Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Засекречиванию




И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ, СОСТАВ

Понятие государственной тайны и общие сведения о системе ее защиты. Институт государственной тайны является одним из важ­нейших инструментов, с помощью которых обеспечивается безопас­ность государства и достигается защищенность национальных инте­ресов страны. Как специфический инструмент обеспечения безопас­ности институт государственной тайны, прежде всего правовой инструмент, системно взаимодействующий с организационным и техническими мероприятиями специального характера. Будучи правовым инструментом, указанный институт конституируется фе­деральным законом, что свидетельствует о движении нашей страны по пути строительства правового государства. Легальное определе­ние государственной тайны сформулировано в ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»1 через призму понятия безопасности Российской Федерации. В соответствии с названной статьей под го­сударственной тайной понимаются защищаемые государством сведе­ния в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безо­пасности Российской Федерации.

В целях защиты указанных категорий сведений формируется система защиты государственной тайны, представляющая собой со­вокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений и их носителей, а также мероприятий, проводимых названным органами и направленных на предотвращение утечки информации и несанкционированного дос­тупа к ней.

К органам защиты государственной тайны относятся согласно ст. 20 Закона РФ «О государственной тайне»:

— Межведомственная комиссия на защите государственной

тайны;

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (ФСБ РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (МО РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномо-

1 СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673; РГ. 2003. 1 июля, 19 нояб.; 2004. 1 июля, 31 авг.

12-9740

ченный в области внешней разведки (СВР РФ), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодейст­вия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК РФ) и их территориальные органы;

— органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государ­ственной тайны.

Межведомственная комиссия представляет собой коллегиальный орган, основной функцией которого является координация деятель­ности органов государственной власти (федеральных и региональ­ных) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методи­ческих документов, обеспечивающих реализацию законодательст­ва РФ о государственной тайне.

Полномочия Межведомственной комиссии и ее структура опре­делены в Положении о Межведомственной комиссии по защите го­сударственной тайны, утвержденном Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 12861.

Межведомственная комиссия, в частности:

— рассматривает и представляет в установленном порядке Пре­зиденту РФ и в Правительство РФ предложения по правовому регу­лированию вопросов защиты государственной тайны и совершенст­вованию системы защиты государственной тайны в РФ, а также предложения по организации разработки и выполнения государст­венных программ, нормативных правовых актов и методических до­кументов, обеспечивающих реализацию федерального законодатель­ства о государственной тайне;

— формирует перечень должностных лиц, органов государст­венной власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

— формирует перечень сведений, отнесенных к Государствен­ной тайне;

— формирует перечень особорежимных объектов РФ и пред­ставляет его в Правительство РФ;

— рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и меж­дународным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство РФ соответствующие экспертные заключения.

Федеральная служба безопасности РФ обеспечивает контрразве­дывательную деятельность, участвует в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуще­ствляет контроль за обеспечением сохранности сведений, состав­ляющих государственную тайну в государственных органах воин­ских формированиях, в организациях, определяет порядок проведе­ния и осуществляет меры по допуску граждан к сведениям,

1 РГ. 2004. 8 окт.

составляющим государственную тайну, а также по допуску организа­цией к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Министерство обороны РФ определяет степень защиты сведе­ний, составляющих государственную тайну, при размещении заказов на проведение научных исследований, производство вооружения

и военной техники.

Служба внешней разведки РФ обеспечивает безопасность учреж­дений РФ, находящихся за пределами ее территории, и командиро­ванных за границу граждан РФ, имеющих по роду своей деятельно­сти допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю формирует общее направление защиты информации от иностранных технических разведок и ее утечки по техническим каналам связи на территории РФ, осуществляет проверки организации защиты ин­формации в государственных органах, организациях, за исключени­ем систем ФСБ, осуществляет радиоконтроль за отечественными радиолиниями, доступными для иностранных разведок.

Органы государственной власти и организации обеспечивают за­щиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответст­вии с возложенными на них задачами й в пределах своей компе­тенции, определенной положениями о них либо уставами. Ответст­венность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и органи­зациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и в организациях создают­ся структурные подразделения по защите государственной тайны.

Защита государственной тайны в силу прямого указания Закона (ч. 5 ст. 20 Закона РФ «О государственной тайне») является видом основной деятельности органа государственной власти или органи­зации.

Под средствами защиты информации, являющимися составной частью системы защиты государственной тайны, понимаются техни­ческие, криптографические, программные и другие средства, пред­назначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства кон­троля эффективности защиты информации.

В качестве носителей сведений, составляющих государственную тайну, действующее законодательство признает материальные объек­ты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляю­щие государственную тайну, находят свое отображение в виде сим­волов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Ука­занное понимание носителя сведений исключает применение данного термина к физическим лицам, имеющим доступ к сведени­ям, составляющим государственную тайну.

Состав и принципы формирования сведений, составляющих госу­дарственную тайну. Основополагающим элементом государственной тайны по действующему законодательству выступают защищаемые государством отдельные категории сведений, перечень которых сгруппирован в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» по важ­нейшим направлениям деятельности государства. Понятие перечня сведений, составляющих государственную тайну, занимает исключи­тельно важное место в процессе конституирования института ин­формации, режим которой определяется как государственная тайна. Поэтому, не случайно, законодатель посвящает этому перечню спе­циальный раздел Закона РФ «О государственной тайне».

Под перечнем сведений, составляющих государственную тайну, по­нимается совокупность категорий сведений, в соответствии с которы­ми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательст­вом. Категории сведений связаны с конкретными областями деятель­ности государства. Так, в состав сведений в военной области (военная тайна) включены, в частности, сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилиза­ционному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; о планах строитель­ства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Россий­ской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной тех­ники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, на­учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработ­ке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов; о тактико-технических характе­ристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектиро­вании, строительстве и эксплуатации; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, чис­ленности войск и состоянии их боевого обеспечения.

К составу сведений в области экономики, науки и техники, подлежащих нахождению их в режиме государственной тайны, от­несены, в частности, сведения о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельный регионов к возможным во­енным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники; об ис­пользовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обес­печения обороноспособности и безопасности государства; об объе­мах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о вы­пуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияю­щих на безопасность государства.

К сведениям в области внешней политики и экономики отнесе­ны, в частности, сведения о внешнеполитической, внешнеэкономи­ческой деятельности Российской Федерации, преждевременное рас­пространение которых может нанести ущерб безопасности государ­ства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженно­сти), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб

безопасности государства.

К сведениям, составляющим государственную тайну в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в частности, отнесены: сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах этих видов деятельно­сти, а так же данные о финансировании этой деятельности; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведыва­тельную и оперативно-розыскную деятельность; о системе президент­ской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информа­ционно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безо­пасности государства.

Приведенный выше перечень сведений, является весьма обоб­щенным, но он составляет ту основу, на фундаменте которой фор­мируются более детальные составы сведений, относимых в установ­ленном порядке к информации, находящийся в режиме государст­венной тайны.

На основе базового перечня сведений, составляющих государст­венную тайну, сформулированного в ст. 5 Закона РФ «О государст­венной тайне» и в соответствии с п. 2 ст. 4 названного Закона Пре­зидент РФ утверждает подробный Перечень сведений, отнесенных к го­сударственной тайне, в котором помимо собственно сведений указываются государственные органы, наделенные полномочиями по их распоряжению1. Данный Перечень периодически и по мере на­добности пересматривается, в соответствии с принципами отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений.

Указанные принципы нашли свое закрепление в ст. 6 Зако­на РФ «О государственной тайне». К ним отнесены принципы за­конности, обоснованности и своевременности.

Под законностью отнесения сведений к государственной тайне понимается соответствие засекречиваемых сведений законодательст-

1 В настоящее время действует Перечень сведений, отнесенных к государ­ственной тайне, утвержденный Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 // СЗ РФ. 1995. №49. Ст. 4775; 2001. № 24. Ст. 2418; 2001. № 38. Ст. 3724; 2002. № 22. Ст. 2074; 2005. № 10. Ст. 807; РГ. 2006. 17 февр.

а лишь те из них, которые являются оригинальными, т. е. уникаль­ными и не повторяющимися при параллельном творчестве. Что каса­ется другой группы объектов исключительных прав — объектов про­мышленной собственности, то для их признания в качестве охраняе­мых необходима процедура проверки их соответствия установленным критериям. Поэтому далеко не все сведения, подлежащие засекречи­ванию, могут даже в потенции выступать в качестве объектов исклю­чительного права. Но это не главное. Главное заключается в том, что засекречивание — это альтернативный установлению юридической монополии (установлению режима исключительных прав) способ за­щиты информации. Наличие одного из них исключает применение другого.

Представляется, что законодатель, формулируя нормы ст. 10 За­кона РФ «О государственной тайне», должен был говорить не о пра­ве «собственности» на информацию (информация — это не имущест­во, а в собственности граждан и юридических лиц согласно ст. 213j ГК РФ может находиться имущество), а о праве собственности на носители. сведений, составляющих государственную тайну.

Вернемся, однако, к процедурным вопросам засекречивания. Общие правила засекречивания сведений и их носителей определе­ны в ст. 11 Закона РФ «О государственной тайне», а конкретные механизмы засекречивания установлены Правилами отнесения све­дений, составляющих государственную тайну, к различным степе­ням секретности, утвержденными постановлением Правительст­ва РФ от 4 сентября 1995 г. № 870'.

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разра­ботанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, орга­низаций, является их соответствие действующим в данных органах, в данных организациях перечням сведений, подлежащих засекречи­ванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваи­вается соответствующий гриф секретности и наносятся реквизиты, включающие следующие данные:

— о степени секретности («особой важности», «совершенно секретно», «секретно») содержащихся в носителе сведений со ссыл­кой на соответствующий пункт действующего в данном органе го­сударственной власти, организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;

— об органе государственной власти, организации, осуществив­ших засекречивание;

— о регистрационном номере;

— о дате или условиях рассекречивания сведений либо о собы­тии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

При невозможности нанесения таких реквизитов (что чаще все: го и бывает на практике) на носитель эти данные указываютс

1 СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3619.

и сопроводительной документации на носитель. Если носитель со­держит составные части с различными степенями секретности, каж­дой из этих составных частей присваивается гриф секретности, со­ответствующий тому грифу, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

Помимо названных реквизитов, на носителе и (или) в сопрово­дительной документации к нему могут проставляться дополнитель­ные отметки информативно-предупредительного характера, вид и порядок проставления которых определяются нормативными до­кументами, утверждаемыми Правительством РФ.

Для случая невозможности идентификации полученных (разра­ботанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующих перечнях сведений, подлежащих засекречиванию, действующим за­конодательством предусмотрен институт предварительного засекре­чивания. Он используется в процессе появления новой информации содержание которой предположительно подлежит засекречиванию, по не оформлено локальным перечнем. В данном случае должност­ные лица органов государственной власти, организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разрабо­танных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью сек­ретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего тот либо иной (по подведомственности) локальный перечень сведений, подлежащих засекречиванию, предложения по его дополнению либо изменению. При этом должностные лица, ут­вердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и при­нять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного грифа секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной ко­миссии по защите государственной тайны.

Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну и их носителей. Рассекречивание сведений, составляющих государст­венную тайну, представляет собой регламентированную процедуру снятия ранее введенных в предусмотренном законодательством о государственной тайне порядке ограничений на их распростране­ние и на доступ к их носителям.

Статья 13 Закона РФ «О государственной тайне» содержит ис­черпывающий перечень оснований, по которым сведения, состав­ляющие государственную тайну, могут быть рассекречены. Такими основаниями являются:

— взятие на себя Российской Федерацией международных обя­зательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Рос­сийской Федерации государственную тайну;

— изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Действующим законодательством сформулировано требование о регулярном пересмотре перечней сведений, подлежащих засекре­чиванию. Это требование обращено к органам государственной вла­сти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Данные органы обязаны перио­дически, но не реже чем каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих за­секречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Правом изменения действующих в органах государственной вла-i сти и организациях перечней сведений, подлежащих засекречива­нию, наделены утвердившие их руководители. Последние несут пер­сональную ответственность за обоснованность принятых ими реше­ний по рассекречиванию сведений. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны наделена правом приостанавливать и опротестовывать решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. В любом случае решения по изменению действующих переч­ней необходимо согласовать с Межведомственной комиссией. По­этому их вступление в силу зависит от наличия либо отсутствия по­добного согласования.

Примером акта рассекречивания сведений, составляющих госу­дарственную тайну, является Указ Президента РФ от 22 января 2001 г. № 61, которым был рассекречен Указ Президента РФ от 23 сентября 1999 г. № 1255с «О мерах по повышению эффективно­сти контртеррористических операций на территории Северо-Кавказ­ского региона Российской Федерации» (за исключением п. 11), предписывающий создать Оперативный штаб по управлению контр­террористическими операциями на территории Северо-Кавказског региона РФ и образовать Объединенную группировку войск (сил по проведению названных операций1.

Специальный порядок рассекречивания носителей сведений, со ставляющих государственную тайну, определен в ст. 14 Закона Р «О государственной тайне». Согласно названной статье носител сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваютс не позднее сроков, установленных при их засекречивании. Из этож правила сделаны два изъятия, касающиеся досрочного рассекречи вания носителей и продления первоначально установленных сроко их засекречивания.,

Основанием досрочного рассекречивания является изменени положений действующих перечней носителей сведений, составляю

РГ. 2002. 3 апр.

§ 2. Отнесение сведений к государственной тайне, их засекречивание и рассекречивание187

тих государственную тайну, в результате которого дальнейшая за­щита носителей является нецелесообразной.

Продление первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений допускается лишь в исключительных случаях. Продление сроков, на которые засекречены сведения, осуществля­ется по решению руководителя органа государственной власти или организации на основании заключения экспертной комиссии, на­значаемой соответствующим уполномоченным руководителем. Об­щий предельный срок действия режима секретности в отношении носителей сведений, составляющих государственную тайну, не дол­жен превышать срока засекречивания сведений, т. е. 30 лет. В про­тивном случае необходимо заключение Межведомственной комис­сии по защите государственной тайны.

Руководители органов государственной власти и организаций имеют право рассекречивания носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. В то же время, по смыслу закона, полномочия названных руководителей не распространяются на случаи досрочного рассекречивания правомерно засекреченных носителей и продления сроков их засекречивания.

Руководители государственных архивов РФ наделяются полно­мочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фон­дах этих архивов. Правом наделения руководителей государственных архивов подобными полномочиями обладают организации, передав­шие в архив носители сведений, составляющих государственную тайну (организации-фондообразователи) или их правопреемники. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений рассматривается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Граждане, организации и органы государственной власти РФ имеют право на обращение в соответствующие органы государст­венной власти, организации, в том числе в государственные архи­вы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государ­ственной тайне. Эти органы и организации обязаны в течение трех месяцев с момента получения запроса рассмотреть его и дать моти­вированный ответ.

Если орган или организация, получившие запрос, неправомоч­ны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочия­ми, либо в Межведомственную комиссию по защите государствен­ной тайны, о чем уведомляются лица, подавшие запрос.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суде. При признании последним необос­нованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассек­речиванию в порядке, установленном Законом РФ «О государствен­ной тайне».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.