Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из собрания музея Фрейда 2 страница




Основной мотивационной доминантой жизни личности как в концепции А. Бандуры, так и в концепции Дж. Келли является стремление максимально приспособиться к требованиям социального мира и минимизировать вероятность конфликта с ним. Однако авторы значительно расходятся в том, каким образом происходит приспособление человека к окружающей среде.

Дж. Келли (1905—1966) предполагал, что человек пытается предсказывать и контролировать те события, которые происходят в его жизни, за счет создания все более адекватной психической модели внешнего мира, и таким образом адаптируется к нему. По его мнению, на протяжении жизни человек действует как ученый, который выдвигает гипотезы относительно мира, проверяет и уточняет их.

Единицами объяснения мира и одновременно структурными элементами личности являются конструкты — абстракции, сделанные человеком на основе личного опыта. Процесс создания конструкта начинается с того, что человек объединяет сходные по какому-то параметру события и противопоставляет их тем, которые по этому параметру отличаются. Например, чтобы создать конструкт «твердый — мягкий», человеку требуется заметить, что, допустим, дерево и металл сходны по твердости и противостоят чему-то мягкому, допустим, тополиному пуху. Конструкт по определению включает в себя два полюса и представляет собой категории мышления. Разные люди пользуются разными конструктами при описании одних и тех же объектов. Содержание конструктов определяет, что человек ожидает от различных сфер жизни. Например, ребенок замечает, что Маша и Катя обычно мирно играют в свои куклы, а Петя частенько ломает игрушки и дергает Машу за косички. Основываясь на данном наблюдении, ребенок может создать конструкт «миролюбивый - агрессивный», который впоследствии он будет использовать для оценки различия между мужчинами и женщинами. В конечном итоге человек будет думать, что агрессивные существа — это мужчины, а миролюбивые — женщины. Соответственно, с мужчинами надо держать ухо востро, а женщинам можно доверять. Или, например, у ребенка, растущего в моноэтнической среде, отсутствует опыт различения людей по цвету кожи. Тогда конструкт, связан-

10.2. Гомеостатические теории личности: ориентация на согласие 383

ный с полюсами, допустим, «эмоциональный — сдержанный» не будет у него формироваться применительно к различению представителей этнических групп. В будущем он, скорее всего, попадет в ситуацию неопределенности, когда попытается предсказать, какого поведения ожидать от русских или от кавказцев. С одной стороны, это, конечно, приведет к определенному дискомфорту, но, с другой стороны, он не будет делать слишком обобщенных предположений относительно людей другой национальности. Правда, человек может некритично использовать внешний конструкт, полученный, например, из средств массовой информации, и сделать предсказание на основе такого ненадежного конструкта. В данном случае велика вероятность ошибки.

Личность в концепции Келли характеризуется и содержанием, и структурой конструктов. Например, человек, различающий людей по параметру богатства — бедности, иной, нежели тот, для кого важен параметр красоты — уродства. Любой конструкт соотносит воспринимаемое явление с какой-либо потребностью личности, и поэтому по используемым человеком конструктам можно определить, что для него важно в окружающем мире и в самом себе. Поскольку основной тенденцией личности в теории Келли является стремление наиболее полно приспособиться к окружающему миру за счет создания адекватной системы его описания, то путь нормального развития личности состоит в возрастании степени дифференциро-ванности и точности системы личностных конструктов в их отношении к реально происходящему вокруг (теория Келли вводит специальное измерение для сравнения людей - «психологическая сложность личности»). Если оказывается, что тот или иной конструкт плохо описывает ситуацию, человек испытывает тревогу и старается создать новый, более адекватный конструкт. Тревога — это «осознание того, что события, с которыми человек столкнулся, находятся за пределами возможностей применения его конструктной системы». Человек стремится редуцировать тревожное напряжение за счет совершенствования системы конструктов, т.е. действует го-меостатически.

Важным в концепции Келли является понятие центральной роли. Центральная роль (центральная структура) представляет собой конструкт, выражающий основополагающий взгляд человека на жизнь. Обычно центральная роль формируется в раннем детстве на доречевом уровне (человеку трудно сказать, что на самом деле для него самое главное), и поэтому данный базовый конструкт с трудом поддается коррекции.

Процедура определения содержания конструктов была названа ролевым репертуарным тестом (или репертуарными решетками

i личности: ориентация на согласие

Глава 10. Психология личности

Келли). Суть процедуры заключается в том, что человеку предъявляют список значимых для него людей (например, мать, отец, брат, любимый учитель, злейший враг и т.д.) и просят оценить, в чем каждая из возможных пар схожа и отличается от каждого из оставшихся персонажей. Например, требуется указать, в чем мать и отец похожи между собой и одновременно отличаются от брата; в чем брат и мать похожи, но отличаются от бабушки; в чем бабушка и учитель похожи между собой, но отличаются от лучшего друга и т.п. Например, в первом случае человек дает ответ «возраст», а во втором — «громкий голос». Значит, в системе личных конструктов данного человека присутствуют конструкты «молодой — старый» и «обладатели громкого голоса — обладатели тихого голоса». Согласно Келли, следует предположить, что в каждодневной жизни человек оценивает людей по данным параметрам. Очевидно, что в репертуаре человека может быть много или мало конструктов, они могут отражать действительно значимые или более или менее случайные аспекты действительности. В нашем примере конструкт «молодой — старый», скорее всего, действительно схватывает нечто важное в мире, а конструкт «тихий — громкий голос» не слишком информативен. Стратегии функционирования личности могут заключаться в расширении системы конструктов, т.е. развитии психологической сложности личности, или в защитном ограничении, когда человек

цепляется за простоту и иллюзорную предсказуемость своего мирка, игнорируя то, что выходит за его рамки. В результате второй стратегии возникает враждебность к миру.

Главный упрек, справедливо адресованный взглядам Дж. Келли, — это неоправданное ограничение исследований личности только рациональной составляющей человеческого существования.

Социально-когнитивная теория А. Бандуры (род. 1925) предполагает в качестве мотивацион-ного ядра личности стремление максимально приспособиться к требованиям социального мира и минимизировать вероятность

Рис. 73. Альберт Бандура

конфликта с ним путем заимствования социально эффективных моделей поведения.

По мнению Бандуры, человек — это продукт научения (см. гл. 3). Так как при викарном научении субъекты осознают последствия действий, которым они подражают, можно утверждать, что ядро личности в понимании Бандуры имеет когнитивный характер. Основную роль в нем играют процессы восприятия, оценки и саморегуляции поведения. Саморегуляция поведения включает действие трех факторов: самонаблюдения, процесса вынесения суждений и активной реакции на себя. Самонаблюдение представляет собой постоянный внутренний мониторинг жизненных ситуаций и наших реакций на них. Процесс вынесения суждений происходит как на основе социальных, так и на основе личных стандартов. Например, преподаватель может оценить себя, сравнивая, насколько его действия совпадают с тем, что делают «хорошие» преподаватели (социальный стандарт). При использовании личного стандарта сравнивается уровень выполнения какого-либо действия с уровнем, обычным для человека. Активная реакция на себя заключается в эмоциональном переживании расхождения требований личного стандарта с реальным поведением. Например, если студент, который обычно получает пятерки на экзамене, ответит на четыре, он будет огорчен. Если же закоренелый троечник получит четверку, он будет вне себя от радости.

Важным для теории Бандуры является предположение о том, что разрядка напряжения доставляет личности настолько интенсивное удовольствие, что при определенных условиях личность стремится к временному нарастанию напряжения. «Люди побуждают себя к действию, ставя перед собой цели, которые создают положение неравновесия, а затем мобилизуют свои способности, чтобы достичь цели», — пишет он. Введение понятий викарного научения, саморегуляции поведения и временного наращивания напряжения позволяют А. Бандуре преодолеть радикальный,бихевиоризм: значение «движущих сил» приобретают не толькб внешние воздействия, но и представления человека о самом себе.

Периферию личности в модели А. Бандуры составляют конкретная реализация принципареципрокного (взаимного) детерминизма, процесс выборочной активации и отключения внутреннего контроля, отражающих уровень самоэффективности личности.

Согласно принципу реципрокного детерминизма бытие человека в мире определяется действием трех переменных: окружающей среды (О), поведения (П) и личностных особенностей (Л). Рассмотрим действие этого принципа на примере взаимодействия студен-

13 я-s.w

та и преподавателя. Преподаватель слушает ответ студента на экзамене. Естественно, студент старается вызвать у преподавателя желательную для себя поведенческую реакцию — изображение цифры «5» в зачетке. Этот сегмент взаимодействия можно описать формулой О => П, так как для преподавателя студент - это агент окружающей среды. Однако преподаватель, хотя и осознает намерения студента, не торопится ставить пятерку, он думает: «Если я поставлю ту оценку, которую хочет студент, он решит, что хорошо знает предмет, а ведь это не так». Данный момент взаимодействия можно выразить формулой О => Л. Поразмыслив, преподаватель ставит «4» (Л => П; П => О). Так как данный поступок кажется преподавателю справедливым, он оказывает влияние на его представление о себе, подтверждая мнение о себе как о принципиальном преподавателе (П => Л). В описанной цепочке не хватает взаимодействия типа Л => О, так как, на первый взгляд, преподаватель воздействует на студента посредством оценки. Однако на самом деле это влияние также имеет место, поскольку сам вид решительного преподавателя воздействует на студента еще до того, как он поставил оценку (Л => О). Реципрокные триады, в которые включается человек на протяжении своей жизни, определяют привычные для него паттерны поведения и формируют личностные особенности. Бандура употребляет в своей модели термин «детерминизм». Однако оговоримся, что он придавал большое значение случайности. Случайное событие может изменить любой из элементов реципрокной триады, что определит и весь характер взаимодействия.

Выборочная активация и отключение внутреннего контроля от-' ражает процесс действия более общего механизма саморегуляции. Данный механизм объясняет, почему люди не всегда поступают в соответствии со своими личными стандартами. В том случае, когда ситуация воспринимается однозначно и отсутствует внешнее давление, саморегуляция в формах самонаблюдения, вынесения суждения и активной реакции на себя включена. Человек ведет себя в соответствии с требованиями личного стандарта. Если же ситуация содержит двусмысленность или оказывается внешнее давление, потенциальный конфликт снимается с помощью отключения внутреннего контроля. Отключение внутреннего контроля может осуществляться разными способами. Во-первых, отключение внутреннего контроля происходит при помощи переопределения поведения. Переопределение поведения осуществляется путем морального оправдания («вообще-то стрелять в человека нельзя, но в целях самообороны это допустимо»), оправдывающих сравнений («конечно, я

..i.'V -> V ■■■; ■'?'■

 

не подготовился к семинару, но другие-то вообще на него не пришли») или созданием словесных ярлыков (киллер договаривается не об убийстве, а об «исполнении условий контракта»). Во-вторых, отключение внутреннего контроля достигается смещением или распылением ответственности, когда ответственность за негативные результаты поступка атрибутируется другому лицу или разделяется между несколькими лицами. В-третьих, конфликт может быть снят за счет дегуманизации жертвы или возложения на нее вины за случившееся. Например, многие американские колонисты, которые вели себя в отношениях с европейцами на уровне самых высоких личных стандартов, но при этом совершали преступления против индейского населения, оправдывая свое поведение тем, что «индейцы — не люди» (подробнее о механизмах смещения ответственности и дегуманизации жертвы см. гл. 11).

Важнейшей личностной характеристикой А. Бандура считает «самоэффективность». «Убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь (самоэффективность) влияют на то, какой способ действия он выберет, как много будет прилагать усилий, как долго он устоит, встречаясь с препятствиями и неудачами, насколько большую пластичность он проявит по отношению к этим трудностям», — пишет А. Бандура. Понятие самоэффективности близко понятиям локуса контроля и самооценки. По концепции А. Бандуры, самоэффектив-ность — это главная детерминанта выбора человеком той или иной деятельности.

На уровень самоэффективности оказывают влияние несколько факторов.

• Достигнутые результаты. Успех в аналогичной деятельности в прошлом повышает самоэффективность относительно данной сферы деятельности в будущем.

• Косвенные переживания. Наблюдение за деятельностью людей в сходных условиях могут понижать или повышать самоэффективность. Например, когда вы видите, что другой человек с легкостью взобрался на вершину холма, вы, скорее, решите, что также способны это сделать.

• Словесное убеждение. Самоэффективность повышается, когда авторитетное для вас лицо выражает уверенность в том, что вы способны справиться с задачей.

• Стресс. Стрессогенная ситуация снижает уровень самоэффективности.

Имеются экспериментальные доказательства того, что высокий уровень самоэффективности оказывает реальное влияние на успех

 

-

деятельности. Например, в группе лиц, желающих бросить курить, максимального результата добивались те, кто обладал высокой самоэффективностью (С. Диклиментэ, S. DiClemente, 1985).

10.3. Гетеростатические теории личности: ориентация на конфликт

Гетеростатические теории личности: ориентированные на конфликт, подразумевают, что личность не стремится к снятию напряжения между собой и миром, а наоборот, наращивает его. Более того, именно конфликт, складывающийся в этом взаимодействии, является основной движущей силой развития личности. Данный тип понимания личности представлен в деятельностном подходе.

Деятельностный подход рассматривает личность как «открытую систему», он не предполагает оценочной интерпретации природы человека. Согласно этому подходу основанием формирования и изменения личности (генетический аспект рассмотрения проблемы) является деятельность. «Личность производится деятельностью»,— утверждает А.Н. Леонтьев, и далее: «Личность - это дериват деятельности (т.е. производное от деятельности)». Поэтому и для понимания личности следует «смотреть на нее через призму» системы деятельностей, в которую включен человек. Так как любая деятельность детерминирована своим мотивом, основная тенденция ядра личности совпадает с иерархической структурой соподчиненных мотивов ее деятельностей. В рамках этого подхода можно сказать, что личность и есть иерархия мотивов. Поэтому для описания личности критически важно выяснить, что именно в наблюдаемом поведении того или иного человека является операцией, что — действием с осознаваемой целью, а что — мотивом, и является ли этот ) мотив сознательным или нет. Например, вы видите бегущего человека. Какой смысл имеет для него бег? Может быть, он спортсмен, который бежит на марафонскую дистанцию (в отдалении вы замечаете табличку с надписью «Финиш»)? В данном случае его мотив ясен для вас. Вы составляете мнение об этом человеке как о спортсмене, который озабочен высокими достижениями и хочет стать лидером забега. Безусловно, если это действительно так, вы можете много сказать о его личности. Однако может оказаться, что бегун стремится прийти к финишу первым только потому, что тем, кто! войдет в тройку сильнейших, руководство спортивного клуба пообещало недельный отпуск домой. А наш герой ужасно скучает по своей семье. То есть бег для него — действие, которое подчинено моти-

10.3. Гетеростатические теории личности: ориентация на кофликт 389

ву встречи с любимой семьей. Эта существенная дополнительная информация создает в вашем воображении образ совсем другой личности — мягкого, нежного человека, который, возможно, не слишком доволен тем, что ему пришлось выбрать карьеру спортсмена. А теперь представьте, что этот человек и вовсе случайно попал на беговую дорожку, он бежит просто так, ни с кем не соревнуясь, мечтая о чем-то приятном. Он вообще не обращает особого внимания на то, как и куда бежит. Опять ваше понимание личности этого человека изменилось.

Личность, по А.Н. Леонтьеву, является поздним продуктом общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Главный тезис: личностью не рождаются, личностью становятся. Когда же начинает складываться личность? Леонтьев предлагает считать в качестве отправной точки формирования личности конкретный момент в развитии психики ребенка. Это момент, в который мы можем эмпирически зафиксировать, что два мотива — социальный и биологический — стали обнаруживать иерархическую зависимость, т.е. социальный мотив подчинил себе биологический. Исследовательская процедура строится следующим образом: взрослый кладет на стол перед сидящим ребенком конфету. Задача ребенка — достать конфету, не вставая со стула. Ребенок пытается дотянуться до конфеты, но конфета лежит слишком далеко от него (задача не имеет решения в рамках предложенной инструкции). В какой-то момент исследователь выходит из комнаты. Как поведет себя ребенок? Трехлетний без всяких сомнений хватает конфету и запихивает в рот. Младший школьник терпеливо ждет возвращения взрослого и не совершает никаких видимых «запретных» действий. Для фиксации момента «рождения» личности важно понаблюдать за тем, как поступает в аналогичной ситуации старший дошкольник. На первый взгляд, он делает то же самое, что и более младший ребенок — берет конфету и съедает ее. Но что происходит, когда взрослый снова заходит в комнату? Он хвалит ребенка за успешное решение задачи и дает ему еще одну конфету — в награду. Малыш радостно берет и вторую конфету. Старший же дошкольник в ответ на похвалу начинает горько плакать. Как образно выражается Леонтьев, сладкая конфета стала для него «горькой». Вроде бы мы наблюдали одно и то же действие — пока взрослый не видел, ребенок взял «запрещенную» конфету. Однако в случае трехлетнего биологический мотив (съесть конфету) не встретил сопротивления. У старшего дошкольника произошел конфликт двух противоположных мотивов — биологического (съесть) и социального (слушаться взрослого). И хотя сначала победил первый мотив (ребёнок своим

14я-х.чп

 

Глава 10. Психология личности

поведением нарушил правило решения задачи), по возвращении взрослого второй мотив оказался более сильным. Изменился личностный смысл только что совершенного действия. Напомним, что личностный смысл определяется как отношение мотива к цели действия. В нашем примере мотив сотрудничества со взрослым породил такой личностный смысл действия, нарушающего запрет, что,; конфета потеряла всю свою былую привлекательность, стала «горькой». Можно сказать, что в ребенке «заговорила совесть». Социальное требование стало реально действующим мотивом его личности, мы присутствуем в начале пути формирования иерархии мотивов, главенствующим стал мотив социальный, а подчиненным — мотив биологический.

Правда, существуют и другие предложения, как обнаружить момент рождения личности. Рассуждая также в логике доминирования социальной регуляции (особенно при конфликте), А.В. Петровский считает, что о рождении личности свидетельствует первое альтруистическое действие, т.е. действие во благо другого и в ущерб себе. Пока личность не начала складываться, ребенок не только не выполняет просьбу: «Дай своего любимого мишку тому мальчику, который горько плачет», но и не понимает связи между состоянием души сверстника и своим действием. Принятие (и выполнение) решения о том, чтобы по доброй воле расстаться с такой ценной вещью, как любимая игрушка, предполагает, что перед нами уже личность, правда, еще в самом начале своего развития. Чтобы социальные мотивы побеждали, по концепции А.В. Петровского и В.А. Петровского, во внутреннем мире должен быть представлен другой человек, т.е. личность должна нести в себе «отраженную субъектность» и ориентироваться на нее.

Леонтьев утверждает, что за первым «рождением» личности в дошкольном возрасте следует второе, которое происходит в подростковом возрасте — человек становится способным к осознанию личной иерархии мотивов. До этого о структуре мотивационной сферы ребенку сигнализировали эмоции. Так, наш испытуемый, вдруг ощутивший психологическую «горечь» недавно желанной конфеты, не может объяснить причину своих слез. Подросток учится решать задачу на личностный смысл, т.е. он может провести рефлексию того, что для него на самом деле важно и, следовательно, приобрести свободу выбора действий в соответствии со своими мотивами, а затем и свободу осознанно перестраивать иерархию значимых мотивов. Он теперь может идти против социального давления и против своих импульсивных желаний, он становится «сознательной личностью» в полном смысле этого слова.

10.3. Гетеростатические теории личности: ориентация на кофликт 391

Личность определяется природой порождающих ее социальных отношений, в которые человек вступает в процессе деятельности. Личность поэтому представляет собой системное интегральное («внечувственное», по терминологии А.Н. Леонтьева) качество «системы Человек — Общество».

Как всякая система, согласно общей теории систем Л. фон Бер-таланфи, система Человек — Общество характеризуется следующим: 1) целостностью — несводимостью системы к сумме образующих ее частей. Другими словами, личность нельзя вывести не из структуры общества, не из изолированного человека; 2) структурностью — существованием определенных связей между элементами системы; 3) взаимосвязью с другими системами и 4) иерархичностью. Функционирование системы подчиняется трем основным принципам. Первый принцип заключается в том, что эволюция системы предполагает противоборство двух тенденцийтенденции к сохранению и тенденции к изменению. Второй принцип, следующий из первого, утверждает, что необходимым условиям развития системы является конфликт между адаптацией и избыточной активностью. Третий принцип предполагает, что в любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые и обеспечивающее саморазвитие системы. Действие этих общих принципов, согласно А.Г. Асмолову, необходимо раскрывать и наполнять конкретным психологическим содержанием при создании теории личности.

Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что человек в совместной деятельности изменяет мир. Но как только человек включается в социально организованную предметную деятельность, тезис оборачивается: личность начинает изменять и развивать саму себя. «Внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет», А.Н. Леонтьеву. Эту мысль можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 74).

Здесь Л1, Л2, Лп означают изменения личности, Д1, Д2, Дп — реализуемые Деятельности.

Рис. 74. Изменение личности посредством включения в деятельность

Безусловно, возникновение новой формы организации и интеграции психических процессов, их существование в качестве лично-

Глава 10. Психология личности

 

сти предполагает, что, вступая в деятельность, личность выполняет функцию регуляции этой деятельности. Но важно, что при этом личность не остается неизменной, она сама развивается в процессе деятельности. Деятельность формирует новообразования «на полюсе субъекта и на полюсе объекта» — так сформулировал эту мысль А.Н. Леонтьев. Выраженность этих новообразований, т.е. степень различия между Л1 и Л2, будет тем больше, чем более значимый и творческий характер носит осуществляемая деятельность. Таким образом, личность формируется в деятельности, проявляется и развивается в ней.

Тезис о том, что деятельность является источником развития личности, верен и для взрослого, и для ребенка. Однако если для взрослого открыто широкое пространство возможных деятельнос-тей (напомним, что под термином «деятельность» понимается любая мотивированная целенаправленная активность и внешне проявляемая, и внутренняя «умственная»), то для ребенка главное условие развития — внешняя деятельность с реальными предметами, несущими в себе мир человеческих значений и смыслов.

Ребенок вовлекается в совместную деятельность со взрослым, что означает создание «социальной ситуации его развития» (по Л.С. Выготскому). Вместе со взрослым, который владеет культурным опытом реализации деятельности (правилами и средствами), ребенок как бы «забегает вперед» доступной ему в данный момент формы выполнения деятельности — под руководством взрослого он делает то, что пока еще не может сделать сам. Л.С. Выготский назвал эту возникающую во взаимодействии перспективу «зоной ближайшего развития».

Таким образом, представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается на протяжении всей жизни, пока человек включен в динамику социальной деятельности. Эта динамика может определяться как социальными законами (например, перестройка в России), так и создаваться самим человеком, ведь, преобразуя формы своей деятельности, он может сам задавать траекторию своего личностного развития.

Личность характеризуется надситуативной активностью, т.е. стремлением действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний. Один из феноменов, иллюстрирующих надси-туативную активность, был описан В.И. Лениным. Схема его исследования повторяла ту, в которой изучался феномен «горькой конфетки», только возле ребенка помещалась палка, с помощью которой можно было достать нужный объект. Маленькие дети после нескольких проб справлялись с заданием и бывали весьма до-

10.3. Гетеростатические теории личности: ориентация на кофликт 393

вольны результатом. Однако когда аналогичное задание предъявлялось старшему ребенку, он начинал демонстрировать странное поведение — ерзать на стуле, оглядываться по сторонам, не обращая внимания на инструмент, позволяющий легко выполнить задание. Когда ребенка спрашивали, почему же он не берет палку, тот презрительно отвечал: «Так каждый сможет!». Данный эффект был назван «интеллектуальной инициативой». Другими словами, вопреки инструкции, у ребенка возникал мотив не просто решить задачу, а решить ее своим оригинальным способом («сверхзадача»). К проявлениям активности, не связанной с необходимостью адаптации, относятся феномены «бескорыстного риска» (В.А. Петровский), сложные виды интеллектуальной инициативы в познавательной деятельности, когда человек существенно усложняет решаемую задачу, чтобы узнать и понять больше, чем от него требуется (Д. Б. Богоявленская) и т.д. Это и есть те избыточные неадаптивные элементы, существование которых предсказывает теория систем.

Личность характеризуется направленностьюустойчивой системой доминирующих мотивов, задающей главные тенденции поведения человека. Близким вариантом анализа личности является концепция В.Н. Мясищева (1893—1973). Мясищев полагал, что ядро личности кроется в системе отношений к внешнему миру, к людям, к своему делу и к самому себе. В данной теории структурной основой личности является не иерархизированная система мотивов, а иерархизированная система отношений.

Единицы анализа функционирования личности могут быть представлены устойчивыми смыслами значимых объектов и явлений, отражающих отношения человека к ним, а также личностными ценностями, которые вместе с потребностями являются источником этих смыслов (Д.А. Леонтьев). Другими словами, смысл для человека приобретают те объекты, которые имеют отношение к реализации его потребностей и ценностей. В отличие от потребностей личностные ценности не ограничены текущим моментом, наличной ситуацией, они устремлены в будущее.

Конкретные свойства личности также формируются в деятельности. Например, учебная деятельность формирует в личности ребенка такие качества, как настойчивость, любознательность и т.д. При этом список потенциальных свойств личности ограничен только многообразием возможных форм деятельности.

В рамках деятельностного подхода наиболее разработаны представления о периодизации развития личности лишь в младенческом, детском и подростковом периодах жизни человека. Д.Б. Эльконин (1904-1984) выдвинул концепцию периодизации

 

Глава 10. Психология личности

 

развития личности на основе «ведущей деятельности», т.е. деятельности, осуществление которой определяет формирование основных психологических достижений определенной ступени развития личности (табл. 17). Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с наиболее значимой группой или лицом, является ведущим фактором его развития. Понятно, что при таком подходе развитие личности изначально социально. Движущей силой развития служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Этот конфликт не только неустраним, но и содержит в себе «энергию» развития личности. При этом в постоянном взаимодействии находятся деятельности, обусловленные предметно-вещественными мотивами, и деятельности, обусловленные мотивами общения. Ребенок активно включен во взаимодействие с «миром вещей» и «миром людей». На разных этапах развития то один, то другой «мир» занимает доминирующее положение в направленности ребенка. Когда на передний план выходит коммуникативная деятельность, происходит преимущественное развитие мотивационной сферы, а когда коммуникативная деятельность сменяется предметно-интеллектуальной, то в основном развивается познавательная сфера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.