Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и экономический смысл двойственной ЗЛП




Теория двойственности в линейном программировании

 

 

Для изучения данного раздела дисциплины необходимы знания, полученные при изучении темы 3.

Изучив данную тему, студент должен:

- знать основные положения теории двойственности;

- уметь записывать двойственную задачу для любых постановок исходной задачи;

- иметь общие представления об анализе решения ЗЛП с помощью теории двойственности и анализе решения ЗЛП на основе отчетов MS EXCEL;

- использовать отчеты, полученные с помощью MS Excel, для анализа на чувствительность.

Цель изучения –получить представление о теории двойственности и осознать ее экономическую значимость.

 

В данном разделе вводится важное понятие теории линейного программирования – понятие двойственности. Двойственная задача – это вспомогательная задача линейного программирования (ЛП), формулируемая с помощью определённых правил непосредственно из условий исходной (прямой) задачи. Часто рассматриваются формулировки двойственной задачи, соответствующие различным формам записи прямой задачи. Однако опыт показывает, что на начальной стадии изучения ЛП детали различных формулировок двойственной задачи нередко затрудняют восприятие материала. Кроме того, практическое использование теории двойственности не требует знания деталей различных формулировок двойственной задачи. Здесь даётся обобщённая формулировка двойственной задачи ЛП, которая применима к любой форме представления прямой задачи. Это объясняется тем, что использование симплексного и других методов решения задач ЛП требует приведения ограничений любой задачи ЛП к стандартной (канонической) форме, поэтому двойственная задача будет сформулирована в соответствии со стандартной формой ограничений прямой задачи.

 

Пусть прямая задача записана с ограничениями в каноническом виде:

; (4.1)

; (4.2)

. (4.3)

Задачей, двойственной к ЗЛП (4.1)–(4.3), называется следующая ЗЛП:

; (4.4)

; (4.5)

не ограничены в знаке, i = 1… m. (4.6)

Двойственная ЗЛП строится по следующим правилам:

1) Каждому ограничению прямой задачи соответствует переменная двойственной задачи, т.е. число переменных двойственной задачи равно числу ограничений прямой задачи.

2) Каждой переменной прямой задачи соответствует ограничение двойственной задачи, т.е. число ограничений двойственной задачи равно числу переменных прямой задачи.

3) Матрица функциональных ограничений двойственной задачи получается путем транспонирования матрицы функциональных ограничений прямой задачи.

4) Вектор целевой функции прямой задачи становится вектором правой части ограничений двойственной задачи, а вектор правой части прямой задачи – вектором целевой функции двойственной задачи.

5) Если ЦФ прямой задачи максимизируется, то ЦФ двойственной задачи минимизируется, а ограничения имеют вид ≥, и наоборот.

 

Прямая задача Двойственная задача  
P = Q = – не ограничен в знаке   (4.7)
P = Q = не ограничен в знаке (4.8)

 

Пример 4.1. Пусть прямая задача записана в виде основной ЗЛП:

  (4.9)

Приведем ограничения задачи (4.9) к канонической форме:

  (4.10)

Тогда двойственная задача (ДЗ) будет иметь вид:

. (4.11)



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.