КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие информационной безопасности, основные задачи и методы ее обеспечения
Бюва XI. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Понятие информационной безопасности. Понятие информационной безопасности в российской юридической терминологии не является устоявшимся по причине отсутствия единого методологического основания, на базе которого только и могут быть определены его сущность, степень необходимости использования и границы применения. К сожалению, это методологическое основание до сих пор не выработано, что отчетливо проявляется не только в обсуждении понятия информационной безопасности на страницах учебных и научных изданий, но и в текстах официальных документов, в том числе нормативных актов1. Понятие информационной безопасности получило развитие в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (далее — Доктрина), являющейся совокупностью официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности государства. В соответствии с п. 1 Доктрины под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства2. В основу доктринального определения информационной безопасности положено родовое понятие безопасности как «состояния защищенности», закрепленное в Законе РФ «О безопасности»3. Доктринальная формула объекта защиты соответствует родовому объекту идентифицированному в Законе РФ «О безопасности» как «жизненно важные интересы». Учитывая роль и значимость Доктрины, следует признать, что дальнейшее использование и развитие понятия информационной безопасности будет происходить в заданном этим документом направлении, хотя оно и наиболее проблемно, поскольку требует ответа на не найденный до сих пор несколькими поколениями ученых вопрос. Этот вопрос, коль скоро речь 1 Ярочкин В. И. Информационная безопасность: учеб. пособие. М., 2000; Левин В. К. Защита информации в информационно-вычислительных системах и сетях // Программирование. 1994. № 5; Бачило И. Л., Лопатин В. И., Федотов М. А. Информационное право: учеб. / под ред. акад. Б. Н. Топорнина. СПб., 2005. С. 580—593; Копылов В. А. Информационное право: учеб. М, 2002. С. 218—231. 2 РГ. 2000. 28 сент. 3 Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 779; 1993. № 2. Ст. 77; Собрание актов РФ. 1993. № 52. Ст. 5086. 14-9740 идет об объекте защиты, в качестве которого полагаются национальные интересы, определяющиеся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства, состоит в определении баланса интересов отдельной личности и общества в целом. Ведь то, что отвечает интересам отдельного индивида, не всегда отвечает интересам общества в целом; и наоборот, то, что соответствует интересам всего общества, может явно противоречить интересу отдельного индивида. Между тем в Доктрине предпринята попытка структурирования национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере на основе их четырех составляющих. Первая составляющая национальных интересов включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей в обществе, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Вторая составляющая- национальных интересов содержит в себе информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Третья составляющая национальных интересов объединяет в себе развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. И наконец, четвертую составляющую национальных интересов образуют защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа и обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Предполагается, что все четыре составляющие национальных интересов в информационной сфере могут, в свою очередь, рассматриваться как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом интересы личности заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах 'осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества заключаются в обеспечении интересов личности в информационной сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в ду- духовном обновлении России. Интересы государства заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправно го и взаимовыгодного международного сотрудничества. Основные задачи по обеспечению информационной безопасности. На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются задачи по обеспечению информационном безопасности. Характер данных задач определяется текущим состоя ни ем сферы информационной безопасности с учетом наличия тех либо иных внешних и внутренних угроз конституционным правам и свободам человека и гражданина, интересам общества и государства. В Доктрине определены следующие основные задачи по обеспечению информационной безопасности: — разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности России, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой программы; — развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности России, а также системы противодействия этим угрозам; — разработка федеральных целевых программ обеспечения пи формационной безопасности России; — разработка критериев и методов оценки эффективности ОИС тем и средств обеспечения информационной безопасности, а ТЭКЖ1 сертификации этих систем и средств; — совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности России, включая механизмы реали зации прав граждан на получение информации и доступ к ной формы и способы реализации правовых норм, касающихся ВЗВИМО действия государства со средствами массовой информации; — установление ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной сми РИ субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических мим и граждан за соблюдение требований информационной безопасности; — координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, оргинизаций независимо от формы собственности в области обеспечения информационной безопасности России; — развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности России с учетом современной геополитической, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения «информационного оружия»1; — разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России; — разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации; — обеспечение технологической независимости России в важнейших областях информации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружений и военной техники; — разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами; — развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны; — создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время; — расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи; — обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем; — создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий. Представляется, что условием плодотворности решения указанных задач, как, впрочем, и любых иных, является перевод их в плоскость реальных установок, закрепленных нормативными средствами. Пока этого нет, задачи существуют сами по себе, будучи замкнутыми в системе официальных взглядов. Методы обеспечения информационной безопасности. Методы обеспечения информационной безопасности делятся на общие и частные. Общие методы, в свою очередь, дифференцируются на правовые, организационно-технические и экономические. Под «информационным оружием» понимаются, как правило, средств уничтожения, искажения или хищения информации после преодоления систем ее защиты, ограничения доступа к ней надлежащих пользователей, дезор ганизации работы технических средств. К правовым методам обеспечения информационной безопасности согласно Доктрине относятся разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности России. Основными направлениями этой деятельности, в частности, являются: — законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан; — разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в' преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну; — законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи; — определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории России, и правовое регулирование деятельности этих организаций; — создание правовой базы для формирования в России региональных структур обеспечения информационной безопасности. Организационно-техническими методами обеспечения информационно безопасности, в частности, являются: — создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности России; — усиление правоприменительной деятельности органов исполнительной власти; — разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств; — создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи; — выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи; — сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации; — контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах. Экономические методы обеспечения информационной безопасности включают в себя: — разработку программ обеспечения информационной безопасности России и определение порядка их финансирования; — совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц. Частные методы обеспечения информационной безопасности России разделяются на методы использование которых обусловлено спецификой различных сфер жизнедеятельности общества и госу- j дарства. В каждой из этих сфер имеются сбои особенности, связанные со своеобразием объектов обеспечения безопасности, степенью их уязвимости в отношении угроз информационной безопасности. Доктрина не указывает прямо на конкретные частные методы, а оперирует объектами, наиболее подверженными воздействию угроз информационной безопасности, и мерами, которые следовало бы принять в сферах экономики, внутренней и внешней политики,! науки и техники, духовной жизни, обороны, в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, в правоохранительной и судебной сферах в условиях чрезвычайных ситуаций.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |