КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Продуктивность групповой деятельности
I Тип акцентуаций характера, по А.Е. Личко
Контрольные вопросы Тестовые задания. Литература Окончание табл. 21
В психологии существует достаточно большое разнообразие классификаций характеров (Э. Фромм, К. Леонгард). Известная типология Шелдона, которую мы уже рассмотрели, также может быть отнесена к выделению типов характера. В целом характер как проявление инструментального аспекта поведения во многом определяется теми формами общения, которые задают ребенку окружающие. В заключение можно сказать, что особенности характера и формируются, и проявляются, и корректируются в общении. (?) Контрольные вопросы 1. Что имел в виду 3. Фрейд, говоря о защитном характере поведения человека? 2. В чем основные отличия между психосексуальными стадиями развития личности, по 3. Фрейду, и психосоциальными стадиями развития личности, по Э. Эриксону? 3. В чем заключается смысл термина «самоэффективность», предложенного А. Бандурой? 4. Как А. Маслоу описывает самоактуализирующиеся личности? Видите ли вы вокруг себя людей, которых можно назвать самоактуализирующимися? 5. С чем связаны кризисы 3, 7 и 14 лет в развитии личности, согласно гипотезе Д.Б. Эльконина? 6. Как вы понимаете утверждение «личность рождается в деятельности»? 0 Тестовые задания 1. Какова тенденция ядра личности в моделях, разделяющих гетеро-статический взгляд на функционирование личности? A. Стремление максимально приспособиться к требованиям социального мира и минимизировать вероятность конфликта с ним. Б. Стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. B. Стремление актуализировать свои потенциальные возможности. 2. Какой статус, по Дж. Марче, характеризует начальную стадию формирования идентичности, когда подросток еще не обладает ясным представлением о том, какую судьбу избрать? A. Психосоциальный мораторий. Б. Диффузная идентичность. B. Блокировка идентичности. 3. Согласно концепции А.И. Леонтьева, первое «рождение» личности происходит в тот момент, когда... A. Складывается иерархия мотивов. Б. Происходит осознание структуры мотивов. B. Человек включается в производственную деятельность. 4. Какой фактор в модели Г. Айзенка включает в себя такие полюса, как оптимизм — пессимизм и общительность —- замкнутость? A. Нейротизм / Стабильность (N). Б. Психотизм / Сверх-Я (Р). B. Экстраверсия / Интроверсия (Е). 5. Какие различия между детьми мужского и женского пола считаются достоверно установленными? A. Мальчики лучше владеют оружием. Б. Девочки демонстрируют более высокий уровень развития речевых способностей. B. Девочки лучше учатся. 6. Какой тип темперамента связан.с атлетическим (мезоморфным) типом телосложения в концепции У. Шелдона? A. Соматотония. Б. Церебротония. * B. Висцеротония. Щ Литература Основная 1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 2. Леонтьев All. Лекции по общей психологии. М., 2000. 3. Леонтьев ДА. Очерк психологии личности. М., 1997. 4. МадЪи С. Теории личности. Сравнительный анализ. С.-Пб., 2002. 5. Фрейджер Р., ФейдименД. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. С.-Пб. - М., 2001. Литература Дополнительная 1. Климов ЕЛ. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. 2. Мельников В.М., Ямполъский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. 3. Общая психология. Тексты в трех томах. Т. 1. Введение / Под ред В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., 2001. 4. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер, В.Я. Романова, М., 2000. 5. Психология. Комплексный подход / Под ред. М. Айзенка. Минск, 2002. 6. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. 7. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. С.-Пб., 1997.
Глава 11 Социальная психология Если бы ты и хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живепь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия. Марк Аврелий В «Книге джунглей» Д.Р. Киплинга (1894) описана история жизни человеческого детеныша Маугли, выросшего среди дикой природы. Фантазия писателя рисует романтический образ юноши, который чужд лицемерию цивилизации и следует принципу равенства всех живых существ «Мы с тобой одной крови». Однако мало кто знает, что литературный вымысел был подвергнут строгому суду реальной истории. В 1920 г. в Индии были обнаружены две девочки, названные Камала и Амала. Их нашел английский миссионер в логове волков и доставил в приют для сирот. В книге «Дети-волки и дикие люди» Дж. Сайн и Р. Зингг дают портреты этих несчастных детей: «Эти девочки обладали физическими качествами человеческих существ, но вели себя во многом подобно волкам. Они передвигались на четырех ногах, могли есть только молоко и мясо и, прежде чем взять в рот пищу, тщательно ее обнюхивали. Их сенсорные органы были необычайно хорошо развиты: они могли хорошо видеть в темноте и чуяли запах свежего мяса на расстоянии около 70 метров. Дети обнаруживали сильный страх перед огнем и убегали в угол всякий раз, когда оказывались на виду. Единственным звуком, который дети могли издавать, был громкий вой. Они никогда не смеялись». За шесть лет, проведенных в приюте, Камала приобрела словарный запас всего в 30 слов. Настойчивые усилия воспитателей по приобщению детей-волков к хотя бы минимальным навыкам человеческого общежития потерпели крах. Камала и Амала так и не смогли адаптироваться к жизни среди людей и через несколько лет умерли. Человек по-настоящему становится человеком только в мире людей. Даже оставаясь наедине с собой мы думаем, чувствуем и ве- Глава 11. Социальная психология дем себя в соответствии с правилами, которые воспитало в нас социальное окружение. На протяжении всей жизни, находясь в постоянном диалоге с другими людьми, мы стараемся понять социальный мир вокруг нас и включены в многочисленные формы взаимодействия с ним. Само человеческое сознание по своему происхождению есть социальный феномен (см. гл. 3). Как вы уже знаете, сознание с необходимостью возникает в процессе совместной деятельности людей. Другой фундаментальный факт, который определяет проблематику социальной психологии, — это факт принципиальной несводимости поведения, мыслей и чувств группы людей к простой сумме индивидуальных проявлений каждого из членов этой группы. Люди, объединенные в группу, ведут себя не так, как вел бы себя в аналогичной ситуации каждый по отдельности. Членство человека в группе оказывает влияние даже на протекание его физиологических реакций. В 1920-е гг. В. Меде исследовал изменения чувствительности к боли испытуемых, которые находились в одиночестве или в группе. В условиях соревнования участники выдерживали на 13% более интенсивный болевой стимул, чем в контрольных условиях. А если им давали возможность выбрать партнера, то порог болевой чувствительности повышался на 37%! Собравшись вместе, люди приобретают некое, как сказали бы представители гештальтпсихологии, «качество целостности». В криминальных колонках газет часто можно встретить истории о том, как компания, состоящая из нескольких вполне законопослушных подростков, буквально на глазах превращается в агрессивную банду, готовую на противоправные действия. Недаром, наверное, Уголовный кодекс назначает более суровое наказание за преступления, совершенные группой. С другой стороны, объединившись «в едином порыве» с другими людьми, не слишком смелый человек способен на геройские поступки. Очевидно, что данное особое качество группы, которое нельзя редуцировать к свойствам ее участников, нуждается в отдельном анализе. Историю социальной психологии принято возводить к нескольким источникам второй половины XIX в. «Журнал психологии народов и языкознания», созданный в 1860 г. М. Лацарусом и Г. Штейн-талем, печатал на своих страницах исследования проявлений «народного духа». Выход в свет десятитомной «Психологии народов» (Volkerpsychologie) В. Вундта (1900—1920) ознаменовал разделение психологии на две ветви — экспериментальную и социальную. Предметом психологии народов стал анализ продуктов человеческой культуры (в том числе язык, мифы, обычаи, законы, мораль- 11.1. Социальная психология групп ные нормы). Огромное влияние на формирование социальной психологии как самобытной отрасли знания оказала «Психология масс» Г. Лебона (1841—1931), интересовавшегося закономерностями коллективного поведения, в частности феноменом понижения личной ответственности человека, включенного в толпу. Под иным углом зрения проблемное поле социальной психологии задавалось появившимися в то же время многочисленными описаниями различий в психической деятельности представителей «цивилизованных» и «примитивных» народов. Достоверное установление того факта, что самые фундаментальные психические функции находятся в прямой зависимости от характеристик той или иной культуры, дало значительный толчок исследованиям в данной области. Особое значение имела работа Л. Леви-Брюля «Первобытное мышление». Леви-Брюль увидел существенные различия логического мышления современного западного человека и мистического мышления человека первобытного общества (см. подробнее гл. 9). Итак, человек является субъектом социального мира, и именно этот план его бытия изучает социальная психология. Предмет социальной психологии — фундаментальной специальной отрасли психологии (см. гл. 1) — крайне многопланов. В рамках социальной психологии выделяется социальная психология личности, социальная психология общения, психология социального познания и социальная психология групп. 11.1. Социальная психология групп Социальный мир состоит из общностей людей, объединенных совместной деятельностью. В каждый момент времени человек действует в кооперации с другими людьми. Даже в|гом случае, когда человек выполняет какую-то деятельность в одиночку, можно предположить, что ее результат будет разделен с другими людьми. Вклад участников совместной деятельности в общее дело может быть как одновременным — группа учащихся убирает школьный двор (такая группа называется контактной, поскольку действует в едином пространстве и времени), так и последовательным и разнородным (для написания этого учебника авторы пользовались результатами исследований ученых, многие из которых живут в других странах). Таким образом, основным критерием существования группы является не простое соприсутствие людей, а их включенность в общую деятельность. Глава 11. Социальная психология 11.1. Социальная психология групп Важной характеристикой социальной группы является наличие групповых норм. Групповые нормы — это правила функционирования группы, на которые должны ориентироваться все ее участники. В составе групповых норм выделяются явные (писаные) и неявные (неписаные) нормы. Так, например, любая организация; имеет свой устав, в котором сформулированы цели и задачи ее де- 1 ятельности. К писаным нормам можно отнести правила движения, законодательство, религиозные предписания. Вместе с тем у сотрудников организации могут быть нигде не зафиксированные специально, но вместе с тем обязательные для выполнения прави- 1 ла поведения. Для слаженного функционирования группы крайне важно, чтобы все ее члены в действительности прониклись групповыми нормами. Поэтому в большинстве групп практикуются особые ритуалы посвящения. Люди, проходящие ритуал посвящения, должны продемонстрировать знание групповых норм и заявить о своей приверженности им. Так, солдаты после обучения азам воинской специальности, принимают присягу; абитуриенты, ус- I пешно выдержавшие экзаменационные испытания, проходят ри-1 туал посвящения в студенты; свадебные торжества служат риту-1 алом вхождения в семейную группу. Ритуалы подобного рода обычно наполнены символическими действиями: новобранец целует знамя в знак верности Родине, молодожены обмениваются кольцами, чтобы показать, что теперь они навеки «звенья одной цепи», и т.д. Групповые нормы обязательно включают в себя ценностный ас-1 пект, который может быть не представлен непосредственно в дея-1 тельности, но стоит за ней. Например, члены церковной общины,! занимающейся сбором пожертвований на благотворительные нужды, разделяют ценностное представление о том, что «душа спасает-»! ся добрыми делами». В противном случае их деятельность потеря-1 ла бы всякий смысл. При ошибке в следовании групповым нормам человек подвергается санкциям. Санкции можно определить как особые нормы, принуждающие к соблюдению других норм. Санкции могут быть разделены на формальные и неформальные; позитивные и негш тивные. Примером формальной позитивной санкции является вручение правительственной награды, формальной негативной -заключение в тюрьму, неформальной позитивной — устная др; жеская благодарность, неформальной негативной — бойкот однс классников. В группах может выделяться специальный человек, который следит за выполнением норм и осуществляет санкции по отношению к «отступникам». Члены группы испытывают противоречивые чувства к лицам, которые реализуют негативные социальные санкции. С одной стороны, они понимают, что от неотвратимости и суровости негативных санкций во многом зависит стабильность группы, а с другой стороны, жестокость, свойственная негативным санкциям, приписывается личности исполнителя. Так, например, в большинстве стран палач должен закрывать лицо, обыватели не допускают его к участию в общих праздниках и даже хоронят за пределами городского кладбища. Согласно Д. Картрайту и А. Сандеру (D. Cartwright, A. Zander, 1968), групповые нормы выполняют следующие функции в жизни группы. • Сохранение группы. • Создание соответствующего сектора социальной реальности. Например, министерство образования разрабатывает образовательные стандарты, которые описывают, каким конкретно объемом знаний и навыков должен владеть человек, чтобы получить диплом психолога. Если бы такого стандарта не было, психологом мог бы называть себя практически любой человек, прочитавший популярную книжку по психологии. • Социальное продвижение группы в целом и ее членов. Нормы помогают группам стабильно реализовывать свои цели, так как в них закрепляются наиболее успешные стратегия и тактика деятельности. Вернемся к примеру высшего образования. В нормах получения образования зафиксирован оптимальный путь продвижения в данной сфере: трехлетнее обучение для получения диплома бакалавра, затем двухлетнее обучение для получения диплома магистра, затем трехлетнее обучение в аспирантуре и т.д. Хотя, конечно, может случиться и так, что ученый-самородок.-выдвинет готовый труд на соискание ученой степени, но обычно человек проходит через все нормативные ступени. • Определение взаимоотношений с социальным окружением. Нормы предписывают, как членам группы следует относиться к другим людям. Степень регламентации такого рода отношений может быть как достаточно мягкой, так и предельно жесткой. Например, членам некоторых религиозных сект строго запрещается вступать в какие-либо контакты вне секты. В связи с этим люди, попавшие в секты, прерывают связи даже с самыми близкими родственниками. Важной групповой характеристикой является уровень групповой сплоченности, отражающей степень приверженности группе ее Глава 11. Социальная психология 11.1. Социальная психология групп членов. При высокой сплоченности в группе наблюдается феномен «ингруппового фаворитизма», который заключается в том, что при прочих равных предпочтение всегда отдается члену своей группы. Примером ярко выраженного ингруппового фаворитизма могут быть семейные отношения: пусть на свете есть много более талантливых и красивых детей, но мать едва ли поменяет своего ребенка на кого-либо из них. В качестве показателей групповой сплоченности рассматривают два фактора: 1) степень привлекательности группы для ее членов. При этом чем больше в группе тех, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, тем сплоченнее группа; 2) уровень взаимной симпатии членов группы. Уровень сплоченности тем выше, чем большее количество членов группы предпочитают друг друга в качестве партнеров для различных форм деятельности. Для измерения характеристик межличностных отношений в группе используют социометрический метод, предложенный Дж. Морено (1892—1974). Суть метода социометрии заключается в том, что человек ставится в ситуацию выбора членов группы по тому или иному критерию. Например, для выявления структуры классной группы каждому члену группы можно задать вопросы такого типа: «С кем из класса ты бы хотел пойти в поход?», «С кем ты бы хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел вместе го-Я товить домашние задания?» и т.д. Отвечая, нужно называть имена в порядке убывания значимости. На основе обработки полученных 1 выборов делают вывод о том, какое место занимает конкретный че- I ловек в системе отношений данной группы, имеет ли группа лиде- 1 ра (или лидеров), насколько «плотными» и «непротиворечивыми» 1 («я тебя выбираю, а ты меня нет») являются взаимоотношения меж- I ду участниками, т.е. определить степень сплоченности группы и I зоны конфликтов. Число и значимость (называют ли его на первом месте или ближе к концу) выборов, которые получает каждый че- | ловек от других членов группы, характеризует его «социометрический капитал». Результаты социометрии представляются в виде со-циограммы (рис. 77). В данном примере социограмму прошла группа из семи человек. Место каждого члена определяется количеством выборов, сделанных в его пользу. Центральная окружность — это позиция лидера группы (5—6 выборов), во второй окружности те, кто получил 3—4 выбора, в следующей — получившие 1—2 выбора, а за пределами самой большой окружности располагаются изгои. Стрелки показывают, кто именно сделал выбор в пользу того или ' иного участника группы. Рис. 77. Социограмма Внимательно рассмотрев данную социограмму, можно много сказать о том, как устроена исследуемая группа. Так, Ф — безусловный фаворит группы, его желают видеть в качестве партнера почти все члены группы, однако он сам не слишком «щедр» в своих выборах (только 3 выбора из 6 возможных). Изгой «И» психологически отвергаем группой, его не выбрал никто, но, поскольку он сам сделал 2 выбора, можно предположить, что он ждет встречных выборов от этих людей и еще не совсем субъективно дистанцировался от жизни группы. Социометрический метод оказывается очень полезным для диагностики состояния группы, но тем не менее не может ответить на вопрос, как и почему сложилась существующая система отношений. В целом социальные группы можно классифицировать по различным основаниям. По общественному статусу выделяют формальные и неформальные группы. Формальные группы имеют заданную извне структуру и юридически фиксированный статус. Примером формальной группы является университет, так как он включает в себя систему факультетов, определенное количество студентов и преподавателей, строго иерархическую систему подчинения и допуска в группу новых членов и т.д. Неформальные группы образуются на основе личных предпочтений и характеризуются большей структурной гибкостью, например межкафедральная исследовательская группа, работающая над определенной научной проблемой. Неформальные группы, развиваясь, могут превращаться в формальные. В нашем примере группа коллег со временем может стать формальной структурной единицей университета — лабораторией. По уровню развития выделяют высокоорганизованные и низкоорганизованные (диффузные) группы. Диффузные группы в отличие Глава 11. Социальная психология
11.1. Социальная психология групп от высокоорганизованных, являются более или менее случайным объединением людей, которые еще не развернули совместную деятельность. По мере разворачивания деятельности происходит все большая дифференциация членов группы, формируются устойчивые межличностные отношения, вырабатывается общая стратегия функционирования группы, устанавливаются групповые нормы, т.е. группа развивается. По наличию непосредственного контакта между членами группы различают первичные и вторичные группы. В первичных группах люди реально соприсутствуют во времени и пространстве, а во вторичных группах контакт между участниками поддерживается через ряд опосредствующих звеньев. Примером первичной группы служит спортивная команда. Яркий пример вторичной группы — дипломатический корпус государства: послы государства находятся в разных уголках земного шара, но при этом совместно осуществляют внешнюю политику государства. По совпадению ценностей специально выделяют референтные для человека группы. Можно входить в одну реальную группу, разделяя ценности совсем другой, которая и будет референтной. Например, девушка может работать секретарем в конторе (реальная группа), но мечтать стать знаменитой актрисой (референтная группа). Понятно, что только часть людей достигают реального членства в своих референтных группах (например, студент, ставший известным ученым). Чем больше зазор между реальной и референтной группами, тем большую неудовлетворенность своим статусом испытывает человек. По численности группы разделяют на большие (народ, класс, толпа) и малые группы (семья, трудовой коллектив). Показано, что психологические эффекты специфичны для больших и малых групп. Основания классификации социальных групп представлены кратко в табл. 22. Таблица 22 Основания классификации социальных групп
Динамику становления личности в рамках социальных групп различного типа хорошо иллюстрирует биография одного из самых успешных предпринимателей современности Билла Гейтса. Билл Гейтс (полное имя — Уильям Генри Гейтс-третий) родился в 1955 г. Уже в средней школе он проявил незаурядные математические способности, увлекся компьютерами и вместе со своим другом Полом Алле-ном стал разрабатывать простейшие программы (малая первичная неформальная группа членства). В старших классах друзья создали свою первую компанию Traf-0-Data, занимавшуюся продажей программ для определения интенсивности дорожного движения (малая первичная формальная высокоорганизованная группа членства). По окончании школы Билл поступил в Гарвардский университет, где он готовился стать правоведом, как его отец. Однако его душа не лежала к этой профессии (вторичная формальная высокоорганизованная нереферентная большая группа членства). В 1975 г., бросив университет, Гейтс совместно с Алленом основал компанию Microsoft. В 1980 г. Microsoft разработала операционную систему MS-DOS, ставшую к середине 1980-х гг. основной операционной системой на американском рынке компьютеров. В 1986 г., выпустив акции компании в свободную продажу, Гейтс в возрасте 31 года стал миллиардером. К концу 1990-х гг. около 90% всех персональных компьютеров в мире были оснащены программным обеспечением Microsoft (создана вторичная формальная высокоорганизованная большая референтная группа сотрудников компании и вторичная формальная высокоорганизованная большая референтная группа пользователей Windows). В 1995 г. он выпустил книгу «Дорога в будущее», а в 1997 г. возглавил список самых богатых людей в мире. Таким образом, Билл Гейтс не только участвовал в деятельности различных групп и добился того, что его референтная группа стала группой членства. Он создал новую большую социальную группу — виртуальную общность пользователей его программного продукта. s Поскольку люди включаются в уже сложившиеся или создают новые группы для того, чтобы действовать сообща, необходимо рассмотреть, действительно ли групповая деятельность более эффективна, чем индивидуальная. Сведения по данному вопросу носят достаточно противоречивый характер. Описаны как явления социальной фасилитации (от англ. facilitate — облегчать), т.е. улучшения выполнения деятельности в присутствии других, так и явления социального торможения, Глава 11. Социальная психология 11.1. Социальная психология групп т.е. ухудшения выполнения действия в присутствии других. Рассмотрим сначала простейший случай, когда человек выполняет действие в одиночку, в то время как за ним наблюдают другие люди. Р. Зайонц в 1965 г. вывел общее правило влияния наблюдателей на протекание деятельности: в том случае, когда задача проста и субъект ожидает, что хорошо справится с ней, наблюдается социальная фасилитация, а в том случае, когда задача сложна и субъект не уверен в успехе, наблюдается социальное торможение. С чем же связан этот эффект? По мнению Р. Зайонца, присутствие публики вызывает у субъекта общее неспецифическое возбуждение, которое, в свою очередь, усиливает проявление доминирующих реакций (готовых, заученных реакций). Поэтому легкие задания выполняются на публике «на одном дыхании». На выполнение же сложных заданий повышение возбуждения оказывает негативный эффект. Объяснение Зайонца схоже с моделью «оптимума мотивации», предложенной Йерксом и Додсоном (см. гл. 4). Н. Коттрелл (N. Cottrell) в 1968 г. ввел пояснение в гипотезу Зайонца. Он считал, что присутствие людей активирует субъекта не само по себе, а в связи с тем, что он ожидает оценки своей деятельности от других. Боязнь негативной оценки нарушает процесс выполнения сложного задания. Более глубокое объяснение можно предложить на основе модели автоматической и контролируемой переработки информации Р. Шиф-фрина (см. гл. 6). Присутствие оценивающей публики заставляет субъекта перевести часть потока информации, которая обычно обрабатывалась автоматически, на контролируемый, сознательный уровень. Естественно, что качество выполнения таких заданий повышается. Однако подобная стратегия ведет к недостатку ресурса внимания для выполнения сложных сознательных действий (ограниченная емкость контролируемой части системы уже занята), и, соответственно, наблюдается снижение качества выполнения сложных заданий. Теперь перейдем к ситуации, когда группа не просто наблюдает за действиями субъекта, а имеет место по-настоящему совместная деятельность. Я. Штейнер (I. Steiner, 1976) поставил продуктивность совместной деятельности в зависимость от типа решаемой задачи. Штейнер разделяет следующие задачи. • Аддитивные задачи. При решении аддитивных задач индивидуальные вклады участников суммируются. Примером аддитивной задачи является перетягивание каната. • Компенсирующие задачи. Решение компенсирующих задач требует выведения среднего из индивидуальных решений членов группы. Например, группу просят принять решение о температуре " комнате или о дате Бородинской битвы. Вероятно, кто-то из них допустит ошибки, но средний результат при этом окажется верным. • Дизъюнктивные задачи. При решении дизъюнктивной задачи группа должна выбрать одно решение из группового «фонда». Примером решения дизъюнктивной задачи служит телевизионная игра «Что? Где? Когда?». Игроки генерируют и обсуждают версии, но после удара гонга капитан команды выбирает только одну из них (часто не ту, к которой склонялись сами игроки). • Конъюнктивные задачи. При решении конъюнктивных задач каждый член группы должен внести свой специфический вклад. Например, в бригаде по ремонту квартир должен быть специалист по укладке паркета, электрик, маляр, клейщик обоев, сантехник и т.д. Задача будет решена правильно (т.е. заказчик останется доволен ремонтом) только в том случае, если каждый из членов бригады выполнит свою работу качественно и в правильной последовательности. Ошибка одного, например оклейка обоев до того, как установлена электропроводка, приведет к срыву всей деятельности. Так как при решении аддитивных задач индивидуальные вклады суммируются, логично предположить, что их совместное решение гарантирует наилучший результат. Однако это не всегда так. Более ста лет назад немецкий профессор Рингельманн открыл интересную закономерность. Будучи молодым человеком, он участвовал в соревнованиях по перетягиванию каната в одиночку и командах из двух, трех и восьми человек. Он измерял момент приложения силы с помощью динамометра. Когда субъекты действовали поодиночке, они тянули канат со средней силой 63 кг. Однако двое людей вместе тянули канат не с силой 126 кг, как можно было бы предположить, а только с силой 118 кг (потеря 8 кг); трое — с силой не 189 кг, а 160 кг (потеря 29 кг) и т.д. Группа из восьми человек прикладывала силу на 256 кг меньше своих потенциальных возможностей! Таким образом, потеря производительности, приходящаяся на каждого члена группы, возрастала по мере увеличения численности группы. Обратное отношение между числом людей в группе и индивидуальным вкладом в совместную деятельность получило название «эффекта Рингельманна». Эффект Рингельманна наблюдается во всех типах аддитивных задач и связан с двумя факторами: фактором мотивации и фактором координации. Мотивационный фактор проявляется в том, что люди в целом склонны переложить на окружающих выполнение работы, плодами которой они в таком случае могут воспользоваться даром. Снять подобную паразитическую мотивацию можно, заявив участником группового решения, что в расчет будет приниматься активность каждого, а не только ко- Глава 11. Социальная психология
нечный результат. Фактор координации состоит в том, что участники совместной деятельности попросту мешают друг другу. В случае с перетягиванием каната, например, члены команды могли приложить индивидуальные усилия честно, но чуть-чуть под разными углами или не одновременно, что и привело к итоговой потере. Эффект Рингельманна усложняет понимание одного из крайне популярных на сегодняшний день методов активизации мышления — метода «мозгового штурма» (brainstorming). Мозговой штурм предполагает генерирование идей группой, без их «критики», т.е. обсуждения и отсева. Дж. МакГрафом (McGrath, 1984) показано, что для названных типов задач каждый из изолированных субъектов продуцирует больше идей, чем те же люди, соединенные вместе. При решении компенсирующих задач, групповой результат которых представляет собой среднее индивидуальных мнений, совместная деятельность оказывается весьма эффективной. Компенсирующей задачей, для которой преимущество группового решения официально признано, является, например, судейство в таких видах спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика и т.д. При решении дизъюнктивной задачи группа должна сделать выбор, какой из ответов верен. Как вы знаете, команды знатоков далеко не всегда выигрывают у телезрителей. Особенно обидно бывает, когда правильная версия звучит за игровым столом, но в итоге побеждает другая. Такие моменты обычно специально подчеркиваются ведущим. Для того чтобы совместная деятельность по решению дизъюнктивной задачи была эффективной, необходимо соблюдение трех условий: 1) правильное решение должно возникнуть хотя бы у одного участника; 2) участник, нашедший правильное решение, должен иметь достаточно высокий личный статус, чтобы его мнение было услышано, и 3) он должен обладать достаточно сильной мотивацией, чтобы добиваться принятия своего решения. Если все эти условия действуют, то мы действительно видим ситуацию, когда «один ум хорошо, а два — лучше». Решение конъюнктивных задач требует групповой деятельности. Собственно говоря, совместная деятельность высокого уровня возникает в рамках решения конъюнктивных задач. Можно даже сказать, что «расширение категориального и смыслового» аспектов сознания как социального феномена является побочным продуктом решения задач данного типа. Еще одним важным фактором, оказывающим влияние на продуктивность совместной деятельности, является способ зависимости членов группы от результатов деятельности. В том случае, когда все участники заинтересованы в одинаковом исходе деятельности, говорят о кооперативных группах. Когда же имеет место 11.1. Социальная психология групп столкновение интересов, говорят о конкурентных (состязательных группах). Как показал Г. Кромбад (Н. Crombad, 1966), в кооперативных группах выше уровень психологического комфорта. Деятельность кооперативных групп является более продуктивной, считает М. Дойч (М. Deutsch, 1968). Когда наблюдается конфликт между общностью интересов и состязательностью, говорят о смешанной мотивации по типу социальной дилеммы. Подобная ситуация описывается с помощью так называемой «дилеммы узника» (рис. 78). Допустим, задержаны два подозреваемых в совершении совместного преступления. Их помещают в разные камеры и допрашивают отдельно. При этом у следователя нет прямых улик против подозреваемых. Тот, кто сознается, будет обвинен, но получит минимальный возможный срок заключения, если второй не обвинит его и не даст следствию дополнительных улик. Тот, кто не сознается, но будет обвинен другим, получит средний срок. Если же оба обвинят друг друга, срок будет максимальным для обоих (групповое преступление). У каждого из задержанных, назовем их А и Б, есть два варианта поведения — сознаться в преступлении или свалить вину на другого. Какая стратегия является оптимальной для каждого? Оказывается, и тот и другой ответ приобретают смысл только в соотношении С ответом другого подозреваемого. Вариант «обвинить другого» сулит как максимальный выигрыш (если второй подозреваемый взял вину на себя, то обвиняющего отпустят), так и максимальный проигрыш (если оба задержанных обвинят друг друга, они получат максимальный срок за групповое преступление). Более надежной стратегией является сознаться в преступлении, тогда подозреваемый при любом поведении второго подозреваемого получает минимальный или средний срок.
Рис. 78. Дилемма узника (например, если Б сознается, а А обвинит его, Б получит срок 5 лет, а А выйдет на свободу) Глава 11. Социальная психология Дилемма узника ясно демонстрирует, что индивидуально выгодные стратегии часто ведут к коллективному проигрышу. Например, водонапорная башня, построенная на средства членов садоводческого товарищества, может добывать в день 1000 ведер воды. В товариществе 100 членов, так что каждый должен вычерпывать не более 10 ведер в день. Но кому-то приходит в голову мысль: «Если я сегодня вычерпаю 20 ведер, ничего страшного не случится. В конце концов это всего лишь 1% от общего запаса воды». Беда, если так подумают сразу многие. В результате источник быстро истощится, и все товарищество останется без воды. Н. Керром (N. Кегг, 1983) показано, чем больше участников вовлечено в ситуацию типа дилеммы узника, чем больше вероятность того, что каждый из них выберет эгоистичный способ поведения. Таким образом, эффективность совместной деятельности при смешанной мотивации напрямую зависит от того, насколько члены группы осознают взаимозависимость результатов своих действий.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |