Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Официально-деловая письменная речь 1 страница




По состоянию на 31 декабря 2010 г. организация создала резерв по сомнительным долгам в сумме 100 000 руб. В 2011 г. была списана сомнительная дебиторская задолженность - 180 000 руб., под которую ранее был создан резерв в размере 50% ее величины, в связи с невозможностью ее взыскания ввиду признания должника банкротом.

Если срок возникновения сомнительной задолженности составляет от 45 до 90 дней, в сумму резерва включаются 50% суммы выявленной задолженности.

По результатам инвентаризации по состоянию на 31 декабря 2011 г. выявлены два сомнительных долга покупателей:

- в сумме 50 000 руб. (просрочка по уплате на момент инвентаризации составила 50 дн.);

- в сумме 110 000 руб. (просрочка по уплате составила 95 дн.).

Таким образом, по итогам 2011 г. может быть создан резерв в сумме 135 000 руб. (50 000 руб. x 50% + 110 000 руб. x 100%).

Предположим, эта сумма не превышает 10% выручки, определенной в соответствии со ст. 249 НК РФ.

В бухгалтерском учете указанные операции должны быть отражены следующими записями:

31 декабря 2010 г.:

Д-т 91 К-т 63 - 100 000 руб. - сформирован резерв по сомнительным долгам;

в течение 2011 г.:

Д-т 63 К-т 62 - 90 000 руб. - списана задолженность за счет резерва;

Д-т 91 К-т 62 - 90 000 руб. - списана задолженность в сумме, превышающей сумму отчислений в резерв;

Д-т 007 - 180 000 руб. - списанная задолженность принята на забалансовый учет;

31 декабря 2011 г.:

Д-т 63 К-т 91 - 10 000 руб. - включена в состав доходов сумма резерва, созданного в 2010 г., не использованная в 2011 г.;

Д-т 91 К-т 63 - 135 000 руб. - сформирован резерв по сомнительным долгам по состоянию на 31 декабря 2011 г.

В налоговом учете в 2010 г. организация включила в состав внереализационных расходов сумму резерва в размере 100 000 руб., а в 2011 г.:

- сумму безнадежного долга, списанного в 2011 г., сверх суммы созданного резерва в размере 90 000 руб. (180 000 - 90 000);

- сумму резерва по сомнительным долгам в размере 125 000 руб. (135 000 - 10 000).

 

Организации необходимо учитывать требования о ретроспективном отражении изменений учетной политики. Если в прошлые годы резерв по сомнительным долгам не создавался, при отражении в бухгалтерской отчетности показателей дебиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2010 и 2009 гг. (в балансе), а также при отражении сумм прочих расходов и финансовых результатов в отчете о прибылях и убытках необходимо приводить данные показатели в значениях, которые имели бы место, если бы на эти даты тоже создавались резервы по сомнительным долгам.

 

4.2.2. Изменения в порядке признания и переоценки

внеоборотных активов

 

В отношении объектов внеоборотных активов в 2011 г. произошло сразу несколько изменений.

Во-первых, было повышено верхнее значение лимита стоимости основных средств с 20 000 до 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01). В конце марта 2011 г. (когда эти изменения вступили в силу) или позднее (в течение 2011 г.) организация могла внести изменения в учетную политику на 2011 г. и установить новый лимит.

Если лимит, установленный организацией, был повышен, ей следовало проверить записи по приобретению и созданию объектов основных средств после 1 января 2011 г. Если за этот период в состав основных средств были включены объекты стоимостью ниже нового лимита, организация должна была отсторнировать записи по оприходованию объектов, равно как и по начислению амортизации по ним, и учесть данные объекты в составе материальных запасов.

При составлении отчета за 2011 г. организации следует еще раз проверить, были ли записи I квартала приведены в соответствие нынешней редакции учетной политики, и если обнаружатся неисправленные записи, внести исправления в общем порядке.

Во-вторых, были изменены условия включения построенных объектов недвижимости в состав основных средств и начисления амортизации по ним (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, в ред. Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н).

Приказ Минфина России N 186н применяется при составлении бухгалтерской отчетности 2011 г., начиная с 1 января 2011 г. (Письмо Минфина России от 14.06.2011 N 07-02-06/106). Теперь неважно, поданы ли документы на государственную регистрацию права собственности и эксплуатируются ли данные объекты. Главное, чтобы по ним были закончены капитальные вложения. Значит, нужно проверить остаток по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы", и если обнаружится, что по каким-то объектам капитальные вложения уже завершены, а они еще не переведены в состав основных средств, необходимо исправить данное упущение: перевести их на счет 01 "Основные средства" и начать начислять по ним амортизацию. Это имеет значение и для правильного формирования налоговой базы по налогу на имущество.

В-третьих (пожалуй, самый сложный и спорный вопрос), изменились момент и порядок осуществления переоценки основных средств и нематериальных активов.

Согласно новой редакции ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007 с 2011 г. переоценку основных средств и НМА нужно производить не на 1 января года, следующего за отчетным (в межотчетный период, как это делалось раньше), а на 31 декабря отчетного года.

Если образуется уценка (сверх суммы осуществленных ранее дооценок), относить ее нужно не на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", а на счет 91 "Прочие доходы и расходы" (как это предусматривалось в первоначальной редакции вышеназванных ПБУ). И это логично: ведь если уценка производится на 31 декабря текущего года, соответствующий убыток является убытком этого года (в отличие от старого порядка, когда уценка, сделанная в межотчетный период по состоянию на 1 января следующего года, фактически приводила к необходимости изменять величину накопленной прибыли (убытка) прошлых лет на счете 84).

Составлять отчетность нужно с учетом ретроспективного подхода, применяемого как в случае изменения учетной политики (ПБУ 1/2008), так и при исправлении ошибок (ПБУ 22/2010), поэтому организации, которые в 2009 и 2010 гг. также производили переоценки, должны будут особенно аккуратно подойти к отражению их последствий.

Во-первых, при составлении бухгалтерского баланса (в частности, при заполнении строк "Основные средства", "Нематериальные активы", "Добавочный капитал (без переоценки)", "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)") нельзя просто перенести в колонки, предназначенные для данных на 31 декабря 2009 и 2010 гг., цифры, показанные в итоговых столбцах соответствующих годовых бухгалтерских отчетов за 2009 и 2010 гг. Ведь они показывались в "старой" отчетности без учета переоценки, осуществляемой на 1 января следующего года. А теперь надо представлять переоценку (как за 2011 г., так и за предшествующие годы) как совершенную 31 декабря.

Во-вторых, если имели место уценки, ранее отраженные на счете 84, теперь их нужно отражать как "прочие расходы". Это приводит к необходимости внесения изменений и в показатели отчета о прибылях и убытках за предыдущие годы.

Но, самая главная сложность заключается в следующем. При отражении показателей по состоянию на 31 декабря 2009 г. все довольно просто - по сути надо взять цифры из отчетности не 2009 г. (на конец года), а 2010 г. (по состоянию на 1 января 2010 г., с учетом произведенной переоценки). А вот как быть с переоценкой по состоянию на 1 января 2011 г.? На данный вопрос пока нет конкретного официального ответа.

Проблема заключается в следующем.

С одной стороны, в связи с внесением изменений в ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007 возникла коллизия по вопросу переоценки. Изначально на 1 января 2011 г. действовала еще старая редакция данных документов, в соответствии с которой переоценку следовало делать на начало года. Поэтому организации, в соответствии со своей учетной политикой проводившие такие переоценки, сделали это в общем порядке и на 1 января 2011 г. Однако в дальнейшем, когда в конце марта 2011 г. были приняты изменения, получился "разрыв":

- новая редакция указанных ПБУ, действие которой распространено задним числом на весь 2011 г., фактически должна применяться в отношении всех операций, совершаемых начиная с 1 января 2011 г., и позволяет производить переоценку лишь на конец отчетного года. В связи с этим первая переоценка может иметь место лишь по состоянию на 31 декабря 2011 г.;

- старая редакция, которая предписывала делать переоценку на начало года, применима лишь к отношениям, имевшим место до 31 декабря 2010 г. включительно (с 1 января 2011 г. действуют правила новой редакции).

А поскольку никаких дополнительных (особых) указаний в отношении "переходной" переоценки в нормативных актах нет, получается, что 1 января 2011 г. "выпало" из норм о переоценке. Новая редакция ПБУ, распространяющая свое действие на эту дату, не разрешает делать переоценку на начало года, а старая редакция к операциям на 1 января 2011 г. применяться уже не может... Ну и, безусловно, сделать переоценку 31 декабря 2010 г. однозначно нельзя - на эту дату еще действовала старая редакция.

Таким образом, если подходить к вопросу с формальной точки зрения, последней по старой редакции должна быть переоценка на 1 января 2010 г., а первой по новой редакции - переоценка на 31 декабря 2011 г. И между ними - два года, т.е. "выпадение" одной переоценки ввиду "разрыва" в действии документов.

С другой стороны, в указанных выше ПБУ и Методических указаниях N 91н подчеркивается: переоценка должна производиться регулярно, чтобы стоимость ОС и НМА, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной). Пропуск одной из переоценок (на 1 января 2011 г.) приведет к нарушению требования о регулярности.

Как уже отмечалось, официальных разъяснений, должна ли производиться переоценка на 1 января 2011 г. (отражаемая в отчетности за 2011 г. при формировании показателей на 31 декабря 2010 г.), пока не последовало. Правда, отчасти этот вопрос был затронут в Письме Минфина России от 25.10.2011 N 03-05-05-01/84. Руководствуясь старой редакцией ПБУ 6/01, организация произвела переоценку основных средств на 1 января 2011 г. В соответствии с новой редакцией этого документа переоценка должна делаться на конец года (на 31 декабря 2011 г.). Означает ли это, что в 2011 г. в отчетности будут отражены результаты двух переоценок? И надо ли производить пересчет налоговой базы по налогу на имущество за 2009 и 2010 гг.?

К сожалению, прямой ответ специалисты главного финансового ведомства так и не дали. Они лишь процитировали нормы ПБУ 6/01 в новой редакции (о переоценке на конец года) и обратили внимание на требование ПБУ 1/2008 о необходимости ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики.

Но в ответе на вопрос о налоге на имущество прозвучала интересная мысль: "Пересчет налоговой базы по налогу на имущество организаций за 2009 и 2010 гг. в связи с проведенной в 2011 г. переоценкой основных средств (курсив автора. - Н.Ш.) не производится". Значит, переоценка, произведенная в конце 2011 г. (на 31 декабря 2011 г.), в соответствии с требованиями новой редакции ПБУ 6/01 к налоговой базе по налогу на имущество за 2010 г. не может иметь никакого отношения в принципе. Вопрос, на который финансисты ответили отрицательно, возникает лишь в отношении переоценки, произведенной на 1 января 2011 г., которая должна отражаться в бухгалтерской отчетности исходя из ретроспективного подхода как проведенная 31 декабря 2010 г. Из чего можно сделать вывод: вероятно, специалисты все-таки склоняются к позиции о "сохранении" переоценки на 1 января 2011 г. как соответствующей требованию о регулярности осуществления переоценок, несмотря на "разрыв" в сроках действия редакций ПБУ.

Впрочем, ввиду отсутствия прямого разъяснения целесообразно урегулировать данный "переходный" момент в учетной политике организации.

По мнению тех, кто отдает приоритет регулярности, следует прописать переоценку основных средств на 1 января 2011 г. Организации, предпочитающие не производить переоценку на эту дату, также должны закрепить свое решение в учетной политике. Однако они должны иметь в виду: принятое ими решение не освобождает их от необходимости ретроспективного отражения изменений в учетной политике и соблюдения принципа регулярности переоценок при составлении бухгалтерской отчетности.

Иными словами, даже если переоценка на 1 января 2011 г. на счетах не отражена (сторнирована), при заполнении отчетных форм (в частности, баланса) данные по основным средствам и нематериальным активам (а также добавочному капиталу и нераспределенной прибыли в пассиве) нужно привести так:

- на 31 декабря 2011 г. - с учетом переоценки на эту дату (по новой редакции);

- на 31 декабря 2009 г. - с учетом переоценки, произведенной на 1 января 2010 г. и отраженной на счетах на эту дату (т.е. исходя из цифр, фигурировавших в отчетности за 2010 г. на начало отчетного года);

- на 31 декабря 2010 г. - все-таки ретроспективно, т.е. как если бы была произведена переоценка на эту отчетную дату (даже если фактических бухгалтерских записей по переоценке на 1 января 2011 г. нет).

 

4.2.3. Сокращение доходов и расходов будущих периодов

 

Следующий нюанс, на который организации нужно обратить внимание, - исключение из Положения N 34н таких объектов, как расходы и доходы будущих периодов.

Так, в новой редакции п. 65 Положения N 34н понятие "расходы будущих периодов" вообще не упоминается (хотя этот термин встречается в подзаголовке, предшествующем п. п. 63 - 65 - "Незавершенное производство и расходы будущих периодов"). Теперь в нем говорится, что "затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида".

Таким образом, признавать расходы будущих периодов можно лишь тогда, когда это прямо предусмотрено в ПБУ. В противном случае затраты, относящиеся к будущим периодам, должны быть учтены либо как формирующие стоимость других активов (например, как самостоятельный вид запасов), либо как расходы текущего периода.

Пункт 81 Положения N 34н, раньше определявший порядок признания доходов будущих периодов, вообще отменен (утратил силу согласно Приказу N 186н с 1 января 2011 г.).

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев организации теперь следует руководствоваться нормами ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н), т.е. признавать соответствующие суммы:

- либо текущими доходами и расходами единовременно в момент их возникновения (как, например, расходы, которые организация несет при оформлении лицензий);

- либо кредиторской или дебиторской задолженностью (авансами полученными и выданными), если не выполняются условия признания доходов и расходов (как, например, при внесении арендной платы за несколько месяцев вперед или при оформлении подписки на периодические издания).

Задействовать счета 97 "Расходы будущих периодов" и 98 "Доходы будущих периодов" и, соответственно, отражать их в бухгалтерском балансе (в частности, сальдо счета 97 - в составе прочих оборотных активов) можно лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено требованиями нормативных актов.

 

Обратите внимание! В Инструкции по применению Плана счетов остались указания по использованию счетов 97 "Расходы будущих периодов" и 98 "Доходы будущих периодов". Однако План счетов, в отличие от ПБУ, не является нормативным документом по бухгалтерскому учету (Письмо Минфина России от 15.03.2001 N 16-00-13/05).

Это, в частности, означает, что теперь отражать на счете 98 "Доходы будущих периодов" можно только:

- бюджетные средства, направленные коммерческой организацией на приобретение внеоборотных активов и материальных запасов (п. 9 ПБУ 13/2000);

- разницы между общей суммой лизинговых платежей согласно договору лизинга и стоимостью лизингового имущества (п. 4 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утв. Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15).

Применить счет 97 можно, например, в части учета фиксированных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности по лицензионным договорам (п. 39 ПБУ 14/2007).

Следовательно, при наличии сальдо по счетам 97 и 98 (по состоянию на 1 января 2011 г.) необходимо было также провести их детальный анализ и оставить на данных счетах лишь расходы и доходы, которые должны учитываться на этих счетах в силу прямого указания в соответствующих ПБУ. А остальные суммы - переквалифицировать и произвести исправительные записи по признанию текущих доходов и расходов либо по формированию кредиторской и дебиторской задолженности.

 

Глава 5. РЕФОРМАЦИЯ БАЛАНСА

 

Завершающей процедурой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является реформация бухгалтерского баланса. Ее целесообразно проводить после отражения результатов инвентаризации и исправления ошибок. Хотя, если ошибки за прошлый год выявлены уже после реформации баланса, но до утверждения годовой отчетности, это не препятствует их исправлению в установленном порядке - записями, датируемыми 31 декабря отчетного года, т.е. по сути задним числом. Однако в таком случае нужно корректировать и "реформационные" записи.

 

5.1. Задачи реформации

 

Формирование финансового результата в бухгалтерском учете и отчетности происходит по вполне закономерной и логичной схеме:

- финансовый результат текущего месяца формируется в разрезе обычных видов деятельности и прочих операций на синтетических счетах 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" (именно сальдо этих счетов показывает сумму прибыли или убытка, полученных от совершения соответствующих операций за один текущий месяц);

- финансовый результат текущего финансового года нарастающим итогом - с 1 января по последнее число предыдущего (последнего полного, завершенного) месяца - отражается на счете 99 "Прибыли и убытки" (сальдо этого счета на определенную дату показывает чистую прибыль или чистый убыток, полученный фирмой за все полные месяцы текущего года);

- финансовый результат за все полные, завершившиеся финансовые годы с момента регистрации фирмы - с учетом изъятия прибыли собственниками в виде дивидендов или доходов от вложенного ими капитала, а также направления прибыли на формирование резервного капитала и прочих операций с нераспределенной прибылью - накапливается на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Завершая очередной финансовый год, необходимо определить окончательный финансовый результат деятельности фирмы за этот период. Полученная по итогам года чистая прибыль или образовавшийся чистый убыток должны пополнить или уменьшить нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) фирмы, накапливаемые на счете 84 в течение всего "жизненного пути" фирмы. Это основная цель реформации баланса.

Схема применения счетов 90 и 91, предписанная Инструкцией по применению Плана счетов, подразумевает накопление развернутой информации о доходах и расходах, полученных и понесенных в течение календарного финансового года, на субсчетах, открываемых к данным счетам и имеющим "переходящее" сальдо на конец каждого месяца. Поэтому в процессе реформации баланса необходимо также "обнулить" эти субсчета, чтобы с 1 января следующего года начать формирование финансового результата нового года "с чистого листа". Это вторая задача, которую организации необходимо решить при реформации.

 

5.2. Закрываем счета 90 "Продажи"

и 91 "Прочие доходы и расходы"

 

Прежде чем приступить к этой ответственной работе, бухгалтеру организации необходимо проверить, отражены ли на счетах бухгалтерского учета результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой отчетности, а также убедиться, что все ошибки были исправлены. Ведь реформация баланса - это последние записи в финансовом году, датируемые 31 декабря и подводящие его итоги. Хотя, как уже отмечалось, в некоторых случаях может возникнуть необходимость исправить ошибки, обнаруженные уже после составления записей по реформации, и тогда надо уточнять и сами реформационные проводки.

 

5.2.1. Проводки по закрытию счета 90 "Продажи"

 

В течение года на субсчетах, открываемых к счету 90 нарастающим итогом, формируется информация о доходах и расходах по обычным видам деятельности.

Каждый субсчет на конец каждого месяца (и, соответственно, на начало следующего месяца, кроме января) имеет сальдо, отражающее величину выручки, полученной организацией (или сумму расходов, понесенных ею) с 1 января по последнее число данного месяца. Обороты за месяц по каждому субсчету отражают, таким образом, сумму выручки, полученной организацией в течение данного месяца (или понесенных ею расходов).

В соответствии с Планом счетов формирование информации о полученной в результате обычных видов деятельности выручке осуществляется на субсчете 90/1 "Выручка". Это единственный субсчет, имеющий однозначно "кредитовый" признак. Ведь суммы полученной выручки формируют кредитовый оборот счета в корреспонденции с дебетом счетов 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 50 "Касса" и др. Следовательно, сальдо у данного субсчета всегда кредитовое.

А для формирования информации о расходах на обычные виды деятельности Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрены следующие субсчета, однозначно имеющие "дебетовый" признак:

1) 90/2 "Себестоимость продаж" - для отражения:

- себестоимости проданной продукции (с кредита счетов 43 "Готовая продукция" или 45 "Товары отгруженные");

- покупной стоимости проданных товаров (с кредита счета 41 "Товары" или 45 "Товары отгруженные"), причем если товары в розничных торговых предприятиях учитываются по продажным ценам, по дебету субсчета 90/2 сторнировочной записью отражается также реализованная торговая наценка с кредита счета 42 "Торговая наценка";

- себестоимости выполненных работ и оказанных услуг (с кредита счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства");

2) 90/3 "НДС" - для отражения сумм налога, начисленных по операциям реализации продукции, товаров, работ и услуг в соответствии с действующим законодательством (гл. 21 НК РФ);

3) 90/4 "Акцизы" - для отражения сумм акцизов, если фирма продает произведенные ею подакцизные товары, подлежащие налогообложению, в соответствии с нормами гл. 22 НК РФ.

В рабочем плане счетов организация также должна предусмотреть и самостоятельно закодировать дополнительные субсчета как минимум для учета коммерческих расходов, списываемых со счета 44 "Расходы на продажу". Если учетной политикой организации предусмотрено отнесение общехозяйственных расходов в качестве условно-постоянных на уменьшение финансового результата от продаж (а не включение их в себестоимость производимой продукции), т.е. если организация закрывает счет 26 "Общехозяйственные расходы" на счет 90, а не 20 "Основное производство" или на счета 23 и 29, ей следует открыть к счету 90 отдельный субсчет для учета управленческих расходов. Данные субсчета также имеют однозначно "дебетовый" признак.

Такое накопление информации нарастающим итогом по субсчетам позволяет бухгалтеру без труда формировать промежуточный и годовой отчет о прибылях и убытках. Например, для заполнения первой строки отчета о прибылях и убытках (нетто-выручке) достаточно взять сальдо субсчета 90/1 и вычесть из него сальдо субсчетов 90/3 и 90/4. Если составляется годовой отчет, берется сальдо на 31 декабря до реформации баланса, а если, например, составляется отчет за полугодие, нужно взять сальдо данных субсчетов по состоянию на 30 июня.

Для заполнения второй строки отчета о прибылях и убытках, где должна быть отражена себестоимость продаж (т.е. себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг), берется сальдо счета 90/2. И так далее.

Однако синтетический счет 90 по итогам каждого месяца сальдо не имеет. Это достигается за счет использования "закрывающего" субсчета 90/9 "Прибыль/убыток от продаж", при помощи которого финансовый результат от обычных видов деятельности, полученный в текущем месяце, последним числом месяца списывается на счет 99 "Прибыли и убытки". Благодаря этому общая сумма оборотов и остатков по дебетам и кредитам субсчетов счета 90 оказывается равной и, следовательно, в итоге этот синтетический счет сальдо не имеет.

Субсчет 90/9 является активно-пассивным. Он может иметь либо дебетовое, либо кредитовое сальдо. Причем это сальдо "зеркально": если по итогам продаж получена прибыль, она отражается по дебету субсчета 90/9 (и кредиту счета 99), а убытки формируют кредитовое сальдо субсчета 90/9 (т.к. списываются в дебет счета 99).

В процессе реформации записями от 31 декабря отчетного года бухгалтеру необходимо "обнулить" все субсчета счета 90. В результате по состоянию на 31 декабря отчетного года и, следовательно, на 1 января следующего года никаких остатков по субсчетам данного счета быть не должно. Счет 90 должен быть готов к формированию финансового результата от продаж, полученного в новом году. Для этого необходимо списать остатки по всем субсчетам этого счета (кроме субсчета 90/9), сформировавшиеся до реформации по состоянию на 31 декабря отчетного года, на субсчет 90/9. А сам субсчет 90/9 при этом закроется "автоматически".

 

Пример. Бухгалтер торговой фирмы "Камелия" в январе 2012 г. производит реформацию баланса перед составлением годовой отчетности за 2011 г.

После отражения всех хозяйственных операций, включая исправление ошибок, по состоянию на 31 декабря 2011 г. до реформации баланса на счете 90 сформированы следующие остатки (по субсчетам в соответствии с рабочим планом счетов):

- на субсчете 90/1 "Выручка" - кредитовое сальдо в сумме 5900 тыс. руб.;

- на субсчете 90/2 "Себестоимость продаж" - дебетовое сальдо в сумме 1985 тыс. руб.;

- на субсчете 90/3 "НДС" - дебетовое сальдо в сумме 900 тыс. руб.;

- на субсчете 90/4 "Коммерческие расходы" - дебетовое сальдо в сумме 2457 тыс. руб.;

- на субсчете 90/9 "Прибыль/убыток от продаж" - дебетовое сальдо (прибыль) в сумме 558 тыс. руб.

Закрытие субсчетов счета 90 в процессе реформации баланса бухгалтер фирмы "Камелия" осуществит такими записями:

Д-т 90/1 К-т 90/9 - 5 900 000 руб. - списана годовая выручка;

Д-т 90/9 К-т 90/2 - 1 985 000 руб. - списана себестоимость продукции, проданной в течение года;

Д-т 90/9 К-т 90/3 - 900 000 руб. - списана годовая сумма НДС по проданной продукции;

Д-т 90/9 К-т 90/4 - 2 457 000 руб. - списана годовая сумма коммерческих расходов.

В результате вышеуказанных записей субсчет 90/9 закрылся "автоматически".

По состоянию на 31 декабря 2011 г. после реформации все субсчета счета 90 имеют нулевые сальдо. Следовательно, с 1 января 2012 г. формирование финансового результата от продаж нового года будет производиться "с чистого листа".

 

5.2.2. Проводки по закрытию счета 91

"Прочие доходы и расходы"

 

Порядок осуществления реформации счета 91 аналогичен рассмотренному выше.

В процессе реформации остатки по всем субсчетам этого счета, предусмотренным рабочим планом счетов организации (кроме субсчета 91/9), закрываются "зеркальными" записями на субсчет 91/9 "Сальдо прочих доходов и расходов". Сальдо субсчетов, на которых отражены прочие доходы, списывается с дебета данных субсчетов в кредит субсчета 91/9, а сальдо субсчетов, предназначенных для учета прочих расходов, списывается с кредита этих субсчетов в дебет субсчета 91/9.

 

Пример. В условиях предыдущего примера предположим, что после отражения всех хозяйственных операций (включая результаты инвентаризации и исправления ошибок) по состоянию на 31 декабря 2011 г. до реформации баланса на счете 91 сформированы следующие остатки (по субсчетам в соответствии с рабочим планом счетов организации):

- на субсчете 91/1 "Проценты к получению" - кредитовое сальдо в сумме 10 000 руб.;

- на субсчете 91/2 "Проценты к уплате" - дебетовое сальдо в сумме 85 000 руб.;

- на субсчете 91/3 "Прочие доходы" - кредитовое сальдо в сумме 120 000 руб.;

- на субсчете 91/2 "Прочие расходы" - дебетовое сальдо в сумме 106 000 руб.;

- на субсчете 91/9 "Сальдо прочих доходов и расходов" - кредитовое сальдо (превышение прочих расходов над прочими доходами) в сумме 61 000 руб.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.