Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ее обеспечения




БЕЗОПАСНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ

Основные положения государственной политики обеспечения ин­формационной безопасности России. Государственная политика обес­печения информационной безопасности России базируется на со­блюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Она определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области обеспечения информационной безопасности, порядок закрепления их обязанно­стей по защите интересов РФ в информационной сфере в пределах установленной компетенции.

В основу государственной политики обеспечения информацион­ной безопасности положены следующие принципы:

— соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, обще­признанных принципов и норм международного права при осуще­ствлении деятельности по обеспечению информационной безопас­ности;

— открытость в реализации функций федеральных органов го­сударственной власти, органов государственной власти субъек­тов РФ и общественных объединений, предусматривающая инфор­мирование общества об их деятельности, с учетом установленных законодательством РФ ограничений;

— правовое равенство всех участников процесса информацион­ного взаимодействия;

— приоритетное развитие отечественных современных инфор­мационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совер­шенствование национальных телекоммуникационных сетей, их под­ключение к глобальным информационным сетям в целях соблюде­ния жизненно важных интересов России1.

Приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности является совер­шенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, складывающихся в информационной сфере.

В рамках данного направления актуальными предполагаются:

— оценка эффективности применения действующих норматив­ных правовых актов;

— создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности;

— определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем;

— создание системы сбора и анализа данных об источниках уг­роз информационной безопасности;

— разработка нормативных правовых актов, определяющих ор­ганизацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а так­же порядок ликвидации последствий этих противоправных дейст­вий;

— разработка составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответ-

1 Реализация данного принципа получила импульс в Федеральной целе­вой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы)», утвержденной поста­новлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. (РГ. 2002. 12 февр.)

Главах!. Правовые вопросы обеспечения информационной безопасности

ственности и включение соответствующих правовых норм в уголов­ный, гражданский, административный и трудовой кодекс, в законо­дательство РФ о государственной службе;

— совершенствование системы подготовки кадров, используе­мых в области обеспечения информационной безопасности.

К первоочередным мероприятиям по реализации государствен­ной политики обеспечения информационной безопасности РФ, со­гласно Доктрине, отнесены, в частности:

— разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовке концепции правового обеспечения информационной безопасности;

— разработка и реализация механизмов повышения эффектив­ности государственного руководства деятельностью государственных средств массовой информации;

— принятие и реализация федеральных программ, предусматри­вающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации инфор­мационно-телекоммуникационных систем оборонного значения;

— гармонизация отечественных стандартов в области информа­тизации и обеспечение информационной безопасности автоматизи­рованных систем управления, информационных и телекоммуника­ционных систем общего и специального назначения.

Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности РФ. Система обеспечения информационной безопас­ности РФ является частью системы обеспечения национальной без­опасности страны, призванной к реализации государственной поли­тики в информационной сфере. Реализуя эту политику, система обеспечения информационной безопасности выполняет ряд функ­ций, важнейшими из которых являются:

— разработка нормативной правовой базы в сфере обеспечения информационной безопасности;

— создание условий для реализации прав граждан и обществен­ных объединений на разрешенную законом деятельность в инфор­мационной сфере;

— оценка состояния информационной безопасности РФ, выяв­ление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвра­щения, отражения и нейтрализации этих угроз;

— координация деятельности государственных органов, решаю­щих задачи обеспечения информационной безопасности РФ;

— предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, об­щества и государства в информационной сфере;

— развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных средств;

— проведение единой технической политики в области обеспе­чения информационной безопасности;

— организация фундаментальных и прикладных научных иссле­дований в области обеспечения информационной безопасности РФ;

— защита государственных информационных ресурсов;

— осуществление международного сотрудничества в сфере обес­печения информационной безопасности.

Построение системы обеспечения информационной безопасно­сти основано на разграничении полномочий органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государст­венной власти субъектов РФ.

Основными элементами организационной основы системы обес­печения информационной безопасности выступают:

— Президент РФ;

— Совет Федерации;

— Государственная Дума;

— Правительство РФ;

— Совет Безопасности РФ;

— федеральные органы исполнительной власти;

— межведомственные и государственные комиссии, создавае­мые Президентом РФ и Правительством РФ;

— органы исполнительной власти субъектов РФ;

— органы местного самоуправления;

— органы судебной власти;

— общественные объединения;

— граждане.

Президент РФ в пределах своих полномочий руководит органа­ми и силами по обеспечению информационной безопасности стра­ны; санкционирует действия по обеспечению информационной без­опасности; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы по обеспечению информационной безопасности; оп­ределяет приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности и меры по реализации Доктрины.

Палаты Федерального Собрания РФ по представлению Прези­дента РФ и Правительства РФ формируют законодательную базу в сфере обеспечения информационной безопасности.

Правительство РФ координирует деятельность федеральных ор­ганов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и предусматривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в области обеспечения ин­формационной безопасности.

Совет Безопасности РФ проводит работу по выявлению и оцен­ке угроз информационной безопасности РФ, готовит проекты реше-

15- 9740'

ний Президента РФ по предотвращению таких угроз, разрабатывает предложения в области обеспечения информационной безопасно­сти, координирует деятельность органов и сил по обеспечению ин­формационной безопасности, контролирует реализацию решений Президента РФ.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают ис­полнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Прави­тельства РФ в области обеспечения информационной безопасности; разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и пред­ставляют их Президенту РФ и Правительству РФ.

Межведомственные и государственные комиссии решают в со­ответствии с предоставленными им полномочиями задачи обеспече­ния информационной безопасности РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам ис­полнения законодательства РФ, решений Президента РФ, Прави­тельства РФ в области обеспечения информационной безопасности, а также по вопросам реализации федеральных программ в этой об­ласти; совместно с органами местного самоуправления осуществля­ют мероприятия по привлечению граждан, организаций и общест­венных объединений к оказанию содействия в решении проблем обеспечения информационной безопасности; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности РФ.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение за­конодательства РФ в сфере обеспечения информационной безопас­ности РФ.

Органы судебной власти осуществляют правосудие по делам о преступлениях, связанных с посягательствами на охраняемые за­коном интересы личности, общества и государства в информацион­ной сфере и обеспечивают судебную защиту прав граждан и обще­ственных объединений в случае их нарушения.

В состав системы обеспечения информационной безопасно­сти РФ могут входить элементы, ориентированные на решение ло­кальных задач в этой области.

Компетенция федеральных органов государственной власти, opганов государственной власти субъектов РФ, других государствен­ных органов, входящих в состав системы обеспечения информаци­онной безопасности РФ и ее подсистем, определяется федеральны­ми законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Банило И. Л. Методология решения правовых проблем в области инфор­мационной безопасности // Информатика и вычислительная техника. 1992. № 2-3.

Волокитин А. В., Копылов В. А. Информационная безопасность и инфор­мационное законодательство // Сборник научно-технической информации. Сер. 1. 1996. № 7.

Фатьянов А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности на со­временном этапе // Безопасность информационных технологий. 1999. № 1. С. 26-40.

Ярочкин В. И. Информационная безопасность: учеб. пособие. М., 2000.

Банило И. Л., Лопатин В. Я., Федотов М. А. Информационное право: учеб. / под ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2005. С. 580-652.

Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 218—231.

Глава XII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.