КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Официально-деловая письменная речь 10 страница
К дополнительным данным, раскрываемым в пояснительной записке, можно, в частности, отнести информацию: - об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта; - чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях; - событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности; - прекращенных операциях; - связанных сторонах (п. 27 ПБУ 4/99). Кроме того, в соответствии с п. 39 ПБУ 4/99 организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В частности, могут раскрываться: - динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; - планируемое развитие организации; - предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; - политика в отношении заемных средств, управления рисками; - деятельность организации в области НИОКР; - природоохранные мероприятия; - иная информация. Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм. При раскрытии дополнительной информации, например о природоохранных мероприятиях, приводятся: - основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды; - влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году; - характеристика финансовых последствий для будущих периодов; - данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходах на охрану окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.
13.4. Отступления от ПБУ
В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности (п. 25 ПБУ 4/99). Впрочем, действующее законодательство в сфере бухгалтерского учета допускает случаи, когда организация может отступить от норм ПБУ и иных нормативных документов, если она сможет доказать, что эти нормы не позволяют достоверно отразить результаты деятельности и ее финансовое положение в бухгалтерской отчетности. Однако все существенные отступления должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности с указанием: - причин, вызвавших эти отступления; - влияния, которое данные отступления оказали на понимание состояния финансового положения организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. При этом необходимо обеспечить подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступления от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности. То же самое касается отступлений от допущений, предусмотренных в п. 5 ПБУ 1/2008.
13.5. Изменения учетной политики
Особые требования ПБУ 1/2008 устанавливает в отношении раскрытия информации об изменении учетной политики. В пояснительной записке следует объявить об изменениях учетной политики на год, следующий за отчетным. Например, в пояснительной записке к отчетности за 2011 г. нужно объявить об изменениях учетной политики на 2012 г., в т.ч. вызванных принятием новых ПБУ или изменением действующих нормативных документов. Также в пояснительной записке нужно описать, какие изменения были внесены в учетную политику на отчетный год и, соответственно, исходя из каких положений производились оценка и отражение в бухгалтерском учете и отчетности тех или иных активов и операций в отчетном году. Однако просто перечислить изменения в пояснительной записке недостаточно. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении (п. 13 ПБУ 1/2008). Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. Если изменение учетной политики было вызвано изменением законодательства о бухгалтерском учете, его последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным актом. Если документом этот порядок не установлен, последствия изменения учетной политики отражаются в следующем порядке. Если указанные последствия оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, их следует отражать в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключение составляют случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. Подробно о ретроспективном методе мы рассказали в гл. 4 данной книги. В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).
13.6. Табличный формат для бывшей формы N 5
Как уже подчеркивалось, формы N 5 теперь нет. Есть некий набор рекомендованных таблиц, раскрывающих дополнительную информацию, необходимую для углубленного изучения и анализа основных форм. Если у организации нет соответствующих объектов учета (например, НИОКР, нематериальных активов, средств государственной помощи и т.д.), представлять рекомендованные для этих объектов пустые таблицы не надо. В крупных организациях, где достаточно много таких пояснений, целесообразно приводить все рекомендованные таблицы по порядку (по аналогии со старой формой N 5) после остальных отчетов, а уже затем представлять текстовую пояснительную записку. Небольшие организации между отчетами и собственно пояснительной запиской могут представлять лишь наиболее объемные таблицы (например, по дебиторской и кредиторской задолженности, структуре затрат), а остальную информацию раскрывать уже по тексту пояснительной записки. Причем делать это нужно либо прямо в текстовом формате (по тексту или в виде оформленного нумерованного либо маркированного списка), либо путем включения в текст пояснительной записки таблиц, разработанных самостоятельно, но с оглядкой на рекомендованные в Приказе N 66н. Вполне возможен вариант, когда абсолютно вся информация из пояснений (в т.ч. в виде рекомендуемых таблиц) приводится исключительно по тексту пояснительной записки. Сначала идут обязательные табличные отчетные формы (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании полученных средств), и сразу же за ними начинается собственно пояснительная записка в текстовой форме, в которой по мере необходимости могут появляться и некоторые расшифровочные данные в табличной форме. Последовательность раскрытия информации в таблицах, приведенных в Приложении N 3 к Приказу N 66н, в целом соответствует порядку представления данных в бухгалтерском балансе. Хотя в отдельных случаях представляемая информация может несколько забегать вперед, подчиняясь логике последовательного раскрытия сведений об однородных объектах, а не логике представления информации в строках баланса. Например, в первой группе таблиц, предназначенных для раскрытия информации о нематериальных активах и расходах на НИОКР, присутствует таблица 1.5 "Незаконченные и неоформленные НИОКР и незаконченные операции по приобретению нематериальных активов". В ней приводятся сведения о будущих нематериальных активах и результатах НИОКР. Соответствующие затраты на отчетную дату числятся на счете 08 "Вложения во внеоборотные ценности". Поскольку данные объекты еще не приняты к учету в составе нематериальных активов и результатов завершенных НИОКР (на счете 04 "Нематериальные активы"), они не должны отражаться по стр. 1110 и 1120 баланса. Их организация должна включить в показатель стр. 1190 "Прочие внеоборотные активы", а если эта информация существенна, следует добавить в разд. I баланса дополнительные строки для отражения вложений во внеоборотные активы. Аналогичным образом дело обстоит и со второй группой таблиц, посвященных основным средствам. Поскольку теперь в структуре баланса отсутствует справка о наличии ценностей на забалансовых счетах, раскрытие информации о таких ценностях и иных объектах забалансового учета, в т.ч. по ходу раскрытия сведений о связанных балансовых статьях, также отчасти предусмотрено в данных таблицах. Впрочем, в целом такой подход вполне логичен и позволяет пользователям без труда находить дополнительную информацию о соответствующих объектах, которая их заинтересует при чтении и анализе баланса и отчета о прибылях и убытках. Напомним: в самих этих двух основных формах необходимо проставлять соответствующие номера пояснений в первом столбце, предназначенном для этих целей. Итак, рассмотрим, какую информацию специалисты финансового ведомства рекомендуют раскрывать в пояснениях в табличной (либо текстовой) форме. Расположим рекомендованные формы в порядке, максимально соответствующем строкам баланса, в которых отражается обобщенная информация о данных объектах.
13.6.1. Информация о нематериальных активах и НИОКР
В отношении нематериальных активов (стр. 1110 баланса) рекомендовано раскрывать их наличие и движение (в разрезе их видов за отчетный и предыдущий годы): - первоначальную (восстановительную) стоимость НМА и накопленную по ним амортизацию на начало и конец года; - их поступление, выбытие, начисление амортизации (износа), убыток от обесценения и переоценку (табл. 1.1); - первоначальную стоимость НМА, созданных самой организацией (табл. 1.2); - НМА с полностью погашенной стоимостью, т.е. имеющие нулевую остаточную стоимость и, как следствие, фактически не отражающиеся в бухгалтерском балансе (табл. 1.3). В отношении результатов НИОКР (стр. 1120 баланса) также рекомендуется раскрывать их наличие и движение (в разрезе объектов или групп объектов за отчетный и предыдущий годы): первоначальную стоимость и часть стоимости, списанной на расходы, на начало и на конец года, а также все изменения за период: поступление, выбытие, списание части стоимости на расходы за текущий год (табл. 1.4).
13.6.2. Информация об основных средствах (включая доходные вложения в материальные ценности)
В отношении основных средств и доходных вложений в материальные ценности, (стр. 1150 и 1160 баланса) необходимо расшифровывать их наличие и движение (в разрезе их групп за отчетный и предыдущий годы): - первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств и накопленную по ним амортизацию (в некоммерческих организациях - накопленный износ, т.е. данные по счету 010 "Износ основных средств") на начало и конец года, а также все изменения за период: поступление, выбытие, начисление амортизации (износа), переоценку (табл. 2.1); - изменение стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации (табл. 2.3); - иное использование основных средств (табл. 2.4). В таблице 2.4 раскрывается дополнительная информация: 1) в отношении объектов, учитываемых на балансе (отраженных по стр. 1150 и 1160 баланса), - по строкам: - 5280 "Переданные в аренду основные средства, числящиеся на балансе" - у арендодателя, лизингодателя (если по условиям договора лизинга предмет лизинга подлежит учету на его балансе); - 5282 "Полученные в аренду основные средства, числящиеся на балансе" - у лизингополучателя, если в соответствии с условиями договора лизинга предмет лизинга учитывается именно на балансе лизингополучателя; - 5284 - в отношении объектов недвижимости, находящихся в процессе государственной регистрации; - 5285 - в отношении основных средств, переведенных на консервацию; - 5286 - при ином использовании основных средств, включая передачу в залог; 2) в отношении основных средств, учитываемых на забалансовых счетах, - по строкам: - 5281 - в отношении основных средств, переданных в аренду и числящихся за балансом (сальдо счета 011 у лизингодателя, если предмет лизинга по условиям договора числится на балансе лизингополучателя); - 5283 - в отношении полученных в аренду основных средств, числящихся за балансом (сальдо счета 001 у арендаторов и лизингополучателей, если предмет лизинга по договору учитывается на балансе лизингодателя).
13.6.3. Информация о финансовых вложениях
В отношении финансовых вложений (стр. 1170 и 1240 баланса) в табл. 3.1 организации следует раскрывать сведения об их наличии и движении в разрезе долгосрочных и краткосрочных вложении по группам и видам: о первоначальной стоимости и накопленной корректировке на начало и конец отчетного и предыдущего годов, а также о поступлениях, выбытиях (погашениях), начислении процентов (включая доведение первоначальной стоимости до номинальной) и текущей рыночной стоимости (убытках от обесценения) за период. Таблица 3.2 предназначена для представления данных об ином использовании на три отчетные даты (на конец отчетного года, предыдущего года и года, предшествовавшего предыдущему) финансовых вложений: - находящихся в залоге - по группам, видам; - переданных третьим лицам (кроме продажи), например в доверительное управление, - также по группам, видам; - используемых иным образом.
13.6.4. Информация о прочих внеоборотных активах
В отношении прочих внеоборотных активов и, в частности, вложений во внеоборотные активы (сальдо счета 08, стр. 1190 баланса) раскрываются: - незаконченные и неоформленные НИОКР и незаконченные операции по приобретению НМА (табл. 1.5); - незавершенные капитальные вложения - в части незавершенного строительства и незаконченных операций по приобретению, модернизации основных средств в разрезе групп объектов и т.п. (табл. 2.2).
13.6.5. Информация о запасах
В таблице 4.1 представляется информация о запасах (стр. 1210 баланса) (в разрезе групп и видов) за отчетный и предыдущий годы: - их себестоимость и величина резерва под снижение стоимости на начало и конец года; - поступления и затраты, выбытия, убытки от снижения стоимости, а также внутренний оборот запасов между их группами и видами. В таблице 4.2 уточняется информация о запасах, не оплаченных на отчетную дату, и о запасах, находящихся в залоге по договору на каждую отчетную дату (на конец отчетного года, предыдущего года и года, предшествовавшего предыдущему).
13.6.6. Информация о дебиторской и кредиторской задолженности
Далее предлагается дать развернутую информацию о дебиторской и кредиторской задолженности. Формально эти объекты отражаются в разных разделах баланса, однако тесно связаны между собой и нередко одновременно участвуют в анализе (например, при анализе платежеспособности или корреляционно-регрессионном анализе обоих видов задолженности). Формально в бухгалтерском балансе и дебиторская, и кредиторская задолженность считаются краткосрочными: строка 1230 "Дебиторская задолженность" присутствует лишь в разд. II баланса в числе оборотных активов, а стр. 1520 "Кредиторская задолженность" - соответственно в разд. V в числе краткосрочных обязательств. Хотя, безусловно, и дебиторская, и кредиторская задолженность может быть и долгосрочной. Долгосрочную часть следует показывать соответственно в составе внеоборотных активов (долгосрочная "дебиторка") и долгосрочных обязательств (долгосрочная "кредиторка"). В рекомендованных таблицах Пояснений этот факт учтен, и оба вида задолженностей предписано раскрывать исходя из степени их срочности. Итак, в табл. 5.1 раскрывают информацию о наличии и движении дебиторской задолженности: с разделением на долгосрочную и краткосрочную и далее в разрезе конкретных видов задолженностей (опять-таки за два года) с развернутым представлением на начало и на конец года сумм задолженности, учтенной по условиям договора (т.е. "полное" дебетовое сальдо счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и иных счетов учета расчетов), и величины резерва по сомнительным долгам (кредитовое сальдо счета 63, уменьшающее сумму дебиторской задолженности, отраженной в балансе). Изменения за период дифференцируются следующим образом: - поступления: основные в результате хозяйственных операций (сумма долга по сделке) и дополнительные - причитающиеся проценты, штрафы и иные начисления; - выбытия: основной вариант - погашение, и альтернативный вариант - списание на финансовый результат (безнадежная задолженность и задолженность с истекшим сроком исковой давности), а также восстановление резерва; - перевод из долгосрочной задолженности в краткосрочную. Сведения о просроченной дебиторской задолженности представляют отдельно в табл. 5.2 в разрезе ее видов по состоянию на каждую отчетную дату (на конец отчетного года, предыдущего года и года, предшествовавшего предыдущему), причем отдельно раскрывают сумму, учтенную по условиям договора, и балансовую стоимость (за вычетом резерва по сомнительным долгам). По аналогии (но, конечно, без резервов по сомнительным долгам) раскрывается и информация о кредиторской задолженности: - в таблице 5.3 - наличие и движение кредиторской задолженности в разрезе долгосрочной и краткосрочной по видам, включая остатки на начало и конец отчетного и предыдущего годов, а также изменения (поступления, выбытие, перевод из долгосрочной в краткосрочную); - в таблице 5.4 - данные о просроченной кредиторской задолженности.
13.6.7. Остальная "табличная" информация
Далее последовательность раскрытия информации в рекомендованных таблицах отступает от порядка появления соответствующих сведений в отчетных формах. К балансовым Пояснениям, строго говоря, относятся табл. 7 и 9, а табл. 8 представляет собой дополнительные сведения по забалансовым счетам. Таблица 6 о затратах на производство, по сути, в большей степени связана с отчетом о прибылях и убытках. Именно в таком порядке мы и рассмотрим эти оставшиеся таблицы. В соответствии с Приказом Минфина России от 05.10.2011 N 124н, который внес изменения в Приказ N 66н, разд. VII, который в первоначальной редакции назывался "Резервы под условные обязательства", полностью изменен. Теперь он называется "Оценочные обязательства", и показатели в таблице тоже изменены. Кроме того, соответственно изменены и наименования двух строк бухгалтерского баланса: стр. 1430 и 1540 теперь тоже называются "Оценочные обязательства" (напомним: в предыдущей редакции они назывались "Резервы под условные обязательства" и "Резервы предстоящих расходов" соответственно). Сделать это пришлось в связи с изменением в 2011 г. нормативного регулирования бухгалтерского учета - вступлением в силу ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" и Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н. В разд. VII Пояснений нужно развернуто представить все оценочные обязательства по их видам за отчетный год: остаток на начало года, признанное (созданное) в течение года оценочное обязательство, далее - погашенные оценочные обязательства, потом то, что было списано как избыточная сумма, и в итоге - остаток на конец периода. Раздел IX предназначен для раскрытия информации о государственной помощи, формируемой в соответствии с требованиями ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи". Разновидностью государственной помощи являются бюджетные кредиты. Согласно п. 16 ПБУ 13/2000 они отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств. Иными словами, в отношении бюджетных кредитов применяются нормы ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам". Сведения о полученных бюджетных средствах (в разрезе средств, полученных на текущие расходы и на вложения во внеоборотные активы) предлагается раскрыть за два года (отчетный и предыдущий). В таблице 9 представляют общий годовой объем полученных средств, а не остатки данных средств на отчетные даты. А суммы бюджетных средств, признанные в учете в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ПБУ 13/2000), и, следовательно, данные суммы отражаются в отчете о прибылях и убытках в составе стр. 2340. Информация о бюджетных кредитах (за два года - отчетный и предыдущий) в разрезе аналитики по наименованиям и целям их получения раскрывается более развернуто: остаток на начало года, получено за год, возвращено за год и на конец года. В балансе сведения о бюджетных кредитах на начало и на конец года включены в показатели стр. 1410 и 1510 "Заемные средства". Раздел VIII предназначен для раскрытия сведений об обеспечениях полученных и выданных обязательств в разрезе их видов по состоянию на три отчетные даты. Это данные забалансового учета - по счетам 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" и 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" соответственно. Раздел "Затраты на производство" необходимо заполнять во исполнение требования п. 8 ПБУ 10/99 "Расходы организации", в соответствии с которым при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизация; - прочие затраты. Именно в таком разрезе предусмотрено представлять информацию в табл. 6 (только затраты на оплату труда в этой таблице названы "расходы на оплату труда"). Сведения представляются за отчетный и предшествующий годы. Дополнительно приводятся сведения об изменении остатков незавершенного производства, готовой продукции и прочих объектов (прирост или уменьшение) и общая величина расходов по обычным видам деятельности.
13.7. Общее содержание пояснительной записки
Итак, рассмотрев все требования, предъявляемые к содержанию пояснительной записки действующими нормативными актами в области бухгалтерского учета, можно предложить следующую структуру пояснительной записки: 1) общие сведения об организации и видах ее деятельности: - наименование, юридический адрес, местонахождение, структура (наличие, названия, адреса филиалов); - состав (по фамилиям и должностям) членов исполнительных и контрольных органов организации; - основные виды деятельности организации; - среднегодовая численность работающих; - сведения о количестве выпущенных, неоплаченных, частично оплаченных и полностью оплаченных акций, их номинальной стоимости, о дополнительных эмиссиях; 2) информация о связанных сторонах (в т.ч. сведения о дочерних и зависимых предприятиях - наименования, адреса, направления деятельности); 3) информация по сегментам (в т.ч. сведения об объемах производства и реализации основных видов продукции, работ, услуг); 4) раскрытие основных аспектов учетной политики организации в соответствии с требованиями нормативных актов, объяснение причин и последствий изменения учетной политики за отчетный год, объявление изменения учетной политики на следующий год; 5) расшифровка показателей бухгалтерской отчетности (комментарии и более подробное раскрытие показателей, отраженных в формах бухгалтерской отчетности); 6) анализ финансового состояния и результатов деятельности организации: - анализ факторов, повлиявших на формирование финансового результата; - анализ рентабельности организации; - анализ деловой активности (оборачиваемости, фондоотдачи); - анализ финансовой устойчивости организации; - анализ ликвидности баланса и платежеспособности организации; - оценка вероятности банкротства, способности восстановления (утраты) платежеспособности; - выводы по данным проведенного анализа (оценка финансового состояния и результатов деятельности организации в прошлом периоде); - оценка финансового состояния и развития организации в краткосрочной перспективе; - оценка финансового состояния организации в долгосрочной перспективе; 7) сведения об осуществленных и планируемых инвестициях: описание перспектив и планов деятельности организации. Еще раз подчеркнем: конкретное содержание и объем предоставляемой информации определяются именно руководством организации исходя из нормативных документов, а также информационных запросов и потребностей заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности. Вместе с тем необходимо учитывать следующее: согласно п. 7 ПБУ 4/99 при формировании бухгалтерской отчетности организации (в т.ч. подготовке пояснительной записки) должно соблюдаться требование обеспечения нейтральности информации, содержащейся в отчетности. Иными словами, необходимо исключить одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб другим. В этом смысле информация не может быть признана нейтральной, если отбор или форма ее представления влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий. Как уже было отмечено, информацию в пояснительной записке следует представлять не только в виде текста, но и путем ее систематизации и обработки в форме таблиц, диаграмм, схем. Следует также приводить расчетные формулы основных аналитических показателей, использованных при подготовке пояснительной записки.
Подписано в печать 24.01.2012
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |