Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о патогенезе




Патогенез – учение о механизмах развития, течения и исходах болезней.

Наиболее полно отражает содержание понятия «патогенез» следующее определение. Патогенез – это совокупность механизмов, включающихся в организме при действии на него патогенных факторов и проявляющихся в динамическом стереотипном развертывании ряда функциональных, биохимических и морфологических реакций организма, обусловливающих возникновение, развитие и исход заболевания.

Различают патогенез частный и общий.

Общий патогенез предполагает изучение механизмов, наиболее общих закономерностей, лежащих в основе типовых патологических процессов или отдельных категорий болезней (наследственных, онкологических, инфекционных, эндокринных и т.д.). Общий патогенез занимается изучением механизмов, приводящих к функциональной недостаточности какого-либо органа или системы. Например, общий патогенез изучает механизмы развития сердечной недостаточности у больных с патологией сердечно-сосудистой системы: при пороках сердца, инфаркте миокарда, ИБС, заболеваниях легких с легочной гипертензией.

Частый патогенез изучает механизмы отдельных патологических реакций, процессов, состояний и заболеваний у конкретных больных (например, патогенез сахарного диабета, пневмонии, язвенной болезни и т.д.).

В изучении патогенеза заболеваний, прежде всего, следует выяснить роль этиологического фактора. До известной степени схематично можно выделить три основных типа действия этиологического фактора при формировании болезни.

1. Этиологический фактор действует на всем протяжении болезни и играет решающую роль в ее развитии и течении (например, острые отравления, электротравма со смертельным исходом). Иногда весь процесс болезни обуславливается одной лишь этиологией и прекращается при устранении причины (глистная инвазия, чесотка).

2. В развитии ряда болезней этиологический фактор является лишь толчком, запускающим процесс, который затем развивается под влиянием патогенетических факторов (травматические повреждения и их последствия, ожоги, лучевая болезнь после однократного облучения; некоторые психические и соматические болезни, вызванные действием чрезмерного раздражителя, нарушающего функцию нервной системы - гибель близких, факторы вызывающие сильный страх, чрезмерную радость и другие эмоции; опухоли; отморожения).

3. Наконец, для многих болезней влияние этиологического фактора сохраняется на всем протяжении болезни. Однако его роль на различных этапах процесса неодинакова. Например, вначале инфекционный агент вызывает болезнь и определяет ее тяжесть. Затем, по мере лечения, его роль отходит на второй план, а на первое место выходят конкретные функциональные и структурные повреждения.

Оценивая роль этиологического фактора, необходимо учитывать характерную смену причин и следствия в течение каждой болезни. По мере развития патологических процессов, возникающих в организме, изменения сами становятся причинами новых расстройств функций. Чаще всего к ним относятся продукты тканевого распада, нарушенного метаболизма, кислородного голодания, гниения, брожения, оказывающие влияние на организм нервным и гуморальным путем.

Развитие болезни находится в большой зависимости от характера этиологического фактора (так, электротравма – напряжение и сила тока играет большую роль в последствиях; механическая травма – от интенсивности повреждающего фактора и обширности повреждения органов и тканей). Можно различать несколько основных типов взаимодействия этиологического фактора и организма.

1. В ряде случаев в результате взаимодействия этиологического фактора и организма возникают значительные структурные нарушения жизненно важных органов, что и определяет дальнейшее течение болезни (ранение в голову, сердце, печень и др.).

2. В других случаях этиологический фактор не вызывает сколь-нибудь значительных нарушений, а ведущее значение приобретает чрезмерное раздражение рецепторов и нервных проводников – в результате может быть развитие неврозов, психозов, травматического шока.

3. В некоторых случаях первичными являются генерализованные нарушения обмена веществ, например, при авитаминозах, интоксикациях, кислородном голодании.

4. Первичное нарушение может возникнуть в тканях и органах в результате непосредственного действия на них микробов и токсинов, вследствие чего в той или иной степени выпадает функция ткани или органа.

5. Наконец, этиологический фактор может вызывать первичное нарушение системы эндокринной и нервной регуляции функции, вслед возникают разнообразные патологические явления.

Роль причины в разной стадии болезни может быть выражена по-разному. Так, в начальной стадии брюшного тифа и других инфекционных болезней организм сенсибилизируется антигеном микробов, который постепенно сменяется состоянием иммунитета.

 

Вслед за выяснением роли этиологического фактора, встает второй вопрос – какова же роль организма в развитии заболевания?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.