КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виртуальная реальность и кибераддикция
Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной появления компьютерных технологий. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии глобализации, привело к возникновению многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений. Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна компания. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине, в самолете и даже на природе. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков пластика и цветного металла. Уже сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ракет, за банковские переводы многомиллионных сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых дорого обходятся людям. К сожалению этим не ограничивается зависимость человека от компьютера. Практически не изучена тема аддикции - зависимости от виртуальной реальности компьютера в частности и кибераддикция как таковая. Определяя аддиктивное поведение, как уход от реальности посредством изменения психического состояния (Короленко Ц.П., Сигал М., 1990 г.) можно говорить, что создаваемая компьютером реальность несомненно изменяет психическое состояние, чем склонные к аддикции личности и стали пользоваться, тем более, что взаимодействие с компьютером не только не порицается обществом, но и служит показателем определённой значимости, включая и материальный достаток. Мир создаваемый компьютером называется виртуальной реальностью. В словарях «виртуальный (лат. virtualis), значит пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявится, случится, возможный». Учитывая, что наша нервная система не в состоянии отличить подлинную реальную ситуацию от воображаемой, для невротиков виртуальная реальность компьютера - это замена настоящей реальности как «осмысленной части мира» (Stenius E., Wittgenstein L.) на новую реальность, которая лучше настоящей. Она позволяет развиваться субъективно приятным эмоциональным состояниям искусственно меняя «настроение духа». По целому ряду причин (мода, доступность, заинтересованность и пр.) в России виртуальная аддикция шире распространяется среди детей и подростков, реже среди взрослых. Сам термин «виртуальная реальность» был предложен в Массачусетском Технологическом институте в конце 1970-х годов, чтобы выразить идею присутствия человека в компьютерно создаваемом мире (Hammet F., 1993г.). В России впервые это понятие было упомянуто в 1984г. Генисаретским О.И. и Носовым Н.А. Виртуальная реальность персонального компьютера соединённая с виртуальной реальностью других компьютеров (Интернет) создаёт киберпространство, которое в настоящий момент охватывает почти весь мир, соединяя миллионы людей, как психически здоровых, так и психически больных. Виртуальная реальность рассматривается как один из видов реальностей и, чаще всего, как психологическая виртуальная реальность. Пользователь начинает относиться к компьютеру, как к живому существу или же начинает отождествлять себя с компьютером. Постепенно стирается грань между живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным, между реальностью компьютера и истинной реальностью. Благодаря особенностям нервной системы человека, сливаются воедино нефизическое и физическое пространство и время, что позволяет пользователю «избежать» энтропии, как функции линейного времени, служащей причиной возникновения тревожности (как черты личности) или тревоги (как продукта эмоциональной сферы человека). Компьютер становится фетишем (происходит процесс фетишизации), составной частью того или иного ритуала, заменяя собой наркотик, азартные игры и коллекционирование одновременно. Пользователь компьютера склонный к аддикции при использовании его находится в изменённом состоянии сознания - трансе. Застывшее лицо, уставленное на экран монитора, замедленная реакция (или её отсутствие) на внешние раздражители - вот характерный вид некоторых пользователей, склонных к аддиктивному поведению. Реальность, как осмысленная часть мира преломляется через особое состояние сознания. Первыми обратили внимание на настойчивое желание людей повторять и повторять опыт общения с виртуальной реальностью компьютера, либо с виртуальной реальностью компьютерного пространства Griffiths M. и Young K. На основании наблюдения и изучения пациентов можно выделить зависимость от виртуальной реальности персонального компьютера «изолированного» (связанную чаще всего с компьютерными играми) – «виртуальную аддикцию» (Галкин К.Ю. 1998г.), и зависимость от сетей Интернет – «Интернет-зависимость» (Goldberg I. 1997г.). Считается, что распространённость Интернет-зависимости сходно с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5 процентов пользователей. В целом зависимость от компьютерной реальности можно назвать «кибераддикцией» (Griffiths M. 1995г.). Если психическая зависимость перейдёт в психическую болезнь можно будет говорить о «виртуальной мании». На сегодняшний день не существует единой точки зрения на то, как возникают и развиваются болезни зависимости. Нет четкой закономерности между конкретным набором причинных факторов и симптомами зависимого поведения. Не существует отчетливой связи между специфическими зависимостями и зависимым поведением в целом, за исключением физических аспектов, связанных с действием конкретных наркотиков. В нескольких работах российских психиатров предлагается в качестве единых диагностических признаков считать следующие.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |