КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И их планирование 1 страница
Процесс международных маркетинговых исследований Международные маркетинговые исследования представляют со- ■ бой часть постоянно действующего интегрированного процесса. Компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, разрабатывают и используют систему постоянного наблюдения за состоянием и развитием мировых товарных рынков и товарных рынков зарубежных стран, сбора, систематизации и хранения данных в ме? tf няющейся международной рыночной среде, чтобы иметь возможность it* 2, Процесс международных маркетинговых исследований и их планирование 259 анализировать их в будущем в целях прогнозирования для опережающих решений, Таким образом, процесс маркетинговых исследований мирового товарного рынка включает ряд последовательных этапов. • Текущее наблюдение (собирается, обрабатывается и хранится необходимая и достаточная информация) • Анализ мирового товарного рынка • Прогноз конъюнктуры мирового товарного рынка • Передача информации компетентным руководителям • Принятие рыночного и предпринимательского решения Прогноз и выдвижение возможных альтернатив для принятия решений практически являются завершающими этапами изучения мирового товарного рынка. Например, в результате постоянного наблюдения за конъюнктурой мирового рынка исходного сырья для производства моющих средств сделан вывод о возможном повышении цен на сырье на 5—7% в следующем полугодии. Такой прогноз дает компании, которая ввозит из-за рубежа соответствующее сырье, время для выработки альтернативных решений, предполагающих: переход наза-менители сырья; перераспределение издержек; использование новой технологии производства; изменение ассортимента продукции. У руководства компании есть время оценить последствия выбранных альтернатив и принять лучшее предпринимательское решение. Если бы подобная работа не была проведена, то фирма могла быть застигнута врасплох и принять на себя дополнительные издержки без какого-либо выбора.
Первая стадия в маркетинговых исследованиях мирового товарного рынка — постоянное наблюдение за состоянием и развитием мирового товарного рынка в целом и по отдельным странам и сбор необходимой информации — занимает большую часть времени, так как связана с крайне трудоемкой работой с источниками. Получение информации о состоянии, тенденциях и перспективах развития мировых товарных рынков составляет одну из важнейших проблем маркетинговой работы в международном аспекте, Необходимым условием успешного проведения международных маркетинговых исследований является информационное обеспечение. Прежде чем приступить к текущему наблюдению, изучающий мировой товарный рынок намечает круг вопросов, по которому будет происходить накопление материала, *и. составляет соответствующий план исследований. Это означает определение целей и задач исследо- 9" 260 Глава 10 Основные методы исследований мирового рынка вания, объектов, методов, форм и графика их проведения, средств финансирования. Целью исследования будут определяться круг, масштабы и характер показателей, отображающих развитие выбранного объекта наблюдения. Можно выделить более конкретные этапы в процессе международных маркетинговых исследований (рис. 10.2). Первый этап Определение проблемы, целей и задач международного маркетингового исследовании
Второй этап Составление плана международного маркетингового исследования
Третий этап Сбор вторичной и первичной информации о международной маркетинговой
Четвертый этап Отбор достоверной информации
Пятый этап Накопление информации и составление базы данных
Шестой этап Оформление информации н виде таблиц, графиков и диаграмм
Седьмой этап Анализ, интерпретация информации, построение выводов и заключении
Восьмой этап Прогноз развития мирового товарного рынка и рыночные и предпринимательские решения компании Рис, 10 2. Этапы процесса международных маркетинговых исследований План международных маркетинговых исследований определяет цель исследования, объекты и методы исследования, территорию исследования, технологию отбора основных показателей для анализа, технологию выборки (если международные маркетинговые исследования включают полевые исследования). Также в плане подробно указываются направления исследования и формы их проведения, составляется график исследовательских работ, И наконец, план международных маркетинговых исследований включает бюджет их проведения, т.е. источники выделяемых средств и основные направления их расходования, в частности» расходы на составление плана международных маркетинговых исследований, расходы на выбор объектов исследова- 3 Информационное обеспечение международных маркетинговых исследований 261 ния, расходы на подготовку международных маркетинговых исследований, организацию анализа полученных данных, составление отчета по итогам международных маркетинговых исследований. Компании, активно занимающиеся международной деятельностью, имеют годовые планы проведения таких международных маркетинговых исследований, включающие не только основные направления исследований, имеющих постоянный, перманентный характер, но и разовые целевые исследовании но наиболее насущным направлениям. Малые фирмы из-за недостаточности средств и опыта довольно часто не проводят постоянных исследований и прибегают к отдельным, разовым международным маркетинговым исследованиям, которые не дают высокого эффекта. При этом компании используют как внутренние подразделения для организации и проведения международных маркетинговых исследований, так и специализированные исследовательские компании (агентства) в своей стране и за рубежом. Такие исследовательские агентства могут быть международными или принадлежать конкретной стране. Можно полагать, что чем крупнее агентство, чем длительнее его история работы, тем более компетентным и качественным будет его работа. Известными агентствами, осуществляющими международные маркетинговые исследования, являются Neelsen, SAMI, Market Facts, Audits & Serves, Dun & Breadstreet и многие другие.
Большую помощь в организации зарубежных маркетинговых исследований оказывают торгово-промышленные палаты государств фирм-партнеров, научно-исследовательские институты, национальные и региональные статистические центры, международные организации, которые па постоянной основе осуществляют такие исследования и публикуют соответствующую информацию в виде докладов и сборников. 3. Информационное обеспечение международных маркетинговых исследований Информационные системы бывают четырех уровней: стратегический (обслуживание потребностей топ-менеджеров), менеджерский уровень (средний управленческий), информационный уровень (общие информационные ресурсы, базы данных) и операционный уровень (для обслуживания операций). Качество информационного обеспечения зависит от целого ряда обстоятельств. / Bo-nepBbiXj объем и характер информации зависят от схемы текущего наблюдения. При наблюдении за маркетинговой средой и товар- 262 Глава 10 Основные методы исследовании мировою рынка ным рынком зарубежной страны анализу подвергаются следующие показатели • промышленность; • сельское хозяйство; • строительство, • грузооборот и пассажирские перевозки; • внутренний рынок и денежное обращение; • внешняя торговля, торюиыи и платежный баланс, внешнеэкономическая политика В зависимости от экономической структуры отдельных стран схема текущего наблюдения корректируется. При изучении конъюнктуры промышленно развитой страны основное внимание обращается на положение в промышленности и сфере услуг. При наблюдении за конъюнктурой развивающейся страны, где структура экономики определяется сельским хозяйством или горнодобывающей промышленностью, внимание концентрируется именно на этих отраслях хозяйства.
При наблюдении за мировым и зарубежным товарным рынком схема текущего наблюдения имеет следующий вид: а) производство и его структура (если у товара есть подвиды), сдвиги б) потребление товара по отраслям и в целом, изменения в характе в) фирменная структура рынка — фирмы-производители и фир г) товарные запасы в целом и на складах производителей, потреби д) внешняя торговля — физический и стоимостный объем экспор
е) цены сделок на товар во внешней торговле, справочные, прей Схема текущего наблюдения за конъюнктурой товарного рынка корректируется в зависимости от особенностей самого товара и того места, которое он занимает в процессе обшесгвенного производства. Так, если наблюдение ведется за конъюнктурой рынка какого-либо вида машин, или оборудования, то прежде всего необходимо накапливать информа^ и' цию о воздействии НТП на производство данного товара (размеры & -,. :|;
3 Информационное обеспечение международных маркетинговых исследовании 263 структура затрат на НИОКР, темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции), сведения о капитальных вложениях в данную отрасль производства, объеме спроса на продукцию (поступление заказов и объем заказов), о кредитной и налоговой политике государства. Если объект наблюдения — рынок сельскохозяйственного сырья, то накапливаются такие сведения, как размеры посевных площадей и средняя урожайность культуры, природно-климатические условия производства, оснащенность отрасли агротехническими средствами производства и уборки посевов (наличие и характер применяемой техники, использование химических удобрений, пестицидов, биотехнологий и т д), запасы сельскохозяйственной продукции у производителей, потребителей и государства в связи с сезонностью производства, политика государства в области субсидий производителям и закупочных цен, внешнеторговая политика государства и участие страны в международных товарных соглашениях и ассоциациях. Во-вторых, характер информации определяется тем, как часто в течение года необходимо делать анализ и прогноз конъюнктуры мирового рынка выбранного объекта Ежемесячный анализ конъюнктуры и составление прогноза один раз в квартал вынуждают накапливать факты и цифры, относящиеся к самым коротким периодам: выпуск продукции за неделю, загрузка производственных мощностей за неделю, реализация товара за неделю ит.д. При составлении анализа конъюнктуры два раза в год, а прогноза один раз в год можно пользоваться квартальными и месячными данными, а накопление недельных показателей в этом случае не обязательно. В-третьих, характер информации и ее объем определяются степенью детализации предполагаемого анализа и прогноза. Если исследователя интересует не только общее развитие той или иной сферы хозяйства страны, когда объектом является общехозяйственная конъюнктура, но и положение в отдельных отраслях хозяйства, то наряду с общими показателями производства необходимо накапливать данные об этих отраслях. Быстрое и методически правильное проведение конъюнктурного исследования предполагает хорошее знание круга' источников информации о рынке и рыночной среде. При выборе источников важен и собственный опыт, основанный на систематическом чтении широкого круга источников, и помощь ведущих научно-исследовательских организаций соответствующего профиля Источники информации о явлениях и процессах, формирующих и развивающих отдельные конъюнк-турообразующие рыночные факторы и экономическую конъюнктуру в целом, делятся на первичные и вторичные. Первичнее источники информации содержат сведения, полученные из устных бесед во время деловых контактов (предварительных перего- 264 Глава 10. Основные методы исследований мирового рынка воров по купле-продаже товаров и услуг, переговоров, связанных с подписанием контрактов купли-продажи, деловых бесед, в том числе по телефону, интервью, опросов и т.д.) и личных деловых контактов (бесед в деловых клубах, на приемах и т.п.), письменной служебной информации. В международной практике дорого и сложно проводить полевые маркетинговые исследования, предполагающие получение информации непосредственно у самих конечных потребителей за рубежом относительно товара данной фирмы. Довольно часто в этом случае прибегают к услугам зарубежных маркетинговых исследовательских агентств, которые осуществляют эту работу и предоставляют полученную информацию. Интерпретация этой информации, выводы и рекомендации относительно прогнозов и рыночных решений остаются прерогативой самой компании, ее руководства. Наиболее активно в международных маркетинговых исследованиях прибегают к кабинетным исследованиям, дающим вторичную информацию. Вторичные источники информации содержат главным образом сведения статистического, справочного, обзорного, аналитического и прогностического характера. Это различные печатные издания (общеэкономические и специальные или отраслевые). При исследовании общехозяйственной конъюнктуры изучаются издания общеэкономического характера, а при изучении конъюнктуры отдельных товарных рынков — отраслевые издания, так как они дают развернутую информацию обо всех важнейших факторах развития изучаемого и смежных рынков. Как общеэкономические, так и отраслевые источники информации могут издаваться международными организациями, национальными (страновыми) правительственными и частными организациями и отдельными фирмами в виде статистических справочников. журналов, газет, фирменных отчетов и монографий. Виды источников печатной информации Международные (региональные) статистические издания. ООН и ее органы на основе национальных статистик издают на английском и французском языках статистические сборники — ежемесячник Monthly Bulletin of Statistics и ежегодник Statistical Yearbook, в которых приводятся данные по отдельным отраслям производства конкретных стран. В статистическом ежегоднике Commodity Trade Statistics приводятся данные по экспорту и импорту отдельных товаров и их групп в соответствии с Международной стандартной торговой классификацией. Общенациональные статистические издания. В основных развитых странах государственными статистическими ведомствами публикуются ежемесячные (ежеквартальные, ежегодные) статистические сбор- 3- Информационное обеспечение международных маркетинговых исследований 265 ники, в которых значительное место занимает отраслевая статистика, в том числе и относительно внешней торговли и внешнеэкономических связей. Примером могут служить публикации цензов США: общие итоги цензов (в четырех томах), Statistical Abstract of the U.S., Pocket Book USA, Census of Manufactures, Census of Mineral Industries, Census of Agriculture, Census of Business, Current Industrial Reports, Survey of Current Business. В этих цензах (по 180 отраслям) приводятся показатели за ряд лет, характеризующие динамику объемов производства, запасов, капиталовложений, объемов потребления сырья и материалов, численности рабочей силы, производительности труда, расходов на НИОКР, объемов внутренней и внешней торговли и т.п. Статистические данные приводятся не только по стране в целом, но и по отдельным географическим районам, штатам и группам предприятий. В Японии издаются так называемые Белые книги как а целом по экономике, так и отдельно но отраслям народного хозяйства, в том числе и по внешней торговле. Общенациональные экономические издания. Необходимые сведения по общехозяйственной конъюнктуре и конъюнктуре мировых товарных рынков можно получить в экономической периодике некоторых стран: американском журнале Fortune, английском The Economist, французском Tendances delaconjoncture. Отраслевые экономические публикации государственных организаций. Различные государственные организации многих стран публикуют информацию по мировым товарным рынкам. Например, в США около 100 правительственных организаций, в том числе Госдепартамент и Министерствоторговли и их представители за рубежом, готовят публикации по отдельным отраслям промышленности и сельского хозяйства. Так, Министерство торговли США выпускает ежегодник U.S. Industrial Outlook с аналитическими и прогностическими материалами по 200 отраслям промышленности США. Экономические издания отраслевых консультативных фирм и агентств. Данные фирмы и агентства по заказам заинтересованных компаний готовят обзоры и прогнозы с обязательными рекомендациями по дальнейшей практической, в том числе коммерческой, деятельности. Такая информация носит конфиденциальный характер и осущестшшетия на коммерческой основе. Например, в США в конце 80-х гг. насчитывалось более 400 такого рода консультативных фирм (А.МС. Grow Hill Inc., D. Little, Dun and Bradsteet, Business International и др.)1. Экономические издания отраслевых и экспортно-импортных ассоциаций. Например, в Японии насчитывается свыше 100 ассоциаций Характеристику общенациональных фирменных справочников см. в п. 8 гл. 9. 266 Глава 10 Основные методы исследований мирового рынка экспортеров и импортеров по различным отраслям, которые располагают весьма важной информацией об организации внешней торговли по соответствующим группам товаров. Экономико-публицистические издания, консультирующие фирмы по вопросам организации экспорта, импорта и ведения международного бизнеса. Например, в США такими изданиями являются The Basic Guide the Exporting (Government Printing Office, Supeiintendentof Documents, Washington), Business America (журнал о торговле Комиссии международной торговли США), Exportise и др. В Японии весьма полезны для изучения материалы полу государственных организаций содействия внешней торговли. Японской организации содействия развитию экспорта JETRO (The Japan External Trade Organization) и Японской организации содействия развитию импорта MI PRO (Manufactiry Import Promotion Organization). Интернет. На современном этапе жизнь общества протекает в условиях быстрого роста потребностей в информации, которые не могут быть удовлетворены с помощью традиционных методов информационного обеспечения, основанных на бумажной технологии. По некоторым оценкам, объем информации, требующей переработки и освоения, увеличивается в 10 и более раз за каждые 10 лет. Растущие потребности в информационном обеспечении вызвали к жизни новые информационные технологии с использованием ЭВМ: Интернет, Экстранет, Интранет. Они обеспечивают сбор, обработку, хранение, поиск и передачу информации на базе современной компьютерной техники, в основе которой лежат персональные компьютеры с программным обеспечением, включающим базы данных, базы знаний, интеллектуальные системы, системы поддержки решений, экспертные системы и другие программные продукты. «Всемирная паутина» дает широкое поле возможностей для поиска информации о состоянии мировых товарных рынков, о положении в экономике и отраслях зарубежных стран, предоставляя доступ ксамыМ новым информационным материалам, что обеспечивает оперативность и качество анализа и рыночных решений. Указанные выше источники информации имеют электронную версию и могут быть получены в режиме реального времени. Российские источники информации по мировым товарным рынкам, С ними можно ознакомиться в научных библиотеках Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), институтов системы РАН — Института США и Канады, Института мировой экономики и международных отношений, Института востоковедения, Института проблем Дальнего Востока, а также в библиотеках отраслевых научно-исследовательских институтов. 3. Информационное обеспечение международных маркетинговых исследований 267 Большой информационной базой данных располагает Министерство экономического развития и торговли РФ, которое ведает вопросами развития внешнеэкономических связей России и ее внешнеэкономической политики. Определенную информацию по мировым товарным рынкам и экономическому положению зарубежных стран можно получить в ТПП РФ, в представительствах ТПП, а также соответствующих ассоциаций зарубежных стран в России Материалы по рыночной конъюнктуре можно найти в бюллетене иностранной коммерческой информации (БИКИ), издаваемом ВНИКИ и выходящем три раза в неделю, что дает возможность оперативно отслеживать изменения на основных товарных рынках России. В нем публикуется экономическая и коммерческая информация — переводы статей, статистические, справочные материалы из зарубежных периодических публикаций, а также аналитические обзоры специалистов ВНИКИ. Материалы по мировым товарным рынкам публикуются также в журнале «Внешняя торговля», в журналах экономических институтов системы РАН — «Мировая экономика и международные отношения» с приложением (ежегодный конъюнктурный обзор), «США — экономика, политика, идеология» и др. Интерес представляют публикации Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ) и отраслевых научно-исследовательских институтов технико-экономической информации, материалы ИНИОН.-Важным источником информации является также статистический справочник «Статистика внешней торговли», материалы ТПП России. Соответствующей информацией о состоянии в экономике и отраслях зарубежных стран обладают торгпредства РФ и торговые отделы в посольствах России в иностранных государствах. Существующая в нашей стране система информации сформировалась главным образом под воздействием потребностей научно-исследовательской работы и выработки практических рекомендаций для развития внешнеэкономических связей России для организаций системы Минэкономразвития и МИД России. Ее использование в системе управления процессами, происходящими в настоящее время в сфере рыночных отношений, требует развития, углубления содержания информации, совершенствования ее сбора, хранения, анализа и распределения. Корректировка информации по мировым рынкам Опираясь на все источники информации, исследователь конъюнктуры должен подвергнуть полученные сведения проверке и, если возможно, корректировке. Корректировка данных статистики должна 268 Глава 10 Основные методы исследований мирового рынка быть объективной и опираться на цифровой материал, заимствованный из правительственных и независимых источников информации. Если же требование объективности не соблюдается, то собранная информация может фальсифицировать действительность Анализ и прогноз, проведенные на основе такой информации, нанесут ущерб, так как не позволят правильно разобраться в тенденциях экономического развития зарубежной страны и ее национального рынка. Важным средством борьбы против дезинформации является множественность и независимость друг от друга ее источников После проверки собранных фактов и цифрового материала переходят к первичной обработке имеющейся информации Большое значение имеет работа с экономико-статистическими показателями, которые представляют собой числовое значение измеряемых совокупностей, составляющих отдельные процессы и явления конъюнктуры мировых товарных рынков, Первичная обработка материала предполагает прежде всего приведение статистических данных к общему знаменателю, те. к единой базе, а также расчет относительных показателей на базе основных для решения и углубления последующего анализа. Например, наряду с использованием метрической системы мер на некоторых рынках сырьевых товаров имеют хождение другие единицы измерения, кипы — на рынке хлопка, бушели — на рынке пшеницы, баррели — на рынке нефти. При исследованиях подобные специфиче-ские единицы измерениядолжны быть переведены в метрическую систему мер. Стоимостные показатели, выраженные в валюте разных стран, должны быть приведены к одной валюте. Принято переводить стоимостные показатели в американские доллары, так как эта валюта на мировом рынке является основной валютой платежа. Расчетные показатели играют важную роль в первичной обработке материала и его подготовке для последующего анализа. Для определения тенденций развития рассчитывают темпы роста и прироста показателей производства, продаж, потребления, экспорта и импорта. Для характеристики конкурентоспособности могут быть рассчитаны такие показатели, как доля рынка, производительность труда, наукоемкость продукции, экспортная квота. Для определения зависимости от импорта товара рассчитывается доля импорта в потреблении товара; одновременно такой показатель может охарактеризовать уровень эконог мической безопасности страны. Классификация и систематизация информации Заключительным этапом текущего наблюдения является классификация и систематизация накопленного материала. Эта процедура предусматривает распределение накопленного, проверенного и обработанною 4 Технологии исследования зарубежных рынков 269 материала по наиболее общим разделам схемы текущего наблюдения за общехозяйственной или товарной конъюнктурой. Проведение классификации — не самоцель, а средство изучения особенностей развития мировых товарных рынков, оно завершает этап текущего наблюдения и готовит фундамент для последующего анализа. Качество и широта текущего наблюдения в значительной мере определяют правильность анализа состояния и развития мировых товарных рынков и точность их прогноза При изучении данных, накопленных в зарубежных странах, менеджеру по международному маркетингу следует быть осторожным и осуществить их оценку по следующим критериям' • источник и субъект сбора данных и его цели; • достоверность и объективность источника информации;
* методы сбора информации; * сроки и дата сбора информации, степень ее устаревания. 4. Технология исследования зарубежных рынков При изучении рынка и сборе материалов по рынку следует учитывать требования, которые позволят обеспечить высокий уровень исследований Во-первых, изучать рыночные явления и показатели необходимо в определенной последовательности, с использованием методики системного анализа, выделяя наиболее приоритетные направления. Во-вторых, осуществлять сбор данных по рынку и наблюдение за развитием рыночных явлений следует постоянно и непрерывно.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |