Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования потребителей к товару на мировом рынке и международная конкурентоспособность товара 3 страница





4 Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка 195

тости, резкое расширение производства средств Отсюда понятно увели­чение ставки ссудного процента, ибо спрос на капитал растет.

Рост платежеспособного спроса вызывает расширение производ­ства средств потребления, и все сферы экономики приходят в движе­ние. Проходит определенное время, когда на основе загрузки оборудо­вания, способного поставить товары по существующим ценам, произ­водство достигает высшей точки предкризисного периода и вступает в фазу подъема.

Подъем. На этой фазе в недрах процесса производства начинают создаваться диспропорции и более или менее быстро нарастает пере­производство Всеобщее обновление основного капитала становится причиной резкого расширения производственного аппарата произ­водства средств производства. Капитальное строительство принимает огромные размеры. Строительство предприятий, производящих това­ры потребительские и товары производственного назначения, долгое время создает повышенный спрос на рынке, усиливая диспропорцию между спросом и предложением. Недостаток предложения ведет к рос­ту цен, длительному отрыву цены товара от цены производства.

Рост цен создает объективную возможность для вовлечения в чис­ло действующих тех предприятий, которые из-за устаревшей техники прекратили производство во время кризиса и депрессии. В связи с этим в период подъема цена производства товаров растет. Наряду с ростом цен на товары производственного назначения с некоторым опозданием и в меньшем объеме начинается рост цен на товары потре­бительского спроса в связи с тем, что процесс воспроизводства раздви­гает рамки личного потребления. Темпы воспроизводства ускоряются. Все показатели идут вверх, сокращается только безработица.

Массовое расширение производства в этой фазе опирается на бо­лее быстрый рост платежеспособного спроса, чем возможность его удовлетворения. Высокие рыночные цены, превышающие цены про­изводства товаров, обусловливают рост прибылей по сравнению со средней нормой прибыли. Получение дополнительных прибылей сти­мулирует и производителей максимально расширять производство. Массовая капитализация получаемой прибыли на определенном этапе подъема приводит кГ общему перепроизводству.

Перепроизводство товаров начинает быстро нарастать тогда, когда за­канчивается строительство промышлейных предприятий и они начинают поставлять продукцию на рынок. По мере того как вес большее число вновь построенных предприятий предлагают свою продукцию, усилива­ются диспропорции сбыта, так как спрос не в состоянии успеть за быстро­растущим предложением. В результате начинается быстрое накопление

7'


196 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура

запасов. Следовательно, переход от «рынка продавцов» к «рынку покупа­телей» происходит по мере завершения нового строительства, принимаю­щего массовый характер. Таким образом, противоречия между спросом и предложением, те между платежеспособным спросом и производством, а также диспропорции между производством топаров производственного назначения и производством потребительских товаров, складывающиеся на фазе подъема, обязательно предопределяют наступление кризиса, ко­торый вновь стихийно и кратковременно приведет сложившуюся систему в равновесие на основе очередного обновления основного капитала

В основе периодичности циклического движения воспроизводства лежит обновление основного капитала в виде его активной части — ма­шин и оборудования Поэтому можно сказать: каждый среднесрочный цикл — это мини-волна технического прогресса.

Большое практическое значение для анализа и особенно прогноза конъюнктуры имеет выбор критериев, позволяющих дать количествен­ную оценку цикла и его отдельных фаз. Такими критериями могут слу­жить: длительность цикла и его отдельных фаз; его эпицентр; масштаб колебаний определенных показателей, прежде всего объема промыш­ленного производства, внешней торговли, цен, частных инвестиций, объема товарных запасов и проч. Однако не следует абсолютизировать значение того или иного показателя, так как для каждого этапа цикли­ческого развития характерна своя конъюнктурная симптоматика, своя система показателей, где преимущественную роль играет то одна, то другая их группа. Конкретно-исторические условия развития циклов и кризисов делают невозможным их простое повторение. Каждый но­вый цикл в изменившихся условиях имеет наряду с общими законо­мерностями свои специфические особенности (табл. 8.2). Историч­ность циклов и кризисов находит отражение прежде всего в специфи­ческом развитии экономической конъюнктуры. В чем же заключается модификация современных циклов и кризисов?

Таблица 8.2. Особенности циклов и кризисов в современный период

 

Признаки современных кризисов Основные факторы их смягчения
Сокращение продолжительности цикла Сокращение глубины фазы кризиса Сокращение продолжительности фазы кризиса Медленное вползание в кризис Глобализация циклов и кризисов Повышательная тенденция цен Маркетинговые технологии Межгосударственное и государственное регулирование Деятельность ТНК

4 Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка 197

Первая отличительная особенность — тенденция к сокращению про­должительности циклов на основе ускорения обновления основного капитала в условиях развития научно-технического прогресса. Про­должительность циклов воспроизводства после Второй мировой вой­ны составляет 4,3 года против 7,6 года, характерных для циклов перио­да с начала XX в. до Второй мировой войны, и 10,3 года — для циклов первой половины XIX в.

Второй отличительной чертой является сокращение глубины и продол­жительности фсзы кризиса по сравнению с кризисами конца XIX—XX вв, Третья характерная особенность — медленное вползание в кризис в результате заблаговременного снижения выпуска продукции и загруз­ки производственных мощностей, расширения регулирования соотно­шения спроса и предложения на основе системы маркетинга, в частно­сти прогнозирования конъюнктуры, а также в связи с государствен­ным и межгосударственным регулированием.

Четвертая особенность современного цикла и кризисов заключает­ся в их тенденции к глобализации и значительном влиянии на состояние и

развитие хозяйства большинства стран и регионов, что прежде всего связанб с процессами интернационализации и глобализации эконо­мических и других явлений, делающих страны взаимосвязанными и взаимозависимыми. Данная характеристика обусловлена расширяю­щейся деятельностью ТНК, международных экономических организа­ций, международных торговых институтов и т.д.

Пятая специфическая черта современных циклов и кризисов со­стоит в повышательном движении цен. Ранее в периоды кризисов цены на товары, как правило, падали. Адаптация предложения к сузившему­ся платежеспособному спросу в период кризиса происходила за счет снижения цен в первоначальный период, после чего начинало падать производство товаров. На современном этапе в период кризиса цены или остаются неизменными, или, чаще всего, повышаются. Эта тен­денция впервые проявилась в период кризиса 1969—1971 гг. и характе­ризовала последующие кризисы 1973—1975, 1979—1982, 1986—1989, 1992-1995,1997—2001 гг. Влияние ценовой политики ТНК и инфля­ции, которая является постоянной спутницей развития мировых рын­ков и экономики подавляющего большинства стран, оказалось силь­нее циклических факторов, и в результате цены в фазах кризиса росли,

а не падали.

Особенность динамики цен в кризисных фазах циклов 70—90-х гг. состоит также в том, что в начальном периоде кризиса рост цен уско­рялся, ослабление же темпа роста цен отмечалось лишь в дальнейшем, особенно при переходе к стадии оживления. В экономической литера­туре это явление получило название стагфляции (сочетание кризиса с


198 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура

инфляцией). Данный термин не совсем точен, ибо движение цен в со­временном цикле сочетает в себе как инфляционные, так и другие про­цессы Тем не менее этот термин выражает главное, что отличает со­временный характер кризисов — их сочетание с ростом цен

5. Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры; их классификация и механизм взаимодействия

Экономическая конъюнктура в каждый данный момент или пери­од есть следствие какого-либо явления и одновременно причина неко­торого нового явления. Изменения экономической и рыночной конъ­юнктуры происходят под влиянием различных причин, что обусловли­вает необходимость их изучения.

В широком смысле различные явления и обстоятельства как при­чины, вызывающие те или иные изменения экономической и рыноч­ной конъюнктуры, принято называть факторами

Конъюнктурообразующие факторы (КОФ) — это движущие силы, определяющие характер меняющейся конъюнктуры, направление и темпы ее развития, и одновременно одно из условий этого экономиче­ского процесса в конкретных обстоятельствах.

КОФ следует рассматривать как конкретную форму проявления экономических законов и закономерностей или важнейших условий функционирования хозяйства и рынка в страновом или мировом мас­штабе. К КОФ следует отнести различные элементы государственной политики в области производства (капиталовложения, национализа­ция или денационализация производственных предприятий, налоги на корпорации, система амортизационных отчислений ит.п.) или в об­ласти распределения (системы подоходных налогов, заработной пла­ты, социального обеспечения и т.д.). Таким образом, при определении экономической конъюнктуры (общехозяйственной или отдельного товарного рынка) взаимодействие конкретных факторов рассматрива­ется в качестве основы, условий конъюнктурных изменений в опреде­ленный момент или промежуток времени. Экономическая конъюнк­тура выступает как многофакторное явление, где КОФ являются ее слагаемыми.

По содержанию, длительности и характеру воздействия КОФ не­одинаковы. Для определения количественного, а главное, качествен­ного воздействия на рыночную конъюнктуру все многообразие факто­ров необходимо классифицировать. Существуют различные подходы к классификации КОФ. Необходимо руководствоваться главными по­ложениями системного подхода: всякая классификация носит услов-


5 Факторы развития экономической к рыночной конъюнктуры 199

i

ный характер, так как принцип цели исследования определяет выбор классификационного признака. В зависимости от целей конъюнктур­ного исследования все КОФ могут быть разбиты на группы (табл. 8.3)

Таблица 8 3 Классификациякокъюнетурообразующих факторов

 

Классификационный признак Классификационные группы факторов
Связь с экономическим циклом Продолжительность действия Принадлежность к изучаемому объекту Принадлежность к различным сторо­нам рыночного механизма Предсказуемость Управляемость Направленность воздействия Теснота связи Сфера происхождения, формирования Циклические, нециклические Долговременные, среднесрочные, крат­косрочные Эндогенные (внутренние), экзогенные (внешние) Факторы спроса, предложения, цены Предсказуемые (прогнозируемые), непредсказуемые (непрогнозируемые) Управляемые (регулируемые), неуправ­ляемые (нерегулируемые) Стимулирующие, сдерживающие Непосредственно влияющие, косвенно влияющие Экономические, социальные, политиче­ские, природные, научно-технические

На разных этапах развития мирового рынка соотношение значи­мости факторов, различных по характеру и длительности воздействия на рыночную конъюнктуру, существенно меняется. В конкретных ис­торических условиях то одни, то другие факторы становятся опреде­ляющими в формировании и развитии общехозяйственной и товарной конъюнктуры. Поэтому изучение признаков и принципов классифи­кации КОФ представляет большой практический интерес с точки зре­ния изучения рыночных изменений. Рассмотрим каждую группу фак­торов.

Связь с экономическим циклам. Понятие «экономическая конъюнк­тура» прежде всего связано с особенностями процесса воспроизводст­ва. Однако на экономическую конъюнктуру оказывают влияние и дру­гие факторы в форме конкретных проявлений государственного регу­лирования экономики, научно-технического прогресса, политические и социальные условия развития и т.д. Именно поэтому все конъюнкту-


200 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура

рообразующие факторы делятся на две основные группы: циклические (смена фаз цикла) и нециклические (все прочие факторы).

Соотношение значимости воздействия циклических и нецикличе­ских факторов на рыночную конъюнктуру носит динамический харак­тер В отдельные исторические периоды превалирующую роль может играть то одна, то другая группа факторов Примером доминирующего воздействия циклических факторов на конъюнктуру может служить конъюнктура мирового хозяйства прошлого столетия В то же время в период после Второй мировой войны — в 50—60-е гг — определяю­щую роль в развитии конъюнктуры играли нециклические факторы, обусловленные восстановлением разрушенного хозяйства, государст­венным регулированием экономики, различными направлениями на­учно-технической революции, изменением процессов концентрации и централизации производства и торговли, появлением и развитием транснациональных компаний и т д В таких условиях процесс воспро­изводства деформировался, изменился характер воздействия цикличе­ских факторов на экономическую и рыночную конъюнктуру, их влия­ние ослабло

Период 70-80-х гг. явился тем периодом в развитии рыночной конъюнктуры, когда различные по характеру структурные кризисы (энергетический, сырьевой, продовольственный, валютно-фииансо-вый и экологический) стали определяющими, ведущими КОФ Свое­образие этого периода в том, что в новых условиях цикл воспроизвод­ства вновь изменился, глубина и продолжительность возросли по срав­нению с периодом 50—60-х гг., что позволяет говорить об усилении воздействия циклических факторов на развитие общехозяйственной и рыночной конъюнктуры в условиях структурных кризисов.

Это свидетельствует о том, что значимость нециклических факторов формирования и развития конъюнктуры велика, причем их качествен­ный характер и продолжительность воздействия весьма различны.

Продолжительность воздействия Время воздействия того или иного фактора на рыночную конъюнктуру является его важной характеристи­кой, По этому признаку все КОФ делятся на три группы долговремен­ные, определяющие развитие длительных тенденций (свыше 8—10 лет), среднесрочные (3—8 лет), кратковременного действия (от нескольких

недель до 1,5—2 лет).

Необходимость изучения длительных тенденций, складывающихся под влиянием ряда факторов, определяется тем, что рыночная конъ­юнктура рассматривается как форма колебания вокруг длительного периода экономического развития или как отклонение от цикличе­ской кривой. Длительные тенденции развития характеризуются усред­ненными величинами (в определенном смысле абстракциями), но


5 Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры 201

имеют огромное практическое значение Знание длительных тенден­
ций развития хозяйства и рынка, складывающихся под воздействием
ряда факторов, необходимо для правильного понимания конкретной
экономической и рыночной ситуации в заданный момент и особенно в
перспективе Знание длительной конъюнктурной кривой особенно
важно для прогноза, поскольку длительная тенденция может быть рас­
считана на предстоящие годы '

Среднесрочные колебания экономической конъюнктуры определяются прежде всего циклическими факторами

Кратковременные колебания рыночной конъюнктуры определяются такими КОФ, как погодные условия, сезонность производства и по­требления отдельных товаров, стихийные бедствия, время отпусков, праздники, военные, политические и социальные конфликты, отдель­ные мероприятия правительства, мода

Среди краткосрочных КОФ особенно выделяются сезонные фак­торы. Они уникальны по своей периодичности и составляют особую подгруппу Подгруппа сезонных факторов охватывает не только смену сезонов, но и ежегодные национальные и международные праздники, обряды, сезонность моды и т п. Особенно велико воздействие сезон­ных факторов на конъюнктуру рынков потребительских товаров, включая сельскохозяйственные и промышленные

Так, сезонный характер производства сельскохозяйственной про­дукции резко отражается на динамике спроса и цен на эти товары. На­пример, перед началом сельскохозяйственных работ спрос на сельско­хозяйственную продукцию (растениеводство, овощи, фрукты), как правило, превышает предложение, что вызывает повышение цен на эти товары. Наоборот, после сбора урожая сельскохозяйственной про­дукции предложение на рынке может превышать спрос, что неминуе­мо приведет к понижению цен на нее.

Сезонные колебания воздействуют на конъюнктуру не только сельскохозяйственных, но и многих промышленных товаров, влияя на их предложение и в особенности на сезонность их спроса. Например, как правило, за весенне-летний период, на который приходится время ежегодных отпусков и каникул основной массы населения, реализует­ся около 2/з годового объема продаж автомобилей личного пользова­ния. Велико влияние фактора сезонности в лесной промышленности, строительстве, работе всех видов транспорта и в энергетике. Однако чем дальше от очага сезонных колебаний, тем слабее их воздействие на все последующие экономические связи, хотя полностью они не могут

быть устранены и в этих случаях

Велико значение моды, оказывающей влияние на формирование

спроса потребительских товаров. С помощью средств массовой ин-


202 Главой Мировой рынок и рыночная конъюнктура

формации коммерческая реклама воспитывает у потребителя вкусы и взгляды на моду, побуждая его делать новые покупки. Мода, создавае­мая мошной рекламой, придает вещам функцию символов социально­го статуса, жизненного успеха Существующие общественные условия создают и навязывают стереотип потребительского поведения и стан­дарты потребления, вызывают деформированное развитие потребно­стей. Мода превращается в один из важнейших факторов, пронизы­вающих рыночную сферу и воздействующих на решения, принимае­мые на стороне предложения и спроса В формирование и изменение моды вовлечен большой бизнес, из моды извлекаются высокие прибы­ли. Снижение прибылей в период, когда данная мода становится мас­совой, универсальной, ведет к тому, что естественная тенденция к пе­ременам в моде получает всякий раз новый мощный толчок со стороны производителей.

«Планируемое обесценение» обеспечивает загрузку и развитие не только специфических, так называемых модных, отраслей, но и отрас­лей, производящих товары длительного пользования (автомашины, предметы домашнего оборудования, мебель и т.д.). Если достигается периодическое обесценение накопленного потребительского оборудо­вания в результате его морального старения, то тем самым открывают­ся новые возможности для загрузки промышленного производства и расширения сбыта, вызывающие подъем конъюнктуры. Форсирован­ный моральный износ привел к развитию мирового рынка подержан­ных товаров длительного пользования, прежде всего мирового рынка подержанных автомобилей.

Принадлежность к изучаемому объекту. Всю совокупность конъ-юнктурообразующих факторов, определяющих формирование и раз­витие конъюнктуры мирового рынка, следует делить на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Внутренние факторы обуслов­лены закономерностями развития изучаемого объекта (общехозяйст­венная конъюнктура страны или конъюнктура товарного рынка), т.е. возникают как результат процесса саморазвития этих экономиче­ских систем,

Внешние факторы определяются взаимодействием элементов изу­чаемого объекта с внешней средой. Если в отдельных случаях внешний (экзогенный) характер КОФ по отношению к изучаемому объекту оче­виден (стихийные бедствия, сезонность, мода и т.д.), то во многих дру­гих случаях провести разграничения КОФ на основе этого критерия не просто. Следует учитывать, что многие экзогенные и эндогенные фак­торы конъюнктуры тесно связаны друг с другом и порождают взаимо­проникающие движущие силы.


5 Факторы развития экономической крыночной конъюнктуры 203

Принадлежность к различным сторонам рыночного механизма

Вследствие особой значимости таких факторов рыночного механизма, как спрос, предложение и цены, они специально будут рассмотрены в следующей главе данного учебника.

Предсказуемость. В теории и практике анализа и прогноза конъ­юнктуры мировых товарных рынков широко применяется деление факторов на предсказуемые (прогнозируемые) и непредсказуемые (не­прогнозируемые), случайные. Если предсказуемые факторы можно предвидеть и учесть на рынке, то случайные не могут быть предвидены и учтены заранее.

К предсказуемым факторам можно отнести формы проявления цикла воспроизводства, методы государственного регулирования эко­номики, различные аспекты политики ТНК, направления и развития НТР, сезонность.

К непредсказуемым относятся погодные факторы, стихийные бед­ствия, открытия новых месторождений полезных ископаемых, обост­рение международной обстановки, военные и политические конфлик­ты, отдельные мероприятия правительства (девальвация валюты, вве­дение эмбарго и проч.). Влияние такого рода случайных факторов на макроуровне, т.е. на развитие общехозяйственной и рыночной конъ­юнктуры в целом, незначительно. Более весомо их воздействие на микроэкономическом уровне, они могут повлиять на положение от­дельных фирм или оказать краткосрочное влияние на конъюнктуру от­дельных товарных рынков.

Действие случайных факторов увеличивает неопределенность разви­тия экономической — общехозяйственной и рыночной — конъюнктуры. Случайность возникает в результате одновременного воздействия ком­плекса сложных причин. Многие случайные явления в развитии рынков порождаются одновременно и внутренними, и внешними для рассматри­ваемого рынка причинами. В случайности реализуется изменчивость структуры и состояния конъюнктуры, способная находить различные проявления. Отдельные совокупности случайных событий проявляются при соответствующем комплексе конъюнктугхюбразукэдих факторов.

В реальной жизни то или иное явление может быть крайне неожи­данным, а причины его появления неизвестными. Именно это делает такое явление непредсказуемым и отражает степень ограниченности нашего знания о предмете, Важность значительного воздействия таких факторов определяется в основном тем, что они прокладывают путь еще не выясненной закономерности. В настоящее время разработаны специальные методики построения прогнозов в ситуациях неопреде­ленностей и неожиданностей. Кроме того, есть методики планирова­ния в чрезвычайных, например кризисных, условиях


204 Глава 8. Мировой рынок и рыночная конъюнктура

Управляемость. В практике конъюнктурных исследований особо важное значение имеет возможность воздействовать на факторы, управлять ими, что предопределяет деление КОФ неуправляемые и не­управляемые. Необходимое условие управляемости — предсказуемость изменения того или иного фактора в определенных обстоятельствах. Но это условие является недостаточным, так как не на все предсказуе­мые факторы можно воздействовать (погода, смена сезонов и другие экзогенные факторы).

К управляемым относятся эндогенные факторы из числа предска­зуемых, на которые может воздействовать субъект управления. Напри­мер, прогноз конъюнктуры товарного рынка определил тенденцию развития (повышательную или понижательную) и примерный уровень цены натовар А. Данные прогноза позволяют экспортеру товара А, при условии знания емкости рынка, управлять факторами предложения, воздействуя на объем производства и экспорта данного товара через объем капитальных вложений, загрузку производственных мощно­стей, уровень издержек производства, правительственные субсидии и проч. Прогнозные оценки развития рынка товара А будут также ис­пользованы импортерами. Покупатели могут управлять факторами спроса, воздействуя на объем потребления и импорта данного товара имеющимися в их распоряжении средствами. Таким образом, оба субъекта товарного рынка своими методами воздействуют на различ­ные факторы спроса и предложения, определяющие конъюнктуру.

Направленность действия. По этому признаку КОФ следует де­лить на стимулирующие развитие конъюнктуры и сдерживающие, ослабляющие ее. Подобное деление особенно, важно при анализе и прогнозе конъюнктуры отдельных товарных рынков, что позволяет лучше ориентироваться в обстановке на рынке и принять соответст­вующее решение.

Прочность связи. Факторы, непосредственно и косвенно влияю­щие на конъюнктуру, — это спрос, предложение, цена, конкуренция, государственное регулирование, качество товара, взаимоотношения между продавцом и покупателем, условия поставок и т.д.

При изучении конъюнктуры мирового товарного рынка большое значение,имеет анализ механизма взаимодействия факторов конъюнк­туры. Особую роль в исследовании экономической конъюнктуры иг­рает комплексный подход к изучению КОФ, поскольку определяющая роль факторов, различных по направленности и продолжительности воздействия, постоянно меняется. Очень ярко такая сложная взаимо­связь длительных тенденций, среднесрочных колебаний и краткосроч­ных изменений видна при изучении конъюнктуры впервые появляю­щихся на рынке новых товаров.


5, Факторы развития экономической и рыночной конъюнктуры 205

Опыт изучения конъюнктуры принципиально новых товаров, впервые получающих широкое признание рынка, свидетельствует, что обычно в течение длительного периода первоначального этапа возник­новения и развития спроса на них не оказывают решающего влияния закономерности циклического сокращения сбыта в условиях кризис­ных фаз, В это время доминирующая роль в складывающейся конъ­юнктуре рынка принадлежит длительной тенденции первоначального накопления. Именно этот фактор предопределяет рост производства и сбыта новой продукции в условиях экономического кризиса в резуль­тате расширения круга потребителей.

Примером может служить развитие рынка автомобилей вСША. Первая четверть XX в. была периодом первоначального развития массового произ­водства автомобилей. Поэтому во время экономических кризисов в начале века общий объем промышленного производства снижался, а выпуск авто­мобилей возрастал. В дальнейшем наметившийся в середине 20-х гг. пере­лом в развитии длительной тенденции конъюнктуры рынка автомобилей США выразился в смене «восходящей линии нисходящей». Это соответст­вовало качествен ному изменению соотношения спроса и предложения. Для американского рынка автомобилей стало характерно превышение предло­жения над спросом. В дальнейшем производство автомобилей в годы эко­номических кризисов в США снижалось в больших масштабах, нежели об­щий объем промышленного производства, поскольку действие фактора первоначального накопления себя исчерпало.

Таким образом, различные факторы могут влиять на развитие конъюнктуры как в одном и том же направлении, так и в противопо­ложных. При одинаковом направлении действия факторов развитие конъюнктуры ускоряется и усиливается, при противоположных на­правлениях — замедляется и даже может принять другое направление.

В каждый анализируемый момент или период конъюнктура пред­ставляет собой своеобразный результат взаимодействия различных по длительности влияния, силе и направлению воздействия факторов, т.е. конъюнктура есть функция взаимодействующих факторов. Это

можно выразить формулой

К= Т- Ц- С Hi

где К — анализируемая конъюнктура; Т — длительные тенденции (тренды); Ц — циклические факторы; С — сезонные факторы; Н — не­регулярные (случайные) факторы.

Таким образом, экономическая конъюнктура в каждый данный мо­мент или период представляет собой комбинацию циклических, трендо-вых, сезонных и случайных процессов. Первые три категории, как пока-


206 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура

зьшает современная наука и практика, в значительной мере, т.е. с опреде­ленной вероятностью, прогнозируемы. И чем больше мы в состоянии объяснить теоретически и моделировать математически эти процессы, тем более узкой становится область случайного, неизвестного.

Механизм взаимодействия конъюнктурообразующих факторов наиболее наглядно можно проследить на рис. 8.3, где выделены две группы факторов — факторы спроса и предложения.

Рис. 8.3 позволяет проследить направление воздействия любого из возможных факторов на состояние товарного рынка, поскольку вариация значений любого фактора группы спроса или группы пред­ложения неизбежно приводит к вполне определенному изменению в соотношении спроса и предложения на рассматриваемый товар. Схе­ма также позволяет выявить логику последовательного взаимодейст­вия факторов обеих групп и построить математическую модель товар­ного рынка.

На рисунке показаны наиболее существенные структурные эле­менты обеих подсистем — блока спроса и блока предложения, которые имеют наибольшее значение для изучения конъюнктуры рынков сырьевых товаров, в частности рынков минерального сырья.

Под экономическим регулированием понимаются всевозможные формы и направления государственного, частного и межгосударствен­ного регулирования экономики и рынка, оказывающего непосредст­венное влияние практически на все стороны хозяйственной жизни, Единственным элементом — фактором, не являющимся объектом эко­номического регулирования в рамках предложенного рисунка, являет­ся блок «ресурсная база» — фактор сугубо естественного, природного порядка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.