КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные последствия (эффекты) институализации 3 страница
Итак, общество, коллективные формы социальной жизни в результате институализации обретают свойство объективно не зависеть от людей, во многом предопределять их поведение. Этим объясняется появление таких выражений, как «Общество требует...», «Обществу это вредит...» и т.д. Однако не следует фетишизировать независимость социальных институтов, независимость их логики — мы сами изобрели их как гарантов предсказуемости поведения партнеров в важнейших сферах нашей жизни, как гарантов самовозобновления процесса удовлетворения наших потребностей; это наше с вами детище, которое с трудом, но все-таки можно изменить, создав на месте старых новую предсказуемость, самовозобновляемость новых взаимосвязей, новых норм, правил. СОЦИАЛЬНАЯ Отметим еще одно обстоятельство. Эффект структура независимых «ячеек», «пчелиных сот» форми- рует и особый инструмент анализа социальной жизни, в котором фокус внимания исследователя сосредоточен на социальной структуре. В социологии понятие структура одно из центральных, которое ощутимо отличается по своему содержанию от обывательского его понимания. Термин «структура» должен быть соотнесен со словом «система» — организация, целостность. Структура (в переводе с латинского — строение, расположение, порядок) — это внутреннее строение системы, то неизменное во внутренней организации системы, что делает эту систему относительно устойчивой, целостной и т.д. Следовательно, структура — это наиболее устойчивые, важные связи, взаимоотношения, «взаиморасположения» внутренней организации системы. Система (общество) сохраняется в данном виде до тех пор, пока ее элементы соподчиняются, взаимоотносятся определенным образом. Когда говорят «структура социальной системы», то имеют в виду повторяющиеся, относительно неизменные связи (взаиморасположения), которые и организуют прочную целостность, т.е. социальную систему. В современной социологии существует множество определений социальной структуры**, но фактически все социологи исполь- * См. об этом: Гидденс Э. Фуко о сексуальности. Луман Н. Любовь и брак. Идеология репродукции. В кн.: Социология сексуальности. —СПб., 1997. ** См.: Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель. В кн.: Американская социологическая мысль. — М., 1994; Ионин Л.Г. Культура и социальная структура//СОЦИС. — 1996. — № 2. зуютте характеристики, которые мы рассмотрели. Итак, социальная структура — это связи (взаиморасположения): • наиболее важные, устойчивые, неизменные, делающие эту си • независимые от сознания отдельных людей, новых поколе Соответственно, используя термин «социальная структура», мы говорим о своеобразном «бессмертном» костяке общества, подчеркиваем, что это неизменное предуказывает людям их поведение. Но на этом единство взглядов исследователей на социальную структуру нередко заканчивается. - Если социолог изучает общество как систему классов, социальных групп, а развитие общества понимает прежде всего как их конкуренцию и борьбу (марксизм, неомарксизм), то он рассматривает структурную организацию общества как устойчивые, неизменные макросвязи, взаимоотношения классов, социальных групп. Если же он изучает общество как систему институализирован-ных взаимодействий, то в этом случае на первый план выступают предуказывающие эталоны, статусно-ролевые стандарты поведения взаимоотношений между индивидами, занимающими те или иные «ячейки» общества. Это наиболее элементарные, далее несводимые базисные устойчивые связи внутренней организации того или иного общества, любой его составляющей. Именно эти статусно-ролевые базисные связи образуют, как мы уже отмечали, эффекты неодолимости, объективности, предстают как неодолимое, принуждающее. На наш взгляд, именно при таком «базисном» подходе социологи получают возможность понять первооснову того или иного общества, поскольку не концентрируют внимание на том, что на поверхности, а «зрят в корень». Изучая, к примеру, политическую систему того или иного общества, мы обращаем при этом внимание не только на внешне институциональную сторону (наличие парламента, президента и т.д.), а пытаемся дойти до сути ежедневно воспроизводимых на практике стандартов поведения и матриц взаимоотношений. И вдруг обнаруживаем, что за цивилизованными формами организации политической жизни могут скрываться полупатриархальные, во многом традиционалистские образцы поведения, отношений между гражданами и властью, членами парламента, правительством и депутатами, президентом и его окружением и т.д. (Вглядитесь в политическую жизнь многих постсоветских государств.) «Российская ситуация демонстрирует нам переплетение традиционных и харизматических способов обоснования легитимности власти при крайней неразвитости рациональных обоснований. В ходе перестройки, как известно, сформировался проект перехода к правовому государству, который безусловно не учитывал не толь- ко сложностей политических преобразований, но главным образом не считался со сложившимися стереотипами восприятия власти массовым сознанием»*. Вот почему, говоря о преобразованиях структуры общества, государства, социологи имеют в виду не только (и не столько) перетасовку крупных государственных учреждений, преобразования министерств, введение таких позиций, как «президент», «депутат» и т.д. (это во многом внешняя сторона вопроса), а изменения базовых, устойчивых поведенческих комплексов социальных действий, взаимосвязь которых и представляет общество. Социальная структура общества — это система наиболее ус
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |