Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта




ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

И СПОРТОМ

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Орган управления физической культурой и спортом представ-^ ляет собой физкулътурно-спортивную организацию (юридическое? лицо), являющуюся в системе управления субъектом (управляю-? щей подсистемой) и воздействующую на другие физкулътурно спортивные организации как объекты (управляемую подсисте­му).

Одной из специфических особенностей управления физической^ культурой и спортом является то, что его осуществляют в тесном взаимодействии государственные и общественные органы управ­ления различного уровня и характера, в своей взаимосвязи и вза­имозависимости составляющие организационную структуру уп­равления отраслью.

Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федера-! ции» (1999 г.) к субъектам управления физической культурой и спортом государственного характера относит федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта (ст. 5) и оп-ределяет их компетенцию.

В соответствии со ст. 6 (п. 1) Закона «О физической культуре и * спорте в Российской Федерации» специально уполномоченный орган исполнительной власти в области физической культуры и, спорта осуществляет:

1) обеспечение государственной политики в области физиче­ской культуры и спорта;


 

2) подготовку и представление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных программ развития физической культуры и спорта;

3) организацию лицензирования в области физической куль­туры и спорта и обязательную сертификацию продукции в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации;

4) ежегодное рассмотрение итогов развития физической куль­туры и спорта в Российской Федерации и утверждение меропри­ятий в данной области на следующий год;

5) руководство физическим воспитанием граждан и внедрение физической культуры в режим труда и отдыха граждан, организа­цию массовых спортивных соревнований, спартакиад, физкуль-турно-спортивных фестивалей, других мероприятий физкультур­но-оздоровительного характера, обеспечение подготовки резер­вов для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта;

6) разработку и утверждение с учетом предложений Олимпий­ского комитета России и физкультурно-спортивных организаций нормативов физической подготовленности различных категорий населения, в том числе нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»;

 

7) разработку, утверждение и внедрение совместно с феде­ральными органами исполнительной власти в области образова­ния и здравоохранения в учебный процесс дошкольных и других образовательных учреждений обязательных нормативных требова­ний физической подготовленности;

8) введение в государственные программы физического вос­питания различных категорий населения на основе научных ис­следований и экспериментов в данной области новых видов фи­зических упражнений и видов спорта;

9) пропаганду массовой физической культуры, спорта, здоро­вого образа жизни, основ знаний о физической культуре и спорте, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных про­грамм, комплексов физических упражнений, а также издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов в дан­ной области;

 

10) разработку федеральных нормативов финансирования фи­зической культуры и спорта;

11) установление нормативов оказания физкультурно-оздоро­вительных услуг населению, создание льготных условий для заня­тий физической культурой детей и инвалидов;

12) аккредитацию физкультурно-спортивных объединений с Учетом предложений Олимпийского комитета России, участвую­щих от имени Российской Федерации в международных спортив­ных мероприятиях;

13) финансирование:


а) научных исследований в области физической культуры;
спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий,
соответствии с федеральной программой развития физическо
культуры и спорта;

б) содержания центров спортивной подготовки, образователь4
ных учреждений и научных организаций в области физической;
культуры и спорта федерального значения;.;

в) подготовки, в том числе научно-медицинского обеспече­
ния, совместно 5 федерациями по различным видам спорта мо-<
лодежных (резервных) сборных команд Российской Федераций?
по различным видам спорта и их выступлений на официальных
международных спортивных соревнованиях;

14) программное и научно-методическое обеспечение систем; мы физической культуры и спорта, организацию издания науч-; ной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту в соответствии с федеральной программой раз--; вития физической культуры и спорта;

15) создание единой государственной системы информацион­ного обеспечения в области физической культуры и спорта; ■{

16) разработку и утверждение совместно с Олимпийским ко­митетом России по предложениям федераций по различным ви-? дам спорта, органов исполнительной власти субъектов России-* ской Федерации в области физической культуры и спорта, физ-' культурно-спортивных объединений Единой всероссийской; спортивной классификации, единого календарного плана физ­культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, Поло-;! жения о присврении спортивных званий и иных нормативных ак­тов о физической культуре и спорте; |

17) контроль за исполнением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Феде­рации в области физической культуры и спорта;

18) профессиональную подготовку и мероприятия по повы-| шению квалификации специалистов в области физической куль­туры и спорта;;

19) разработку и утверждение совместно с Олимпийским ко-! митетом России программы научных исследований по проблемам! физического воспитания граждан и развития спорта высших дос-; тижений, в том числе подготовки сборных команд Российской^ Федерации по различным видам спорта; ';

20) организацию строительства спортивных сооружений и со-;' держание действующих спортивных сооружений, оказание помо-'; щи в этих вопросах физкультурно-спортивным объединениям;

21) разработку и утверждение социальных нормативов развития г физической культуры и спорта, а также норм и правил использо-* вания физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;


 

22) изучение спроса граждан на товары физкультурно-спортив-ного и туристского назначения, организацию их производства на государственных предприятиях спортивной промышленности, координацию производства указанных товаров на других предпри­ятиях спортивной промышленности, принятие мер по контролю за качеством и ассортиментом указанных товаров;

23) решение вопросов международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта в соответ­ствии с компетенцией, установленной Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации»;

24) ежегодный анализ деятельности физкультурно-спортивных организаций на основе данных государственной статистики.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (2000 г.) в России утверждена структура федеральных органов ис­полнительной власти, включающая: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства; государственные коми­теты Российской Федерации; федеральные комиссии России; фе­деральные службы; российские агентства; федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнительной власти.

В число государственных комитетов входит Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, являющийся федеральным органом исполнительной вла­сти в области физической культуры и спорта и наделенный компе­тенцией, охарактеризованной выше.

Статус и компетенция федерального органа исполнительной вла­сти в области физической культуры и спорта в период социально-экономического реформирования неоднократно изменялись. Феде­ральный орган исполнительной власти в области физической куль­туры и спорта функционировал как Координационный Совет по фи­зической культуре и спорту при Правительстве РФ (01.06.1992), Коми­тет РФ по физическому воспитанию и массовому спорту (30.09.1992), Комитет РФ по физической культуре (27.11.1992), Комитет РФ по делам молодежи, физической культуры и туризму (10.01.1994), Ко­митет РФ по физической культуре и туризму (30.05.1994), Государ­ственный комитет РФ по физической культуре и туризму (03.08.1994), Российское агентство по физической культуре и туризму (25.05.1999), Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму (08.06.1999), Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму (17.05.2000).

Законодательно определенная компетенция федерального орга­на исполнительной власти в области физической культуры и спорта Уточняется и детализируется в подзаконных актах.

В Положении о Государственном комитете Российской Феде-Рации по физической культуре, спорту и туризму, утвержденном


постановлением Правительства Российской Федерации (2001 г.), сформулированы следующие основные его задачи:

межотраслевая координация и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта;

разработка и осуществление мер по развитию спортивного ту­ризма;

осуществление мер по сохранению и развитию научно-техни­ческого и образовательного потенциала в сфере физической куль­туры, спорта и спортивного туризма;

развитие материально-технической базы физической культу­ры, спорта и спортивного туризма, а также разработка и реализа­ция предложений по формированию инвестиционной политики в этой сфере;

разработка предложений по развитию спортивной промышлен­ности;

создание научно обоснованной системы оздоровления и фи­зического воспитания населения, развития детского и юношес­кого спорта, обеспечение использования физической культу­ры, спорта, спортивного туризма и курортов для социальной адаптации и реабилитации инвалидов и лиц с ослабленным здо­ровьем;

создание условий для участия сборных команд Российской Федерации в крупнейших международных спортивных соревнова­ниях, включая Олимпийские и Паралимпийские игры;

создание рациональной и научно обоснованной системы под­готовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и их резервов;

развитие сотрудничества с иностранными государствами и меж­дународными организациями в области физической культуры, спорта и спортивного туризма и взаимодействие в установленном порядке с Министерством иностранных дел Российской Федера­ции в осуществлении координации международного сотрудниче­ства федеральных органов исполнительной власти и организаций в области физической культуры и спорта;

разработка и проведение информационно-рекламных и пропа­гандистских мероприятий в целях развития физической культу­ры, спорта и спортивного туризма.

Кроме Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в управлении отраслью принимают участие и другие федеральные органы исполнитель­ной власти: Министерство образования (в части руководства обя­зательными занятиями физической культурой в образовательных учреждениях различного типа, управления деятельностью части спортивных школ и т.п.), Министерство обороны (в части руко­водства обязательной физической подготовкой военнослужащих) и др.


Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта

В соответствии со ст. 6 (п. 2) Федерального закона «О физиче­ской культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.) орга­ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта могут осуществлять:

1) разработку и реализацию программ развития физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;

2) внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха граждан различных возрастных групп на основе утвержденных нормативов физической подготовленности, в том числе требований всероссийского комплекса «Физкультура и здо­ровье»;

3) увеличение количества спортивных школ, центров и клубов всех видов и типов и обеспечение подготовки спортивного резер­ва, спортсменов высокого класса для сборных команд Россий­ской Федерации по различным видам спорта;

4) разработку и реализацию календарных планов физкультур­но-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе организацию всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов;

5) формирование, органов управления физической культурой и спортом, координацию их деятельности и их взаимодействие;

6) обеспечение совместно с федеральным органом исполни­тельной власти в области физической культуры и спорта, Олим­пийским комитетом России и общероссийскими федерациями по различным видам спорта подготовки сборных команд Российской Федерации и сборных команд субъектов Российской Федерации и их выступлений на всероссийских и международных спортив­ных соревнованиях.

В ряде случаев компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта определяется в соответствующих законодательных актах субъектов Российской Федерации. Так, Закон «О физической куль­туре и спорте в Томской области» (1997 г.) к полномочиям областно­го органа управления физической культурой и спортом — Комитета по физической культуре и спорту — относит: разработку и реализа­цию областных целевых комплексных программ развития физичес­кой культуры и спорта; разработку нормативов обеспечения участ­ников спортивных мероприятий, проводимых на территории облас­ти; организацию научных исследований в области физической куль­туры и спорта; разработку нормативов физической подготовленнос­ти различных групп населения с учетом местных условий; исполне­ние законодательных и иных нормативных актов Российской Феде­рации и области в сфере физической культуры и спорта; координа-


цию деятельности областных учреждений дополнительного образск-вания физкультурно-оздоровительной и спортивной направленное*' ти совместно с областным органом управления образованием; уст-новление порядка и проведение аттестации работников физической культуры и спорта, присвоение им квалификационных категорий; организацию работы межведомственных комиссий, осуществляющих;; свою деятельность в соответствии с настоящим Законом; участие $} реализации иных областных программ по вопросам, относящимся к сфере физической культуры и спорта; определение порядка учас­тия спортсменов и сборных команд области в российских и между-'* народных спортивных мероприятиях.

Законодательно (на уровне Российской Федерации или на уров
не субъектов Российской Федерации) определенная компетен--
ция органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­
рации в области физической культуры и спорта уточняется и кон­
кретизируется в подзаконных актах, в первую очередь в положе-,
ниях о соответствующем органе управления физической культу- <
рой и спортом в субъекте Российской Федерации.;

Положение о Комитете физической культуры и спорта Прави­
тельства Москвы (1999 г.), например, к основным задачам Коми-;
тета относит: 1

общее руководство отраслью и координацию деятельности всех: структур, входящих в сферу физической культуры и спорта горо­да Москвы;

реализацию единой государственной политики в области фи- * зической культуры и спорта, направленной на укрепление здо-:! ровья и организацию активного отдыха населения Москвы, фор­мирования у него потребности в физическом совершенствовании и гармоничном развитии личности;

привлечение детей и юношества Москвы к регулярным заня­тиям спортом путем поддержки и развития системы спортивных школ, училищ олимпийского резерва, других учреждений допол­нительного образования спортивной направленности и подготов­ки спортсменов в сборные команды Российской Федерации;

выработку стратегической политики развития сферы физичес- д кой культуры и спорта в Москве, осуществление перспективного планирования развития отрасли, подготовку нормативных актов ' города в сфере физической культуры и спорта;

развитие и координацию связей между научными организаци­ями и высшими учебными заведениями по проблемам, входящим в компетенцию Москомспорта; внедрение в практику научно обо- ■-• снованной системы физического воспитания населения;

государственную оценку качества физической подготовленно­сти населения, тренировочного и учебно-воспитательного про­цесса в образовательно-спортивных учреждениях и учебных заве- ■"• дениях спортивной направленности;


реализацию кадровой политики, организацию подготовки, повышения квалификации, аттестации преподавателей, тренеров, организационных и руководящих работников сферы физической культуры и спорта;

развитие и координацию международных и межрегиональных спортивных связей в рамках компетенции Москомспорта, в том числе на межведомственной основе;

контроль и анализ за деятельностью предприятий, учреждений и организаций отрасли городского подчинения;

организацию работы по финансово-экономическому и мате­риально-техническому обеспечению подведомственных Моском-спорту организаций и учреждений.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации в области физической культуры и спорта имеют различный статус. В настоящее время они функционируют в виде: министерств (8,0% от общего числа отраслевых органов исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации), государственных комите­тов (12,5%), комитетов (61,4%), департаментов (10,2%), управ­лений (5,6%) и отделов (2,3%).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации в области физической культуры и спорта имеют монофунк­циональный (84,1 % от общего числа отраслевых органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации) и полифунк­циональный (15,9%) характер деятельности. Первые руководят только развитием физической культуры, спорта и туризма на оп­ределенной территории, а вторые (дополнительно к физической культуре, спорту и туризму) — молодежной политикой, образо­ванием, культурой и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.