КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ее обеспечения
БЕЗОПАСНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности России. Государственная политика обеспечения информационной безопасности России базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Она определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области обеспечения информационной безопасности, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов РФ в информационной сфере в пределах установленной компетенции. В основу государственной политики обеспечения информационной безопасности положены следующие принципы: — соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности; — открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности, с учетом установленных законодательством РФ ограничений; — правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия; — приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов России1. Приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности является совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, складывающихся в информационной сфере. В рамках данного направления актуальными предполагаются: — оценка эффективности применения действующих нормативных правовых актов; — создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; — определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем; — создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности; — разработка нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; — разработка составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответ- 1 Реализация данного принципа получила импульс в Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. (РГ. 2002. 12 февр.) Главах!. Правовые вопросы обеспечения информационной безопасности ственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодекс, в законодательство РФ о государственной службе; — совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности. К первоочередным мероприятиям по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности РФ, согласно Доктрине, отнесены, в частности: — разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовке концепции правового обеспечения информационной безопасности; — разработка и реализация механизмов повышения эффективности государственного руководства деятельностью государственных средств массовой информации; — принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем оборонного значения; — гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности РФ. Система обеспечения информационной безопасности РФ является частью системы обеспечения национальной безопасности страны, призванной к реализации государственной политики в информационной сфере. Реализуя эту политику, система обеспечения информационной безопасности выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются: — разработка нормативной правовой базы в сфере обеспечения информационной безопасности; — создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере; — оценка состояния информационной безопасности РФ, выявление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения, отражения и нейтрализации этих угроз; — координация деятельности государственных органов, решающих задачи обеспечения информационной безопасности РФ; — предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, общества и государства в информационной сфере; — развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных средств; — проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности; — организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения информационной безопасности РФ; — защита государственных информационных ресурсов; — осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности. Построение системы обеспечения информационной безопасности основано на разграничении полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Основными элементами организационной основы системы обеспечения информационной безопасности выступают: — Президент РФ; — Совет Федерации; — Государственная Дума; — Правительство РФ; — Совет Безопасности РФ; — федеральные органы исполнительной власти; — межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом РФ и Правительством РФ; — органы исполнительной власти субъектов РФ; — органы местного самоуправления; — органы судебной власти; — общественные объединения; — граждане. Президент РФ в пределах своих полномочий руководит органами и силами по обеспечению информационной безопасности страны; санкционирует действия по обеспечению информационной безопасности; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы по обеспечению информационной безопасности; определяет приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности и меры по реализации Доктрины. Палаты Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ и Правительства РФ формируют законодательную базу в сфере обеспечения информационной безопасности. Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и предусматривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в области обеспечения информационной безопасности. Совет Безопасности РФ проводит работу по выявлению и оценке угроз информационной безопасности РФ, готовит проекты реше- 15- 9740' ний Президента РФ по предотвращению таких угроз, разрабатывает предложения в области обеспечения информационной безопасности, координирует деятельность органов и сил по обеспечению информационной безопасности, контролирует реализацию решений Президента РФ. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области обеспечения информационной безопасности; разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту РФ и Правительству РФ. Межведомственные и государственные комиссии решают в соответствии с предоставленными им полномочиями задачи обеспечения информационной безопасности РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ, решений Президента РФ, Правительства РФ в области обеспечения информационной безопасности, а также по вопросам реализации федеральных программ в этой области; совместно с органами местного самоуправления осуществляют мероприятия по привлечению граждан, организаций и общественных объединений к оказанию содействия в решении проблем обеспечения информационной безопасности; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности РФ. Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства РФ в сфере обеспечения информационной безопасности РФ. Органы судебной власти осуществляют правосудие по делам о преступлениях, связанных с посягательствами на охраняемые законом интересы личности, общества и государства в информационной сфере и обеспечивают судебную защиту прав граждан и общественных объединений в случае их нарушения. В состав системы обеспечения информационной безопасности РФ могут входить элементы, ориентированные на решение локальных задач в этой области. Компетенция федеральных органов государственной власти, opганов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности РФ и ее подсистем, определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Банило И. Л. Методология решения правовых проблем в области информационной безопасности // Информатика и вычислительная техника. 1992. № 2-3. Волокитин А. В., Копылов В. А. Информационная безопасность и информационное законодательство // Сборник научно-технической информации. Сер. 1. 1996. № 7. Фатьянов А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности на современном этапе // Безопасность информационных технологий. 1999. № 1. С. 26-40. Ярочкин В. И. Информационная безопасность: учеб. пособие. М., 2000. Банило И. Л., Лопатин В. Я., Федотов М. А. Информационное право: учеб. / под ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2005. С. 580-652. Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 218—231. Глава XII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |