Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы научного познания




Классификация методов познавательной деятельности

І. Основными методами эмпирического исследования являются:

– наблюдение,

– эксперимент,

– измерение,

– сравнение.

Наблюдение – такой способ познания, когда человек непосредственно воспринимает существование какого-либо явления и его изменения в пространстве и во времени.Наблюдение – специальное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачами деятельности.

Наблюдение непосредственно связано с чувственным восприятием конкретной действительности, но научное наблюдение как метод познания, отличается от обычного восприятия. В отличие от него наблюдение как научный метод познания представляет собой не случайное и неупорядоченное восприятие объекта, а такой процесс, когда наблюдение ведется преднамеренно, выборочно или по определенной системе, которая позволяет воспринимать объект многократно и в самых разнообразных случаях.

Для наблюдения характерны такие черты:

преднамеренность (наблюдение ведется для решения вполне определенных задач);

планомерность, которая определяется задачами наблюдения, поставленными перед исследователем;

целенаправленность, благодаря которой внимание исследователя останавливается лишь на интересующих его явлениях или сторонах явления;

активность наблюдения, когда исследователь не просто воспринимает все то, что попадает в поле зрения, а ищет именно те объекты, которые его интересуют;

применение специальных приемов и широкое использование различных приборов, которые не только усиливают возможности органов чувств, но и дают нам дополнительные органы восприятия.

Результаты наблюдения дают исходный фактический материал для теоретического обоснования, то есть предоставляют нам первичную информацию о мире. Они является первичной предпосылкой познавательной деятельности человека.

Невзирая на ряд позитивных свойств метода наблюдения, его возможности все же ограничены, поскольку наблюдение само по себе не допускает вмешательства в ход изучаемого процесса, его повторения в нужном для исследования направлении. Этот недостаток преодолевается путем эксперимента, тесно связанного с наблюдением.

Эксперимент –это такой метод исследования объекта, когда исследователь активно влияет на изучаемый объект путем создания искусственных условий, необходимых для изучения тех его свойств или сторон, которые интересуют ученого, когда сознательно меняется направление, протекание процессов исследуемого объекта.

Эксперимент – это специфическая форма практической деятельности в области науки, более сложный и более эффективный метод эмпирического познания. Познавательная роль эксперимента заключается в том, что, во-первых, он позволяет исследовать изучаемое явление в самых разнообразных условиях и поэтому позволяет сделать такие теоретические выводы, которые невозможно вывести из простого наблюдения данного явления в его естественном состоянии. Вторым важным преимуществом эксперимента является то, что он дает возможность многократно воспроизвести явление, которое изучается, в самых разнообразных условиях, что помогает глубже изучить его сущностные черты и установить разнообразие его связей с другими явлениями.

В зависимости от познавательной цели, используемых средств, а также объектов познания можно выделить такие виды эксперимента:

– исследовательский, или поисковый эксперимент;

– проверочный, или контрольный;

– преобразующий, или воспроизводящий;

– изолирующий;

– качественный, или количественный;

– физический, химический, социальный, биологический эксперимент.

Важным преимуществом эксперимента является то, что он позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях – при сверхвысоких и сверхнизких температурах, при повышенном давлении, при огромных напряжениях электрических и магнитных полей и др.

Различают два основных вида эксперимента: натуральный и модельный. При натуральном эксперименте объект исследования находится в обычных условиях, которые изменяются в нужном направлении. Но не всегда возможно проводить эксперименты в натуральном виде. Нередко эксперимент такого типа невозможен по причине недоступности объекта для непосредственного исследования или с точки зрения экономической нецелесообразности. В этих условиях реальный объект и воздействующая на него среда заменяются моделью (например, испытания моделей самолетов, моделей кораблей в открытых бассейнах и т. п.) Эксперимент играет важную роль в подтверждении или опровержении (отрицании) определенных теоретических выводов, то есть выступает критерием истинности полученных знаний.

К числу эмпирических методов познания относится сравнение. Это один из наиболее распространенных и универсальных методов познания. Сравнительный метод существует очень давно. Еще древние мыслители утверждали, что сравнение является «матерью познания».

Сравнением называется такой метод, прием познания, когда устанавливается тождественность, сходство или отличие предметов и явлений. Только сравнивая предметы между собой, мы получаем возможность правильно познавать их и таким образом правильно ориентироваться в окружающем объективном мире и влиять на него. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам; такое понимание общего, повторяющегося в явлениях, является ступенью на пути к познанию закона.

Для того, чтобы сравнение было результативным, оно должно отвечать двум основным требованиям: во-первых, сравниваться должны лишь такие предметы и явления, между которыми может существовать какая-либо объективная общность; нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи; во-вторых, сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам, сравнение по несущественным признакам может привести к ошибке.

Таким образом, сравнение является необходимым приемом научного исследования, который широко используется на различных этапах развития познания. В конце концов, без сравнения вообще невозможно научное познание.

Предметы могут сравниваться непосредственно или благодаря сравнению с третьим объектом, независимо один от другого. Такое сравнение называется измерением. Измерение это процесс определения числового значения некоторой величины с помощью единицы измерения. Измерение предусматривает объект, единицу измерения (эталонный объект), приборы, методы измерения, наблюдателя. Измерение позволяет формулировать эмпирические законы и служит источником формирования научных теорий.

ІІ. К группе методов, которые применяются на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования, относятся:

– абстрагирование; – аналогия;

– анализ; – синтез;

– индукция; – дедукция;

– исторический; – логический;

– моделирование.

Абстрагирование в мыслительной деятельности человека является наиболее универсальным методом. Суть этого метода заключается в том, что в процессе познания человек отказывается от ряда несущественных свойств и признаков предмета и отношений между ними, выделяя в нем, в то же время, некоторые стороны, которые интересуют исследователя.

Абстрагирование позволяет временно упростить явление за счет некоторого отхода от действительности для того, чтобы глубже понять его сущность и его связь с другими явлениями.

Результатом абстрагирования и обобщения является образование понятий, категорий и формулирование законов. Абстрагирование строится на основе диалектической взаимосвязи единичного, особенного и общего в реальной действительности.

Абстрагирование и обобщение невозможно без применения таких методов, как анализ и синтез.

Анализом называется такой метод познания, с помощью которого изучаемый предмет фактически или мысленно разделяется на составные части, которые изучаются отдельно как части единого целого. Формы и методы анализа различны. Они зависят от цели изучения и самой природы исследуемого объекта.

Для изучения предметов и явлений одного анализа недостаточно. Чтобы познать предмет или явление, понять взаимосвязь и взаимозависимость отдельных частей данного предмета, необходим синтез. Синтез –это метод объединения частей в целое, это практическое или воображаемое соединение составных элементов изучаемого объекта в единое целое. Причем, это не простое механическое соединение ранее расчлененных элементов целого, а такой процесс познания, когда раскрывается место и роль каждого элемента в системе целого. Синтез показывает, что различные элементы изучаемого объекта, его стороны и составные части не просто сосуществуют в этом объекте, а находятся в нем в неразрывном диалектическом единстве, обусловливают друг друга и оказывают влияние друг на друга. Поэтому анализ и синтез используются в процессе познания в неразрывном единстве.

В познании издавна получили широкое применение такие методы научного исследования, как индукция и дедукция.

Индукция (от лат.: inductio – наведение)– метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, от фактов – к теоретическим выводам и обобщениям.Особенность этого метода заключается в том, что для достоверного обобщения необходимо рассматривать все без исключения частные случаи, то есть осуществить полную индукцию, что возможно лишь при сравнительно небольшом числе объектов. Чаще всего рассмотреть все возможные объекты (ситуации) практически невозможно, поэтому индукция оказывается неполной, а вывод, сделанный на ее основании, является проблематичным.

В реальном процессе познания индукция всегда выступает в единстве с дедукцией. Дедукция –метод познания, который базируется на движении знания от общего к частному, от закона к его проявлению, от знания класса предметов – к знанию отдельных предметов этого класса. Первостепенное значение дедукция имеет в теоретических исследованиях (от общего понятия, вопроса к частичным фактам).

Наряду с индукцией и дедукцией существует умозаключение по аналогии. Аналогия как метод исследования основывается на сравнении и сходстве неодинаковых объектов в одном каком-то аспекте. На основании этого делается вывод об их сходстве и в других отношениях. Например, объект А имеет признаки а, b, с, а объекту В присущи признаки b, с. На основе сравнения делают вывод о сходстве и относительно третьего признака – а.

Следовательно, аналогия –это соответствие элементов, совпадение свойств, что создает предпосылки для переноса информации с одного предмета (модели) на другой (прототип). Это осуществляется в форме вывода по аналогии.

Аналогия играет важную эвристическую роль в научных открытиях, она является одним из источников научных гипотез, индуктивных рассуждений. На базе аналогии как метода научного исследования возник метод моделирования.

Моделирование –метод познания, заключающийся в том, что изучение свойств объектов осуществляется с помощью модели. Модель – это условный образ или образец какой-либо вещи или процесса, в котором воспроизводятся определенные свойства и связи исследуемого объекта. Модель – это материально-вещественный объект (или система), выступающая как промежуточное звено между исследователем и исследуемым объектом и называется «объект-оригинал».

Метод моделирования во многом подобен методу аналогии (соответствия) – методу установления сходства в каких-либо свойствах и отношениях между нетождественными объектами. Вследствие этого научное знание, полученное с помощью моделирования, не является абсолютно истинным, так как полной аналогии между объектом исследования и его моделью добиться невозможно.

Различаются модели вещественные (материальные), которые в более-менее наглядной форме материально воспроизводят особенности структуры, поведения, а также другие свойства оригинала, и логические, или идеальные модели – это разумные конструкции, различные знаковые системы, теоретические схемы, которые воспроизводят в идеальной форме свойства и связи исследуемых объектов.

Хотя любое моделирование огрубляет и упрощает объект познания, но оно служит важным вспомогательным средством познавательного процесса. Оно дает возможность осуществлять исследование явлений, характерных для оригинала, при условиях отсутствия самого оригинала, что часто бывает необходимо по причине неудобства или невозможности исследовать сам оригинал.

В научном познании действительности широко применяются методы – исторический и логический.

Исторический метод –это метод, при котором в мыслях воспроизводится исторический процесс развития объекта с учетом всех подробностей, случаев, фактов, малозначимых и значительных, в их последовательном развитии и во временной связи.

Но исследование развивающегося объекта предусматривает не только знание его эмпирической истории, но и знание его сущности, его внутренней закономерности развития, знания объективной «логики» предмета. Логическое проявляетсяв обоснованных законах, существенных сторонах явления или процесса и служит для обобщенного отображения исторического процесса.

Историческое – процесс становления и развития объекта; логическое – теоретическое воссоздание и развивающего, и развиваемого объекта во всех его существенных, закономерных связях и отношениях.

Следовательно, логическое – это воображаемое воссоздание исторического через анализ взаимосвязи и взаимодействия сторон предмета в его развитом состоянии. Логический метод предусматривает выявление исторической перспективы, рассмотрение объекта в единстве настоящего, прошлого и будущего. Развитый объект дает возможность полнее понять в истории то, что дано в ней в неразвитом виде. «Анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны» (К. Маркс). Следовательно, логическое – ключ к пониманию исторического.

ІІІ. К третьей группе общенаучных методов познания относятся методы теоретического исследования. Они включают в себя:

– метод восхождения от абстрактного к конкретному,

– исторический и логический,

– метод идеализации,

– метод формализации,

– аксиоматический,

– математический метод.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному является законом отображения действительности в мышлении. Это способ, с помощью которого мышление усваивает конкретное, воспроизводит его духовно как конкретное. В соответствии с этим методом, в процессе познания выделяются два самостоятельных этапа:

▪ На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному определению. Единый, целостный объект расчленяется и описывается посредством множества понятий, которые отображают отдельные стороны и свойства объекта. Всякий процесс мышления начинается с образования хотя бы элементарных абстракций, в которых обобщаются отдельные признаки, свойства предметов материального мира.

▪ На втором этапе познания осуществляется процесс перехода от абстрактного к конкретному. Суть этого процесса заключается в том, что проходит движение мысли от абстрактных значений объекта к всестороннему, многогранному знанию изучаемого объекта. На этом этапе осуществляется связь отдельных абстрактных понятий в целостную систему, которая отображает объективное расчленение исследуемого объекта и единство его сторон. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта.

Конкретное в мышлении является самым глубоким и содержательным знанием о явлениях действительности, так как своим содержанием оно имеет отражение не внешних признаков предмета и их непосредственной связи, доступной живому созерцанию, а разнообразные существенные стороны и отношения в их внутренней необходимой связи.

Таким образом, можно сказать, что метод перехода от абстрактного к конкретномупредставляет собой закон познания, согласно которыму мышление переходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении.

К теоретическим методам исследования относится метод идеализации, когда для целей научного познания широко используются идеальные объекты, не существующие в действительности; причем их даже невозможно вообще практически задействовать и реализовать. Идеальный объект может быть сформирован в сознании либо 1) путем многоступенчатого абстрагирования, либо 2) путем простого абстрагирования, путем исключения, отбрасывания некоторых реальных свойств объектов; тем самым происходит наделение их не реальными, а вымышленными, гипотетическими свойствами.

Идеализация как специфическое упрощение действительности не всегда оправдана. Любая идеализация правомерна лишь в определенных границах. Она служит для научного решения лишь некоторых проблем.

В теоретическом познании широко применяется метод формализации –изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, с помощью самых разнообразных «искусственных языков» (математического языка, математической логики, химии, радиотехники и т. п.).

Метод формализации базируется на использовании специальной символики, введение которой обеспечивает сжатую и четкую фиксацию знаний. Данный метод приписывает отдельным символам или их системам определенные значения, что позволяет избежать многозначности терминов (полисемии), которая свойственна обычнымязыкам. Поэтому оперирование формализованными системами характеризуется четкостью и строгостью, а выводы – доказательностью. Метод формализации тесно связан со многими другими методами – моделированием, абстрагированием, идеализацией и т. п.

Одним из широко распространенных способов организации научного знания является аксиоматический метод, т. е.такая система построения научной теории или дисциплины, когда ряд утверждений в науке принимается без доказательств, а все последующие знания выводятся из них по специальным логическим правилам.

Положения, которые принимаются без доказательств, называются аксиомами. Все последующие предложения теории выводятся из аксиом, то есть доказываются на основе логических правил вывода и правил определения, допустимых в данной теории. В случае аксиоматизации какой-либо теории необходимо:

▪ во-первых, определить совокупность законов логики, которые будут использоваться далее;

▪ во-вторых, избрать аксиомы;

▪ в-третьих, вывести из аксиом на основе правил вывода все последующие истинные утверждения данной теории.

Аксиоматичный метод нередко выступает в форме гипотетико-дедуктивного метода: теория строится в соответствии с принципами аксиоматического метода, а ее положения, в том числе и аксиомы, рассматриваются как гипотезы, которые должны быть эмпирически проверены. Такая проверка осуществляется при помощи особой совокупности утверждений, которые связывают некоторые положения теории с эмпирически наблюдаемыми фактами. В результате часть положений теоретической системы получает непосредственную эмпирическую проверку, а последние – опосредствованную, через их связь с первыми.

 

 

Применение различных методов научного познания дает возможность получить научное знание, но это знание возникает не сразу в готовом виде, а развивается постепенно в процессе познания в различных формах.

Для научного познания, прежде всего характерны такие формы, как эмпирический факт, проблема, идея, гипотеза, теория.

Фундаментом всего знания в каждой науке является фактический материал или конкретные факты. Фактом (от лат. factum – осуществленное, сделанное) называют событие, явление, процесс, которые имеют место в объективной действительности и являются объектом исследования. Факт представляет собой зафиксированное в предложении эмпирическое знание.

В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют важную роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам – одно из существенных требований к научным теориям. Расхождение теорий с фактами рассматривается как существенный недостаток теоретической системы знания.

В понимании природы фактов в современной философии науки выделяются две основных тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первая из них подчеркивает независимость и автономность фактов относительно различных теорий, то вторая, наоборот, утверждает, что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Неверно как абсолютное противопоставление фактов теории, так и полное растворение фактов в теории.

В результате намерения объяснить явление, найти его причины возникает научная проблема. Научное исследование всегда представляет собой цепь следующих одна за другой проблем.

Проблема – это теоретический или практический вопрос, который нуждается в своем решении, изучении и исследовании.Толчком к созданию научной проблемы служат новые факты, которые возникают на практике; они не укладываются в существующую систему знаний и поэтому требуют для своего объяснения новых идей.

Формирование проблемы – это важный момент развития научного знания, потому что в правильной постановке проблемы уже содержится ключ к ее решению. Неверная ее постановка является одной из причин возникновения вымышленных проблем (псевдопроблем), противоречащих фактам и законам. И такие проблемы практически не разрешимы. В силу комплексного характера многих проблем современного естествознания и социальных наук большую значимость для анализа построения и динамики проблем приобретают системные методы.

Одной из важных форм развития научного знания является идея (от греч. ίδέα – вид, образ), которая будучи активным, опосредствующим звеном в развитии действительности создает новые, ранее не существовавшие формы реальности. Под идеей понимается также форма развития научного знания, когда в виде идей формируются некоторые обобщения, теоретические знания, объясняя сущность, закономерность явлений.

В науке идеи не только подытоживают опыт предыдущего развития знания в той или иной области, но и служат основанием, на котором знания синтезируются в некоторую целостную систему. Идеи выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблем.

Ведущая идея для систематического освещения предметов и явлений получила в теории познания название «концепция». Концепция (от лат. conceptio –понимание, система)– определенный способ понимания, трактовки любого явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, ведущая идея для их систематического толкования. Этот термин употребляется также для обозначения ведущего мнения, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. деятельности.

Огромную роль в развитии научного знания играет такая форма теоретического мышления, как гипотеза (от греч. ύπόθεσις –основа, предположение), т. е.научно обоснованное предположение о существовании явлений, о внутренней структуре или функциях явлений, о причинах возникновения и развитии явлений, достоверность которых на современном этапе производства и науки не может быть проверена и доказана. Гипотеза представляет собой форму вероятностного знания, так как она является высказыванием, истинность и ошибочность которого еще не установлена.

В процессе развития научного знания гипотеза используется:

когда известные факты недостаточны для объяснения причинной зависимости явлений и существует потребность в их объяснении;

когда факты сложные и гипотеза может принести пользу как получение, построение знаний в данный момент, как первый шаг к их объяснению;

когда причины фактов недоступны для опыта, но действия и последствия их могут быть изучены.

Как форма научного познания гипотеза в своем развитии проходит четыре стадии:

▪ накопление фактического материала, его описание и изучение;

▪формирование гипотезы о причинных связях явлений;

▪проверка полученных выводов на практике;

▪преобразование гипотезы в достоверную теорию или же отрицание ранее существующей гипотезы и выдвижение новой.

Важным требованием научной гипотезы является также возможность ее практической проверки. Если фактические данные подтверждают выдвинутую гипотезу, то она превращается в окончательный диагноз, который следует рассматривать как специфическую форму познания.

Проверяемость гипотезы заключается в том, что ее теоретические последствия и выводы сопоставляются с результатами опытов. При этом опыт не сразу может подтверждать гипотезу. От возникновения гипотезы к превращению ее в доказательство нередко проходит значительное время. Степень вероятности гипотезы тем выше, чем разнообразнее и многочисленнее исследования, которые подтверждаются опытом. При достаточных условиях вероятности гипотеза теоретически и практически граничит с достоверностью.

Проверенная и доказанная на практике гипотеза переходит в разряд достоверных истин и становится научной теорией.

Тесная, неразрывная связь гипотезы, теории, закона и практики раскрывается в ходе научного исследования. Теория является наиболее развитой формой научного познания.

Теория –это система обобщенного знания, основных научных идей, законов и принципов, которые отображают определенную часть окружающего мира, а также материальную и духовную деятельность людей. Термин «научная теория» используется и в более узком понимании, как совокупность понятий и суждений относительно некоторой предметной области, объединенных в единую истинную, достоверную систему знаний с помощью определенных логических принципов.

В созерцательном, теоретико-познавательном плане под теорией понимают систему знаний, которая описывает и объединяет совокупность явлений некоторой области действительности и приводит открытые в этой сфере законы к единому объединительному основанию. В этом плане научная теория как система знания характеризуется некоторыми признаками:

предметность (все понятия и утверждения должны относиться к одной и той же предметной области);

адекватность и полнота описания объективной действительности (теория должна описывать все существующие ситуации в соответствующей предметной области);

интерпретируемость (однозначное и определенное раскрытие сущности и содержания используемых теорией терминов);

проверяемость (установление соответствия содержания утверждений теории свойствам и отношениям реальных систем);

истинность и достоверность основных утверждений теории.

Научная теория развивается под воздействием разных стимулов, внутренних или внешних. Внешние стимулы – это противоречия теории и опыта. Внутренние стимулы представляют собой обнаруженные в составе теории нерешенные задачи. Как те, так и другие побуждают развитие теории, что может осуществляться в трех основных формах:

1) в интенсификационной форме, когда происходит углубление наших знаний без изменении области применения теории;

2)в экстенсификационной, когда происходит расширение использования теории без существенных изменений ее содержания. Примером этого может служить распространение теории электромагнетизма на сферу оптических явлений;

3) в комбинированной, экстенсификационно-интенсификационной. Таким по форме является процесс дифференциации научных теорий.

В развитии теории могут быть выделены два относительно самостоятельных этапа:

эволюционный, когда теория сохраняет свою качественную определенность

революционный, когда осуществляется слом ее основных исходных оснований, компонентов, математического аппарата, методологии. В конечном итоге такой скачок в развитии теории знаменует создание новой теории.

Действительная, зрелая теория представляет собой не просто сумму связанных между собой знаний, но и содержит определенный механизм построения знания, внутреннего развертывания теоретического содержания, воплощает некоторую программу исследования; все это создает целостность теории как единой системы знания.

К основным принципам построения научной теории относятся следующие:

Принцип детерминизма, будучиобщенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинностикак совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо событию и вызывают его.

Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий. На необходимость следования принципу соответствия приходится обращать внимание исследователей, поскольку в последнее время в гуманитарных и общественных науках (в том числе, в педагогике) стали появляться работы, особенно выполненные людьми, пришедшими в эти отрасли науки из других, «сильных» областей научного знания, в которых делаются попытки создать новые теории, концепции и т. п., мало связанные или никак не связанные с прежними теориями. Так, например, во многих педагогических исследованиях последнего времени, посвященных различным образовательным, информационным технологиям в обучении, педагогическим техникам и т. д., новые построения вообще никак не соотносятся с традиционными для педагогики понятиями: педагогический процесс, дидактика, методика, методы, средства обучения и т. п. Новые теоретические построения бывают полезны для развития науки, но если они не будут соотноситься с прежними, то ученые в скором времени вообще перестанут понимать друг друга.

Принцип дополнительности. Этот принцип был впервые сформулирован Н. Бором: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. Принцип дополнительности существенно повернул весь строй науки. Если классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде, на однозначное исследование событий, на исключение из контекста науки влияния деятельности исследователя и используемых им средств, на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютно достоверного, то с появлением принципа дополнительности ситуация изменилась:

– Во-первых, включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки привело к изменению понимания предмета знания – им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим субъектом.

– Во-вторых, взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числе посредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойств объекта в зависимости от типа его взаимодействия с познающим субъектом в различных, часто взаимоисключающих условиях. А это означает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область. Поэтому, очевидно, булгаковский Воланд и говорит: «Все теории стоятодна другой».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.