Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сферах общественной жизни




ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ

Сфера экономики. Сфера экономики считается одной из наибо­лее подверженных информационным угрозам, поскольку свобода рыночных отношений благоприятствует бесконтрольному созданию различных структур, занимающихся сбором, обработкой, хранением и передачей статистической, внешнеэкономической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной, коммерческой, служебной ин­формации, используемой в дальнейшем для инсайдерских целей, целей дезинформации или формирования тенденциозной информа­ции с последующим воздействием на оценки, намерения и полити­ку хозяйствующих субъектов и органов государственной власти. Ин­формационные угрозы сфере экономики возникают и при вовлече­нии иностранных фирм в процессы создания систем сбора и обработки экономической информации ибо при этом складыва­ются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной информации и контроля за процессами ее пе­редачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.

Согласно Доктрине воздействию угроз информационной безо­пасности в сфере экономики наиболее подвержены:

— система государственной статистики;

— кредитно-финансовая система;

— информационные и учетные автоматизированные системы;

— системы бухгалтерского учета организаций;

— системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности, в том числе государства.

Основными мерами по обеспечению информационной безопас­ности России в сфере экономики являются:

— организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработ­ки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой и таможенной информации;

— коренная перестройка системы государственной статистиче­ской отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и за­щищенности информации;

— разработка национальных сертифицированных средств защи­ты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обра­ботки, хранения и передачи экономической информации;

— разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем элек­тронных денег и электронной торговли, стандартизация этих сис­тем, а также разработка нормативной правовой базы, регламенти­рующей их использование;

— совершенствование нормативной правовой базы, регулирую­щей информационные отношения в сфере экономики;

— совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи эко­номической информации.

Сфера внутренней политики. Основные направления внутренней политики государства согласно Конституции РФ определяются Пре­зидентом РФ, за которым закреплена обязанность представлять Фе­деральному Собранию ежегодные послания, рассматриваемые на со­вместном заседании палат парламента.

В своих посланиях Президент РФ ориентирует органы законода­тельной и исполнительной власти на решение жизненно важных на данный период времени проблем.

Как и иные важнейшие сферы общественной жизни, сфера внутренней политики не закрыта от неблагоприятных информаци­онных воздействий и угроз. Наибольшую опасность в этой сфере, согласно Доктрине, представляют следующие угрозы информацион­ной безопасности:

— нарушение конституционных прав и свобод граждан, реали­зуемых в информационной сфере;

— недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массо­вой информации для пропаганды своих идей;

— распространение дезинформации о политике РФ, деятельно­сти федеральных органов государственной власти, событиях, проис­ходящих в стране и за рубежом;

— деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нару­шение целостности России, разжигание социальной, расовой, на­циональной и религиозной вражды, по распространение этих идей в средствах массовой информации.

Основными мероприятиями в области обеспечения информаци­онной безопасности в сфере внутренней политики в соответствии с Доктриной являются:

— создание системы противодействия монополизации отечест­венными и зарубежными структурами составляющих информацион­ной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;

— активизация контрпропагандистской деятельности, направ­ленной на предотвращение негативных последствий распростране­ния дезинформации о внутренней политике России.

Сфера внешней политики. Внешняя политика России и ее участие в международных отношениях является предметом ведения Россий­ской Федерации. Основные направления внешней политики России, равно как и внутренней, определяются Президентом РФ, который осуществляет руководство ею. На Правительство РФ возложено осу­ществление мер по реализации внешней политики России.

Согласно Доктрине из внешних угроз информационной безопас­ности РФ в сфере внешней политики наибольшую опасность пред­ставляют:

— информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработ­ку и реализацию стратегии внешней политики России;

— нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;

— попытка несанкционированного доступа к информации и воз­действия на информационные ресурсы, информационную инфра­структуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств РФ при международных организациях.

К внутренним угрозам информационной безопасности в сфере внешней политики отнесены:

— нарушение установленного порядка сбора, обработки, хране­ния и передачи информации в федеральных органах исполнитель­ной власти, реализующих внешнюю политику РФ и в подведомст­венных им организациях;

— информационно-пропагандисткая деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации

и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполити­ческой деятельности РФ;

— недостаточная информированность населения о внешнеполи­тической деятельности РФ.

Основными мероприятиями по обеспечению информационной безопасности России в сфере внешней политики, в частности, яв­ляются:

— разработка основных направлений государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внеш­неполитического курса РФ;

— разработка и реализация комплекса мер по усилению инфор­мационной безопасности информационной инфраструктуры феде­ральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ;

— совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граж­дан и юридических лиц за рубежом;

— совершенствование информационного обеспечения субъек­тов РФ по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.

Сфера науки и техники. Сферу науки и техники образуют струк­туры осуществления и обеспечения научно-технической деятельно­сти. Отношения в области науки и техники регламентируются специ­ально разработанными для этих целей нормативными правовыми ак­тами, главенствующее место среди которых занимает Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»1.

К числу основных внешних угроз информационной безопасно­сти РФ в области науки и техники согласно Доктрине отнесены:

— стремление развитых иностранных государств получить про­тивоправный доступ к научно-техническим ресурсам России для ис­пользования полученных российскими учеными результатов в соб­ственных интересах;

— создание льготных условий на российском рынке для ино­странной научно-технической продукции;

— политику западных стран, направленную на дальнейшее раз­рушение унаследованного от СССР единого научно-технического пространства государств — участников СНГ за счет переориентации на западные страны их научно-технических связей, а также отдель­ных наиболее перспективных научных коллективов;

— активизацию деятельности иностранных государственных и коммерческих организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб.

К внутренним угрозам в области науки и техники отнесены, в частности:

1 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

— сохраняющаяся сложная экономическая ситуация в России, ведущая к резкому снижению финансирования научно-технической деятельности, временное снижение престижа научно-технической сферы, утечка за рубеж идей и передовых разработок;

— неспособность предприятий национальных отраслей элек­тронной промышленности производить на базе новейших достиже­ний конкурентоспособную наукоемкую продукцию;

— проблемы в области патентной охраны результатов науч­но-технической деятельности;

— сложности реализации мероприятий по защите информации, особенно на акционированных предприятиях.

Основными путями противодействия угрозам информационной безопасности России в сфере науки и техники в соответствии с Доктриной являются:

— совершенствование законодательства РФ, регулирующего от­ношения в области науки и техники;

— совершенствование механизмов реализации действующего за­конодательства;

— создание системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности РФ в области науки и техники.

Сфера духовной жизни. Реализация конституционных прав чело­века и гражданина, предполагающая необходимые социальные усло­вия для всестороннего развития личности, в полной мере может быть осуществлена при условии обретения всеми гражданами беспре­пятственного доступа к накопленному человечеством опыту, знаниям и духовным ценностям. Помочь этому процессу призвана защита прав человека, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования куль­турного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций. Сфера духовной жизни личности, и прежде всего сфера массового сознания, более всего подвержена информационным манипуляциям и поэтому нуждается в соответствующих мерах безопасности.

Согласно Доктрине наибольшую опасность в сфере духовной жиз­ни представляют следующие угрозы информационной безопасности:

— деформация системы массового информирования как за счет монополизации средств массовой информации, так и за счет некон­тролируемого расширения сектора зарубежных средств в отечествен­ном информационном пространстве;

— ухудшение состояния и постепенный упадок объектов рос­сийского культурного наследия, включая архивы, музейные фонды, библиотеки, памятники архитектуры;

— возможность нарушения общественной стабильности, нане­сения вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности ре­лигиозных объединений, проповедующих религиозный фундамента­лизм.

Основными направлениями обеспечения информационной безо­пасности РФ в сфере духовной жизни признаются:

— развитие в России основ гражданского общества;

— создание социально-экономических условий для осуществле­ния творческой деятельности;

— государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей РФ;

— разработка действенных организационно-правовых механиз­мов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений, обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации;

— разработка специальных правовых и организационных меха­низмов недопущения противоправных информационно-психологи­ческих воздействий на массовое сознание общества, неконтролируе­мой коммерциализации культуры и науки, рациональное использо­вание накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние.

Сфера общегосударственных информационных и телекоммуникаци­онных систем. Наибольшую уязвимость в данной сфере представля­ют средства и системы информатизации, программные средства, ав­томатизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, а также информационные ре­сурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне и конфиденциальную информацию.

Основными угрозами информационной безопасности РФ в об­щегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются:

— деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, организаций и групп, направленная на по­лучение несанкционированного доступа к информации и осуществ­ление контроля за функционированием информационных и теле­коммуникационных систем;

— нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки персонала информационных систем, отказ технических средств и сбои программного обеспечения;

— использование сертифицированных в соответствии с требованиями безопасности средств и систем информатизации и снят, а также средств защиты информации;

— привлечение к работам по созданию, развитию и защип- пи

формационных и телекоммуникационных систем орган ни.....й

и фирм, не имеющих государственных лицензий на осуществление этих видов деятельности.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в информационных и телекоммуникационных СИ0Т§МЯ выступают:

— предотвращение перехвата информации с помощью техниче­ских средств;

— исключение несанкционированного доступа к обрабатывае­мой или хранящейся в технических средствах информации;

— предотвращение утечки информации по техническим кана­лам, возникающей при эксплуатации технических средств, ее обра­ботки, хранения и передачи;

— предотвращение специальных программно-технических воз­действий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение ин­формации;

— обеспечение информационной безопасности при подключе­нии общегосударственных информационных и телекоммуникацион­ных систем к внешним информационным сетям, включая междуна­родные;

— обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии информационных и телекоммуникационных систем различных классов защищенности;

— выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации.

Сфера обороны. Объективно информационная безопасность сфе­ры обороны заключается в предотвращении негативного информа­ционного воздействия на информационные инфраструктуры, в то~ числе системы связи, программно-технические средства и информа­ционные ресурсы центральных органов военного управления, орга­нов военного управления видов Вооруженных Сил РФ и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в структуру Вооруженных Сил.

Внешними угрозами, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения информационной безопасности РФ в сфере обороны, выступают:

— все виды разведывательной деятельности зарубежных госу­дарств;

— информационно-технические воздействия (в том числе ра­диоэлектронная борьба, проникновение, в компьютерные сети) со стороны вероятных противников;

— деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воз­действия.

К числу внутренних угроз информационной безопасности в сфере обороны отнесены:

— нарушение установленного регламента сбора, обработки, хра­нения и передачи информации, находящейся в штабах и учрежде­ниях Министерства обороны России, в организациях оборонного комплекса;

— преднамеренные действия, а также ошибки персонала ин­формационных и телекоммуникационных систем специального на­значения.

Главными специфическими направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности в сфере обо­роны являются:

— систематическое выявление угроз и их источников, структу­ризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и определение соответствующих практических задач;

— проведение сертификации общего и специального программ­ного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления военного назначения и системах связи;

— постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием, повышение надежности специального программного обеспечения;

— совершенствование структуры функциональных органов сис­темы обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и координация их взаимодействия;

— совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия операциям вероятно­го противника;

— подготовка специалистов в области обеспечения информаци­онной безопасности в сфере обороны.

Правоохранительная и судебная сферы. В соответствии с Док­триной наиболее важными объектами обеспечения информацион­ной безопасности в правоохранительной и судебной сферах явля­ются:

— информационные ресурсы федеральных органов исполни­тельной власти, реализующих правоохранительные и судебные функции, их информационно-вычислительные центры, научно-ис­следовательские учреждения и учебные заведения, содержащие спе­циальные сведения и оперативные данные служебного характера;

— информационно-вычислительные центры, их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение; — информационная инфраструктура, включая информацион­но-вычислительные сети, пункты управления, узлы и линии связи. Наибольшую опасность для указанных объектов представляют: — разведывательная деятельность специальных служб иностран­ных государств, международных преступных сообществ, организа­ций и групп, связанная со сбором сведений, раскрывающих задачи, планы деятельности, техническое оснащение, методы работы и мес­та дислокации специальных подразделений и органов внутренних дел РФ;

— деятельность иностранных государственных и частных струк­тур, стремящихся получить несанкционированный доступ к инфор­мационным ресурсам правоохранительных и судебных органов;

— нарушение установленного регламента сбора, обработки, хра­нения и передачи информации, содержащейся в картотеках и атвественности и включение соответствующих правовых норм в уголов­ный, гражданский, административный и трудовой кодекс, в законо- ■ дательство РФ о государственной службе;

— совершенствование системы подготовки кадров, используе­мых в области обеспечения информационной безопасности.

К первоочередным мероприятиям по реализации государствен­ной политики обеспечения информационной безопасности РФ, со­гласно Доктрине, отнесены, в частности:

— разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовке концепции правового обеспечения информационной безопасности;

— разработка и реализация механизмов повышения эффектив­ности государственного руководства деятельностью государственных средств массовой информации;

— принятие и реализация федеральных программ, предусматри­вающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации инфор­мационно-телекоммуникационных систем оборонного значения;

— гармонизация отечественных стандартов в области информа­тизации и обеспечение информационной безопасности автоматизи­рованных систем управления, информационных и телекоммуника- \ ционных систем общего и специального назначения.

Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности РФ. Система обеспечения информационной безопас­ности РФ является частью системы обеспечения национальной без­опасности страны, призванной к реализации государственной поли-тики в информационной сфере. Реализуя эту политику, система обеспечения информационной безопасности выполняет ряд функ­ций, важнейшими из которых являются:

— разработка нормативной правовой базы в сфере обеспечения информационной безопасности;

— создание условий для реализации прав граждан и обществен­ных объединений на разрешенную законом деятельность в инфор- ■! мационной сфере;

— оценка состояния информационной безопасности РФ, выяв­ление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвра­щения, отражения и нейтрализации этих угроз;

— координация деятельности государственных органов, решаю­щих задачи обеспечения информационной безопасности РФ;

— предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, об­щества и государства в информационной сфере;

— развитие отечественной информационной, инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных

средств;

— проведение единой технической политики в области обеспе­чения информационной безопасности;

— организация фундаментальных и прикладных научных иссле­дований в области обеспечения информационной безопасности РФ;

— защита государственных информационных ресурсов;

— осуществление международного сотрудничества в сфере обес­печения информационной безопасности.

Построение системы обеспечения информационной безопасно­сти основано на разграничении полномочий органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государст­венной власти субъектов РФ.

Основными элементами организационной основы системы обес­печения информационной безопасности выступают:

— Президент РФ;

— Совет Федерации;

— Государственная Дума;

— Правительство РФ;

— Совет Безопасности РФ;

— федеральные органы исполнительной власти;

— межведомственные и государственные комиссии, создавае­мые Президентом РФ и Правительством РФ;

— органы исполнительной власти субъектов РФ;

— органы местного самоуправления;

— органы судебной власти;

— общественные объединения;

— граждане.

Президент РФ в пределах своих полномочий руководит органа­ми и силами по обеспечению информационной безопасности стра­ны; санкционирует действия по обеспечению информационной без­опасности; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы по обеспечению информационной безопасности; оп­ределяет приоритетные направления государственной политики в области обеспечения информационной безопасности и меры по реализации Доктрины.

Палаты Федерального Собрания РФ по представлению Прези­дента РФ и Правительства РФ формируют законодательную базу в сфере обеспечения информационной безопасности.

Правительство РФ координирует деятельность федеральных ор­ганов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и предусматривает выделение средств, необходимых для реализации федеральных программ в области обеспечения ин­формационной безопасности.

Совет Безопасности РФ проводит работу по выявлению и оцен­ке угроз информационной безопасности РФ, готовит проекты решематизированных банках данных и использующейся для расследова­ния преступлений;

— отсутствие единой методологии сбора, обработки и хранения информации оперативно-розыскного, справочного, криминалисти­ческого и статистического характера;

— преднамеренные действия, а также ошибки персонала, непо­средственно занятого формированием и ведением картотек и авто­матизированных банков данных.

Наряду с широко используемыми общими методами и средства­ми защиты информации применяются специфические их разновид­ности, главными из которых являются:

— создание защищенной многоуровневой системы интегриро­ванных банков данных оперативно-розыскного, справочного, кри­миналистического и статистического характера на базе специализи­рованных информационно-телекоммуникационных систем.

Показанными выше особенностями обеспечения информацион­ной безопасности РФ в некоторых сферах общественной жизни, которые нашли свое отражение в Доктрине весьма в обобщенном плане, предметная область обеспечения информационной безопас­ности не исчерпывается. Существуют и иные сферы, подверженные влиянию информационных угроз. К их числу, например, следует от­нести сферу образования и сферу правового регулирования, являю­щихся наиболее информационно насыщенными областями общест­венной жизни.

Очевидно, что по мере роста информатизации общества и рас­пространения компьютерных информационно-коммуникационных систем и сетей будут возрастать как позитивные возможности их использования, в том числе и в образовательных целях, так и риск отрицательных последствий, связанных прежде всего с дегуманиза­цией социальных стандартов и информационно-психологическим воздействием на обучаемых.

Что касается сферы правового регулирования, то, по нашему мнению, наибольшую угрозу представляют скрытые, а порой и яв­ные сдвиги в правовой системе государства, тенденции снижения уровня реальной защищенности правом и переоценки государствен­ного принуждения, формальный характер статуса личности и де­формация образа ее потребностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.