Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патологические аспекты музыки




При анализе слухового аппарата во всех его аспектах обнаруживается, что добровольное прослушивание музыки может продуцировать различные эффекты. Определяющим является факт добровольного прослушивания музыки. Человека окружает множество шумов, однако они словно бы не проникают в ухо. Например, большинство людей, которые живут в городе со всем его шумом, приобретают привычку не слышать его, шум не проникает в мозг, акустический аппарат функционально не активизируется, поскольку уже там, где находится ушная сера, блокируется все то, что субъект не желает впускать. Когда субъект совершает преднамеренный выбор какого-либо звука или музыки, он полностью открыт и предрасположен. В этот момент звук входит. Добро и зло всегда берут начало внутри нас, в нашей сокровенности, не порождаются извне. Отбор мы производим всегда изнутри. Здесь вспоминается поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»3.

В нас заложен порядок природы, мы свободны до определенной точки. Наша природа имеет некий порог терпимости относительно добра и зла. За пределами этого биологического порога терпимости природа блокируется или подвергается разрушению, поскольку, объективно допустив внедрение внешнего, чуждого ему процесса, воспринимающий субъект не в состоя-

_________________________

3 Дословно «Что выбираешь — то ты и есть». Прим. пер.

­ Конец страницы 68 ­

¯ Начало страницы 69 ¯

нии более осуществлять метаболизацию согласно функции идентичности собственного организма, а значит начинается хаос, путаница. Когда поступает звук, любимый и желаемый субъектом, не важно, Моцарт это или Цуккеро, если принимаемое человеком выходит за рамки толерантности и, следовательно, является злом, болезнью, ущербностью. Природа сначала сопротивляется, закрывается, но если стимул продолжает настаивать, орган выходит из строя, разрушаются основные акустические клетки, подобно тому как взрывается, приходит в беспорядок микросхема, когда мы пускаем слишком сильный или неадаптированный электрический ток. Идентичный принцип свойственен и некрологической природе.

Молодежь, поглощающая современную музыку, в реальности стала глуха к музыкальной эстетике. Достаточно посмотреть, что происходит на дискотеке, где шум должен быть чудовищно-ненормальным. Молодые люди испытывают потребность в этом шуме, потому что потеряли чувствительность к самому тихому, нежному, деликатному, мягкому; потеряли духовный смысл музыкального звучания.

Наиболее глубокая музыка в тишине, но в тишине, которая движется, соединяется. Истинно великая музыка проявляется в намеках на оттенки, в еле уловимом колорите музыкального хроматизма. Желание дать «форте» — громкий звук никогда не должен превращаться в хаотический шум — рождается из потребности синхронизировать маленькую базовую акустическую клетку с великим ухом Диониса, с великим висцеральным ухом, что дарует ощущение высокопарности, пафоса, океана. В этот момент маленькая базальная клеточка способна передать сигнал возрожденной

­ Конец страницы 69 ­

¯ Начало страницы 70 ¯

мощи. Посредничество должно осуществляться всегда согласно совершенству этой клетки.

По большей части, музыка биологически разрушительна для наиболее утонченных акустических рецепторов. Первыми разрушаются акустические рецепторы высшего порядка, которые легче других вступают в контакт с интеллектом. Это рецепторы, которые передают сигнал в верхнюю часть таламуса и гипоталамуса, после чего подключается чистая деятельность онто Ин-се, души. Нам необходимы эти посредники чувств. Если мы их потеряли или у нас их нет, то к нам поступает лишь дистоническая какофоническая чепуха. Все это — не мнение, а физиология.

Как-то я решил провести один эксперимент. Я попросил молодого человека, который, как я знал, обладал утонченным умом и непосредственной реакцией, прослушать в наушниках песни и музыку наиболее модных тогда исполнителей и музыкантов. После я предложил ему прослушать отрывок из «Лунной сонаты» Бетховена, чтобы увидеть, сможет ли он его понять. Он мне ответил, что ничего не мог разобрать, но этот факт не натолкнул его на дальнейшие размышления. То же самое повторилось и в случае с одеждой. До прослушивания музыки он подбирал себе оптимальный ансамбль, согласующийся с его стилем одежды, но после — он ошибался то в выборе галстука, то носков, то есть ему начинало недоставать эстетики. Этот недостаток, который часто можно наблюдать у молодежи после длительного прослушивания определенной музыки, может показаться некоей формой божественного просвещения, пребывания в горизонтах высокой музыки, однако, в действительности, это не что иное, как глупость, нехватка тонуса.

­ Конец страницы 70 ­

¯ Начало страницы 71 ¯

Тем не менее, мы еще находимся на биологическом уровне. Был бы интересен анализ процессов поступления музыки в головной мозг, но на данный момент можно сказать, что за восприятие наиболее жизненных сигналов отвечают базальные клетки, которые являются своего рода передатчиками жизненности, здоровья и воодушевления организма. При отсутствии этих клеток сигнал перестает поступать в мозг, у которого снижается творческая, стимульная активность и острота восприятия.

Я различаю три вида патологической музыки.

1) Органическая патологическая музыка: воздействует непосредственно на органическую систему. Функция клеток по физико-химической, электрической передаче импульсов может деформироваться, что приведет к внутренней «поломке». Этот вид патологии может возникать самостоятельно или совместно с эмотивной патологией.

2) Эмотивная патологическая музыка: может вызывать эмоциональную травму и, следовательно, патологию на эмоциональном уровне. Эта музыка действует патологически систему отражения и производные эмоциональной деятельности человека. Такая музыка повреждает клеточный гештальт. Действие музыки продуцирует в клетках отклоненный, незавершенный ответ, то есть реакцию, не согласующуюся со здоровьем организма. Происходящее столкновение резонирует со всеми дендритами сенсоров. Вследствие этого патология распространяется по различным частям тела, формируются зоны с нарушенной общей структурой здоровья, активизируются и фиксируются навязчивые состояния, депрессии, пустой энтузиазм, патогенные галлюцинации и т.п.

­ Конец страницы 71 ­

¯ Начало страницы 72 ¯

3) Психическая патологическая музыка. Латентный или манифестный шизофреник воодушевляется от музыки такого типа, посредством которой передается желание (feeling) отклониться от социальной нормы, то есть транслируются преступность, наркомания, СПИД, формы тщеславия или истерии, идеологические наваждения. Однако сам человек этого не замечает, он приходит в восторг от этой музыки, которая отражает, на его взгляд, возвышенные идеалы. Так ему словно разрешается перескочить через экзистенциальную жизнь и оказаться в мире навязчивой идеологии, преподносимом как бог, ангел, приход мессии.

Психическая патологическая музыка — это наиболее опасный вид музыки. Большую часть современной музыки можно отнести к этому виду. Под ее воздействием мозг вынуждено получает искаженную информацию без какой-либо объективности данных. Распознать патологическую музыку можно в самом начале, при первом впечатлении, после мозг привыкает и более не регистрирует неприятное ощущение, но искажение запускается полным ходом, которое мозг уже не в состоянии распознать.

В основе роботической музыки всегда лежит насилие, повторение и однообразие. Эта музыка шествует по миру не потому, что является музыкой чувств или у нее лучший звук, а потому, что усиливает принуждение к повторению монитора отклонения.

В современном обществе музыка приобрела господствующую роль, прежде всего среди молодых. Сегодня молодежь — юноши и девушки — переживают кризис идентичности: они более не знают, с чем отождествиться. Примерно двадцать лет назад молодежь потеряла свою половую идентичность и самоидентифици-

­ Конец страницы 72 ­

¯ Начало страницы 73 ¯

руется в музыке. Да, с музыкой не займешься сексом, но она дарует им ощущение себя как главного действующего лица, победителя: музыка позволяет эмоционально пережить состояние, при котором молодой человек чувствует себя в эпицентре славы, героем-победителем. В музыке — от рока до возрожденного григорианского песнопения — могут существовать неистовая шизофрения, мистический уход от действительности, ностальгия.

Молодой человек может понимать это или не понимать, тем не менее, в определенном смысле, черпая самоудовлетворение в этом музыкально-идеологическом мистицизме, он уходит от материальной действительности, от сдачи экзаменов жизни, уклоняется от экзистенциальной игры и тем самым блефует с самим собой. Даже в своей среде молодые люди не способы удостоверить друг друга; что их объединяет, так это жизнь ради музыки.

Музыка может подпитывать патологическую диаду: молодой человек психологически абстрагируется даже от матери, чтобы воссоединиться с этой великой и новой «матерью-богиней». В реальности — это монитор отклонения, сублимирующийся исключительно в музыкальном символизме, который не дает рост, а напротив фиксирует. В момент проживания молодым человеком этой музыки, его интеллектуальный потенциал подвергается паразитическому воздействию, но отчет в этом он отдает себе лишь потом.

Как изменить сложившуюся ситуацию? В данный момент ничего нельзя сделать, нужно лишь подождать, когда молодежь узнает обо всем; говорить об этом с ними нужно крайне осторожно и ждать их реакции. Лишить музыки молодежь было бы в любом случае

­ Конец страницы 73 ­

¯ Начало страницы 74 ¯

наихудшей ошибкой.

В зрелом обществе человек продолжает в музыке поиск идентичности собственной души. Музыка «хиппи», «кантри», возвращение к традициям, которые встречаются в большинстве песен, в реальности являются лишающими индивидуальности, омассовляющими инфантильными иллюзиями. В результате человек неизменно уплощается, усредняется до какого-то стереотипа или регрессирует под действием монитора отклонения. Как следствие, нарушается та удивительная гармония, которую жизнь живописует внутри каждого нас (сердце, голос, легкие и т.д. — все это песнь жизни).

Мы не в праве говорить о музыке, если разрушены биологические эпистемы музыки, базальные структуры, отвечающие за отличие музыки от всего того, что ею не является. Неважно, идет ли речь о музыке Вивальди, застольной или погребальной песне. Даже мамина колыбельная песня или то, как мы говорим о каком-либо человеке, могут быть хорошей музыкой. Если же биологическая основа разрушена, то мы не можем рассуждать о музыке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.