Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Официально-деловая письменная речь 3 страница




 

6.2.2. Практическое применение допущения

непрерывности деятельности

 

Практическая реализация допущения непрерывности деятельности проявляется при составлении баланса организации. В частности, отражая операции с контрагентами и формируя дебиторскую и кредиторскую задолженность, бухгалтер исходит из предположения, что в отношении этих контрагентов тоже применимо допущение непрерывности деятельности, т.е. они своевременно и в полном объеме рассчитаются с его организацией, и покупатель не является фирмой-однодневкой.

Заключая договор с поставщиком или подрядчиком, руководство фирмы предполагает следующее: данный поставщик будет исполнять свои обязательства по договору, с ним будут налажены стабильные и долговременные отношения и, соответственно, получая от него ценности, работы и услуги, бухгалтер будет отражать кредиторскую задолженность, которая подлежит своевременному погашению. И так далее.

 

6.2.3. Последовательность применения учетной политики

 

Допущение последовательности применения учетной политики связано с допущением непрерывности деятельности организации. Если бухгалтер, разрабатывающий учетную политику, предполагает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, он будет подбирать способы бухгалтерского учета, позволяющие много лет единообразно отражать в нем хозяйственные операции. В результате он постарается сформировать учетную политику, которую можно спокойно применять из года в год, не внося в нее изменения без крайней необходимости.

Это допущение важно прежде всего для обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской отчетности организации за несколько отчетных периодов. Ведь это один из важнейших факторов, влияющих на качество анализа финансовой отчетности организации, в частности на содержательность и репрезентативность аналитических показателей, обоснованность выводов по результатам анализа. Если в разные годы организацией применялись разные методы оценки объектов учета, разные методики распределения затрат и т.д., в отчетности были отражены несопоставимые показатели и возникшие отклонения объясняются не только (а иной раз и не столько) качественными изменениями в деятельности организации, сколько простым фактом изменения методики формирования соответствующего показателя.

Пожалуй, каждый практикующий бухгалтер прекрасно понимает: прибыль - понятие относительное, ее величина зависит не только от масштабов и эффективности деятельности (объема продаж, уровня цен, себестоимости, переменных и постоянных расходов и т.д.), но и от применяемых учетных процедур и методик. То же самое можно сказать о показателях финансовой устойчивости и ликвидности баланса. Например, если амортизация основных средств начисляется методом уменьшаемого остатка или по сумме чисел лет срока полезного использования, в первые годы эксплуатации объекта сумма амортизации окажется значительно выше (и, соответственно, сумма прибыли - значительно ниже), чем при использовании линейного метода, а остаточная стоимость таких основных средств, отражаемая в бухгалтерском балансе, и сумма налога на имущество окажутся значительно ниже, чем при линейном методе. Если учетной политикой фирмы предусмотрено, что счет 26 "Общехозяйственные расходы" закрывается на счет 20 "Основное производство" (т.е. управленческие расходы включаются в себестоимость готовой продукции), и при этом фирма имеет значительные остатки непроданной готовой продукции и незавершенного производства, ее бухгалтерская прибыль окажется значительно выше, чем была бы в случае, если бы счет 26 "Общехозяйственные расходы" закрывали ежемесячно на счет 90 "Продажи".

При первом варианте часть управленческих расходов "осядет" в балансе (в стоимости непроданной продукции и незавершенного производства, отражаемой в составе статьи "Запасы", в оборотных активах), а в отчет о прибылях и убытках (в уменьшение финансового результата отчетного периода) попадет только их часть, приходящаяся на проданную в данном периоде продукцию.

Таким образом, сами по себе различия в учетной политике разных организаций представляют собой проблему, усложняющую проведение сравнительного анализа финансовых показателей нескольких организаций. Неслучайно действующие положения по бухгалтерскому учету (как в России, так и в других странах и в системе МСФО) предписывают, чтобы организации, публикующие свою отчетность, раскрывали в пояснительной записке определенную информацию о содержании своей учетной политики. Ее наличие позволяет более четко видеть различия, обусловленные именно методологией учета, и проводить более качественный анализ деятельности разных предприятий, что весьма важно для инвесторов и кредиторов, которым необходимо оценивать одновременно несколько предприятий на предмет их инвестиционной привлекательности или кредитоспособности.

Если же организация изменяет учетную политику, возникает дополнительная проблема сопоставимости информации об одной и той же организации, сформированной в разные отчетные периоды (в периоды действия разных учетных политик). Неслучайно ПБУ 1/2008 (как и его "аналоги" в МСФО и в зарубежных системах учета) требует выполнять определенные процедуры, позволяющие предоставить пользователям отчетности необходимую информацию, связанную с изменением учетной политики. Об этом мы уже говорили в гл. 4.

Учетная политика не должна изменяться без особой необходимости. Следует придерживаться одних и тех же способов и методов документирования, оценки, отражения хозяйственных операций из года в год, сводя изменения к минимуму. Это особенно актуально для крупных организаций, имеющих много филиалов и представительств: ведь изменения учетной политики, инициированные бухгалтером головной организации, придется доводить до бухгалтеров всех обособленных подразделений, что может оказаться весьма затратной процедурой, а само изменение - весьма неэффективным.

В связи с этим бухгалтеру совершенно не нужно каждый год утверждать заново учетную политику на следующий год. Более того, в приказе об утверждении учетной политики, по идее, не должно быть указания на конкретный год. Если фирма создана в феврале 2012 г., при оформлении ее учетной политики не нужно писать, что это "Учетная политика на 2012 г."; исходя из допущения последовательности применения учетной политики, эта же самая учетная политика должна применяться и в 2013, и в 2014 гг... Так что вполне можно назвать самый первый приказ, например, так: "Об утверждении учетной политики ЗАО "Малинка", без уточнения года, а в дальнейшем (если все-таки возникает необходимость изменять учетную политику) принимать приказы "Об изменении учетной политики ЗАО "Малинка" с указанием, с какого момента вступает в силу очередная редакция учетной политики. И, безусловно, следует хранить не только действующую, но и предыдущие редакции учетной политики: в ходе проверок за прошлые годы будет иметь значение не текущая редакция, а та, которая действовала на момент совершения той или иной операции (в том или ином году).

 

6.2.4. Допущение временной определенности фактов

хозяйственной деятельности, или метод начислений

 

Наконец, четвертое допущение - это условие о том, что факты хозяйственной деятельности организации должны относиться к отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с ними.

По сути, допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности - основа для применения метода начислений, общепринятого и единственно допустимого метода отражения операций в бухгалтерском учете.

Правда, тут есть одно исключение: малые предприятия, соответствующие критериям субъектов малого предпринимательства и не являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, имеют право вести бухгалтерский учет по упрощенной форме, применяя кассовый метод учета доходов и расходов. Они вправе отступить от допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Такая возможность по большому счету была предусмотрена для них давно - об этом говорится в п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н), в п. 5 Письма Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 11.06.2009 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства", которое было размещено в 2009 г. на сайте Минфина России, и в Информации Минфина России N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства".

Однако в 2010 г. эта возможность приобрела "официальный статус". В соответствии с Изменениями, внесенными в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н, действие которых было распространено задним числом на весь 2010 г., вышеуказанные малые предприятия имеют полное право признавать в бухгалтерском учете выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (при соблюдении условий, установленных пп. "а" - "в" и "д" п. 12 ПБУ 9/99, независимо от момента перехода права собственности на продукцию и товары, оказания услуги или приемки заказчиком работ). Но в этом случае и расходы им придется признавать по мере погашения задолженности (абз. 2 п. 18 ПБУ 10/99). Другими словами, кассовый метод распространяется на все операции. Иной комбинации (признавать доходы кассовым методом, а расходы - по методу начислений) быть не может.

Поэтому бухгалтеру и руководителю малого предприятия надо взвесить все "за" и "против" и решить, что удобнее и выгоднее. В частности, если малое предприятие применяет "упрощенку", при которой кассовый метод обязателен, вполне логично использовать его и в бухучете. Это, конечно, не избавит организацию полностью от расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом. Ведь даже если организацией выбран объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", перечень расходов, которые можно признать в налоговом учете и отразить в книге учета доходов и расходов, ограничен ст. 346.16 НК РФ. В бухгалтерском учете признаются все фактически осуществленные расходы. С другой стороны, если малое предприятие применяет общий режим налогообложения и использует в целях исчисления налога на прибыль метод начислений, удобнее и в бухгалтерском учете придерживаться того же метода.

В любом случае принятое решение (о применении или неприменении метода начислений) должно быть прямо закреплено в учетной политике малого предприятия.

А вот бухгалтерам организаций, не соответствующих критериям субъектов малого предпринимательства, не остается ничего иного, как пользоваться методом начислений. Тем более что этот метод является общепризнанным в мировой практике бухгалтерского учета, и именно он позволяет наиболее полно и достоверно отражать финансовое положение и результаты деятельности предприятия. Например, формировать прибыль или убыток от продажи отгруженной продукции, сданных работ, оказанных услуг вне зависимости от факта поступления денежных средств (а если кому-то интересно, сколько денег фактически приходило от покупателей и уходило на оплату различных расходов, можно посмотреть отчет о движении денежных средств в составе годовой бухгалтерской отчетности), а также показывать в полном объеме дебиторскую и кредиторскую задолженность, возникшую в результате совершенных операций и подлежащую погашению в будущем, что позволяет помимо прочего оценивать и прогнозировать ликвидность баланса и платежеспособность предприятия.

Хотя, конечно, применение метода начислений приводит к некоторым "парадоксам", которые могут быть непонятны тем, кто не знаком с бухгалтерской процедурой и методологией. Так, в результате анализа по данным отчета о прибылях и убытках предприятие может выглядеть весьма рентабельным, но при этом денежные потоки, отраженные в отчете о движении денежных средств, могут быть удручающими, и предприятие фактически может оказаться неплатежеспособным.

Такое может произойти, например, если в течение отчетного периода было отгружено много продукции и, соответственно, в учете была признана выручка от продаж, списана проданная продукция, отражены расходы, связанные с продажей, и выявлен финансовый результат, т.е. прибыль от продаж, но большинство покупателей еще не рассчитались, в связи с чем в балансе "зависла" значительная дебиторская задолженность, а "живого" притока денежных средств не наблюдалось или он был незначительным.

И наоборот: предприятие может обладать высокой ликвидностью и иметь значительный положительный денежный поток (т.е. денежные поступления могут существенно превышать денежные выплаты), но при этом прибыль и рентабельность окажутся весьма низкими. Например, если в течение отчетного периода было получено много авансов и предоплат (т.е. было поступление денежных средств), но продукция еще не была отгружена, работы - выполнены, услуги - оказаны (а потому выручка еще не была признана, а прибыль от продаж - сформирована).

Таким образом, исходя из метода начислений прибыль формируется "на бумаге" независимо от факта поступления или расходования денег. А денежные потоки формируются в "реальной жизни", когда "живые" деньги приходят или уходят, независимо от факта и момента выполнения работ, оказания услуг, отгрузки продукции и товаров (например, если поступила предоплата, это приведет к увеличению денежного потока, хотя ни о каком формировании выручки и прибыли еще и речи не будет).

Впрочем, конечно, никто не утверждает, что формирование прибыли и движение денег вообще не связаны друг с другом. Безусловно, увеличение объемов продаж и рост прибыли должны приводить к увеличению денежных потоков, и наоборот. Однако между прибылью и деньгами действует множество дополнительных факторов.

Тем не менее наличие такого "парадокса" при применении метода начислений привело к необходимости включать в состав бухгалтерской отчетности отдельной формой отчет о движении денежных средств - единственную форму, составляемую именно "кассовым методом".

 

6.3. Практические аспекты выполнения требований ПБУ 1/2008

 

Теперь обратим внимание на некоторые нюансы, связанные с исполнением требований, изложенных в ПБУ 1/2008.

 

6.3.1. Требования полноты и своевременности

 

Для того чтобы обеспечить полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете и отчетности организации фактов хозяйственной деятельности, необходимо, чтобы эти факты (хозяйственные операции) сразу оформлялись соответствующими первичными документами, которые должны сразу передаваться в бухгалтерию для отражения операций на бухгалтерских счетах.

Значит, организации необходимо четко организовать документооборот. Для этого ей нужно разработать эффективный график документооборота (который утверждается в составе учетной политики организации) и ознакомить с ним всех сотрудников. Согласно п. 3 ст. 7 Закона N 129-ФЗ требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации, а не только для сотрудников бухгалтерии. Эту норму имеет смысл напомнить сотрудникам организации. Вообще целесообразно сделать выписки из графика документооборота для каждого сотрудника (каждой должности) и выдавать их вместе с должностными инструкциями. Каждый сотрудник должен четко знать, какие документы он должен составлять, в каком количестве экземпляров, в какие сроки, кому и когда их передавать, и т.д. Можно также предусмотреть меры ответственности (штрафные санкции) за нарушение графика документооборота (например, за нарушение сроков сдачи первичных документов в бухгалтерию, нарушения, допущенные при оформлении первичных документов, и т.д.).

Кроме того, безусловно, от всех сотрудников бухгалтерии требуется проявлять ответственность и самодисциплину, чтобы работа была слаженной, а бухгалтерия "работала как часы". Организаторские способности и навыки эффективного планирования времени особенно нужны бухгалтеру при подготовке годовой отчетности, а также проведении различных проверок в организации.

 

6.3.2. Требование осмотрительности

 

Это требование предполагает большую готовность признавать в бухгалтерском учете расходы и обязательства, чем возможные доходы и активы, не допуская создания скрытых резервов. Иными словами, в бухгалтерской отчетности следует отражать максимально реалистичную информацию, руководствуясь принципом "если произойдет все самое худшее". А оценку активов организация должна производить по "меньшей из учетной и рыночной цен".

Например, если материалы приобрели и приняли к учету по цене 100 руб. за единицу, а на момент составления годовой отчетности цена аналогичных материалов выросла до 120 руб. за единицу, бухгалтер должен отразить остатки материалов в балансе исходя из учетной цены 100 руб. за единицу (поскольку она ниже). В этом случае никакие дополнительные записи делать не нужно, в баланс нужно перенести дебетовое сальдо счета 10 "Материалы" по состоянию на 31 декабря (плюс/минус сальдо счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей", если учетной политикой организации предусмотрено использование счетов 15 и 16).

А вот если материалы покупали и учитывали по той же цене (100 руб. за единицу), а по состоянию на 31 декабря рыночная стоимость аналогичных материалов сократилась, например, до 70 руб. за единицу, бухгалтер должен отразить данные материалы в балансе исходя из оценки 70 руб., потому что рыночная цена оказалась меньше учетной. Для этого организация должна создать резерв под снижение стоимости материальных ценностей (по 30 руб. за каждую единицу материала по состоянию на 31 декабря). Его формирование отражается записью по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей". Отчисления в резерв уменьшают финансовый результат отчетного периода. Они представляют собой расход в виде "досрочного" признания убытка, который может образоваться из-за колебания рыночных цен, если стоимость данных материалов в дальнейшем не возрастет.

Такое требование, в частности, содержится в п. 20 Методических указаний по учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н) и в Инструкции по применению Плана счетов. В этом случае в годовом балансе показывается дебетовое сальдо счета 10 "Материалы" по состоянию на 31 декабря (плюс/минус сальдо счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей", если учетной политикой предусмотрено использование счетов 15 и 16) за вычетом кредитового сальдо счета 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" на 31 декабря. Другими словами, в балансе отражается рыночная стоимость остатка материалов, минимальная сумма, за которую в случае необходимости организация сможет реально продать их.

Требование осмотрительности реализуется и при создании других оценочных резервов - под обесценение финансовых вложений, по сомнительным долгам. Цель та же - отражать активы в их "реальной" оценке, исходя из сумм, которые организация фактически может рассчитывать получить в сложившихся обстоятельствах.

Предположим, покупателю была отгружена продукция на 500 тыс. руб. Соответственно по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" была сформирована дебиторская задолженность покупателя на эту сумму. Но в ходе инвентаризации расчетов перед составлением годовой отчетности организацией было установлено, что покупатель уже нарушил срок оплаты по договору, у него серьезные финансовые затруднения. По оценке специалистов, организации вряд ли удастся взыскать с дебитора всю сумму. Вероятнее всего, данный покупатель сможет заплатить организации только 300 тыс. руб. Бухгалтеру организации не следует отражать в балансе всю сумму дебиторской задолженности (500 тыс. руб.), ведь тогда активы будут завышены и соответственно будут искажены показатели ликвидности и платежеспособности. Чтобы отразить ситуацию реалистично, организации нужно сформировать резерв по сомнительным долгам в сумме 200 тыс. руб. записью по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам". В результате:

- в балансе будет показана разница между дебетовым сальдо счета 62 и кредитовым сальдо счета 63 (в данном случае 300 тыс. руб.), т.е. сумма дебиторской задолженности, которая реально ожидается к погашению;

- финансовый результат отчетного периода будет уменьшен на сумму созданного резерва (200 тыс. руб.). Организация фактически досрочно спишет убыток, скорее всего образовавшийся из-за неполного погашения задолженности покупателя (хотя официально эта задолженность еще не списана и, возможно, в будущем покупатель рассчитается полностью - тогда сумму созданного ранее резерва бухгалтер спишет обратной записью, на увеличение текущего финансового результата).

 

6.3.3. Требование приоритета содержания перед формой

 

Это требование подразумевает, что факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Именно это требование, пожалуй, является самым сложным с точки зрения его практического применения.

Основанием для отражения хозяйственных операций в учете являются первичные документы, которыми оформляются операции, совершаемые в рамках различных договоров. Например, товары, материалы поступают от поставщиков и отгружаются покупателям в рамках договоров купли-продажи или поставки. Имущество принимается в аренду и арендная плата уплачивается на основании договора аренды. Заработная плата начисляется работнику на основании трудового договора (с учетом условий коллективного договора и применяемой в организации системы оплаты труда). Если с физическим лицом заключен не трудовой, а гражданско-правовой договор, ему будет начисляться и выплачиваться не зарплата, а вознаграждение по этому договору, несколько изменится и порядок исчисления страховых взносов...

Как правило, именно условия договоров, в рамках которых осуществляются те или иные операции, а также требования законодательства, регламентирующие данные операции и сделки, имеют решающее значение при документальном оформлении и отражении хозяйственных операций. Иными словами, чаще всего на практике имеет место обратный принцип: решающей является именно правовая форма, а не экономическая сущность операции. Так, некоторое время назад, если две организации хотели "обменяться" товарами, имеющими одинаковую стоимость, с точки зрения учета и особенно налогообложения (прежде всего НДС) имело принципиальное значение, как именно эта сделка оформлялась - как договор мены или как два "независимых" договора купли-продажи с последующим взаимозачетом.

Если оформлялся договор мены, сначала НДС, предъявляемый к вычету, считали исходя из учетной стоимости переданных ценностей. Позднее его стали принимать к вычету в размере, установленном договором и указанном в счете-фактуре, но только при условии фактического перечисления суммы НДС партнеру, т.е. сторонам договора приходилось "гонять" НДС деньгами, а по бартеру зачитывалась только "чистая" стоимость ценностей без НДС. Во втором случае НДС полностью принимался к вычету в одинаковых суммах. С точки зрения бухучета, разница остается и сейчас. Как мы уже отмечали, в рамках договора мены, чтобы списать имущество с баланса и принять встречное имущество на баланс, необходимо, чтобы обе стороны выполнили свои обязательства. В противном случае возникает необходимость использовать счета 002 и 45. Если заключены "независимые" договоры купли-продажи, не содержащие особых условий о переходе права собственности, бухгалтер может отразить выручку и списать с баланса стоимость переданных ценностей (на счете 90 "Продажи"), а при получении встречных ценностей - принять их на баланс (например, на счет 10 "Материалы", 41 "Товары" и т.д.). При этом не имеет значения, исполнила ли свои обязательства вторая сторона. А для проведения зачета встречных требований достаточно волеизъявления одной из сторон. Другая сторона не вправе отказываться - так что никаких рисков "незачета" по вине одной из сторон при таком варианте нет (ст. 410 ГК РФ).

Неслучайно в наше время бухгалтеру приходится быть еще и юристом, и кадровиком, и отчасти налоговиком... И то, что договорная политика организации имеет прямое отношение к налогообложению и бухгалтерскому учету, безусловно, нужно принимать во внимание.

Однако можно привести и примеры, когда экономическая сущность действительно должна быть поставлена выше правовой формы.

Так, стороны договора купли-продажи могут предусмотреть особый момент перехода права собственности на товары, например только после его полной оплаты покупателем. По общему правилу покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать товар или распоряжаться им иным образом (ст. 491 ГК РФ). Но есть и исключения - если иное предусмотрено законом или договором либо вытекает из назначения и свойств товара.

Предположим, товар является скоропортящимся. Покупатель с учетом конкретных обстоятельств может принять решение продать его в тот момент, когда он еще не стал его собственностью (но фактически находится у него). Если покупатель будет ждать, пока у него появится возможность рассчитаться с поставщиком, товар может испортиться, поставщику он должен будет заплатить в любом случае полную сумму, даже если понесет убытки от продажи товара.

И вот тут вступает в действие требование приоритета содержания перед формой. С одной стороны, покупатель на момент реализации товара так и не получил право собственности на него, а потому формально не имел права принимать его на баланс и осуществлять его продажу. Но, учитывая условия хозяйствования и экономическое содержание совершенных операций, а также помня об исключении, содержащемся в ст. 491 ГК РФ, бухгалтеру покупателя следует отразить оприходование и продажу товара на балансовых счетах. Кроме того, целесообразно уведомить поставщика о совершенных операциях: ведь товар, который он учитывает на счете 45, с момента его продажи покупателем фактически уже не находится у покупателя, а передан конечному потребителю (или иному лицу).

На практике бывают случаи, когда уже исполненный договор может быть признан недействительным, и тогда все, что было получено по сделке, надо вернуть (а переданное по сделке - принять обратно). В таких ситуациях, если руководствоваться приоритетом экономического содержания перед правовой формой, нужно отражать в учете все совершенные операции - как "прямые" в рамках исполнения сделки (в период фактического совершения данных операций), так и "обратные" в процессе реституции (после признания сделки недействительной).

А вот если бухгалтер отдает предпочтение приоритету правовой формы перед содержанием, он будет корректировать (сторнировать) операции, совершенные в прошлом, когда имело место исполнение признанного недействительным договора.

В подобных ситуациях желательно предварительно согласовать порядок действий с контрагентом, чтобы обе стороны рассматривали ситуацию одинаково, ведь от этого зависит порядок документального оформления операций, в частности выставления или невыставления счетов-фактур при реституции. И, конечно, во избежание претензий со стороны контролирующих органов следует закрепить выбранный порядок учета в учетной политике.

 

6.3.4. Требование непротиворечивости

 

Требование непротиворечивости подразумевает необходимость обеспечить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

Реализация данного требования предполагает прежде всего грамотную разработку рабочего плана счетов организации, чтобы субсчета и аналитические счета, открываемые в развитие синтетических счетов, охватывали все разновидности соответствующих видов активов и обязательств и максимально полно раскрывали всю аналитику по каждому счету.

Кроме того, выполнение требования непротиворечивости достигается строгим соблюдением бухгалтерской процедуры при отражении хозяйственных операций в накопительных первичных документах, учетных регистрах аналитического и синтетического счета, на синтетических и аналитических бухгалтерских счетах.

 

6.3.5. Требование рациональности

 

Учетная политика должна быть составлена так, чтобы обеспечить рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Если речь идет о микропредприятии, применяющем "упрощенку", где единственный учредитель является одновременно и директором, и бухгалтером, рациональным вариантом будет ведение учета (книги учета доходов и расходов) вручную, и даже компьютер и специальную бухгалтерскую программу покупать нецелесообразно (экономически невыгодно).

Для крупного предприятия, имеющего филиалы и представительства, зависимые и дочерние организации, в т.ч. за рубежом, которое должно составлять консолидированную бухгалтерскую отчетность, причем не только по российским стандартам, но и по МСФО, по US GAAP, рациональным и экономически обоснованным будет ведение учета с помощью приобретенной дорогостоящей компьютерной программы. Она позволит формировать информацию по требованиям различных учетных стандартов, а также осуществлять анализ и бюджетирование, внедрить систему управленческого учета и внутренней отчетности, решать многие другие задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.