КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночная симптоматикаи прогноз мирового рынка. / рыночная симптоматика и ее основные показатели • 2 Технология прогнозирования мирового рынка краткосрочное и долгосрочное прогнозирование • 3
/ Рыночная симптоматика и ее основные показатели • 2 Технология прогнозирования мирового рынка краткосрочное и долгосрочное прогнозирование • 3 Прогнозирование мирового рынка на основе экспертных оценок • 4 Экономико-математическое прогнозирование мирового рынка 1. Рыночная симптоматика и ее основные показатели Завершающим этапом изучения рынка является симптоматика рынка и составление долгосрочного и краткосрочного прогнозов развития рынка с учетом предполагаемой его реакции на выход нашего товара (если этот выход крупномасштабный и может оказать существенное влияние на развитие рынка и рыночную конъюнктуру) Однако если объем продаваемых товаров не столь значительный, то этим фактором при построении прогноза можно пренебречь. Развитие и углубление рыночных отношений в стране требуют глубокого изучения динамики конъюнктурных показателей При составлении прогноза рынка необходимо выделить важнейшие факторы, которые будут действовать на протяжении всего будущего периода Необходимо оценить объективную значимость действия всех этих факторов и выделить те, которые свидетельствуют о постепенном накоплении в недрах нынешней фазы цикла сил, способных перевести развитие на следующую ступень. Иначе говоря, для прогноза конъюнктуры рынка в фазе подъема важно следить за показателями назревающего кризиса, в фазе кризиса — за показателями перехода к депрессии и в фазе депрессии — за показателями перехода к оживлению и т.д. Отсюда следует, что, • во-первых, в основу прогноза конъюнктуры рынка необходимо за
* во-вторых, показатели прогноза разных фаз цикла отличаются 1 Рыночная симптоматика и ее основные показатели 291 Конъюнктурная симптоматика рынка охватывает те показатели, динамика которых по фазам цикла несколько опережает динамику промышленного производства. Показатели конъюнктурной симптоматики рынка • Уровень и динамика инвестиций • Уровень поступления заказов и портфель заказов в целом в стране, в ведущих отраслях, в данной отрасли и сопряженных отраслях • Изменение портфеля невыполненных заказов в целом в стране, в ведущих отраслях, в данной отрасли и сопряженных отраслях - Контракты и разрешения на строительство (промышленных и торговых зданий, разрешения на строительство частных жилиш) • Товарные запасы (готовой продукции в промышленности и торговле, сырья в промышленности) • Запасы сырья • Эмиссия ценных бумаг • Ссудный процент • Курсы акций • Прибыль корпораций Уровень и динамика инвестиций. Динамика инвестиций отражает волнообразный процесс обновления и расширения основного капитала и тесно связана с периодичностью кризисов. Условия для экономического кризиса складываются тогда, когда высшая точка очередного массового обновления Прошла и вложения в основной капитал пошли на убыль (рис. 11.1). Рост капиталовложений является признаком высокой конъюнктуры и соответствует фазам оживления и подъема. Сокращение капиталовложений ведет к ухудшению конъюнктуры, оно наблюдается в преддверии кризиса. Вложения в основной капитал разделяются на затраты на покупку машин и оборудования (активная часть) и затраты на строительство (пассивная часть). Как правило, большая часть инвестиций вкладывается в машины и оборудование, особенно в последние десятилетия под воздействием научно-технического прогресса, убыстряющего моральный износ оборудования.
Валовые капитальные вложения разделяются на государственные и частные. Приватизация и разгосударствление имущества и земли ставят 10' 292 Глава 11 Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка
Кризис Депрессия Оживление Подъем Рис 11.1 Динамика частных инвестиций проблему частных капитальных вложений. Прежде всего, частные капитальные вложения чугко реагируют на изменения конъюнктуры, несколько опережают ее поворогы. Этот показатель используют для определения зрелости подъема (начало, середина или конец), когда монотонная линия роста производства не дает ответа на этот вопрос. Государственные капитальные вложения, их объем и динамика определяются размерами государственного сектора в экономике страны, а также масштабами военных расходов Принимая это во внимание, можно понять, почему общие размеры капитальных вложений иногда слабо реагируют на ухудшение конъюнктуры. Антикризисная политика государства в области инвестиций влияет на динамику валовых капитальных вложений, отклоняя ее от динамики производства в ходе никла. Уровень поступления заказов и портфель заказов. Специфика производства и потребления некоторых товаров, таких, как прокат черных и цветных металлов, машин и оборудования, предопределяет их изготовление по заказам потребителей в соответствии с требованиями определенных технических показателей и с предварительной уплатой аванса. Система заказов связана с тем, что потребителю нужен товар определенного вида и качества. Выдавая заказ на изготовление металла или машины, заказчик несет определенную материальную ответственность и поэтому исходит из собственной оценки предстоящей конъюнктуры. Если перспективы сбыта его пгюдукции ухудшаются, он сокращает
I Рыночная симптоматика и ее основные показатели 293 Для производителя металла и оборудования поступление заказов и портфель заказов (объем заказов, имеющихся у фирмы независимо от времени их поступления) определяет загрузку предприятия на.будущее, Сопоставляя размер портфеля заказов на какую-то дату с размером выпуска продукции за месяц или за год, можно определить вероятную загрузку предприятия на несколько месяцев вперед. Поэтому увеличение портфеля заказов свидетельствует о повышении спроса, которое в будущем найдет проявление в расширении производства. И наоборот, уменьшение портфеля заказов, сокращение поступления заказов — показатели ухудшения конъюнктуры и признак близкого снижения производства. Динамика поступления заказов опережает производство, в связи с чем этот показатель может быть использован для прогноза, так как падение поступления заказов отражается на ходе текущего производства. Сопоставляя поступление заказов с объемом промышленного производства, нетрудно определить, в каком направлении изменяется портфель заказов. Строительные контракты. Важным показателем будущей конъюнктуры является динамика разрешений на строительство, а также стоимость заключенных строительных контрактов. Контракты на строительство промышленных, жилых и коммунальных сооружений дают представление как об объеме будущего строительства, так и о загрузке предприятий, выпускающих строительные материалы. Заключение контрактов на некоторое время опережает начало строительства, и этот показатель может быть использован для прогноза деятельности строительных организаций и промышленности, снабжающей их необходимыми материалами. Следует различать строительные контракты на частное и государственное строительство, ибо их динамика весьма различна. Государственное строительство выступает как элемент антикризисной политики правительства. Если сравнивать такие показатели, как заключение контрактов на промышленное и жилищное строительство, то более чутким показателем являются разрешения на промышленное строительство, которые наиболее точно регистрируют повороты экономической конъюнктуры.
Товарные запасы — это необходимый элемент воспроизводства. Их движение является одним из показателей, характеризующих состояние внутреннего рынка. Определенные товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности товарооборота и поддержания нормальной деятельности любого производственного предприятия. Для бесперебойного обеспечения производства сырьем, а покупателей готовыми изделиями необходимо сохранять запасы в определенной зависимости как от объема промышленного производства, так и от спроса рынка. 294 Глава 11 Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка Размеры запасов определяются не только нуждами процесса воспроизводства. Отставание платежеспособного спроса от расширения производственных мощностей, ошибки маркетинговых программ, рост противоречий в экономике приводят к увеличению запасов, обусловленному не потребностями развивающегося производства, а затовариванием. Поэтому наличие крупных запасов, не находящих сбыта, может служить признаком ухудшения конъюнктуры, сигналом начала кризиса перепроизводства. Общая закономерность движения товарных запасов в ходе цикла такова: они достигают максимума в начале кризиса, когда производство уже начинает сокращаться, и снижаются до минимума после того, как производство начинает выходить из стадии депрессия и расширяться. Следовательно, движение товарных запасов несколько отстает от динамики цикла (рис. 11.2). Кризис Депрессия Оживление Подъем Рис 11.2. Динамика товарных запасов Запасы сырья. Примерно 40% всех запасов промышленности приходится на сырье- Размер запасов сырья определяется объемом производства и зависит от продолжительности доставки товара от производителя к потребителю (чем дольше будет товар в пути, тем больше надо его иметь в запасе на складе, на случай перебоев с доставкой необходимого сырья); от времени, необходимого для подготовки сырья в соответствии с технологией производства: чем больше период, тем больше запасы (обмолот зерна, сушка леса, обработка корки); динамики цен. Потребители сырья стараются накапливать его запасы сверх нормы в момент, когда цены начинают повышаться, чтобы избежать потерь при очень высоких ценах. При понижении ден рост запасов сырья прекращается, так как промышленники ограничиваются закупками в I Рыночная симптоматика и ее основные показатели 295 пределах текущих потребностей производства в надежде, что падение цен будет продолжаться и дальше. В условиях рыночной экономики трудно предвидеть колебания спроса даже в пределах месяца, поэтому промышленник чаще предпочитает иметь «на всякий случай* такое количество сырья, которое может понадобиться ему для максимального увеличения производства, или же иметь надежных поставщиков, способных гибко менять объемы поставок, что более эффективно. Накопление запасов сырья имеет свои пределы: в сырье замораживается капитал, вложенный в него, и, следовательно, за него надо платить проценты, хранение больших запасов увеличивает накладные расходы сверх обычного уровня. Задачи повышения эффективности внутрифирменного управления требуют снижения уровня необходимых запасов. В то же время в целом для обеспечения экономической безопасности государства в ряде случаев запасы по соответствующим товарам имеют тенденцию к увеличению. Это относится в первую очередь к стратегически важным видам энергоносителей и сырья. Например, Правительство США резервирует нефтяные ресурсы и т.д. Движение запасов готовых изделий. Около '/3 всех Запасов состоит из готовых изделий, которые с точки зрения их динамики в пределах цикла могут быть разделены на две группы: готовые изделия, изготовленные на заказ, и готовые изделия, изготовленные не на заказ, для массового спроса. Запасы товаров первой группы увеличиваются и уменьшаются в тесной зависимости от динамики производства (машины и оборудование производственного назначения). Динамика запа-* сов готовых изделий, изготовленных без заказов и рассчитанных на любого потребителя (потребительские товары длительного пользования) развивается в направлении, обратном динамике производства, т.е. запасы этих товаров растут при снижении производства и снижаются в условиях роста производства. Эмиссия ценных бумаг. Под эмиссией подразумевается выпуск ценных бумаг на рынок с целью мобилизации свободных денежных средств для расширения и обновления основного капитала и увеличения оборотных средств. Главными видами ценных бумаг являются акции и облигации ведущих компаний и государственных займов. Акция — ценная бумага, дающая право ее владельцу получать определенную долю прибыли данной компании. Доход на акцию (дивиденд) колеблется в зависимости от результатов деятельности фирмы. Облигация — ценная бумага с постоянным доходом. Это долговое обязательство, которое выдается частной компанией или государством. Облигации подлежат выкупу через определенный срок. Эмиссия акций и облигаций сильно подвержена влиянию цикла: в фазе кризиса и депрессии она резко падает, а в фазе подъема растет, 296 Глава II Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка причем более значительным циклическим колебаниям подвержены акции, меньшим — облигации с постоянным доходом. Курс акций. Акции продаются и покупаются на фондовой бирже. Сама возможность их купли-продажи вытекает из того, что акция даст право на определенный доход, который, в виде дивиденда выплачивается из прибыли акционерного общества Курс акции, или ее цена, определяется ее доходностью, т е дивидендами, размером ссудного процента Курсы акции отражают не столько динамику прошлой прибыли, полученной акционерами, сколько вероятный доход в будущем Следовательно, курс акций является предвосхищением будущего дохода Именно поэтому акция становится излюбленным объектом спекуляции, подвергаясь часто воздействию случайных обстоятельств, не имеющих экономического обоснования, что в значительной степени затрудняет прогнозирование движения курса акций и ограничивает возможности использования этого показателя для прогноза развития конъюнктуры рынка Повышение курса акций означает, чтс большое количество предпринимателей оценивает перспективу как повышательную и готово дороже уплатить за акцию. Но как только появляются признаки ухудшения конъюнктуры, большая часть предпринимателей начинает оценивать перспективу как понижательную и предпринимает массовую распродажу акций Этим и объясняется, что повороты кривой курсов акций обычно предшествуют повороту конъюнктуры. Ссудный процент. Наиболее важным показателем состояния рынка ссудного капитала является уровень ссудного процента, устанавливаемого центральным банком страны. Колебания ссудного процента определяются соотношением спроса и предложения на рынке ссудного капитала, которое изменяется в ходе циклав зависимости от состояния производства Динамика учетной ставки ссудного процента, т.е. суммы, удерживаемой банком при учете векселей, тесно связана с фазами цикла. В научал е кризиса вся кредитная система испытывает громадное напряжение и затем терпит KpaLx: перепроизводство резко снижает обратный приток капиталов и уменьшает возможности погашения кредитов в срок. Спрос на новые кредиты для самых неотложных платежей исключительно велик, поскольку, предоставляя кредит во время кризиса, кредитор идет на большой риск. Поэтому начальной фазе кризиса соответствует максимальная ставка ссудного процента. В дальнейшем при сокращении объема производства ставка ссудного процента падает, и в фазе депрессии ссудный процент достигает минимума, так как еще нет стимулов для расширения производства и поэтому нет спроса на ссудный (еапитал. В фазах оживления и подъема в связи с расширением производства и капиталовложений спрос ня ссудный капитал 2 Технология прошозировгшия мирового рынка 297 растет, а это, в свою очередь, приводит к увеличению ставки ссудного процента В конце фазы подъема ставки ссудного процента снижаются в связи с ростом возможностей самофинансирования определенной части предприятий и предоставления коммерческого кредита (рис. 11.3). Кризис Депрессия Оживление Подъем Рис 11 з Динамика ссудного процента На динамик/ ссудного процента, помимо состояния производства, может оказывать влияние и политика правительства, которое посредством изменения величины ссудного процента может регулировать развитие экономики. 2. Технология прогнозирования мирового рынка Прогноз развития рынка во многом напоминает краткосрочный конъюнктурный прогноз, однако в маркетинговом толковании цель ставится более значительная — прогноз должен быть долгосрочным и перспективным, чтобы фирма сумела, основываясь на нем, разработать и осуществить комплексную и длительную маркетинговую программу, включающую рыночную стратегию и систему мер целенаправленного воздействия на рынок с целью повышения конкурентных позиций компании и ее товаров. По своему содержанию прогноз рынка аналогичен содержанию и последовательности статей обзора рынка и составляющих рыночного исследования и включает аналогичные показатели, однако имеет свои особенности и отличия, главным из которых является ориентация на будущее и оценка перспектив. Прогноз развития рынка определяет будущие показатели по емкости рынка, спросу, предложению, конку- 298 Глана 11 Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка рентоспособиости, эластичности спроса, ценам, содержит показатели по производству, внутренней и внешней торговле, кредитно-денежной и финансовой сфере, а также данные по капит&човложениям и заказам, фирменной структуре рынка и т.д Следует также иметь в виду, что качественная работа на внешнем рынке предполагает составление прогноза не только конкретного товарного рынка (как мирового, так и отдельно по странам), но и общехозяйственной конъюнктуры, оценку перспектив развития уровня потребления, доходов населения, политической и социальной стабильности, совокупной степени риска и тд Построение долгосрочного прогноза рынкау как и краткосрочного, основано на объективной особенности развития социально-экономических явлений, а именно на их инерционности. Однако в последнее время это свойство существенно утратило свое значение в связи с турбулентностью и неопределенностью развития рыночных и экономических процессов, что в значительной степени затрудняет предвидение и прогнозирование будущих явлений на мировом и страновом рыночном пространстве. Понятие прогноза, цели прогнозирования. Изучение конъюнктуры народного хозяйства или отдельного товарного рынка необходимо для того, чтобы правильно сделать прогноз, предсказать ее изменения. ч. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных со В качестве объектов прогнозирования могут выступать процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Понятие прогноза следует отличать от понятия прогнозирования Прогнозирование — это процесс формирования вероятностных суждений о состоянии объекта в будущем. Возможность прогнозирования опирается на познание объективных законов действительности. Возможности прогнозирования социально-экономических процессов, к которым относятся общехозяйственная и товарно-отраслевая конъюнктура, определяются прежде вое-го характером природы причинно-следственных связей. Единичные события не могут быть предметом прогноза. Предсказывать, прогнозировать можно только общие свойства и закономерности процессов, отражающие устойчивые тфичтшно-следственные связи. Принципиальная возможность составления экономического прогноза конъюнктуры определяется наличием прямой преемственности во времени в развитии соотъссссгвуютщ социально-экономических явлений. В общественном явлении всегда есть остатки прошлого, ое- 2 Технология прогнозирования мирового рынка 299 новы настоящего и зачатки будущего. Задача прогнозиста как раз и состоит в том, чтобы на фоне настоящего с учетом прошлого найти элементы зарождающегося будущего и, исследуя общие тенденции, дать наиболее вероятную картину развития этого явления на перспективу. Цель, или назначение, прогноза состоит в определении вероятных альтернатив экономического развития и их социально-экономических последствий для принятия наиболее рациональных решений. Необходимость решения методологических и теоретических вопросов прогнозирования конъюнктуры вызвана насущными потребностями практики планирования и управления экономическими процессами Прогнозирование служит одним из эффективных инструментов общего совершенствования планирования и управления как на уровне фирмы, так и на уровне государства. Четкое представление о перспективах развития мирового рынка, его возможностей и потребностей в ряде случаев позволяет определить линию развития и эффективность той или иной отрасли производства в стране, оценить необходимость и возможность радикальных преобразований в научно-производственном аспекте. Прогноз всегда является предплановой стадией работы, основой маркетинговой программы и плана, так как цель прогноза — дать наиболее вероятные альтернативные пути развития исследуемого события из широкой гаммы возможных состояний при заданном уровне наших знаний и закладываемых в прогноз предпосылках. Принятие решения в этой связи является не чем иным, как обоснованным выбором одного из наиболее вероятных вариантов прогноза. Вполне очевидно, что не может быть противопоставления плана прогнозу Прогнозирование — неотъемлемый научно-аналитический этап, предшествующий планированию, принятию обоснованного управленческого решения. Отказ от принятия решений на основе разработанных прогнозов тоже есть решение. При этом прогнозирование должно носить не эпизодический, а постоянный характер. Прогноз товарного рынка — объективное, научно обоснованное, вероятностное по своей природе суждение о динамике важнейших характеристик товарного рынка и их альтернативных вариантах при условии выполнения сформулированных гипотез с целью выработки маркетинговых рекомендаций для поведения фирмы на рынке. Прогноз товарного рынка должен отвечать следующим требованиям: 1) надежность, научная обоснованность, системность с учетом факторов, которые могут оказать влияние в перспективе; 2) воспроизводимость и доказательность, т.е получение того же результата при повторной разработке прогноза, в том числе на базе других методов, исключающих субъективность; 300 Глава 11 Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка 3) альтернативы и характер-прогнозасчеткой формулировкой всех гипотез и предпосылок, положенных и его основу; 4) верифинируемость прогноза, т е наличие надежной методики оценки достоверности и точности прогноза для организации его корректировки; 5) ясный и четкий язык формулировок, понятный для лиц, непосредственно принимающих решения, не дающий повода для противоречивых толкований; 6) плановый и перманентный характер прогноза Прогноз должен быть своевременным и служить целям управления. Виды прогнозов конъюнктуры. Для целей прогнозирования общехозяйственной и товарно-отраслевой конъюнктуры наиболее удобной на практике представляется классификация прогнозов, основанная на следующих признаках: предмет прогнозирования, уровень или масштабность прогнозирования, период или глубина прогнозирования, функциональный признак, методы прогнозирования, точность прогноза. Предмет прогнозирования определяется на первом этапе разработки прогноза в соответствии с целями и задачами прогноза. Прогнозы общехозяйственной конъюнктуры классифицируются по отраслям и регионам, прогнозы товарной конъюнктуры — по видам товаров или товарных групп, а также по типу прогнозных показателей: импорт или экспорт товара, его производство или потребление. Наибольший практический интерес представляет прогноз цены того или иного то-пара. Прогнозы могут различаться по странам, регионам и т.д. Уровень (масштаб) прогнозирования. По этому признаку прогнозы следует подразделять на прогнозы общих тенденций развития в масштабах всего мира и в рамках отдельных стран. В ряде случаев интерес представляет прогнозирование тех или иных показателей на отраслевом уровне либо даже на уровне отдельных фирм и предприятий. Период (диапазон, глубина) прогнозирования яшшется важнейшей характеристикой экономического прогноза. В настоящее время общепринято деление экономических прогнозов на кратко-, средне- и долгосрочные. Временная глубина прогнозов международных товарных рынков в значительной мере предопределяется поставленными целями и областями прогнозирования, а также тем периодом, на который оказывают влияние решения, принимаемые в настоящее время. Также считается, что период прогноза не может превышать прошлый период,1 по которому у нас имеются достоверные данные. Краткосрочный прогноз составляется на 1—1,5, максимум 2 года, среднесрочный — на период до 5 лет вперед, долгосрочный — на срок более 5 лет, до 15—20 лет. Однако в настоящее время в силу турбулентности и I Технология прогнозирования мирового рынка 30! неопределенности развития социально-экономических явлений диапазон прогнозирования и планирования имееттенденцию к сокращению Задачи краткосрочного и долгосрочного (среднесрочного) прогнозов принципиально разные. Долгосрочный прогноз (например, на 10 лет) должен с заданной степенью точности определить рассматриваемую величину х в момент tt причем к траектории изменения х в интервале до /, не предъявляется никаких определенных требований. Средством прогноза или элементом анализа его результатов может служить траектория, как правило, усредненная прямая линия или показательная функция Прогнозы большой продолжительности воспроизводят лишь усредненные за цикл тенденции и не отражают внутрициклических поворотов конъюнктуры. Долгосрочные прогнозы требуют учета факторов, описывающих основополагающие, глубинные, устойчивые процессы формирования мирового рынка в целях выявления наиболее вероятных альтернатив его развития и разработки долговременной стратегии компании на данном рынке. Задача краткосрочного прогноза заключается в том, чтобы найти траекторию, отличающуюся от усредненной, которую можно считать результатом отклонения. Усредненная траектория существует только в нашем воображении как обобщение долговременной тенденции. В отличие от нее траектория, показывающая развитие конъюнктуры максимум на два года вперед, учитывает отклонения от средней, поэтому является более реальной траекторией движения показателей рыночной экономики. Вследствие этих различий краткосрочный прогноз — это всегда конъюнктурный прогноз, он является руководством в повседневной практике; долгосрочный прогноз определяет общие тенденции развития, является основой для составления экономических программ и важен для определения будущей конъюнктуры. Краткосрочные прогнозы служат основой для выработки тактических мероприятий компании на данном рынке. С точки зрения практической направленности прогнозирования большой интерес представляет разделение прогнозов по функциональному признаку: исспедователъско-поисковые и нормативные. Исследовательско-поисковые определяют возможные пути развития объекта, новые тенденции в будущем. Результаты такого прогноза заранее не увязываются с конкретными целями их использования (прогноз рождаемости, прогноз технического прогресса в отрасли). Нормативные прогнозы направлены на выявление возможных путей достижения целей и последствий принимаемых решений. Основные методы прогнозирования рынка. В современной науке в настоящее время используется более 100 различных методов и приемов прогнозирования, отличающихся по своему инструментарию, области 302 Глава 11 Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка применимости и научной обоснованности. Важное место среди них занимают метод экспертных оценок, мозговых атак, исторических аналогий, различные экономико-математические методы с использованием ЭВМ, сценарный метод и др. Определение наиболее вероятных оценок состояния мирового рынка в будущем может осуществляться также различными способами. При большом многообразии методов прогнозирования наиболее успешно применяется не более 10—15, ббльшая часть других находится в стадии разработки и экспериментальной проверки. Наиболее представительные методы прогнозирования мирового рынка следующие: • методы статистической экстраполяции (метод тренда, или продления динамических рядов); • методы логического и математического моделирования, экономико-математического моделирования, построения многофакторных моделей с использованием ЭВМ (например, метод сегментной регрессии и главных компонентов, метод многошагового регрессионного анализа и др.); • методы экспертных оценок (метод Дельфи, метод мозговой атаки, графический метод чартов); • комбинированные методы. Этапы прогнозирования конъюнктуры. Прогноз конъюнктуры начинают с оценки общих тенденций развития конъюнктуры, т.е. выяснения специфики момента. Для этого необходимо учесть все, что отличает будущую конъюнктуру от современной. Этой цели служит анализ за длительный период. Вторым шагом является определение фазы цикла и примерного места внутри фазы. Это очень важно, так как следует различать начальный период кризиса и его завершение, начало подъема, его зрелость и завершение (перепроизводство). Этой цели служит анализ на определенную дату, Важной задачей прогнозирования является определение темпов и момента перехода в следующую фазу развития цикла. Для решения ее необходима вся система конъюнктурной симптоматики, что позволит дать количественную характеристику динамики перехода из одной фазы цикла в другую. Это самая сложная часть прогноза. Наряду с внутренними факторами развития конъюнктуры специалисты следят и за воздействием Мировой конъюнктуры на экономику данной страны, которая имеет для некоторых стран в периоды перелома конъюнктуры очень важное значение. Это влияниетем больше, чем сильнее внешнеэкономические связи данной страны и ее интегриро-ванность в мировое» хозяйство. Макроэкономические прогнозы (прогнозы общехозяйственной кояь-г юнктуры) дают представление о наиболее вероятном общем направле- 3 Прогнозирование мирового рынка на основе экспертных оценок 303 няи краткосрочного развития конъюнктуры отдельной страны, группы стран, мира. Но такого макропрогноза недостаточно, чтобы иметь ясное, детальное представление о развитии будущей конъюнктуры отдельных товарных рынков. Товарно-отраслевые прогнозы, являясь частью целого (общехозяйственной конъюнктуры), характеризуются как общими чертами, езой-стиенными общехозяйственной конъюнктуре, так и специфическими. Поэтому при прогнозировании конъюнктуры товарных рынков необходимо комплексное системное исследование, включающее выявление круга специфических для каждого товарного рынка и общих для всех (или группы рынков) факторов формирования; определение их взаимосвязей; учет их взаимозависимости с общехозяйственной конъюнктурой страны, группы стран, мира. Соотношение показателей, характеризующих состояние конъюнктуры товарного рынка и общехозяйственной конъюнктуры, меняется в зависимости отспецифики и природы рынка, его места и роли в общей системе международных экономических отношений, а также от глубины прогнозирования. Опыт работы показывает, что при прогнозах рынков машин и оборудования на показатели общехозяйственной конъюнктуры приходится до 90%, а рынков минерального сырья — от 50 до 75% общего числа показателей. Несколько другое соотношение показателей общехозяйственной и товарно-отраслевой конъюнктуры при прогнозировании конъюнктуры рынков сырьевых товаров сельскохозяйственного происхождения. Так, для непродовольственных товаров (лесоматериалы, хлопок, шерсть, натуральный каучук) показатели общехозяйственной конъюнктуры весьма близки к тем, которые используются при прогнозах рынков промышленного сырья. Однако число их обычно составляет 40—50% общего количества показателей. Для рынков продовольственного сырья, например пшеницы, кофе, сахара и т.д.» ведущую роль играют показатели конъюнктуры товарного рынка — 75% общего числа показателей, а на долю показателей общехозяйственной конъюнктуры приходится 25%. 3. Прогнозирование мирового рынка на основе экспертных оценок Методы экспертной оценки наиболее часто применяются при составлении экономических, в том числе и рыночных, прогнозов, где проявляются сложность и противоречивость анализируемых факторов. Глава 11. Рыночная симптоматика и прогноз мирового рынка Экспертное прогнозирование мирового товарного рынка предполагает оценку высококвалифицированным специалистом (экспертом или экспертами) на основе своего опыта и знаний возможной динамики и перспектив его развития. Высказанные мнения критически анализируются, суммируются и в итоге вырабатывается общее мнение о наиболее вероятных направлениях развития данного мирового рынка в указанной перспективе (рис. 11.4). По количеству экспертов По использованной методике По характеру основного метода
Индивидуальные экспертные оценки Коллективные экспертные оценки
— Традиционные экспертные оценки — Усовершенствованные экспертные оценки '— Комбинированные экспертные оценки
— Метод Дел ьфи — Метол мозговой атаки - Графический метод чяртов Рис 11.4 Виды экспертных оценок при прогнозировании мирового рынка Индивидуальные экспертные оценки осуществляются одним экспертом и являются «именными». Как правило, они подлежат сопоставлению с прогнозами других специалистов с целью повышения достоверности полученного прогноза. Коллективные экспертные оценки предполагают экспертную оценку коллектива специалистов. Традиционные экспертные оценки основываются на использовании традиционных простейших методов экспертных оценок. Усовершенствованные экспертные оценки включают новые современные методы осуществления. Комбинированные экспертные оценки дополняются эконометриче-скими методами, методами экстраполяции временных рядов. Например, метод Дельфи используется в сочетании с другими методами и с широким применением ЭВМ. Метод Дельфи, или дельфийская процедура, предполагает обобщение мнений коллектива экспертов путем их индивидуального письменного анкетирования (опроса) в несколько туров по специально разработанной процедуре (обычно крайние мнения отбрасываются). При этом исключается проведение прямой дискуссии и непосредственного влияния мнений других экспертов. В процессе обработки полученных индивидуальных мнений через соответствующие коэффициенты учитываются 3 Прогнозирование мирового рынка на основе экспертных оценок 305 компетентность и весомость мнения каждого специалиста-эксперта. Это позволяет сиять такие психологические аспекты, как «декламация на публику», «давление авторитета», соображения престижности, тенденциозность, ведомственные и групповые интересы. Этот метод был впервые разработан и применен американской корпорацией Rand. Метод мозговой шпаки (мозгового штурма) имеет целью выработать мирового рынка специалистами соответствующего профиля. Их встреча проводится по специально разработанному сценарию и в соответствии со строгой процедурой. Каждый участник обсуждения получает возможность коротко высказать свое мнение, каким бы неубедительным оно ни было. Основные правила этого метода: • концентрация внимания экспертов на одной идее, теме; • обсуждение любой высказанной участниками мысли;. | • краткость изложения экспертом своей мысли; • недопущение критических высказываний в адрес идей участников и их самих; • приоритет выступления тех экспертов, у которых новая идея возникла в связи с предыдущим выстуапением. Метод мозговой атаки, предполагая групповое обсуждение, оказывается на 70% эффективнее, чем простая сумма индивидуальных мнений. Графический метод мартов позволяет выразить прогнозируемые тенденции в количественной, цифровой форме. В этом случае эксперту предлагается продлить на графике, построенном в соответствующем масштабе, указанные кривые на прогнозируемую перспективу. Далее при обработке графические данные согласно масштабу переводятся в цифровое выражение, позволяющее провести их математико-стати-стическую обработку. Этот метод особенно часто используется при прогнозировании биржевых котировок. Недостатки метода экспертных оценок: • субъективизм оценки эксперта, связанный с профессиональной ограниченностью, ведомственными интересами, боязнью ответственности, восприимчивостью к распространенному мнению, склонностью преувеличивать плохое, преувеличением значения текущей ситуации и т.д.; • труднодоказуемость; • нежелание экспертов давать прогнозы в конкретной количественной форме (в виде цифр, особенно абсолютных) и желание их ограничиться качественной оценкой. Для преодоления указанных отрицательных моментов повышают иллюстративность материалов, предлагаемых экспертам для проведе- 306 Глара 11 Рыночная симптоматика н прогноз мирового рынка ния экспертной оценки с использованием «дерева целей», «дерева проблем», графиков, таблиц-матриц, сценариев и т.д. Повышение качества метода экспертной оценки при прогнозировании предполагает использование экономико-математического аппарата и ЭВМ для их обработки 4. Экономико-математическое прогнозирование мирового рынка Методы экономико-математического моделирования базируются на унифицированном банке данных и широком использовании современных ЭВМ и соответствующего софт-обеспечения. Эконом и ко-математическое моделирование в отличие от метода экспертных оценок дает теоретико-экономическому анализу строго количественную опенку, а результатам прогнозирования — объективную степень надежности, научную доказательность. В современной практике экономического прогнозирования наиболее перспективными являются статисти ко -вероятностные, эконометрические модели, в частности многофакторный пошаговый регрессионный анализ, объединяющий объективный метод экономико-математического моделирования (включая элементы научной экстраполяции) и метод индивидуальных и коллективных экспертных оценок. Использование многофакторных регрессионных моделей с целью прогнозирования мировых товарных рынков требует учета математических условий правомерности их применения к анализу статистической информации, чаще всего представленной в виде динамических рядов, а также того, что использование регрессионных моделей в целях прогнозирования означает экстраполяцию В1гутренних связей между формирующими данный объект факторами за пределы базового периода. Последнее предполагает тщательное изучение важнейших свойств исследуемого экономического объекта, степени его устойчивости или инерционности и динамичности, атакже основных определяющих их факторов, поскольку увеличение периода (диапазона, глубины) прогнозирования означает рост объективных возможностей необратимого изменения внутренней структуры объекта и основных закономерностей его развития, что неизбежно ведет к уменьшению надежности и точности прогноза. Специалисты в области прогнозирования мирового товарного рынка учитывают также эффект временнбго запаздывания (временного лага) динамики отдельных показателей относительно мировой цены. Это относится прежде всего к инвестиционной деятельности, загрузке мощностей, товарным запасам. Расчеты свидетельствуют, что переломы в динамике этих показателей, как правило, на несколько кварталов Контрольные вопросы 307 устойчиво опережают переломы в движении мировых цен и эти показатели могут служить важными и надежными индикаторами возможных изменений в конъюнктуре мировых товарных рынков. При построении экономико-математических моделей учитывают тесную зависимость развития отдельных мировых товарных рынков от динамики мировой рыночной экономики в целом, неотъемлемой частью которой и являются рынки. В настоящее время во БНИКИ и других научно-исследовательских организациях России, занимающихся прогнозированием рынков, действуют постоянные автоматизированные системы прогнозирования. В частности, во ВНИКИ работает система «Мировой рынок», охватывающая 24 рынка минерального и сельскохозяйственного сырья и включающая пять функциональных подсистем, работающих в режиме прямых и обратных связей: • информационное обеспечение (банк данных); • традиционные экспертные методы прогнозирования; • экономико-математические методы прогнозирования; • интеграция прогнозов, разработанных разными методами; • контроль за качеством конечных результатов прогнозирования. Системы изучения мировых товарных рынков включают разработку и совершенствование методики прогнозирования, организации прогностической работы, информационного обеспечения, использования ЭВМ и компьютерных программ. Обеспечение достоверности прогнозов требует единства их методологической и информационной базы. Контрольные вопросы 1. Что такое рыночная симптоматика и чем она отличается от прогноза мирового товарного рынка? 2. Каковы основные показатели конъюнктурной симптоматики рынка? 3. Каким требованиям должен отвечать прогноз мирового рынка? 4. Какие виды прогноза мирового товарного рынка вы знаете? 5. Какими основными методами прогнозирования мирового рынка пользуются маркетологи? 6. В чем заключается сущность метода экспертных опенок при прогнозировании развития мирового рынка? Определите особенности экономико-математических методов прогнозирования мирового рынка. Глава 12
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |