КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем. • Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожиданные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоретическая модель способна логически объединить эти факты, дать им смысловое объяснение, интерпретацию, описать на основе единичных фактов целостное социальное явление.-Эмпи-рия дает знания, но знания о частностях; мир эмпирии — это мир внешних явлений. Почему одни показатели в проведенном исследовании сопряжены (скоррелированы) с другими показателями? 3tq, может быть объяснено только теоретическим путем. Если же исследование не способно и даже не предназначено для того, чтобы объяснить мир, а может лишь фиксировать явления, то сама наука во многом становится бессмысленной. • Теория всегда является своеобразным маяком эмпирических Для социологии эмпирическое исследование лишь средство (а не самоцель), призванное обеспечить фактуальную базу, основу теоретического поиска. Мы отметили, что главная задача теории — это описание и анализ полученных фактов. Но для того, чтобы знать, на какие именно факты, какие свойства, особенности реальных событий, предметов, явлений следует направить свой поиск, исследователь должен предварительно составить определенный мысленный образ изучаемого объекта. В противном случае невозможно приступить к подлинно научному, активно-целенаправленному исследованию явления. Поэтому основой социологического исследования является мысленная конструкция (по Веберу — «идеальный тип») изучаемого явления, носящая характер своеобразной «утопии» и полученная посредством мысленного усиления определенных элементов действительности*. Данная абстрактная конструкция помогает: • сконцентрировать внимание на главных, по мнению авто • систематизировать исследовательский поиск, сделать его ос • наметить пути объяснения тех или иных фактов, связей, ко Важным социологическим требованием к выделяемым показателям, элементам этого мысленного образа (абстрактной конструкции) является верифицируемость этих показателей, которые должны иметь свои эмпирические референты (аналоги). Другое требование — это концентрация внимания на тех элементах и связях, которые повторяются (т.е. воспроизводства которых можно ожидать в значительном числе случаев). По мере углубления понимания явления, расширения эмпирической базы в идеальную модель вносятся коррективы и постепенно вырисовывается картина реального события. (Но эта картина никогда полностью не соответствует реальной жизни, которая всегда богаче теорий, научных схем и моделей. И социология отнюдь не исключение из этих правил.) Вебер М. Избранные произведения, с. 389.
34 Единство теоретического и эмпирического в социологии. Схема научного исследования в социологии Признание ведущей роли теории не должно вести к другой крайности — пренебрежению, недооценке эмпирических исследований. А ведь уже долгие десятилетия; фактически на протяжении всей истории социологии, осуществляются попытки «очистить» социологию от эмпирических методов исследования социальных явлений. Несмотря на многие огрехи, упущения эмпирических исследований (которые вполне естественны для еще молодой науки), надо признать, что критики эмпирической составляющей социологии сыграли в целом положительную роль в совершенствовании и отборе наиболее эффективных методов и приемов конкретных исследований. Критики многое ставили под сомнение в эмпирической социологии — и стремление сблизить общественную науку с естественными науками на основе логической требовательности к доказательности выводов и идей, и формализацию изучаемых явлений, и стремление выразить количественно многое из того, о чем ученые привыкли рассуждать абстрактно, и тл. К 70-м гг. подобная критика перестала быть активной, она не смогла отбросить эмпирическое начало в социологии, но помогла уточнить его роль, возможности как важнейшего средства познания социальных явлений. Вместе с тем, как отмечал Р. Мертон, выдающийся американский социолог, счастливо сочетавший в своей научной деятельности эмпирические и теоретические исследования, эмпирическое исследование выходит далеко за рамки пассивной роли верификации и проверки теории — оно не только подтверждает или опровергает теорию, а выявляет непреднамеренные, неожиданные для исследователя данные, связи. Последние могут стать отправными точками в создании абсолютно новой теоретической модели, гипотезы, которая может значительно отойти от исходной теоретической модели. Более того, нескончаемость теоретического поиска в социологии (как, впрочем, и в физике, химии и других опытных науках) нередко основывается на необходимости объяснения непреднамеренных, неожиданных эмпирических результатов. Одним из распространенных критических замечаний, которое и сегодня приходится часто слышать социологам, занимающимся эмпирическими исследованиями, является следующее: «А что нового дают эмпирические исследования?» «Иногда утверждается, что результаты эмпирического анализа в большинстве своем тривиальны, что он может фиксировать лишь то, \ что для каждого и так очевидно... Во время второй мировой войны в американской армии проводилось большое число обследований солдат как в условиях боевой обстановки, так и в лагерях подготов- 36 ки дома, в США... В нижеследующих абзацах приводится несколько примеров количественного анализа, а затем объясняется, почему они могут казаться некоторым читателям очевидными. 1. Солдаты с более высоким уровнем образования проявляли боль 2. Солдаты — выходцы из сельских районов обычно находились в 3. Солдаты-южане лучше переносили жаркий климат, чем солдаты-
4. Рядовые-белые больше стремились стать унтер-офицерами, чем 5. Негры-южане предпочитали находиться под командованием белых 6. Во время войны солдаты сильнее стремились вернуться домой в ...Почему для установления подобных данных тратится так много средств и энергии, ведь они столь очевидны? Не лучше ли принимать их без доказательств и сразу переходить к более углубленному уровню анализа? Возможно, это и было бы лучше, если бы не одно «но», касающееся приведенных выше примеров. Каждое из этих утверждений прямо противоположно тому, что было обнаружено в действительности. Солдаты с низким уровнем образования более невротичны, чем их более образованные товарищи; южане не обнаружили по сравнению с северянами большей адаптации к тропическому климату; негры больше стремились к повышению, чем белые, и т.д. Если бы мы с самого начала привели подлинные результаты исследования, читатель и их назвал бы "очевидными"»*. Мы привели пространную выдержку из работы П. Лазерсфель-да, американского социолога, внесшего весомый вклад в разработку методологических и методических проблем эмпирических социологических исследований. Она освобождает нас от долгих рассуждений о значимости эмпирических исследований и позволяет дать ответ на вопрос, зачем нужны эмпирические исследования — они предоставляют нам факты (а не предположения), на основе которых могут строиться научное понимание, анализ изучаемого социального явления. Социологическая теория выступает как реальное знание о том или ином явлении прежде всего в том случае, когда получает фак-туальную интерпретацию, обоснование. Соответствие эмпиричес- ким данным есть опытное доказательство состоятельности теории, опытное свидетельство ее объяснительных возможностей. Именно * Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Т. Пар-сонса— М., 1972, с. 146—147. 37 благодаря опоре на социальные факты, в том числе полученные и изученные с использованием специальных научных процедур (к сожалению, анализ конкретных социологических исследований выходит за рамки данной работы), социология, по выражению Э. Дюрк-гейма, «не обречена оставаться отраслью общей философии... не превращаясь просто в упражнения в области эрудиции»*.
СХЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Рис. 1 Теория (концепция, идея) Эмпирические
обобщения, классификация, типологизация Эмпирическое исследование в различных его формах, видах Рис. 2** * Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии, с. 394, ** Подробный комментарий к рис. 2 см.: Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1994, с. 16. ■V:
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |