Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнее окружение фирмы




Выбор миссии и целей должен опираться на анализ внешней среды деятельности фирмы и ее собственного потенциала, так как сутью вырабатываемых здесь решений является кон­структивное определение места фирмы на рынке. В условиях открытой экономики это означает поиск рыночной ниши и оценку ее «заселеннос­ти». Поэтому необходимо прежде всего провести исследование соответствующей отрасли как: а) специфической деятельности, направленной на производство оп­ределенной продукции с использованием определенных технологий; б) арены кон­курентной борьбы. И то и другое для международной фирмы имеет явную специ­фику.

Прежде всего при экспорте продукции необходимо принимать во внимание существующие в других странах стандарты и традиции потребления, которые могут потребовать внесения существенных корректив в принятые фирмой кон­цепции. Намерение выпускать продукцию за рубежом добавляет к этим требова­ниям учет стандартов и традиций, связанных с производством: от норм по охране природной среды до особенностей менеджмента. Конкуренция за рубежом также качественно отличается от внутренней, подчас испытывающей давление протек­ционистских мер государства10 и складывающейся с учетом местных норм потреб­ления и платежеспособного спроса; если перечисленные факторы не играют осо­бой роли в странах с близким уровнем развития (например, страны ЕС), то совершенно другая ситуация возникает при различии этих уровней.

10 Следует отметить, что протекционизм возможен в отношении не только отечествен­ных производителей, по и отдельных зарубежных, если они представляют особый интерес. Так, с 1998 г. по требованию южнокорейской корпорации Daewoo на терри­торию Украины запрещен ввоз иностранных автомобилей возрастом старше 5 лет и таможенной стоимостью менее 5 тыс. долларов. Тем самым правительство в значи­тельной мере оградило от конкуренции будущую продукцию предприятия, создаю­щегося этой корпорацией совместно с «АвтоЗАЗом» (см.: А. Синицкий. На Украине становится все меньше старых машин // Известия, 19 января 1999 г.

 

Вместе с тем, отрасль, в которой собирается работать фирма — лишь один из многочисленных элементов ее внешнего окружения, которое включает также по­требителей, источники ресурсов, государство и т. д.; в централизованно планиру­емой экономике отрасль в значительной мере опосредовала их воздействие на фирму (правда, это было неразрывно связано с тем, что само понятие фирмы име­ло тогда совершенно другой смысл), но в условиях рынка подобное опосредование резко уменьшается. Это диктует необходимость оценки состояния внешней среды и тенденций ее развития по всем важным для фирмы аспектам.

Так, существенное воздействие на международную деятельность фирмы ока­зывает государственное регулирование бизнеса. Дело здесь далеко не сводится к упомянутым выше мерам по защите отечественного производителя: неоценимую роль играет инвестиционное законодательство осваиваемой страны, в том числе, в отношении иностранных инвестиций; большое значение имеют действующие в данной стране правила налогообложения и антимонопольного регулирования. Все эти и прочие регуляторы должны оцениваться с учетом отношения самого госу­дарства к собственному законодательству, то есть соотношения силы закона и власти коррупции, и общеполитической стабильности. Последний фактор особен­но важен: даже не слишком благоприятные для бизнеса условия могут быть соот­ветствующим образом отражены в стратегии, и если она носит адаптивный, ситу­ационныйхарактер, то фирма вправе рассчитывать на достижение целей, поставленных в данной стране — но нестабильность политической обстановки может привести к необходимости экстренного пересмотра самих целей, что, в об­щем, выходит за рамки рационального развития фирмы.

 

Рис. 5.2. Процесс стратегического планирования в международной фирме

 

Из числа ресурсов зарубежной деятельности фирмы наибольшее значение как объект обобщенного анализа имеют трудовые ресурсы. Практика последних деся­тилетий показывает,что охватывающий значительную часть населения страны стандарт среднего образования достаточен для организации там не только сбо­рочных производств, но и выпуска высокотехнологичных комплектующих изде­лий и продуктов (многочисленные примеры успешного использования зарубеж­ными фирмами местного персонала дают страны Юго-Восточной Азии и Южной Америки). Но не меньшее значение имеет мотивированность персонала, в значи­тельной мере определяемая уровнем безработицы в стране, принятыми жизнен­ными стандартами и национальными традициями; хотя тщательное изучение этих факторов производится на последующих шагах стратегического планирования, предварительная оценка необходимав самом начале, при выборе международных приоритетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.