КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История
Итак, социология изучает общие принципы воспроизводства (функционирования) и изменения основных (простых и сложных) форм социальных взаимодействий, в том числе общество как целостную систему социальных взаимодействий на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни. За енутРЕНняя Итак, социология как наука представляет собой ОРГАНИЗАЦИЯ органическое единство, взаимодействие теоре- ством обоснования теоретических идей,-.г-, идеальная модель социологии как науки в целом. Но в социологической практике в зависимости от отрасли социологической науки, конкретных задач, решаемых в данном исследовании, и индивидуальных склонностей самого исследователя, характера его профессиональной подготовки пропорции между теоретическими и эмпирическими началами могут быть различными. Эти пропорции служат основанием для одной из наиболее популярных (в том числе и в нашей стране) классификаций социологического знания по его уровням (в основе этой классификации в определенной степени воспроизводятся (но не совсем точно) идеи Р. Мертона): 1) в одних случаях эмпирия превалирует, а теоретические идеи 2) в других случаях, опираясь на различные конкретно-социо Для всех социологических теорий среднего уровня характерны: а) широкая опора на эмпирическую базу по соответствующей проблеме; б) теоретическое описание изучаемой социальной подсистемы в) описание теоретической модели изучаемой подсистемы в 39 г) теории среднего уровня являются теоретической базой соответствующих социологических исследований. Трудно себе представить автора эмпирических исследований рекламы (например, эффективности рекламы шоколадных батончиков «Сникерс»), не ориентирующегося на положения социологии рекламы при подготовке этих исследований. Таким образом, в социологических теориях среднего уровня устанавливается эффективное взаимодействие теоретических и эм-nnpH4ecKHxvMeTOflOB. Они тесно связаны как с конкретно-социологическими исследованиями, так и со всеохватывающими теоретическими конструкциями; 3) всеохватывающие теоретические конструкции образуют высший уровень социологического знания — общесоциологические теории, исследующие общество как единую систему, взаимодействие ее основных элементов, основы функционирования и развития общества как социального организма. Особое значение этих теорий в том, что они определяют: а) общий подход исследователя-социолога к изучению и ос б) направленность научного поиска; в) интерпретацию эмпирических фактов. Иными словами, общесоциологические теории пронизывают единым теоретическим видением как эмпирическое исследование, так и анализ социальных явлений на уровне теории среднего уровня. Это достигается благодаря тому, что именно в рамках общесоциологических доктрин описывается теоретическая модель общественной жизни как целостности. В современной социологии существуют несколько доктрин, теорий, пытающихся дать целостное описание социальной жизни, но нередко с принципиально разных позиций (о них будет рассказано в следующей главе). Единство теории и эмпирии в общесоциологических теориях носит сложный и преимущественно опосредованный характер. Речь идет прежде всего о широком использовании этими теориями основных выводов, полученных в том числе в теориях среднего уровня, которые, в свою очередь, базируются на широкой эмпирической основе. * * * Как правило, цель прикладных исследований — дать конкретное знание о состоянии дел в той или иной отрасли промышленности, на предприятии, разработать конкретные рекомендации, выяснить рейтинг популярности политика и т.д. Цель фундаментальных исследований — выявить важнейшие тенденции в развитии социальной жизни, отдельных ее сфер (экономика, политика, молодежь, семья и т.п.). Так, «фундаментала» может не интересовать, сколько человек проголосуют за того или иного кандидата. Главным для него может быть выяснение закономерностей поведения населения стран с зарождающимися демократическими традициями, анализ факторов, влияющих на формирование политических симпатий или антипатий, и т.п. Неверно было бы чрезмерно разводить эти виды социологических исследований. В идеале прикладные исследования (например, эффективности рекламы жевательной резинки «Дирол») разрабатываются на основе исходных понятий и идей, выдвигаемых социологией рекламы. И наоборот, очень часто те, кто решает прикладное задачи, опережают соответствующие фундаментальные исследования (или не осведомлены о них). Нередко, особенно в условиях нехватки средств на фундаментальные исследования, «прикладники» в своих работах накапливают серьезный материал для фундаментальных поисков и обобщений. В структуре социологического знания важно выделить общую социологию. Какими же проблемами она занимается, что является предметом изучения курса «Общая социология»? Общая социология исследует прежде всего: 1) родовые свойства всех базовых социокультурных явлений, форм 2) основные связи между этими базовыми социокультурными явле 3) основные связи между обществом как целостной системой со Итак, современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность — современную социологическую науку. Говоря о внутренней организации социологического знания, выделим прикладные и фундаментальные исследования, цели которых различны. 40
Социальные явления, человек в системе общественных связей являются предметом изучения двух комплексов наук — гуманитара ных и социальных. Термин «гуманитарные науки» еще не имеет точного определения. По:нашему мнению, они характеризуются тем, что: а) изучают основные, смыслообразующие идеи о человеке б) носят аксиологический (ценностный, т.е. оценивающий яв Это прежде всего философия и такие философские дисциплины, как этика, эстетика. Социальные науки изучают различные формы социальной жизни, принципы функционирования экономических, политических и других явлений и представляют собой неаксиологические науки (или, во всяком случае, стремятся быть ими). Именно к таким наукам относится социология. Современное обществознание представляет собой сложную широко разветвленную систему знаний: юридическая наука соседствует с политической экономией, этнография — с демографией и т.д. Для всех этих наук характерно достаточно конкретное (не философское) осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Чем же отличается социология от родственных ей социальных наук? Анализ этих отличий позволяет обратить внимание на ряд особенностей и достоинств социологического знания. Прежде всего социология (как и любая другая наука) осуществляет упорядоченный поиск (термин Р. Мертона) среди огромного многообразия единичных фактов, событий, явлений, их связей, того, что многократно повторяется, носит для данного разряда единичных явлений типичный характер. Поиск многократно повторяющегося, пробивающегося сквозь многообразие единичных явлений, неодолимого — великая миссия науки. Физика изучает инвариантное, повторяющееся в природных фактах, явлениях, связях между физическими объектами; биология — инвариантное в живом организме, социология — инвариантное в социальной жизни. Какова предметная область социологии, какие аспекты общественной жизни она изучает? Существует несколько мнений.
1. Начиная с О. Конта, Г. Спенсера и до раннего Э. Дюркгейма 2. Другие исследователи (в свое время и Г. Зиммель) придержи 3. М. Вебер (а в какой-то степени и его немецкие предшествен Сторонники этого взгляда утверждают, что социология не имеет специально отведенной сферы социальных явлений в отличие от политической, юридической, экономической науки. Но она все же не является всеохватывающей наукой об обществе. Как согласовать эти два на первый взгляд противоречивые утверждения? Для социологии нет специально отведенной области, она не изучает какие-либо специфические, характерные лишь для конкретной сферы общественной жизни явления. Данное обстоятельство определяет не только широту охвата, объем социологического видения, но и его глубину. Ведь социологическому познанию присуще стремление постичь природу социальных связей между людьми, законов приспособления людей друг к другу, отношений, проявляющихся в любых областях социальной жизни, возникающих как спонтанно, так и преднамеренно. Речь идет об изучении своеобразных «первокирпичиков» социальной жизни, из которых формируются отдельные общественные строения, каждое из которых имеет специфические конфигурацию и функции — политические, 43 экономические и другие явления. Эти «первокирпичики», по выражению Г. Зиммеля, — «различные всеобщие социальные формы, используемые людьми для построения и поддержания общества». Г. Зиммель подчеркивает слово «формы». Содержание может быть различным — экономическим, политическим. Например, мы можем изучать шар как форму безотносительно от того, какого он цвета, чем заполнена его емкость. В современной социологии слово «форма» нередко заменяется словом «модель». Модель — наглядный аналог, в котором социальное явление представлено схематически, чтобы показать его основные свойства и взаимосвязи. Социолог может моделировать конкретное явление (например, модель функционирования рекламы Инкомбанка — это прикладная задача), а может описать общую модель функционирования рекламы. Приведем пример общей модели. Мы можем рассматривать конфликт, возникающий между товарищами, можем рассматривать конфликт политический, экономический, а можем рассматривать конфликт как определенный тип социального взаимодействия. Это и есть в данном случае главная цель социологии — выявить на основе эмпирических фактов основные инварианты, типичные, повторяющиеся, универсальные признаки, координаты, важнейшие связи, которыми характеризуется любой конфликт. Подобные инварианты являются ключом к пониманию любого конфликта. Конечно, каждый вид конфликта тем более каждый конкретный конфликт имеет своеобразные черты и функцию. Но это своеобразие есть преломление общих, инвариантных связей, тенденций, характерных для любого конфликта. Вот почему социология конфликта занимает ключевое положение во всей конфликтологии, которая включает и другие аспекты (не только социологические). Аналогичным образом социология занимает ключевое положение среди социальных наук. Изучаем ли мы политику, государство, власть, экономику, рынок, спрос и предложение, право, — мы должны глубоко понимать сущность власти как таковой, социальных институтов вообще, основные принципы взаимодействия и обмена, основы регулирования общественной жизни в целом. Именно социология, обращаясь к всеобщим формам социальной жизни, отвлекаясь от случайного, выявляет наиболее существенное, без чего невозможно анализировать власть в политологии, обмен в экономике, закон в правоведении. Проанализировав термин «всеобщие формы», обратимся ко второй части определения, данного Зиммелем: «...для построения и поддержания общества». Социология изучает именно формы и способы взаимодействия людей. В этом еще одна специфическая черта социологического подхода. И экономика, и политика, и конф- 44 ликт —- все это виды взаимодействия. Но именно социология обращает внимание на различные социальные системы (группы, организации, партии, общество в целом) как особые конструкции взаимодействия. Согласно Т. Парсонсу, социология «изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем... равно как и силы, благоприятствующие интеграции или же препятствующие ей»*. Нигде более само это сцепление, взаимодействие, его механизмы, варианты, системы не становятся объектом специального анализа безотносительно к их конкретному содержанию, виду. , С этой характеристикой связан и еще один существенный аспект социологического анализа: все, что подвергается исследованию, исследуется с точки зрения интегрированности, включенности в общество как целое. Говоря о духовном мире личности, мы описываем его посредством понятий, которые несут скрытую информацию о включении данного индивида в определенное взаимодействие с другими, о том, что его культура, принятые им нормы поведения принимаются или не принимаются другими участниками социальных взаимодействий; говоря об экономике, мы рассматриваем экономику как подсистему общества, выявляя «каналы» включения экономики в целостную систему. Благодаря этому общество, а также акцент на интеграции присутствуют в социологическом анализе и непосредственно, и опосредованно, как определитель смысла происходящего в отдельных социальных процессах. Целостно-интеграционный подход социологии к социальным явлениям, при котором анализ функционирования общества, присущих ему норм, ценностей, стандартов взаимоотношений между людьми становится ключом к пониманию отдельных явлений, представляет собой огромное преимущество социологии не только с точки зрения адекватности реальной жизни («жизнеподобия»), но и с точки зрения прогноза, предупреждения отрицательных последствий осуществления тех или иных решений (в сфере экономики, политики). На преимущества целостно-интеграционного подхода социологии к явлениям сообществленной («социальной») жизни людей неоднократно указывали классики мировой науки, в том числе П. Сорокин: «В медицине существует процедура, которую обычно проделывает каждый компетентный врач: перед тем как диагностировать болезнь пациента, он исследует весь организм в целом и знакомится с историей его жизни. В социальных науках эта процедура, к сожалению, почти отсутствует, ибо ее необходимость еще * Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы, с. 364. не осознана. Как и в медицине, (узко) специализированный подход здесь становится плодотворным и разумным, лишь когда во внимание принимается все социокультурное пространство. В противном случае науке уготована судьба быть неадекватной и ложной. В большой семье общественных наук социология играет именно эту роль»*. Итак, целостно-интеграционный подход социологии к отдельным социальным явлениям дает ей огромное преимущество перед другими социальными науками. Экономическая наука, изучая специфические законы экономической жизни, вынуждена оперировать понятием homo economicus, обозначающим чисто экономическое существо, деятельность которого мотивирована сугубо рациональными утилитарными ориента-циями на получение экономического эффекта, прибыли. Homo economicus — это существо, лишенное антиэкономических религиозных убеждений («давать деньги в рост грешно»), альтруизма, соборности, эстетических вкусов и т.д., им движет только лишь рациональный расчет, только прибыль. Но homo economicus может существовать лишь в воображении ученого-экономиста. Как только он ступит на грешную землю социальной жизни, он сразу столкнется с неодолимым воздействием силы традиций, принятых стандартов поведения — всем социокультурным контекстом. Окажется, что люди вынуждены в экономике совершать не самые прибыльные, но зато приемлемые с точки зрения других людей действия. В абсолютизации homo economicus одна из причин трудностей прохождения либеральных реформ в России. Homo economicus, как и homo religiosus (существо, отрицающее мирское, телесное, утилитарное) и homo politicus — односторонние, нежизненные символы, абстракция. Homo socius «социологией рассматривается как одновременно и нераздельно экономический, политический, религиозный, этический, художественный, часто рациональный и утилитарный, часто нерациональный и даже иррациональный... В этом смысле социология изучает человека и социокультурное пространство такими, какими они есть на самом деле. В отличие от других наук, которые в целях аналитики рассматривают явления искусственно, выделяя их и полностью изолируя от остальных»**. Анализируя конкретную сферу жизни общества, например политику, социолог прежде всего изучает, как преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы. Социальные действия и * Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество, с. 170; См. также с. 162—163, 173—178; 188—189. ** Там же, с. 162—163. взаимодействия, социальные институты, группы, социальные статусы и роли, ценности, нормы, санкции — вот лишь некоторые своеобразные «хрусталики», сквозь призму которых социолог стремится осмыслить процессы, происходящие в политике или образовании, в семье или экономике. С этим обстоятельством тесно связано и еще одно свойство социологического видения. Социолог все анализирует с точки зрения интересов людей, их потребностей, ожиданий, предпочтений и настроений. Например, для правоведа проблема легитимности (законности) власти — это проблема соблюдения закона, законности в той форме, в которой она возникла исторически (обычное право, конституционное право и т.д.). Он анализирует внутреннюю логику эволюции форм законности, наличие противоречий в законах, их совершенство и т.д. Для социолога же проблема легитимности '■— это прежде всего проблема признания людьми власти. Иначе говоря, изучая проблемы политики или образования, демографии, социолог всегда учитывает интересы людей как общественных существ, их мотивы и ожидания, борьбу идей и судеб. Социология во всех случаях стремится прежде всего найти смысл, контекст, порожденный общественной, социальной природой существования человека. На наш взгляд, положение социологии в системе социальных наук в какой-то мере аналогично месту физики в системе естественных наук. Думается, отнюдь не случаен тот факт, что О. Конт, выдвигая идеи о новой науке об обществе, на первых порах использовал термин, введенный еще Т. Гоббсом, — «социальная физика». Базовые категории как раз и призваны дать описание основных простых и сложных форм социального взаимодействия, тех элементов, которые обеспечивают интеграцию людей в единое целое: социальное, социальное действие, социальная реальность, социальное взаимодействие, социальный институт, социальный статус, социальная роль, социальная структура, социальная общность, социальная группа, ценности, нормы, порядок. Рассмотрим соотношение социологии и таких, Социологию и историю объединяет опора на факты. Социология, и это убедительно показал М. Вебер в своих работах по истории хозяйства, религии и ее влиянии на тип хозяйственной деятельности, как и история, может базироваться на исторических фактах. Опора на исторический факт имеет как преимущества, так и ограничения. Одним из преимуществ является то, что исторический факт — это состоявшееся событие, в котором вполне проявились определенные социальные силы, механизмы, социальные взаимодействия. Другое преимущество — возможность наблюдать (а не предполагать) определенные следствия, тем самым выявляя закономерное, повторяющееся. Это в особенности касается не какого-то одного события, а больших исторических периодов, социальных циклов и т.д. Так, мы можем всесторонне проанализировать причины Великой французской революции, а также выявить ее социальные, экономические, духовные последствия как для Франции, так и для Европы в целом. Ограничением является то, что наука, в том числе и социологическая, вынуждена подчас опираться не на систему исторических фактов, а на отдельные, иногда разрозненные свидетельства. Подлинная картина происходившего нередко трудно поддается реконструкции из-за недостатка свидетельств, архивных материалов. Например, из-за неоднократных пожаров, уничтоживших главные архивы в средневековой Москве, трудно поддаются реконструкции многие важные события тогдашней Руси, что усложняет понимание процесса формирования русской государственности, культуры, взаимодействия азиатских и европейских элементов, традиций повседневной экономической, политической жизни и постоянно порождает острейшие дискуссии по этому поводу в современной публицистической и научной литературе. Вместе с тем имеются существенные различия в том, как анализируется и интерпретируется исторический факт в социологической и исторической науках. Эти различия обусловлены различиями наук номотетических и идиографических. Номотетические науки (от греч. nomos — закон) ищут в познании социума общее — законы функционирования и изменения общества, исследуют неизменное, повторяющееся в реальном течении событий — это науки о законах. Идиографические науки (от греч. idios — своеобразный, особый и grapho — пишу) описывают единичное в его конкретно-исторической форме, изучают однократное содержание явления — это науки о событиях. Социология, политология,'экономические науки относятся к но-мотетическим наукам, история, этнография — к идиографическим. Коренное отличие социологии от истории в том, что ее цель — объяснение повторяющегося, регулярного, типического, закономерного в истории основных форм социальной жизни. Однако сле- 48 дует учитывать, что любая номотетическая наука содержит в себе описательный элемент, а любая идиографичёская наука так или иначе основывается на знании законов изучаемого объекта. Метод социологии, который стремится объяснить повторяющееся, регулярное, — генерализирующий метод, т.е. обобщающий, отыскивающий главные, генеральные тенденции. Так, Э. Дюркгей-му пришлось проанализировать и обобщить огромный фактический материал, касающийся суицидальных явлений в различных обществах, культурных и социальных средах, демографических группах, чтобы выявить связь между увеличением числа самоубийств и «атомизацией» индивидов, нарушением социальных связей. Метод истории — это метод, преимущественно индивидуализирующий, рассматривающий социальное явление с точки зрения его неповторимых, индивидуальных характеристик. Социология и история — науки, взаимно обогащающие друг друга, совместными усилиями дающие более полную, глубокую и всестороннюю картину социальной реальности. Вместе с тем существует определенная опасность социологизации истории. Это происходит в том случае, когда исторически своеобразное явление пытаются подвести под заранее подготовленную жесткую (а иногда и неадекватную) схему, социологическую конструкцию. Так, не всегда закономерности, выявленные при изучении западной культуры и западного общества в целом, приемлемы для иных культур и обществ. гпииплпгиа и Сделав центром своих исследований взаимодей-ПСИХОЛОГИЯ ствие между людьми, социология должна тщательно и глубоко изучать духовную жизнь, ожидания, установки, мотивы, переживания, предпочтения действующих субъектов. И здесь возникает проблема различения.социологического и психологического подходов к изучению духовной жизни людей. Можно согласиться с П. Сорокиным, утверждавшим, что когда в исследовании основными показателями (переменными) считаются инстинкты, желания, воля, темперамент человека и на их основе анализируют его поступки, то в этом случае проводится психологическое исследование. Когда же ученый считает отправной точкой социальное положение человека, его статус, традиции, обычаи, он проводит социологическое исследование. Проанализируем, например, такое социальное явление, как взятка. Конкретный работник конкретного учреждения получил взятку. При изучении этого события можно предпочесть психологический анализ: определить силу воли этого человека, тип его темперамента, степень устойчивости психики. Это может объяснить, почему дан- ный человек потребовал взятку или как он поддался на уговоры взяткодателя и т.д. Можно провести и социологический анализ: попытаться определить, в какой социокультурной среде вырос и работает этот человек, на каких традициях воспитан, проследить его жизненный путь, общую социальную атмосферу и т.д. В данном случае мы выясним, какие социальные факторы могут способствовать появлению феномена взятки. Итак, первое отличие социологии от психологии: социология изучает не индивидуально-психические особенности человека, а социокультурные причины, последствия, меры предупреждения его поступков. Иными словами, социология объясняет явление не особенностями психики конкретного человека, а спецификой его статуса, места в социальных взаимодействиях, нормами, которые утвердились в данной среде, данном обществе. Второе отличие (которое обусловлено первым): для психолога психика конкретного человека — это всегда неповторимый, уникальный мир, социолог же рассматривает индивидуальную психику человека как стандартную способность понимать, воспринимать, желать и взаимодействовать с себе подобными. Социолог чаще всего отвлекается от индивидуальных особенностей восприятия, желаний, энергии данного человека. И в этом смысле психика для социолога — это типичная способность, присущая любому человеку. Третье отличие: для социолога человек интересен в первую очередь с точки зрения его рациональной составляющей, т.е. социология не изучает бессознательное, иррациональное. В истории науки были (и есть) попытки свести социологию к психологии, объяснить социальные явления особенностями человеческой психики (бихевиоризм, этнометодология и др.). Однако «объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества»*, а не в природе индивида. Важнейшие законы развития духовных феноменов могут быть поняты лишь исходя из познания логики социальных связей и взаимодействий, а не из познания темперамента, механизмов восприятия, памяти человека. Чем вызваны основные различия духовного мира американских -■* Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии, 1991, Этим и объясняется особое значение социологии в осмыслении духовной жизни людей. Она изучает, каким образом в ходе социальных взаимодействий создаются и меняются принятые и одобренные идеи, ценности, нормы, которые определяют поведение отдельных людей, а психология изучает, как индивидуальные особенности психики, восприятия сказываются на усвоении людьми этих идей и мотивов. Глава II. Теоретическая социология Запада: очерк истории и методологии ...Не существует критериев, которые позволили бы окончательно доказать превосходство одного из направлений социологии над остальными, поскольку вопрос о том, к какому знанию мы стремимся и до какой степени это знание применимо, есть экзистенциальный выбор. Пер Монсон, современный шведский социолог
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |