности. Понятие конкурентоспособности товара весьма емкое и многогранное и не может быть сведено только ктехнико-экономическим показателям изделия. Конкурентоспособность товара — это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения запро- 212 Глава 9. Основные объекты исследований мирового рынка сов потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным. Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности При определении качества товара следует выделить его наиболее предпочтительные для потребителя свойства. Необходимо при этом иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом. Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости — определяющие в этом ряду. В последние годы все большее значение приобретают такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д. При определении уровня каяеетва товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается его поставлять. Это особенно важно в связи стем, что,уже сам по себе; факт несоответствия-выпускаемого изделия принятым, на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности аффективной зарубежной поставки. Таким образом», при планировании выхода на новый зарубежный рынок в первую очередь. езгедуФГ" щшучнть информацию по утвержденным в законодательном Порядке иди принятым в торговой практике стандартам даесдаа й учесть ш в работе по совершенствованию товара. Особому уже<ягочщэдо яоДОедат в настоящее время в большинстве стран стандарте качества, о^есдечжваюцтде экологическую чистоту, 2 Требования потребителей к товару на мировом рынке 213 высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиту здоровья человека. Причем продавец товара несет ответственность за свой товар и после его продажи. Пример 9.1. Американская компания вфорд» вынуждена была отозвать около 557 тыс. автомашин, проданных или зарегистрированных в США и Канаде, из-за их недостаточной безопасности. У 310 тыс. легковых автомобилей *Таурус& и *Сэбл» выпуска 1993 г. коррозия может вызвать разрушение цилиндрической пружины передней подвески. Примерно в 247 тыс. грузовых пикапов выпуска 1997—1998 гг. пластичная пружина задней подвески при перегрузке может оторваться и пробить бензобак. Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под дейстзие патентов других фирм в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар фирмой не запатентован, его там продавать нельзя — иначе фирма может быть подвергнута суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности. Помимо качества конкурентоспособность включает в себя маркетинговую и коммерческую составляющие, что в совокупности представляет собой цену продажи или цену приобретения товара. Маркетинговая составляющая показывает преимущества или недостатки в уровне конкурентоспособности товара по характеру и качеству исследований рынка и запросов конечных потребителей, степени эффективности работы по продвижению товара на рынок, стимулированию продаж, рекламной деятельности, учету жизненного цикла товара, правильности выбора ценовой стратегии, рациональности формирования сбытовой сети и каналов товародвижения и др. Коммерческая составляющая конкурентоспособности свидетельствует о качестве коммерческой работы по сравнению с фирмами-конкурентами и включает в себя уровень компетенции в подготовке и проведении переговоров и заключении торговых сделок, выборе фирм и 214 Глава 9 Основные объекты исследовании мирового рынка методов поставки товара, обсуждении условий контракта, в частности, определении цены товара, его качества, способов удовлетворения возможных рекламаций, согласовании условий и форм платежа, сроков и условий поставки товара, технического обслуживания и т.д. Помимо вышеперечисленных моментов конкурентоспособность товара характеризуется также и экономической составляющей, включающей в себя выгодность или невыгодность данного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию: количество и стоимость потребляемых сырья и материалов, топлива и энергии, расходы и сроки осуществления ремонтных работ и снабжения запчастями, количество рабочих, требующихся для обслуживания данного товара, расходы на их заработную плату, обучение, повышение квалификации и др. (рис. 9.1). Маркетинговые условия Качество товара Коммерческие условия Экономичность использования Сервисная политика Престиж и имидж товара фирмы Стратегия и позиции Koincy рента
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |