Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология и организация научно-исследовательской деятельности»




Модульный контроль 4.

Вариант 1.

1. Дайте определение науки.

2. Какие проблемы науки относятся к методологическим?

3. Выделите основные критерии истинности научных знаний.

4. Почему интерпретируемость является принципом построения теории?

5. Почему аргументация шире логического доказательства?

6. Что включает в себя риторический аспект аргументации?

7. Какие существуют подходы к ведению дискуссии?

8. В чем сущность демагогического подхода к ведению дискуссии?

9. Какие существуют некорректные (нелояльные) способы ведения дискуссии?

10. Какие особенности имеет магистерская диссертация?

11. В чем состоит специфичность диссертации по содержанию?

12. Что включает в себя автореферат диссертационного исследования?

13. Что такое научная проблема?

14. Что такое методологическая основа исследования?

 

Вариант 2.

1. Обоснуйте, что наука является социальным институтом.

2. Что включает в себя содержательная методология?

3. Назовите основные принципы построения научной теории.

4. Почему объективность является принципом построения теории?

5. Назовите основные аспекты аргументации.

6. Охарактеризуйте этический аспект аргументации.

7. В чем сущность прагматического подхода к ведению дискуссии?

8. Назовите условия плодотворности дискуссии.

9. Что представляет собой магистерская диссертация?

10. Что такое кандидатский минимум?

11. Каковы критерии эффективности диссертации?

12. Как оценить научную проблему?

13. Что включается в раздел «Научная новизна исследования»?

14. В чем состоит практическая значимость диссертационной работы?

 

Вариант 3.

1. Какие функции выполняет наука?

2. Что такое методология?

3. Сформулируйте основные требования логики научного исследования.

4. Почему полнота и адекватность описания является принципом построения теории?

5. Что такое аргументация?

6. Охарактеризуйте логический аспект аргументации.

7. В чем сущность софистского подхода к ведению дискуссии?

8. Охарактеризуйте магистерскую работу как разновидность диссертационного исследования.

9. Какова цель кандидатского минимума?

10. От чего зависит эффективность структуры диссертации?

11. Чем объект диссертационного исследования отличается от предмета?

12. Какова процедура обоснования проблемы?

13. Как обосновывается новизна исследования?

14. В чем состоит теоретическая значимость диссертационной работы?

 

Вариант 4.

1. Почему наука превращается в производительную силу общества?

2. Что включает в себя формальная методология?

3. Дайте определение теории.

4. Почему эссенциалистская направленность является критерием научности теории?

5. Что включает в себя аксиологический аспект аргументации?

6. В чем сущность эвристического подхода к ведению дискуссии?

7. Какие существуют допустимые (лояльные) способы ведения дискуссии?

8. Что представляет собой Специализированный ученый совет?

9. В чем состоит специфичность диссертации по форме?

10. Какая разница между объектом и предметом диссертационного исследования?

11. Какова структура автореферата диссертации?

12. Как построить научную проблему?

13. Что может быть методологической основой исследования?

14. Что включается в раздел «На защиту выносятся…»?

 

Литература, рекомендованная к модулю 4:

28. Андреев А. А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика): Учеб. пособ. /А. А. Андреев. – М., 2002.

29. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства / И. П. Андриади. – М.: Академия, 2005. – 160 с.

30. Вища освіта і наука – найважливіші сфери відповідальності громадянського суспільства та основа інноваційного розвитку //Інформаційно-аналітичні матеріали до засідання підсумкової колегії Міністерства освіти і науки. 24 березня 2005 р. м. Київ.

31. Глоссарий современного образования /Нар. укр. акад.: Под общ. ред. Е.Ю. Усик; (Сост.: Астахова В.И. и др.) – Х.: Изд-во НУА, 2007. – 527 с.

32. Довідник здобувача наукових ступенів: Збірник нормативних документів та інформаційних матеріалів з питань атестації наукових кадрів вищої кваліфікації /За ред. Р.В.Бойка К., 1999.

33. Костаков Г. И. Научно-теоретические основы и методика гуманитарного исследования: Пособие для аспирантов и соискателей / Г. И. Костаков. Х.: Изд-во НУА, 2004. – 284 с.

34. Кремінь В. Г. Освіта і наука України: шляхи модернізації / В. Г. Кремінь. – К.: Грамота, 2003.

35. Кузин Ф. А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов / Ф. А. Кузин. – М.: Ось-89, 2001. – 320 с.

36. Кузьмінський А. І. Педагогіка вищої школи: Навч. посіб. / А. І. Кузьмінський. – К.: Знання, 2005. – 485 с.

37. Курс лекций по социологии образования /Под ред. В.И.Астаховой. – Х.: Изд-во НУА, 2003.

38. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации / Т. Г. Лешкевич. – М.: Юнити, 2001. – 428 с.

39. Методика навчання і наукових досліджень у вищій школі /За ред. Є. У. Гончаренко, Т. М. Олійника. – К.:Вища школа, 2003.– 321 с.

40. Ничкало Н. Дисертаційні дослідження з педагогіки: Діапазон наукових пошуків і проблем якості / Н. Ничкало, С. Гончаренко //Педагогіка і психологія професійної освіти. – 2002. – № 2-3.

41. Папковская П. Я. Методология научных исследований: Курс лекций /П. Я. Папковская.– Мн.; ООО «Информпресс», 2002. – 176 с.

42. Педагогіка вищої школи: Навч. посіб. /З. Н. Курлянд, Р. І. Хмелюк, А. В. Семенова та ін.; за ред.. З. Н. Курлянд.- 3-тє вид., перероб. і доп. – К.Знання, 2007. – 495 с.

43. Радаев В. В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил /В. В. Радаев– М.: ГУ ВШЭ; Инфра-М, 2001. – 203 с.

44. Райзберг Б. А. Диссертация и учёная степень. Пособие для соискателей / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 400 с.

45. Семенова А. В. Основи психології і педагогіки: Навч. посіб. /А. В. Семенова, Т. Ю. Осипова, Р. С. Гурін. – 2-ге вид., перероб. і доп. – К.:Знання, 2005. – 298 с.

46. Сидоренко В. К. Основи наукових досліджень: Навч. посібник для вищих педаг. закладів освіти / В. К. Сидоренко, П. В. Дмитренко. – К: Денікт, 2000. – 259 с.

47. Соціологічна енциклопедія /Укладач В. Г. Городяненко (Серія «Енциклопедія ерудита»).– К.: Академвидав, 2008.

48. Шейко В. М. Організація та методика науково-дослідницької діяльності: Підручник для вузів / В. М. Шейко, Н. М. Кушнаренко. – Х.: ХДАК, 1998. – 288 с.

49. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка. – М.: Логос, 2005.

50. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации / Ю. Эхо. – М.: Инфра-М, 2001. – 127 с.

 

Заключение

 

В результате освоения курса «Педагогика и психология высшей школы» у магистрантов формируются ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции, а также компетенция трудового совершенствования.

Магистрант получил возможность наращивать знания озакономерностях развития педагогики и психологии высшей школы как сферы педагогического знания, о функциях педагогики и психологии высшей школы, об особенностях развития педагогического процесса под влиянием глобализации, в условиях постмодернизации и системной трансформации общества. Предметом его интереса стали содержание, предпосылки и ведущие тенденции становления педагогики и психологии высшей школы, методологические подходы к исследованию образования в зарубежной и отечественной социологии, основные философские концепции образования, а также базовые психологические парадигмы образования. В ходе изучения курса магистры освоили продуктивные педагогические технологии и методики, педагогические и психологические принципы построения педагогики партнерства.

Магистранты приобрели следующие умения:

– использовать категории педагогики и психологии высшей школы (методологические, процессуальные и сущностные) для анализа качества осуществления образовательной деятельности;

– использовать теоретические знания в реализации принципов педагогической деятельности;

– развивать свои педагогические способности, согласуя теоретические аспекты с прикладными;

– анализировать морально-духовные, социально-педагогические, психолого-педагогические, профессиональные аспекты педагогического мастерства и использовать их для развития своих педагогических способностей;

– обосновывать необходимость применения инновационных технологий, использования конкретных продуктивных форм педагогической деятельности;

– соотносить содержательные и формальные аспекты методологии с целью построения эффективной структуры диссертационного исследования;

– использовать инновационные педагогические технологии, направленные на развитие возможностей студентов;

– внедрять кредитно-модульную систему в учебный процесс;

– использовать методологический потенциал категорий и принципов организации научно-исследовательской работы;

– внедрять продуктивный опыт европейских стран относительно развития Болонского процесса.

Полученные знания и умения позволили магистрантам наработать следующие навыки выстраивания отношений в педагогическом процессе с учетом возрастающей субъектности, свободы и в соответствии с обновленными смыслами и принципами гуманизма, а также осуществления коммуникативных процессов в высшей школе в форме субъект-субъектного взаимодействия. Они научились составлять план-проспект лекции, разрабатывать алгоритм подготовки к семинарскому занятию, использовать инновационные формы обучения, совершенствовать педагогическую технику (умение владеть мимикой, жестами, ритмом и темпом речи и т. п.), оценивать знания студентов по рейтинговой системе. Кроме того, магистры получили возможностью наработать методологию организации научного поиска, защиты основных научных положений, ответов на замечания оппонента, на вопросы. Они приобрели навыки презентации результатов своих научных исследований с применением медиаслайдов.

Сформированные компетенции, полученные знания, выработанные умения и навыки составят надежную основу для успешной педагогической и научной деятельности в вузе с учетом всех современных требований.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.