Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогические проблемы




Материально-бытовые проблемы

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В результате резкого падения рождаемости в РФ преобладаю^ семьи с одним ребенком. Появление ребенка в семье может стахй основной причиной перехода семьи в низшие социальные rpynj пы по материальной обеспеченности. Появление первенца на 30 Щ снижает материальный уровень семьи. •]

В России сохраняется социальная депривация — ограничение материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания^ полноценного развития и социализации детей. '

Особенно высоки число и доля семей, стоящих за чертой бед­ности в семьях с детьми. В 1995 г. среди семей с детьми до 16 лет бедных было 54,3 % (без детей — 24,5 %), в 1996 г. эти показатели повысились до 33,7 и 14,7 %. Выше число семей, находящихся как в крайней бедности (имеющих среднедушевой доход до 0,5 % про­житочного минимума), так и постоянной бедности (со среднеду­шевым доходом ниже прожиточного минимума в течение всего года); доля бедных семей с детьми в сельской местности в 2,3 раза выше, чем в городе. Ухудшает и без того низкое материальное положение безработица и задержка выплат детских пособий и зар­платы.

Экономический кризис привел к двойной занятости женщин, к женской безработице и деквалификации работающей женщи­ны, вынужденной длительное время находиться в отпуске по ухо­ду за часто и длительно болеющими детьми.

По данным Федеральной Службы Занятости РФ, в 1995 г. 73 % безработных составляли женщины, среди которых 91 % прихо­дился на женщин, являющихся единственной кормилицей в се­мье. Вторичная занятость родителей, прежде всего женщин, при­водит к физическому износу, психической перенапряженности и нехватке времени на воспитание детей. Доход составляет зарп­лата родителей, пособие на детей, вторичные заработки. Недо­статок детской одежды, обуви, игрушек, предметов ухода за деть­ми из-за высоких цен, низкого качества, не отвечающего сани­тарно-гигиеническим требованиям, повышение платы за услуги в детских дошкольных учреждениях, детских лагерях, ухудше­ние качества организованного питания — все это приводит к дифференциации семей по условиям и результатам воспитания и негативно влияет на физическое развитие и состояние здоро­вья детей.

Межличностные отношения в семье особенно важны для раз­вития ребенка. В процессе общения он приобретает навыки речи, мышления, предметных действий, осваивает социальный опыт. Развитие ребенка находится в прямой зависимости от нравствен­ных индивидуальных особенностей членов семьи. Дети ориенти­руются на поведение родителей, как на прообраз собственных Действий. Поэтому очень важно поведение, образ мыслей и дей­ствия взрослых.

Нравственно-эмоциональный климат семьи в значительной степени формирует отношения между родителями, гармоничность супружеских отношений. Наиболее высокий потенциал имеют се мьи, основанные на равенстве и партнерстве. ~

Долгие годы в стране отдавался приоритет общественному вое-; питанию. Многие родители часто «уходят» от проблем воспитания.^ детей, считая, что главная их задача обеспечить содержание ре бенка в семье, а воспитанием должна заниматься школа. Отчуждение родителей от детей приводит к их безнадзорности и даже щ социальному сиротству. Причиной ослабления и даже разрыва се мейных связей может быть пьянство родителей, жестокое обра-^ щение с детьми, конфликтная ситуация в семье, отсутствие благоприятной эмоциональной атмосферы из-за большой занятости^ родителей на работе. Сокращается возможность общения с детьми; во время посещения театра, выставок, детских праздников.

Причиной отчуждения также могут быть ошибки воспитания, * трудности общения, особенно в подростковом периоде — неува -1 жительное отношение к ребенку, превалирование запретительно-, го стиля. Дефицит общения приводит к тому, что дети недополу­чают необходимой эмоциональной поддержки. Постоянная оза-боченность родителей насущными проблемами быта приводит к чрезмерной «заземленности» стереотипов мышления, излишнему прагматизму, и в этих условиях формируются стойкие нормы поведения, ценностные ориентации на всю жизнь. Родители мало уделяют внимания вопросам права, сексуально-половому воспи­танию детей. Остается низкой установка родителей на духовное, культурное, физическое развитие детей.

Стесненные жилищные условия, отсутствие специального оборудованного детского уголка формируют у ребенка такие черты характера, как раздражительность, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость.

Семейное неблагополучие, дефекты воспитания в семье усу губляют следующие факторы:

- неприятие ребенка (при нежелательности преждевременно­го появления ребенка, особенно несоответствие его пола ожи­даемому);

- гиперопека (отсутствие у ребенка самостоятельности, особенно при воспитании бабушками и дедушками);;

- гипоопека, приводящая к безнадзорности, нарушению социализации, замедлению формирования социальных навыков;

- непоследовательность, противоречивость воспитания, разрыв! между словом и делом, требованиями и контролем, несогласованность действий родителей, прародителей;

- несоответствие требованиям и ожиданиям ребенка, его возможностям и потребностям;

- негибкость родителей в отношениях с детьми (навязывание собственного мнения, своих действий, резкая смена отношений разные периоды жизни);

- аффективность (недовольство, раздражение, тревога за пове­дение детей, что создает в семье суматошность, хаотичность, все­общее возбуждение);

- тревожность и страх за детей, что приводит к расстройствам нервной системы;

- авторитарность воспитания — стремление подчинить ребенка своей воле;

- гиперсоциальность (когда родители воспитывают ребенка, не учитывая индивидуальных особенностей его характера, предъяв­ляя к нему завышенные требования, без эмоций, отзывчивости и чуткости).

Таким образом, семейный микроклимат имеет очень большое значение, усугубляет семейное благополучие или неблагополучие. Отмечается повышенный спрос за последнее время молодых ро­дителей к помощи старшего поколения; последние являются свое­образным транслятором социального опыта, накопленного их по­колением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.