КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогический анализ урока (занятия) по физической культуре
Документы планирования физического воспитания в образовательном учреждении Основное назначение годового плана-графика учебного процесса по физическому воспитанию заключается в том, чтобы наиболее целесообразно и эффективно распределить программный материал на учебный год. Этим планом устанавливается порядок изучения программного материала по разделам с учетом климатических условий и материально-спортивной базы школы. При разработке плана-графика необходимо выделять этапы учебного процесса (по четвертям, семестрам). Содержание занятий на каждом этапе должно иметь связь с содержанием предыдущего и последующего этапов. В поурочном (тематическом) плане на четверть более конкретно, чем в годовом плане-графике учебного процесса, указываются используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. Рабочие планы составляют в графической и текстовой форме. При их разработке необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций: · учитывать структурную сложность упражнений и готовить учащихся к их овладению; · проводить обучение технике конкретного двигательного действия на одном или нескольких смежных занятиях, не допуская перерывов; · строить учебный процесс, используя в максимальной степени эффект положительного переноса умений, навыков и исключая отрицательный перенос. В поурочном плане, как правило, отражают содержание основной части урока, материал же подготовительной и заключительной частей урока представляется в конспектах уроков. Поурочный план имеет две части: объяснительную записку к плану и само содержание плана. В объяснительной записке должны быть четко определены и сформулированы задачи работы на четверть, указаны объемы изучения материала, приведены контрольные упражнения. В ходе педагогической практики студенты обязаны ознакомиться с данными документами и планировать свою дальнейшую работу в соответствие с ними. План-конспект составляется студентом на каждый запланированный урок (занятие). План-конспект является документом планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок). Эффективность любого занятия зависит, прежде всего, от правильности постановки его задач. При постановке задач следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия. Вопрос формулирования задач урока теоретически еще мало разработан и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учителей. Поэтому, составляя конспект урока, необходимо помнить, что основная задача системы уроков физического воспитания состоит в подготовке всесторонне развитого человека. Но есть частные задачи, которые решаются на протяжении ряда уроков или на отдельных занятиях. Например, для развития двигательных качеств необходимо продолжительное время, поэтому каждый урок, в котором применяются соответствующие средства, будет помогать решению этой задачи. На уроках можно различными способами конкретизировать и периодически контролировать степень развития физических качеств. Например, подтягиваний, поднимание определенного веса, количество попыток и другие показатели помогут понять, насколько успешно решались поставленные задачи. Длительный период необходим и для воспитания моральных и волевых качеств, поэтому не всегда можно сделать заключение после одного отельного урока о степени приобретения этих качеств. Но на отдельных уроках можно создавать такие условия (включая в занятие те или иные действия, требующие проявления смелости, решительности, воли и др.), которые помогут проверить, как решались эти задачи. Проще обстоит дело с обучением и совершенствованием навыков, знаний и умений. Во многих случаях сразу после урока можно ответить на вопрос, как решена поставленная задача. Таким образом, при определении задач необходимо знать будет это продолжением работы над воспитанием тех или иных качеств (двигательных, моральных, волевых) или проверкой степени их развития, кроме того, будет это обучением каким-то конкретным знаниям, умениям, навыкам или же их углублением, совершенствованием, применением приобретенного в более сложной обстановке. Рекомендуется все задачи, которые будут поставлены на уроке, делить на 3 группы: образовательные, воспитательные и оздоровительные. К образовательным задачам следует отнести формирование разнообразных двигательных навыков в ходьбе, беге, прыжках, лазании, плавании и др. Сюда же следует включить приобретение различных знаний, судейских и инструкторских навыков, то есть все, что обогащает двигательную деятельность занимающихся и расширяет их кругозор в области специальных знаний. Примеры постановки образовательных задач: «ознакомить с техникой кувырка вперед», «разучить прямую нижнюю подачу», «совершенствовать передвижение в защитной стойке», «совершенствовать комбинацию на брусьях». Воспитательные задачи включают формирование свойств и качеств личности учащихся, а также воспитание двигательных качеств. Примерами воспитательных задач могут быть «воспитание смелости во время спуска с гор на лыжах», «совершенствование быстроты и ловкости в игре «Охотники и утки», «воспитание быстроты движений в беге на короткие дистанции». К оздоровительным задачам относятся укрепление осанки, закаливание организма и те задачи, решение которых обеспечивает наилучшие условия для оздоровительного влияния упражнений на организм учащихся. Примеры: «провести комплекс упражнений для укрепления свода стопы», «в конце занятия в целях закаливания провести обтирание холодной водой». Указанное подразделение задач является условным, так как в процессе решения образовательных задач в той или иной степени решаются и воспитательные, и оздоровительные задачи. Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии. В практике существуют разные формы составления плана-конспекта (образец в приложении 2). Ниже представлена структура плана-конспекта урока по физической культуре.
Структура плана-конспекта урока (занятия) по физической культуре План-конспект урока (занятия) по физической культуре № ___ для учащихся ___ класса (группы) __________________________ (название ОУ) по ___________________________(раздел программы по физической культуре) Задачи урока (занятия): 1. _________________________________________________ 2. _________________________________________________ 3. _________________________________________________ Дата проведения _____________ Место проведения ____________ Материально-техническое и методическое обеспечение: ____________________
В первой графе конспекта «Части урока» указываются подготовительная, основная, заключительная и их продолжительность (мин). В графе «Содержание урока» последовательно указываются все предусмотренные для проведения физические упражнения. При описании упражнений пользуются терминологией, характерной для соответствующего вида спорта. Обязательно необходимо записать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет. Упражнения могут быть изображены в конспекте графически. Если в основной части урока используется групповой метод, то в конспекте записывается содержание упражнений для каждого отделения и указывается порядок смены видов упражнений. Отдельно записываются упражнения для мальчиков и девочек при планировании на уроке разного для них учебного материала. В графе «Дозировка» указывается на количество повторений упражнения, затраты времени на его выполнение в минутах, величина преодолеваемого расстояния. В графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающихся со схематичным расположением учащихся в зале или на площадке, методы выполнения упражнений, требования к их выполнению – правила техники, а также делаются записи типа: «выполнять с громким проговариванием правил техники», «с громким подсчетом количества передач», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.
Педагогический анализ урока проводится с целью выявления результативности конкретного занятия. Это выражается в его вкладе в формирование знаний, двигательных умений и навыков, в развитие физических способностей, в совершенствование личностных качеств учащихся. Умение проводить педагогический анализ урока поможет студенту-практиканту объективно оценивать свою деятельность. Для этого необходимо тщательно познакомиться с основными разделами анализа урока по физическому воспитанию. Общие требования к анализу урока по физической культуре: 1. Анализ урока должен быть многосторонним и достаточно глубоким. 2. Необходимо проанализировать все стороны методики проведения урока и дать письменное пояснение. 3. Субъективная оценка должна быть обоснованной, доказательной, аргументированной. В уроке обязательно должны быть вскрыты недостатки и даны конкретные практические рекомендации по их устранению. Структура анализа урока (занятия) Общие сведения об уроке: 1. Школа, класс________________ 2. Дата_____________________________ 3. Место проведения урока___________________________________________ 4. Вид урока________________________ 5. Тип урока ____________________ 6. Задачи урока: 1. __________________________________________________ 2. __________________________________________________ 3. __________________________________________________ 7. Число учащихся: а) по списку в журнале____________________________________ б) фактически занималось _________________________________ из них учащихся, относящихся к медицинским группам: основной____________________________________________ подготовительной____________________________________ специальной ________________________________________ 8. Фамилия, имя, отчество преподавателя, образование ___________________ 9. Содержание анализа урока (занятия) по физической культуре: 1. Готовность учителя к уроку (занятию). 2. Анализ содержания и проведения урока (занятия). 3. Действия учителя во время урока (занятия). 10. Анализ урока провел студент ______________________________________
При педагогическом анализе урока (занятия) по физической культуре учитывается подготовка учителя к уроку, что включает: изучение специальной методической литературы по теме урока с целью использования достижений педагогической науки и практики; написание конспекта урока; личную двигательную подготовку; речевую подготовку (произношение команд, подсчеты, описание правил игры и т. д.). Также учитывается подготовка мест занятий, оборудования, инвентаря, проверку их санитарно-гигиенического состояния, наличие соответствующей формы одежды и обуви у учителя. Подготовка учащихся предполагает: наличие спортивной одежды и обуви; предварительное ознакомление с задачами, содержанием предстоящего урока; выполнение домашних заданий; изготовление дидактического материала, который понадобится на уроке и др. Для того, что бы убедиться в качественной подготовке учителя или практиканта к проведению урока следует проанализировать разработанный им конспект урока. Анализ содержания урока (занятия) по физической культуре целесообразно проводить по следующим показателям: 1. Оценка задач урока: · взаимосвязь задач данного урока с задачами предыдущего; · разносторонность поставленных задач; · конкретность поставленных задач; · соответствие задач уровню подготовленности учащихся; · грамотность формулировки задач. 2. Оценка содержания занятия: · правильность подбора средств для каждой части урока; · соответствие средств поставленным задачам; · соответствие средств уровню подготовленности учащихся; · оригинальность подобранных средств; · правильность подбора методов в каждой части урока; · соответствие методов задачам урока; · соответствие методов уровню подготовленности учащихся. 3. Содержательность организационно-методических указаний, подаваемых учителем. 4. Действия учителя на уроке: · обеспечение безопасности учащихся; · умение активизировать деятельность учащихся по ходу решения задач урока; · использование подводящих и специальных упражнений; · обеспечение высокой моторной плотности урока в зависимости от его типа; · использование индивидуального подхода к учащимся; · умение организовывать учебную деятельность учащихся на уроке; · быстро устанавливать педагогически определенные контакты с учащимися; · своевременно пресекать нарушения дисциплины, используя педагогически определенные приемы; · строить отношения с учащимися на принципе взаимоуважения и взаимопонимания; · грамотно анализировать и оценивать урок; · умение корректировать свою деятельность в зависимости от успешности усвоения школьниками учебного материала.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |