Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Читайте также:
  1. Административно-правовая организация управления государственной безопасностью
  2. Административно-правовое регулирование государственной стандартизации
  3. Административно-правовое регулирование государственной стандартизации
  4. Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью
  5. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ
  6. Антропософия Р. Штайнера
  7. Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. в России, и ее влияние на Казахстан. Казахская политическая пресса. Участие казахов в Государственной Думе Россиской империи.
  8. В одному приміщенні ЖБ не допускається встановлення більше двох ємкісних водонагрівачів або двох малометражних опалювальних котлів або двох інших типів газового обладнання.
  9. В прикомлевой зоне 3 повреждения рабочих лопаток не допускается.
  10. В СФЕРЕ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ. 177
  11. Взаимоотношения Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
  12. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. 1 страница



Общие положения о допуске должностных лиц, граждани органи­заций к государственной тайне.Под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а организаций на проведение работ с использованием таких сведений. В свою оче­редь, доступов к сведениям, составляющим государственную тайну, закон признает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющи­ми государственную тайну.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к го­сударственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Это означает, что никто не может быть понужден к процедуре оформле­ния на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и принимает соответствующее решение самостоятельно, поскольку оно может повлечь временное ограничение прав должностного лица либо гражданина. При этом граждане, которым по характеру зани­маемой им должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

Право на допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне возникает из сложного юридического состава, элементами ко­торого являются:

— принятие на себя обязательств перед государством по нерас­пространению доверенных сведений, составляющих государствен­ную тайну;

— согласие на частичные, временные ограничения прав;

— письменное согласие на проведение в отношении их полно­мочными органами проверочных мероприятий;

— определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных законодательством РФ о государственно"" тайне;

— ознакомление с нормами законодательства РФ о государе венной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

— принятие решения руководителем органа государственно власти или организации о допуске оформляемого лица к сведения составляющим государственную тайну.

Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (ст. 57 Трудового кодекса РФ). Заключение трудового договора до окончания провероч­ных мероприятий не допускается. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допус­каться оформляемое лицо. Целью проведения проверочных меро­приятий является выявление оснований для отказа в допуске к го сударственной тайне. Перечень таких оснований установлен ст. 2' Закона РФ «О государственной тайне». В их число законодате включил:

— признание оформляемого лица недееспособным, ограничен но дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом ил" следствием за государственные и иные тяжкие преступления, нали чие у него неснятой судимости за эти преступления;



— наличие у оформляемого лица медицинских противопоказа ний для работы с использованием сведений, составляющих государ ственную тайну, согласно перечню, утвержденному федеральны

§ 4. Допуск к государственной тайне

органом исполнительной власти, уполномоченным в области здра­воохранения и социального развития;

— постоянное проживание оформляемого лица и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанны­ми лицами документов для выезда на постоянное жительство в дру­гие государства;

— выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

— уклонение оформляемого лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе оформляемому в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданину предоставлено право обжа­ловать это решение в вышестоящую организацию или суд.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляю­щих государственную тайну, устанавливаются следующие формы до­пуска:

-* первая форма — для граждан, допускаемых к сведениями особой важности;

— вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

— третья форма — для граждан, допускаемых к секретным све­дениям.

Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй форме, осуществляются Федеральной службой без­опасности РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, ко­гда имеются обоснованные сомнения в достоверности их анкетных данных, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Руководители организаций допускаются к секретным сведениям по третьей форме только после проведения проверочных мероприятий органами безо­пасности.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданст­ва, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и ре­эмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, ус­тановленном специальным Положением, утвержденным постановле­нием Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 10031.

Допуск организаций на проведение работ с использованием све­дений, составляющих государственную тайну, определяется в поряд­ке, установленном ст. 27 Закона РФ «О государственной тайне» и Инструкцией о порядке проведения специальных экспертиз по допуску предприятий, учреждений и организаций к проведению ра-

1 СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4407.

13 - 9740

 

бот, связанных с использованием сведений, составляющих государ­ственную тайну, утвержденной приказом ФСБ России от 23 август 1995 г. № 28 и согласованной с Гостехкомиссией РФи ФАПСИ1,

Порядок допуска должностных лиц и граждан РФ к государствен­ной тайне.Допуск должностных лиц и граждан РФ к государствен­ной тайне осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федера­ции к государственной тайне, утвержденной постановлением Прави­тельства РФ от 28 октября 1995 г. № 10502. Положения названной Инструкции обязательны для выполнения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органа­ми местного самоуправления и организациями, независимо от их opf ганизационно-правовой формы, которые выполняют работы, связа* ные с использованием сведений, составляющих государственную Tai ну, либо стремятся получить лицензию на право проведения та* работ. Инструкцией определены общие правила допуска, его офора ленйе и переоформление, установлен порядок доступа граждан к со­бой важности, совершенно секретным и секретным сведениям пр* командировании их в другие организации.

Допуск должностных лиц к сведениям, составляющим государст венную тайну, осуществляется в соответствии с перечнем должно стей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять дс пуск. Этот перечень определяется номенклатурой должностей, утвер­ждаемой руководителем организации или его заместителе* занимающимся вопросами защиты государственной тайны, после ее гласования только тех должностей, по которым допуск граждг к сведениям, составляющим государственную тайну, действительнс необходим для выполнения ими должностных (функциональны обязанностей. В номенклатуру могут включаться должности работни­ков, допуск которых к сведениям соответствующей степени секрет ности обусловлен выполнением ими заданий в других организациях, куда они командируются на основании распоряжений вышестоящих организаций, соглашений или договоров, предусматривающих выпол-1 нение совместных работ. Изменения и дополнения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости, согласовываются и ут­верждаются в установленном порядке. Пересмотр номенклатуры дол­жен производится не реже одного раза в 5 лет.

Допуск граждан к сведениям, составляющим государственную тайну на территории РФ и за ее пределами, осуществляется руково­дителями соответствующих организаций. Руководители организации несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям закрытого характера, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся с теми сведениями и в таких объе­мах, которые им необходимы для работы. Руководители организа-

1 Информационная система «Кодекс».

2 СЗ РФ. 1995. № 43. Ст. 4987; РГ. 2004. 23 нояб.

Пий обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допус­ка граждан степени секретности сведений, к которым они фактиче­ски имеют доступ.

Инструкцией о порядке допуска определены особенности допус­ка граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, и зависимости от характера выполняемой ими работы.

Граждане, принимаемые на временную работу или не достигшие 18-летнего возраста, как правило, не подлежат оформлению на до­пуск к особой важности и совершенно секретным сведениям, за ис­ключением студентов высших и средних специальных учебных заве­дений, достигших 16-летнего возраста, когда это обусловлено спе­цификой учебного процесса, подготовкой дипломных работ или прохождением практики в организациях.

Граждане, принимаемые на работу в подразделения по защите государственной тайны, а также для ведения секретного делопроиз­водства в организациях, где штатным расписанием не предусмотре­но наличие таких подразделений, оформляются на допуск по вто­рой форме, если по характеру выполняемой работы им не требуется допуск по первой форме.

Граждане, работающие в филиалах организаций (обособленных подразделениях, постоянно действующих экспедициях и т. п.) и по­стоянно проживающие по месту их нахождения, оформляются на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям руководителями этих организаций только после проведе­ния проверочных мероприятий органами безопасности по месту расположения.

Военнослужащие военно-строительных отрядов в случае их при­влечения организациями к выполнению совершенно секретных строительно-монтажных работ допускаются к таким работам руко­водителями этих организаций только после проведения провероч-. ных мероприятий и оформления допуска по второй форме.

Граждане, командируемые на любой срок для работы в россий­ских организациях за рубежом (посольствах, представительствах при международных организациях, консульствах, торговых представи­тельствах и т. п.), в период пребывания за границей допускаются при необходимости к секретным сведениям руководителями этих организаций

Члены экипажей судов загранплавания и другие граждане, имеющие допуск для работы на таких судах, могут допускаться к совершенно секретным и секретным сведениям капитанами судов только в тех объемах, которые необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. Члены поездных бригад, экипажей судов морского и речного флота и иных транс­портных средств (кроме транспортных средств Вооруженных Сил РФ), занимающиеся специальными перевозками, буксировкой секретных изделий или совершающие рейсы на режимные объекты, получают допуск по третьей форме, а командный состав указанных бригад и экипажей — по второй форме. Начальники поездных бри-

гад железнодорожных составов, командный состав экипажей судов морского и речного флота и иных транспортных средств, не зани­мающихся специальными перевозками и буксировкой секретных из-j делий, в пределах выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей получают допуск к секретным сведениям по третьей форме.

Студенты высших и средних специальных учебных заведений, достигшие 16 летнего возраста, как правило, допускаются только к секретным сведениям. К совершенно секретным сведениям сту­денты могут быть допущены лишь в исключительных случаях. Сту­денты последних курсов, не имеющие допуска, при распределении на постоянную работу в организации могут оформляться на допуск по первой или второй форме по месту предстоящей работы, но не позднее чем за 3 месяца до окончания учебы.

При несоответствии формы допуска гражданина степени секрет­ности сведений, к которым он фактически имеет доступ, форма до-1 пуска должна быть изменена. Снижение формы допуска с первой на вторую (третью) или со второй на третью оформляется распоряжени­ем руководителя организации. В случае производственной необходи­мости руководитель, ранее снизивший форму допуска работнику, мо­жет восстановить ее без проведения проверочных мероприятий орга­нами безопасности. О фактах снижения и восстановления ранее имевшейся формы допуска информируется орган безопасности.

Подготовка материалов на граждан, оформляемых (переоформ­ляемых) на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия — работниками, ведущими кадро­вую работу в организации. Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается.

На каждого гражданина, оформляемого на допуск по первой или второй форме, кадровая служба представляет в подразделение по защите государственной тайны, а подразделение по защите направляет в орган безопасности следующие документы:

— мотивированное письмо о необходимости оформления до­пуска к государственной тайне;

— анкету, заполненную по установленной форме оформляемым;

— один экземпляр карточки по установленной форме, зарегист­рированной в журнале учета карточек на допуск работников по первой и второй формам;

— по согласованию с органами безопасности 1 или 2 экземпля­ра учетной карточки на допуск по первой и второй формам;

— по согласованию с органами безопасности 2 или 3 экземпля­ра списка на оформляемого гражданина и его близких родственни­ков (отца, мать, братьев, сестер и детей старше 16 лет), а также на ; супруга, в том числе бывшего. При этом на каждую фамилию со­ставляется отдельный список.

На граждан, оформляемых на допуск по третьей форме, кадро­вой службой составляются общие списки лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям, а в случаях оформления на допуск по пер­вой и второй форме — списки по каждому лицу отдельно.

После проведения органом безопасности проверочных меро­приятий, решение о допуске гражданина к особой важности или совершенно секретным сведениям оформляется распоряжением ру­ководителя организации с отметкой в карточке и заверяется его подписью и печатью организации. Решение о допуске к секретным сведениям оформляется отметкой в списке лиц, подлежащих допус­ку с соответствующей записью в карточке на допуск по третьей форме.

Решение о допуске руководителей федеральных органов государ­ственной власти и организаций федерального уровня к государст­венной тайне принимается лицами, которыми они были назначены на соответствующие должности.

Решение о допуске к государственной тайне руководителей ор­ганизаций, действующих в сфере ведения федеральных органов го­сударственной власти, принимается вышестоящим руководителем. В подразделения по защите государственной .тайны этих организа­ций письменно сообщается дата окончания проведения провероч­ных мероприятий, форма и номер допуска оформляемых руководи­телей, а также наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия.

Решение о допуске к государственной тайне руководителей ор­ганизаций, не находящихся в ведении федеральных органов госу­дарственной власти и впервые привлекающихся для проведения ра­бот со сведениями, составляющими государственную тайну, прини­мается руководителями организаций — заказчиков работ. Карточки в этом случае хранятся в подразделении по защите государственной тайны организации — заказчика работ.

С гражданином, оформляемым на допуск к государственной тайне, заключается договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне, который является приложением к трудо­вому договору.

Переоформление допуска граждан по первой и второй формам производится соответственно через 10 или 15 лет и только в случае их перехода на другое место работы. Переоформление допуска гра­ждан, постоянно работающих в организации, оформившей им до­пуск, не производится.

Переоформление допуска по первой или второй форме, незави­симо от сроков действия, производится в случае:

— перевода или приема гражданина на работу (назначение на должность) в подразделение по защите государственной тайны, шифровальные или мобилизационные органы;

— вступления гражданина в брак, кроме случая вступления в брак граждан, работающих в одной организации и имеющих до­пуск по первой или второй форме;

— возвращения из длительных (свыше 6 месяцев) заграничных

командировок;

— выезда близких родственников гражданина за границу на по­стоянное место жительства;

— возникновения иных обстоятельств, являющихся основания­ми для отказа гражданину в допуске к государственной тайне и влияющих на принятие решения о допуске.

При переоформлении допуска в органы безопасности направля­ются те же документы, что и при оформлении на допуск.

Согласно ст. 23 Закона РФ «О государственной тайне», допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти или организации в случаях:

— расторжения с ним трудового договора (контракта), в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

— однократного нарушения им взятых на себя и предусмотрен­ных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

— возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государст­венной тайне.

В случае отстранения гражданина от работы со сведениями, со­ставляющими государственную тайну, оформляется письменное за­ключение, подготовленное подразделением по защите государствен­ной тайны и структурным подразделением, в котором гражданин работает. Это заключение подлежит утверждению руководителем ор­ганизации. О факте отстранения письменно сообщается в орган безопасности и делается соответствующая отметка в карточке на до­пуск.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к го­сударственной тайне является дополнительным основанием для рас­торжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия в нем предусмотрены. Решение руководителя организации о пре­кращении допуска гражданина к государственной тайне и расторже­ние на этом основании трудового договора с ним может быть обжа­ловано в административном или судебном порядке.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Заключение органа безопасности о нецелесообразности дальней­шего допуска гражданина к особой важности, совершенно секрет­ным и секретным сведениям является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы с такими сведениями.

Особенности допускак государственной тайне лиц, имеющих двой­ное гражданство, лиц без гражданства, а такжелиц из числа ино­странных граждан, эмигрантов и реэмигрантов.Порядок допуска дан­ных лиц к государственной тайне определяется Положением о по­рядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без

§ 4. Допуск к государственной тайне

гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигран­тов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденным поста­новлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003'.

Лица, имеющие двойное гражданство, полученное в установлен­ном порядке, допускаются к государственной тайне в порядке, оп­ределенном для должностных лиц и граждан РФ. При этом указан­ные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, со­ставляющим государственную тайну, на основании решения Прави­тельства РФ. К сведениям особой важности и совершенно секрет­ным сведениям лица без гражданства, как правило, не допускаются. Предложения по допуску к государственной тайне лиц без граждан­ства должны исходить от руководителей органов государственной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к госу­дарственной тайне либо руководителей органов государственной власти субъектов РФ, заинтересованных в подобном допуске.

Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обяза­тельства иностранного государства по защите передаваемых ему све­дений, составляющих государственную тайну. При этом иностран­ные граждане допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, утвержденным постановлением Прави­тельства РФ от 2 августа 1997г. № 9732. Решение о допуске ино­странных граждан к государственной тайне принимается руководи­телями органов государственной власти субъектов РФ, организаций, уполномоченных Правительством РФ осуществлять передачу сведе­ний, составляющих государственную тайну, другому государству. Указанное решение согласовывается с Федеральной службой безо­пасности РФ.

Порядок допуска к государственной тайне лиц из числа эмиг­рантов и реэмигрантов определяется, исходя из гражданства указан­ных лиц на момент возбуждения ходатайства о допуске их к госу­дарственной тайне.

Особый порядок допуска к государственной тайне. Вряде случаев допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, осуще­ствляется без проведения стандартных процедур проверочных меро­приятий в отношении определенного круга лиц. К этим лицам, со­гласно ст. 21] Закона РФ «О государственной тайне», отнесены чле­ны Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а так же адвокаты, уча-

1 СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4407.

2 СЗ РФ. 1997. № 32. Ст. 3786.

ствующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Проверочные мероприятия в отношении названных лиц за­меняются на процедуру предупреждения о неразглашении государ­ственной тайны, ставшей им известной в связи с выполнением сво­их полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения.

В данном случае допуск по установленным степеням секретно­сти не оформляется, но отбирается соответствующая расписка. Га­рантия сохранности государственной тайны в этом случае соблюда­ется путем установления ответственности за государственную изме­ну в форме шпионажа или выдачи государственной тайны, разглашение государственной тайны либо утрату сведений, состав­ляющих государственную тайну в соответствии с нормами уголов­ного законодательства и особенностями процедуры привлечения к ответственности указанных лиц. Упрощенная процедура допуска членов Федерального Собрания РФ, судей и адвокатов, участвую­щих в качестве защитников по отдельным категориям дел, не явля­ется основанием их освобождения от возможных ограничений прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допус­кавшихся к государственной тайне, установленных ст. 24 Закона «О государственной тайне».

Особый порядок допуска к государственной тайне не распро­страняется на лиц, являющихся депутатами представительных (зако­нодательных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправ­ления.

Особенности допуска организаций на проведение работ с использо­ванием сведений, составляющих государственную тайну.Проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, относится к числу лицензируемых видов деятельности. До­пуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуще­ствляется путем получения ими лицензии в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995г № 333 (с изм. и доп.)1.

Положением о лицензировании деятельности предприятий, уч­реждений и организаций по проведению работ, связанных с исполь­зованием сведений, составляющих государственную тайну, создани­ем средств защиты информации, а также с осуществлением меро­приятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденным названным выше постановлением Правительства, ус-

1 СЗ РФ. 1995. М> 17. Ст. 1540; 1996. № 18. Ст. 2142; № 20. Ст. 2283; 1998. № 32. Ст. 3899; РГ. 2002. 16 окт.; 2004. 28 дек.

тановлено, что органами, уполномоченными на ведение лицензион­ной деятельности, являются: *

— по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тай­ну, — Федеральная служба безопасности РФ и ее территориальные органы (на территории РФ), Служба внешней разведки РФ (за ру­бежом);

— на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, — СВР, Минобороны РФ, ФСБ РФ (в преде­лах их компетенции);

— на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны, — ФСБ и ее территори­альные органы, Федеральная служба по техническому и экспортно­му контролю, СВР (в пределах их компетенции).

Лицензирование , деятельности предприятий ФСБ, Миноборо­ны РФ, СВР, Федеральной пограничной службы, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, состав­ляющих государственную тайну, осуществляется руководителями министерств и ведомств РФ, которым подчинены данные предпри­ятия.

На орган, уполномоченный вести лицензионную деятельность, возлагается ряд обязанностей, в числе которых названы:

— организация лицензирования деятельности предприятий;

— организация и проведение специальных экспертиз предпри­ятия;

— рассмотрение заявлений предприятий о выдаче лицензий;

— принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицен­зий;

— выдача лицензий;

— принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;

— разработка нормативно-методических документов по вопро­сам лицензирования;

— привлечение в случае необходимости представителей мини­стерств и ведомств РФ для проведения специальных экспертиз;

— ведение реестра выданных, приостановленных и аннулиро­ванных лицензий.

Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельно­сти, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия решение принимается в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления.

Лицензии выдаются на основании результатов специальной экс­пертизы организации и государственной аттестации их руководите-

лей, ответственных за защиту сведений, составляющих государст­венную тайну при выполнении организацией следующих условий:

— соблюдение требований законодательных и иных норматив­ных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

— наличие в их структуре подразделений по защите государст­венной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации кото­рых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

— наличие у них сертифицированных средств защиты инфор­мации;

Срок действия лицензии зависит от вида деятельности, но не может быть менее трех и более пяти лет.

Порядок организации и проведения специальных экспертиз оп­ределен Инструкцией о порядке проведения специальных экспертиз по допуску предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих госу­дарственную тайну, утвержденной приказом ФСБ России от 23 ав­густа 1995г. № 281.

Специальные экспертизы организаций выполняются по направ­лениям режима секретности, противодействия иностранной техни­ческой разведке, защиты информации от утечки по техническим каналам.

Государственными органами, ответственными за организацию и проведение специальных экспертиз организаций, являются ФСБ РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, СВР РФ, Минобороны РФ, другие министерства и ве­домства РФ, руководители которых наделены полномочиями по от­несению к государственной тайне сведений в отношении подведом- ] ственных их предприятий.

Организация и порядок проведения специальных экспертиз ор­ганизаций определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами и согласовываются с Меж­ведомственной комиссией.

Для проведения специальных экспертиз эти государственные органы могут создавать аттестационные центры, которые получают лицензии в соответствии с требованиями, установленными поста­новлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 (с после­дующими изменениями).

Для проведения специальных экспертиз предприятия обращают­ся в ФСБ РФ или в территориальные органы безопасности, Кото­рые дают соответствующее поручение аттестационному центру.

1 Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. 1995. № 11.

Результаты работы экспертной комиссии оформляются актом, утверждаемым ее председателем, в котором дается заключение о го­товности (неготовности) предприятия осуществлять работы, связан­ные с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Акт специальной экспертизы прилагается к заявлению о вы­даче лицензии, которое направляется предприятием в ФСБ РФ или территориальный орган безопасности.

Специальная экспертиза проводится по договору между пред­приятием и органом лицензирования или проводящим ее аттестаци­онным центром. Основанием для заключения предприятием догово­ра на проведение специальной экспертизы с ФСБ РФ, территори­альным органом безопасности или аттестационным центром является уведомление предприятия ФСБ РФ, или территориальным органом безопасности о проведении специальной экспертизы.

Государственная аттестация руководителей предприятий осущест­вляется органами, уполномоченными вести лицензионную деятель­ность, а так же органами, руководители которых наделены полномо­чиями по отнесению к государственной тайне сведений относительно подведомственных предприятий. Методические рекомендации по ор­ганизации и проведению государственной аттестации руководителей предприятий разрабатывает Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

От государственной аттестации освобождаются руководители ор­ганизаций, имеющие свидетельство об окончании учебных заведе­ний, уполномоченных осуществлять подготовку специалистов по вопросам защиты информации, составляющей государственную тай­ну. Перечень указанных учебных заведений утверждается Межве­домственной комиссией по представлению органов, уполномочен­ных на ведение лицензионной деятельности.

Особый порядок организации и проведения экспертиз установ­лен в отношении предприятий, учреждений и организаций, связан­ных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, предназначенных для эксплуатации в российских загранучреждениях, а также осуще­ствлением в них мероприятий или оказанием услуг по защите госу­дарственной тайны. Специальные экспертизы таких предприятий организуются Комиссией Службы внешней разведки РФ по лицен­зированию К работе в них привлекаются специалисты, компетент­ные в соответствующих областях защиты государственной тайны(ре-жим секретности, противодействие иностранным техническим раз­ведкам, защита информации от утечки по техническим каналам) и имеющие необходимую форму допуска.

§5. СЕРТИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Средства защиты информации, находящейся в режиме государ­ственной тайны, должны иметь сертификат, удостоверяющий их со­ответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Согласно ст. 28 Закона РФ «О государственной тайне», организация сертификации средств защиты информации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполно­моченный в области противодействия техническим разведкам и тех­нической защиты информации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством РФ. Сертификация осуществляется на основании требований государственных стандартов РФ и иных норма­тивных документов, утверждаемых Правительством РФ. В развитии Закона РФ «О государственной тайне» постановлением Правитель­ства РФ от 26 июня 1995 г. № 608 утверждено Положение о серти­фикации средств защиты информации1. Данное Положение устанав­ливает общий порядок сертификации средств защиты информации в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом. Согласно Положению средствами защиты информации являются технические, криптографические, программные и другие средства, предназначен­ные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Указанные средства подлежат обязательной сертификации, которая проводится в рамках систем сертификации средств защиты информации. При этом криптогра- 1 фические (шифровальные) средства должны быть отечественного производства и выполнены на основе криптографических алгорит­мов, рекомендованных ФСБ РФ2.

Система сертификации представляет собой совокупность участ­ников сертификации, осуществляющих ее по установленным прави­лам. Системы сертификации создаются ФСБ РФ, -Минобороны РФ, СВР РФ, ФСТЭК РФ. В каждой системе сертификации разрабаты­ваются и согласовываются с Межведомственной комиссией по за­щите государственной тайны положения об этой системе сертифи­кации, а также перечень средств защиты информации, подлежащих сертификации и требования, которым эти средства должны удовле­творять.

Так, ФСБ РФ создана система обязательной сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для све­дений, составляющих государственную тайну (система сертифика­ции СЗИ-ГТ).

Основные цели создания, организационная структура системы сертификации СЗИ-ГТ, порядок проведения сертификации этих

1 СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2579; 1996. № 18. Ст. 2142; РГ. 1999. 22 апр.;

2004. 23 дек.

2 См.: Приказ ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. № 66 «Об утверждении По­ложения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифроваль­ных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ 2005)» // РГ. 2005. 19 марта.

средств, порядок регистрации сертифицированных средств, а также порядок проведения инспекционного контроля за сертифицирован­ными средствами установлены Положением о системе сертифика­ции средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну, утвержденным приказом ФСБ РФ от 13 ноября 1999 г. № 5641.

Основными целями создания данной системы сертификации яв­ляются:

— обеспечение национальной безопасности в сфере информа­ции;

— формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом тре­бований системы защиты государственной тайны;

— содействие формированию рынка защищенных информаци­онных технологией и средств их обеспечения;

— регулирование и контроль разработки, а также последующего производства средств защиты информации;

— содействие потребителям в компетентном выборе средств за­щиты информации;

— защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

— подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Органы по сертификации системы СЗИ-ГТ проводят обязатель­ную сертификацию средств защиты информации, используемых при работе со сведениями, составляющими государственную тайну, в том числе иностранного производства. Номенклатура СЗИ-ГТ разрабатывается ФСБ РФ на основании видов средств защиты ин­формации, подлежащих сертификации в системе сертификации СЗИ-ГТ, и утверждается по согласованию с Межведомственной ко­миссией по защите государственной тайны.

По инициативе разработчика, изготовителя или потребителя мо­жет проводиться добровольная сертификация средств защиты ин­формации, не предназначенных для работы со сведениями, состав­ляющими государственную тайну.

Сертификация СЗИ-ГТ осуществляется аккредитованными орга­нами по сертификации, а испытания проводятся в аккредитованных испытательных центрах или лабораториях. Признание сертификатов соответствия на средства защиты информации, выданных другими системами сертификации, осуществляется в порядке, определяемом ФСБ РФ и Межведомственной комиссией по защите государствен­ной тайны.

Организационную структуру данной системы сертификации об­разуют:

1 РГ. 2000. 23 мая.

— ФСБ РФ (федеральный орган исполнительной власти, упол­номоченный проводить работу по обязательной сертификации средств защиты информации);

— центральный орган системы сертификации (создается при необходимости);

— органы по сертификации СЗИ-ГТ;

— испытательные центры (лаборатории);

— учебно-методический центр;

— заявители (разработчики, изготовители, продавцы, потреби­тели СЗИ-ГТ).

ФСБ РФ в пределах своей компетенции осуществляет, в частно­сти, функции по:

— созданию системы сертификации и установлению правил проведения сертификации;

— представлению на государственную регистрацию в Госстан­дарт РФ системы сертификации СЗИ-ГТ и ее знаки соответствия;

— организации функционирования системы сертификации;

— определению номенклатуры СЗИ-ГТ;

— установлению правил аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по сертификации;

— утверждению нормативных документов, на соответствие ко­торым проводится сертификация СЗИ-ГТ в системе сертификации и методические документы по проведению сертификационных ис­пытаний.

— ведению государственного реестра сертифицированных средств защиты информации, аккредитованных в системе сертифи­кации СЗИ-ГТ, органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий), других участников сертификации, а также выданных и аннулированных сертификатов соответствия и лицензий на при­менение знака соответствия.

Органы по сертификации СЗИ-ГТ в пределах установленной об­ласти аккредитации, в частности:

— проводят идентификацию средств защиты информации;

— определяют схему сертификации конкретных средств защиты;

— разрабатывают предложения по номенклатуре СЗИ-ГТ;

— оформляют экспертное заключение по сертификации СЗИ-ГТ, сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соот­ветствия и представляют их в ФСБ РФ для регистрации в государ­ственном реестре;

— выдают сертификаты соответствия и лицензии на примене­ние знака соответствия;

— представляют заявителю перечень испытательных центров (лабораторий), в которых могут проводиться испытания конкретно­го СЗИ-ГТ;

— приостанавливают либо отменяют действие выданных серти­фикатов соответствия и лицензий на применение знака соответст­вия.

Испытательные центры (лаборатории) в пределах установленной области аккредитации, в частности:

— разрабатывают, утверждают программы и методики проведе­ния, сертификационных испытаний;

— осуществляют отбор образцов СЗИ-ГТ для проведения сер­тификационных испытаний;

— осуществляют сертификационные и инспекционные испыта­ния СЗИ-ГТ, оформляют технические заключения и протоколы сер­тификационных испытаний;

— обеспечивают сохранность образцов СЗИ-ГТ и конфиденци­альность информации.

Учебно-методический центр:

— осуществляет подготовку, переподготовку и повышение ква­лификации кадров;

— осуществляет подготовку и аттестацию экспертов;

— участвует в разработке и совершенствовании нормативных и методических документов в системы сертификации СЗИ-ГТ.

Заявители (разработчики, изготовители, продавцы) должны иметь лицензию на соответствующий вид деятельности и обязаны, в частности:

— применять сертификат и знак соответствия СЗИ-ГТ, руково­дствуясь правилами системы сертификации;

— указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате на СЗИ-ГТ, обеспечивать доведение этой информации до потребителя;

— принимать меры для обеспечения стабильности характери­стик СЗИ-ГТ, определяющих безопасность информации;

— извещать орган по сертификации, проводивший сертифика­цию, обо всех изменениях в технологии, конструкции (составе) сер­тифицированного СЗИ-ГТ и технической документации на него для принятия решения о необходимости проведения повторной серти­фикации данного СЗИ-ГТ.

Органы по сертификации и испытательные центры (лаборато­рии) должны быть юридическими лицами, располагать подготовлен­ными специалистами, необходимыми средствами измерений, испы­тательным оборудованием и методиками испытаний, нормативными документами для проведения всего комплекса работ по испытаниям СЗИ-ГТ в своей области аккредитации.

Проведению сертификации предшествует подача заявки на сер­тификацию, осуществляемая заявителем. Заявка с указанием схемы проведения сертификации, государственных стандартов и иных нор­мативно-методических документов направляется в орган по серти­фикации, который обязан в десятидневный срок передать копию заявки на проведение сертификации продукции в ФСБ РФ.

В месячный срок после получения заявки орган по сертифика­ции СЗИ-ГТ направляет заявителю решение на проведение серти­фикации, в котором указывается перечень испытательных центров,

область аккредитации которых позволяет проводить сертификацион­ные испытания данного СЗИ-ГТ.

После получения решения заявитель представляет средство за­щиты в испытательный центр или (в отдельных случаях) в орган по сертификации. Сроки проведения испытаний могут быть установле­ны в договоре между заявителем и испытательным центром.

Результаты испытаний оформляются протоколами и техничес­ким заключением, которые направляются органу по сертификации и заявителю.

Орган по сертификации проводит экспертизу результатов испы­таний и готовит экспертное заключение. При соответствии резуль­татов испытаний требованиям нормативных документов, данный орган оформляет сертификат соответствия и лицензию на примене­ние знака соответствия, которые вместе с копией экспертного за­ключения направляет в ФСБ РФ для регистрации в государствен­ном реестре. Срок действия сертификата соответствия устанавлива­ется не более чем на пять лет.

Заявителю сертификат соответствия и лицензия на применение знака соответствия выдаются после их регистрации в государствен­ном реестре системы сертификации СЗИ-ГТ.

Инспекционный контроль за сертифицированными СЗИ-ГТ осуществляет орган по сертификации, проводивший сертификацию с привлечением в случае необходимости испытательного центра.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 362—382.

Сумин А. А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государст­венной тайне». М., 2001.

Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации: учебно-ме­тодическое пособие / под ред. М. А. Вуса, А. В. Федорова. СПб., 2003.





Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Административно-правовая организация управления государственной безопасностью
  2. Административно-правовое регулирование государственной стандартизации
  3. Административно-правовое регулирование государственной стандартизации
  4. Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью
  5. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ
  6. Антропософия Р. Штайнера
  7. Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. в России, и ее влияние на Казахстан. Казахская политическая пресса. Участие казахов в Государственной Думе Россиской империи.
  8. В одному приміщенні ЖБ не допускається встановлення більше двох ємкісних водонагрівачів або двох малометражних опалювальних котлів або двох інших типів газового обладнання.
  9. В прикомлевой зоне 3 повреждения рабочих лопаток не допускается.
  10. В СФЕРЕ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ. 177
  11. Взаимоотношения Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
  12. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. 1 страница




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.26.116
Генерация страницы за: 0.056 сек.