Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводные замечания. Перцептивная сторона общения




Перцептивная сторона общения

Экспрессивные признаки эмоциональных реакций

 

Эмоция Голова Лицо Руки Корпус тела Ноги  
Брови Глаза Рот
Радость Отклонена назад Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу Сужение глаз, появление складок у наружного угла Углы приподняты Подвижны Отклонен назад Ступни развернуты
Внимание Прямая, наклоненная вбок или вперед Сдвигание или опускание бровей, продольные складки между ними Взгляд фиксирован, глаза сужены Поперечно растянут Иногда моделируют объект внимания, порыв прикоснуться Наклонен к объекту внимания или отклонен от него  
Удивление Неподвижна Приподнимание бровей, поперечные складки на лбу Расширение глаз, взор на объект Приоткрыт Неподвижны, иногда пассивно свисают Неподвижен или устремлен вперед Согнуты в коленях
Безразличие   Брови занимают горизонтальное положение Веки полуопущены, взгляд в сторону   Опущены, вялые, малоподвижные «Сломан», «вдавлен в бедра» Ступни стоят произвольно, шарканье при ходьбе
Презрение Закинута назад Приподнимание од- ной брови. поперечная складка на лбу Веки иногда опущены, глаза смотрят вниз Нижняя губа опущена или губы поджаты   Напряжен Стопы при ходьбе ставят тщательно, носки развернуты
Печаль и горе Опущена, при сидении опирается на руку Сближение бровей Веки опущены, нижнее веко может быть поднято, взгляд пассивен Уголки опущены, центр нижней губы приподнят Малоподвижны, при сидении - опора для головы Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана, сутулость Расслаблены, ступни свернуты
Гнев Прямая Сближение или опускание бровей, складки на лбу Расширение глаз, быстрые движения глазных яблок Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь Размахивание руками, кисти сжаты в кулак, дрожание рук Наклонен вперед Топанье ногами
Страх Опущена, иногда отвернута или закинута назад Сближение и приподнимание бровей, складки на лбу Расширение глаз, напряжение век Закрыт или приоткрыт. При сильном страхе – растянут Прижаты к груди или закрывают лицо, кисти сжаты в кулак, дрожание Расслаблен, неподвижен, сутулость. Сильный страх - напряжение Согнуты в коленях, спотыкание при ходьбе

 

Восприятие и понимание людьми друг друга — это одна из центральных проблем межличностного общения. В отечественной литературе также часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» [2]. Это более широкое понимание термина связано со специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и его поведенческих характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т. д.

Центральными проблемами в области социальной перцепции являются [4]:

• возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции;

• условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;

• закономерности формирования первого впечатления;

• влияние на эти процессы прошлого жизненного опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей.

При первой встрече с другими людьми мы не можем не заметить некоторые отличительные признаки, такие как пол, возраст и национальность. Любой человек воспринимается нами в единстве внешних данных (физический облик, конституциональные особенности плюс все то, что человек делает со своей внешностью в соответствии с модой, требованиями референтной группы, ожиданиями общества, вкусами, представлениями о самом себе) и экспрессивного поведения, проявляющегося в действии. Наши первые впечатления часто складываются под влиянием этих элементов информации.

Первое впечатление может служить причиной ошибочного восприятия другого человека или создания неверного представления о его целях, намерениях. Ошибки в процессе межличностного восприятия начинают влиять на возникновение приязни/неприязни, симпатии/антипатии, предположения о том, как человек относится к воспринимающему, на формирование предубеждений, т. е. на развитие взаимоотношений. Эти эффекты могут усиливать психологические особенности участников общения или закономерности самого общения.

К психологическим особенностям, которые определяют успешность человека в познании партнера по общению, относят: общие способности, интеллект, умение привлекать свой опыт, наличие так называемых имплицитных теорий личности в житейском багаже человека, развитую интуицию, умение сопереживать. Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Эти качества делают человека проницательным, своеобразным провидцем в сложной сфере взаимодействия людей [4].

Интерпретация своего и чужого поведения выступает составной частью межличностного восприятия. Она может быть основана на знании причин этого поведения. Однако в обыденной жизни люди не всегда или недостаточно знают действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и чувства, намерения и качества личности. Приписывание осуществляется либо на основании сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции) [1].

Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует попытки «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. В ряде исследований было показано, что люди избирают разные типы атрибуции в зависимости от того, являются они сами участниками какого-либо события или его наблюдателями. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается личностным склонностям совершающего поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам) [1].

Познание личности на основании ее внешности осуществляется с помощью следующих способов [5]:

• аналитического — каждый из элементов внешности связывается с конкретными психологическими свойствами личности (например, плотно сжатые губы могут свидетельствовать о высоком уровне волевого развития личности);

• эмоционального — качество личности определяется в зависимости от эстетической привлекательности ее внешности;

• перцептивно-ассоциативного — субъекту приписываются качества другого, внешне похожего на него человека;

• социально-ассоциативного — человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия его внешности.

Накапливая опыт общения, мы приобретаем эталонные признаки внешности, которые выступают «пусковыми механизмами» в процессе интерпретации личностных свойств воспринимаемого человека. В. Н. Панферов определяет три класса эталонов и стереотипов интерпретации личности по внешности [5]:

• антропологические;

• социальные;

• эмоционально-эстетические.

К антропологическим эталонам внешности относятся конституциональные признаки, формализованные в понятиях «национального типа внешности», «полового типа внешности», «возрастного типа внешности», «анатомически похожего на знакомого человека типа внешности». Замечая во внешнем облике черту того или иного антропологического типа, познающие склонны приписывать воспринимаемому человеку качества личности, соответствующие национальности, полу, возрасту знакомого человека, похожего на познаваемого.

Антропологические эталоны и стереотипы интерпретации весьма приблизительно характеризуют воспринимаемого, по все же они закрепились в практике общения, поскольку это имеет психологический смысл при установлении контактов между людьми. Эти стереотипы являются наиболее общими и известными всем.

Социальные эталоны внешнего облика воспринимаются нами как признаки общественного положения воспринимаемого человека и его ролевых функций. Эти признаки заключены в конституциональных особенностях внешности, экспрессии, оформлении внешности одеждой и косметикой. Например, важная осанка банкира, руки шофера, выправка военного, походка моряка или балерины. Улавливая во внешнем облике признаки того или иного социального эталона, познающий причисляет воспринимаемого к определенной социальной категории людей и вслед за этим приписывает ему свои стереотипные представления о психологических особенностях этой категории людей.

Кроме этого для каждого человека познаваемый в общении человек является значимым эмоциональным объектом. Эмоциональные отношения предопределены здесь особенностями физической привлекательности и экспрессией внешнего облика. Результаты опытов показали, что при первом впечатлении наблюдается зависимость оценки психологических качеств личности от эмоционально-эстетического отношения к внешности воспринимаемого человека. Человек, получивший положительную оценку внешности, получал, как правило, и положительную характеристику личности, и наоборот [5].

Цель занятия

Исследование влияния первого впечатления на восприятие незнакомого человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.