Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Логистика производственных процессов




ЗАДАЧИ

Тесты

1. Основная цель закупочной логистики:

а) выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий;

б) удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью;

в) соблюдение требований производства по качеству сырья и материалов.

2. Основное преимущество транзитной формы снабжения:

а) сокращение времени пребывания материального ресурса в сфере обращения;

б) завоз материалов в нужном количестве;

в) возможность планомерного завоза этих материалов в строгом соответствии с их запуском в производство.

3. Недостатки транзитной формы снабжения:

а) дополнительные расходы на складскую перевозку;

б) образование на предприятиях излишних запасов;

в) оба ответа верны.

4. Основное преимущество складской формы снабжения:

а) поступление материалов не зависит от сроков изготовления их предприятием-поставщиком;

б) сокращение интервалов между поставками;

в) экономия от сокращения производственных запасов.

5. Выбор формы снабжения зависит:

а) от удаленности поставщика от потребителя;

б) от вида заказываемого материального ресурса;

в) от общих затрат на поставку и запасы.

6. Основная задача снабжения:

а) расчет количества заказываемых материалов;

б) определение метода закупок;

в) правильных ответов нет.

7. Для каких видов закупок характерны: простота оформления документов, повышенные торговые скидки:

а) закупка товара одной партией;

б) регулярные закупки мелкими партиями;

в) закупки по котировочным ведомостям?

8. Закупки по котировочным ведомостям используются:

а) когда закупаются дешевые и быстро используемые товары;

б) при закупке дорогостоящих товаров;

в) и в том, и в другом случае.

9. Недостаток метода закупок с немедленной сдачей:

а) увеличение издержек из-за необходимости детального оформления документации при каждом заказе;

б) вероятность заказа избыточного количества;

в) замедление оборачиваемости капитала.

 

10. Преимущества получения товара по мере необходимости:

а) отсутствие расчета потребного количества товара;

б) ускорение оборота капитала;

в) простота оформления документов.

 

11. Укажите. какие операции (работы) относятся к заготовительной логистике: накопление первоначального капитала;

- получение кредита;

- формулировка коммерческой идеи для дела (бизнеса);

- аренда помещения;

- закупка оборудования;

- поиск (выбор) поставщиков;

- закупка сырья и материалов;

- реклама товаров;

- производство промышленных товаров;

- оказание производственных услуг при поставке продукции;

- оказание информационных услуг при поставке продукции;

- сбыт готовой продукции;

- отгрузка продукции с баз оптово-торговых предприятий;

- калькуляция себестоимости;

- установление цены спроса;

- установление цены предложения;

- уплата налогов;

- транспортировка сырья и материалов потребителям;

- формирование запасов и управление ими;

- сортировка товаров на складе;

- подбор кадров;

- обновление ассортимента производимой продукции;

Задача 1. Ситуационная задача по выбору поставщика.

ЗАО «Олимп» планирует в будущем году выпуск новой продукции в количестве 100 000 ед., что удовлетворяет требованиям рынка. На изготовление единицы продукции необходим материал М первого сорта в количестве 24 кг. Только применяя материал именно первого сорта, предприятие «Олимп» может изготовить качественную продукцию, удовлетворяющую требованиям покупателей. На складе имеется материал М в количестве 0,5 т, однако, только второго сорта. Для того, чтобы в полном объеме и с минимальными для предприятия затратами удовлетворить спрос покупателей, отдел материально-технического обеспечения установил экономичную партию закупки материала М, равную 200 т, которой соответствуют минимальные затраты на размещение, выполнение заказов и хранение запасов. Заказы на материал М должны подаваться поставщику через равные периоды времени. По расчетам планово-экономического отдела «Олимп» максимальная цена закупки 1 т материала М может быть более 2100 руб., в противном случае предприятие не будет иметь минимальной рентабельности производства.

ЗАО «Олимп» испытывает недостаток оборотных средств, поэтому оно не может оплачивать материальные ресурсы до их поставки. Оплата закупаемых материалов предпочтительнее с помощью платежных поручений. Доставка материала от поставщика допустима в бумажных мешках или полиэтиленовых пакетах.

Выбор нового поставщика должен быть начат с анализа материальной потребности предприятия и возможности удовлетворения ее на рынке.

После изучения рынка разрабатывается спецификация, в которую включаются наименование материала, его характеристика, соответствие государственным стандартам, а также требования, которым должен отвечать материал в момент поставки.

Изучение рынка материалов дает возможность составить перечень потенциальных поставщиков. Отдел материально-технического снабжения установил, что материал М могут продавать четыре предприятия-изготовителя и три оптово-посреднические фирмы. Более подробное изучение поставщиков позволило представить результаты в таблице 8.

Если поставщиков немного: два или три, то критериями выбора наиболее подходящего из них служат сравнительные цены и надежность поставщиков, а также величина производственной мощности. Выбирается поставщик наиболее полно соответствующий этим критериям.

Когда поставщиков значительно больше, выбор осуществляется в два этапа. На первом этапе производится предварительный отбор поставщиков. Для этого из первоначального списка потенциальных поставщиков (таблица 9) исключаются те, которые не удовлетворяют предприятие-покупателя.

Таблица 9

Потенциальные поставщики материала М

№ п/п Предприятия-изготовители и оптово посреднические фирмы Критерии оценки поставщиков
Цена 1 ед. материала, руб. Сорт Производственная мощность Км* Периодичность поставки Минимальная партия поставки, т Расстояние до поставщика, км Форма расчетов Вид упаковки Ка**
  Предприятие №1   II 5 тыс. т 4,9 тыс.т 1 раз в месяц     Предоплата Полиэтиленовые пакеты Отсутствует
  Предприятие №2   I 10 тыс. т 9 тыс. т 1 раз в месяц     Платежные поручения Бумажные пакеты Отсутствует
  Предприятие №3   I 8 тыс. т 7,5 тыс. т 1 раз в квартал     По договоренности Бумажные пакеты Имеет место
  Предприятие №4   I 15 тыс. т 12 тыс.т По мере необходимости покупателя По договоренности с покупателем   По договоренности Контейнеры Имеет место
  Оптово-посредническая фирма№1   I - - По мере необходимости покупателя По договоренности с покупателем   Поставка в кредит Полиэтиленовые пакеты Отсутствует
  Оптово-посредническая фирма№1   II - - По мере необходимости покупателя По договоренности с покупателем   Оплата чеками Бумажные пакеты Отсутствует
  Оптово-посредническая фирма№1   III - - По мере необходимости По договоренности с покупателем   Предоплата Бумажные пакеты Отсутствует

* Км – количество материала, изготовляемое каждым поставщиком и передаваемое предприятиям конкурентам ОАО «Олимп»

**Км- коммуникационный аспект (будет ли поставщик уведомлять потребителей об осложнениях с поставщиками).

Критериями исключения могут быть:

- удаленность поставщика (при значительной удаленности возникают большие транспортные расходы, увеличивающие цену продукции);

- качество и цена, не соответствующие требованиям предприятия-покупателя;

- не удовлетворяющая покупателя форма оплаты материальных ресурсов;

- не подходящая для покупателя партия поставки материалов;

- не соответствующая требованиям упаковка.

Перечисленный перечень критериев исключения из списка потенциальных поставщиков не является исчерпывающим, поскольку такие критерии зависят от конкретных условий.

Из первоначального списка потенциальных поставщиков в итоге отбирается 2-3 поставщика. Окончательный выбор поставщика осуществляется с помощью системы бальной оценки (см. в табл. 10).

Таблица 10

Окончательный выбор нового поставщика

№ п/п Критерии выбора поставщика Предприятие-поставщик Баллы Предприятие-поставщик Баллы
  Цена материала        
  Качество материала (в данной задаче сорт)        
  Периодичность поставки        
  Минимальная партия поставки        
  Расстояние от предприятия-покупателя до поставщика        
  Форма расчетов        
  Вид упаковки        
  Коммуникационный аспект        
  Стабильная цена за дополнительную поставку        
  ИТОГО   Сумма   Сумма

Все перечисленные в данной таблице критерии оцениваются по одной системе баллов: 4 – по данному критерию поставщик полностью удовлетворяет требованиям покупателя; 3 – поставщик в основном соответствует требованиям предприятия-покупателя; 2 – частичное удовлетворение требованиям покупателя по данному критерию; 1 – полная неприемлемость поставщика для предприятия покупателя.

Система балльной оценки выбираемого поставщика достаточно эффективна, хотя в ней присутствует некоторый элемент субъективизма.

 

1. Определите годовую потребность ЗАО «Олимп» в материале М.

2. Какова должна быть периодичность поставки материала М на склад ЗАО «Олимп»?

3. Изучите внимательно таблицу 9, в которой представлен список потенциальных поставщиков материала М для ЗАО «Олимп», а также рекомендуемые критерии оценки поставщиков. В числе поставщиков представлены четыре предприятия-изготовителя и три оптово-посреднические фирмы.

4. Выбор нового поставщика ЗАО «Олимп» проведите в два этапа. На первом этапе исключите из списка тех потенциальных поставщиков, которые не удовлетворяют ЗАО «Олимп» по следующим критериям:

1) значительной удаленности поставщиков (свыше 200 км);

2) цене;

3) сорту;

4) по форме оплаты;

5) периодичности поставок материала;

6) величине партии поставки материала;

7) размеру производственной мощности;

8) количеству материала, продаваемого предприятиям-конкурентам;

9) виду упаковки.

В итоге из первоначального списка отбирается 2-3 наиболее приемлемых для ЗАО «Олимп» потенциальных поставщика.

5. Составьте таблицу 10. Перенесите данные о выбранных поставщиках из таблицы 9 в таблицу 10. Оцените каждый критерий выбора поставщиков соответствующими баллами от 4 до 1 и проставьте баллы в соответствующие графы таблицы 10. Определите суммарное количество баллов по каждому поставщику. Поставщик, имеющий максимальное количество баллов, является наиболее приемлемым для ЗАО «Олимп».

6. Сформулируйте обоснованность ваших выводов.

 

Задача 2. Завод бытовой техники (Москва) имеет возможность заменить прежнего поставщика электродвигателей на следующих: завод «Электросила» (Санкт-Петербург) и завод «Уралмаш» (Челябинск).

Себестоимость состоит из следующих статей.

Затраты звена «Производство» при прежнем поставщике равны 1801 руб./шт.

Затраты звена «Сбыт» равны 526 руб./шт.

Затраты на сырье и материалы равны 1651 руб./шт.

Затраты на комплектующие равны 4987 руб./шт.

Затраты звена «Закупки» равны 2874 руб./шт.

Цена электродвигателя у прежнего поставщика 2400 руб./шт.

Цена электродвигателя (завод «Уралмаш») равна 1400 руб./шт.

Цена электродвигателя (завод «Электросила») равна 1800 руб./шт.

При поставке электродвигателя из Челябинска затраты на закупку электродвигателя увеличиваются в 2 раза относительно прежнего уровня, при поставке из Санкт-Петербурга уменьшаются в 1,5 раза. Коэффициент, характеризующий долю затрат на закупку электродвигателей в общей сумме затрат звена «Закупки», равен 0,6.

Определите наиболее выгодного поставщика с точки зрения получения прибыли от реализации единицы продукции, если цена продукции равна 15 023 руб./шт.

Задача 3. Предприятие потребляет сталь диаметром 90 мм марки 30 в количестве 216 т в год. Оптовая цена 1 т стали равна 110 денежным единицам (д. ед.). Средний запас при транзитной форме снабжения составляет 42 т, а при складской — 9 т. Расходы по хранению 1 т металла на складе потребителя составляют 5 д. ед., удельные капиталовложения — 125 д. ед. Расходы по завозу при транзитной форме снабжения — 0,3 д. ед. на 1 т металла (стоимость доставки металла входит в оптовую цену), при складской — 0,48 д. ед. (включая складскую цену). Коэффициент эффективности капиталь­ных вложений равен 0,15.

Определите:

1) величину общих годовых затрат:

а) при транзитной форме снабжения;

б) при складской форме снабжения;

2) форму снабжения;

3) максимальный годовой объем потребления стали, при котором экономически целесообразной является складская форма снабжения.

 

Задача 4. Предприятие закупает сырье у поставщика. Годовой объем спроса предприятия в сырье составляет 6400 т. При увеличении объема партии заказа поставщик предоставляет покупателям скидки с цены, стимулируя их делать закупки в больших количествах. Условия продажи указаны в таблице.

Таблица 11

Партия заказа (П) Цена 1 т сырья, тыс. руб.
От 1 т до 499 т 40,0
От 500 т до 999 т 39,9
От 1000 т и выше 39,8

Расходы на размещение и выполнение заказа составляют 100 тыс. руб, а затраты на хранение на складе одной тонны сырья в год – 8 тыс. руб. Рассчитайте:

1. Экономичную партию заказа сырья без учета скидок с цены, а также полные затраты, включающие расходы на закупку, на размещение и выполнение заказа, а также на хранение запасов сырья.

2. Полные затраты предприятия в соответствии с теми объемами заказа сырья, при которых заложены скидки.

3. Выберите значение партии заказа, при которой обеспечивается минимальная величина полных затрат.

 

Задача 5. На момент заключения контракта между поставщиком и покупателем в начале года цена единицы закупаемого товара была 300 тыс. руб. Известно, что 50% в цене товара составляла стоимость материалов, используемых в производстве, 20% - заработная плата, 2% - транспортные расходы, 10% - прочие элементы цены. По истечении квартала стоимость материалов, потребляемых в производстве, увеличилась на 5%, зарплата возросла на 2%, а транспортные расходы за счет роста тарифов – на 6%.

Рассчитайте скользящую цену товара на момент его поставки, которая состоится через три месяца после заключения контракта.

Задача 6. Предприятие закупает деталь Д, годовая потребность предприятия в этой детали - 1500 ед., годовые расходы на хранение одной детали на складе - 0,1 тыс. руб., затраты на размещение и выполнение одного заказа - 8,33. тыс. руб. Определите экономичный размер заказа (экономичную партию заказа деталей Д).

Пояснения к решению задачи. Размер экономичной партии заказа определяется по формуле:

,

где gэ - размер экономичной партии заказа; С - затраты, связанные с размещением и выполнением одного заказа; 5 - годовой спрос (годовая потребность) детали; i - годовые затраты на хранение одной детали на складе.

Экономичная партия заказа - количество, которое обеспечивает минимальные суммарные годовые затраты на размещение, выполнение заказа и хранение запаса.

Расходы на размещение и выполнение заказа включают затраты, связанные с поиском поставщика, заключением контракта с поставщиком, контролем выполнения заказа, стоимостью обработки заказа, а также стоимостью доставки материалов покупателю.

Расходы на хранение запаса на складе включают плату за аренду склада (если он арендуется), все затраты на складские операции, на рабочую силу, содержание складского оборудования, электроэнергию, материалы для текущего ремонта склада и некоторые другие.

 

Задача 7. Предприятие закупает у поставщика хлопчатобумажную ткань. Годовой объем спроса ткани составляет 8200 м. Принимаем, что годовой спрос равен объему закупки. Продолжительность цикла заказа (временной интервал между размещением заказа и его получением) составляет неделю.

Рассчитайтеточку возобновления заказа при условии, что на предприятии ткань расходуется неравномерно и поэтому требуется резервный запас ткани, равный 150 м.

При расчете принять, что в году 50 недель.

Пояснения к решению задачи.Точка возобновления заказа (Т3) определяется по формуле:

,

где Р3 - средний расход ткани в расчете на единицу продолжительности заказа;

tц - продолжительность заказа;

Зр - размер резервного (гарантийного) запаса.

 

Задача 8. Предприятие закупает материал у поставщика партиями (П) 250 ед. по цене (Ц) 4 тыс. руб. за единицу. Годовой объем закупок этого материала составляет 2500 ед. (S). Расходы на размещение и выполнение одного заказа (С) равны 25 тыс. руб., а годовые затраты на хранение единицы материала на складе (i) - 1250 руб. (учитывая очень высокую стоимость аренды склада).

Рассчитайте: 1) экономичную партию заказа материала поставщику (gэ); 2) полные затраты, включающие расходы на закупку материалов, их хранение на складе, размещение и выполнение заказов (Рп) при закупке материалов партиями в 250 ед. к экономичной партии заказа.

Определите, как изменятся расходы предприятия при условии заказа материала партиями 500 ед.; 625 ед.; 1250 ед. Следует учесть, что поставщик делает скидки с цены 10% при заказе партий от 600 до 999 ед. и 15% - свыше 1000 ед.

Пояснения к решению задачи. Экономичная партия заказа (gэ) определяется по формуле:

Полные затраты

Задача 9. На момент заключения контракта между поставщиком и покупателем в начале года цена единицы закупаемого товара была 300 тыс. руб. Известно, что 50% в цене товара составляла стоимость материалов, используемых в производстве, 20% — заработная плата, 2% — транспортные расходы, 10% — прочие элементы цены. По истечении квартала стоимость материалов, потребляемых в производстве, увеличилась на 10%, заработная плата возросла на 8%, а транспортные расходы за счет роста тарифов — на 12%.

Определить цену товара (скользящую цену) на момент его поставки, которая состоится через три месяца после заключения контракта (т. е. в конце I квартала).

Пояснения к решению задачи.

Расчет цены товара на момент поставки заказа (скользящая цена)

Скользящая цена, учитывающая инфляционные процессы, определяется по формуле:

Ц1 = [Ц0 А (Z1 : Z0)+В (З1 : З0) +Д (Т1 Т0) +С],

где Ц0 — цена единицы товара на момент заключения контракта;

Ц — цена единицы товара в момент его поставки

(цена с учетом инфляционных процессов);

А — удельный вес покупных материальных ресурсов в цене

товара;

В — удельный вес заработной платы в цене товара;

D — удельный вес транспортных расходов в цене товара;

С — прочие элементы цены товара;

Z — средняя цена единицы материала на момент поставки

товара покупателю;

Z0 средняя цена единицы материала на момент заключения

контракта;

31 — средняя заработная плата в цене товара на момент его

поставки покупателю;

30 — средняя заработная плата в цене товара на момент

заключения контракта;

Т1 — транспортные расходы на момент поставки товара

покупателю;

Т0 — транспортные расходы на момент заключения контракта.

Задача 10. Постановка и решение транспортной задачи методом «северо-западного угла»

Транспортная задача может быть формализовано описана следующим образом.

Имеется т поставщиков определенного вида продукции (либо т — количество мест, складов, откуда происходит поставка про­дукции). Максимальные объемы возможных поставок заданы и рав­ны соответственно аi,= 1, 2,..., т. Эта продукция используется п потребителями. Объемы потребностей заданы и равны соответствен­но bj,j= 1, 2,..., п. Стоимость перевозки единицы продукции от i-гo поставщика к j-му потребителю известна для всех i, j и равна Cij

Установите такие объемы перевозок Xij от каждого поставщика к каждому потребителю, чтобы суммарные затраты на перевозки были минимальными и потребности всех потребителей были удовлетворе­ны (если только общий объем возможных поставок покрывает общий объем потребностей).

Задача 11. На двух складах и В) имеется соответственно 50 и 40 т продукции.

Таблица 12

Исходные данные для решения транспортной задачи
Потребитель   склад С D Е Наличие груза на складе
А 3 Х11 2 Х12 1 Х13  
В 3 Х21 5 Х22 6 Х23  
Потребности потребителей        

Стоимость перевозки от складов к потребителям приведена в табл. 12 (в правом верхнем углу каждой клетки). Например, сто­имость перевозки единицы (1т) груза со склада А потребителю С равна 3 у.е.

Спланируйте перевозки к трем потребителям (C,D и E) так, чтобы потребитель С получил 30 т груза, потребитель D — 20 т, потребитель Е — 40 т, а затраты на перевозку были минимальными.

Для решения задачи на первом этапе составляется система ограничений и целевая функция. Система ограничений в общем виде (для нашей задачи) следующая:

X11 + X12 + X13 = 50

X21 + X22 + X23 = 40

X11 + X21 = 30,

X12 + X22 = 20

X13 + X23 = 40

причем Хij > 0 для i = 1, 2;j = 1, 2, 3.

Целевая функция затрат на перевозку, значение которой необходимо минимизировать при имеющихся ограничениях, выглядит следующим образом:

F = Зх11 + 2x12 + х13 + 3x21 + 5x22 + 23.

Далее перераспределяются объемы поставок грузов методом «северо-западного угла», т.е. первой заполняется верхняя левая (северо-западная) клетка исходной таблицы. Примем объем перевозки со склада А к потребителю С максимально возможным из условий задачи и равным 30 т. Потребитель С полностью удовлетворил свою потребность, и поэтому графу «С» в табл. 12 можно исключить из дальнейшего рассмотрения.

В таблице 13 найдем «северо-западный угол» (теперь это клетка AD) и укажем максимально возможное значение. Оно рассчитывается следующим образом: со склада А уже перевезено 30 т груза, поэтому остаток на этом складе составляет 20 т (50—30). Вносим в клетку AD вместо х12 значение, равное 20 т. Таким образом, весь груз со склада А перевезен потребителям, и первая строка табл. 13 исключается из дальнейшего рассмотрения. Потребитель D полностью удовлетворил свою потребность в грузе, и графу D можно исключить из дальнейшего рассмотрения. В оставшейся части табл. 13 найдем новый «северо-западный угол» (клетка BE) и укажем в нем максимально возможное значение (40 т). В результате (в табл. 13) получено следующее распределение поставок: X11 = 30; Х12 = 20; Х23 = 40.

Таблица 13

 

Исходные данные для решения транспортной задачи
Потребитель   склад С D Е Наличие груза на складе
А 3 2 1    
В 3 5   6  
Потребности потребителей        

 

Значение целевой функции будет иметь вид

F=30*3 + 20*2 +40*6 = 370 (руб.).

В результате дальнейших вычислений мы получим оптимальное минимальное значение целевой функции. Расчеты громоздки, но легко реализуются с использованием компьютерных программ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.