Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из собрания музея Фрейда 3 страница




Ведущая деятельность младенца — это непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Примером такой деятельности служит «комплекс оживления», возникающий на третьем месяце жизни. Для того чтобы удовлетворить потребность общения со взрослым, ребенку приходится овладевать различными средствами, Й прежде всего речью. На границе перехода к следующей стадии складывается конфликт между мотивационной готовностью к предметной деятельности и недостатком инструментальных навыков. Психологически ребенок готов эмансипироваться от взрослого, но объективно этого сделать еще не может. Всем знакомо настойчивое требование ребенка: «Я сам!».

В раннем детстве ведущей становится предметно-орудийная деятельность. Ребенок активно манипулирует предметами, овладевает различными орудиями. Типичным примером активности ребенка на данном возрастном этапе являются игры с песком, складывание пирамид и т.д. То есть игра носит предметный характер. Много исследований посвящено рассмотрению развития познавательной сферы ребенка в данный период. Так, Ж. Пиаже указывал, что в возрасте 2—3 лет формируется так называемый «ручной» интеллект (см. гл. 9). Общение на данной стадии представляет собой средство «деловой» коммуникации со взрослым.

 

 

10.3. Гетеростатические теории личности: ориентация на кофликт 395

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является ролевая игра. Девочки играют в «дочки-матери», мальчики — «в войну», дети обоих полов — «в школу», «в больницу» и т.д. Особенностями ролевой игры является принятие на себя роли взрослого, развертывание в игровой форме последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование, использование предметов-заменителей, воображаемых предметов. Так, скальпель хирурга может быть изображен с помощью палочки, конфета — с помощью камешка и т.д. Важно, что роль взрослого, которую принимает ребенок, содержит в себе ролевые правила и требования. На стадии ролевой игры опять на передний план выходит общение. Предметные действия, освоенные ребенком ранее, включаются в новый контекст человеческих отношений.

Ведущей деятельностью младшего школьника становится учеба. Взаимодействие с другими людьми затеняется, все силы брошены на развитие познавательных способностей. В подростковом возрасте снова происходит чередование предметной и коммуникативной типов деятельности. Для подростка важно установить доверительные отношения со сверстниками. Он учится дружить и любить. Наступает период страстной дружбы и первых влюбленностей.

Таблица 17 Периодизация личностного развития, по Д.Б. Эльконину (1974)

Возрастной период Ведущая деятельность Система отношений
Младенчество Общение со взрослым Человек — Человек
Раннее детство Предметная деятельность Человек — вещь
Дошкольный возраст Ролевая игра Человек — Человек
Младший школьный Учебная деятельность Человек — вещь
возраст    
Подростковый возраст Личностное общение Человек — Человек
  со сверстниками
Юношеский возраст Учебно- Человек — вещь
  профессиональная  
  деятельность  

Если логично продолжить данную линию развития личности и в более поздние возраста, тогда ведущей деятельностью молодости, вероятно, являются межличностное общение и поиск брачного партнера (человек — человек), затем на первый план выступает профессиональное становление (человек — вещь) и впоследствии наблюдается возвращение к ведущей роли межличностного общения в семье (человек — человек). Как мы видим, в дополненном виде кон-

Глава 10. Психология личности

цепция Эльконина имеет общие черты с кругом феноменов, рассматриваемых Э. Эриксоном. Преимуществом периодизации Эльконина является принцип «маятника»; объективная смена ведущих деятельностей определяется противоречиями в развитии мотиваци-онной и познавательно-инструментальной сфер личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.