Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От вождества к государству. Вертикальное заложничество и становление империи




Становление дружины (§ 23)

Вертикальное заложничество и становление империи. Дружина – империя – государство (§ 24)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОБ ИТОГАХ РАССМОТРЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА (§ 25)


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

С известной долей условности учебники можно разделить на три категории.

В первой излагаются более или менее общепринятые истины: 2+2=4, Волга впадает в Каспийское море и т.д. Таковы учебники для детей, а иногда и для более старших учащихся, вводящие в азы той или иной области знаний.

Однако там, где заканчиваются азы, существует исследовательское пространство, которое возможно лишь при наличии разных конкурирующих между собой школ. Целью высшего образования является выведение обучающегося на передний край современного состояния развития той или иной сферы культуры – технической, экономической, правовой, медицинской и т.д. Соответственно, в высшей школе обязательно должны быть учебники, реферативно излагающие различные подходы к существующим проблемам соответствующей дисциплины. В написании такого рода учебников есть дополнительная трудность. Дело в том, что создать настоящий вузовский учебник может только тот, кто сам находится на переднем крае – действующий разработчик, исследователь и т.п. Но в таком случае он неизбежно принимает одни позиции и оппонирует другим, ибо, как точно заметил Сенека, кто везде – тот нигде. Даже субъективно стремясь к беспристрастному изложению, автор практически всегда, как минимум – косвенно, воплощает в тексте собственный взгляд. Это неизбежно, значит, нужны учебники реферирующего типа, написанные учеными, придерживающимися разных точек зрения.

В то же время, реферирующие учебники необходимы, но не достаточны для системы высшего образования – именно потому, что они реферирующие, а следовательно, во-первых, неизбежно редуцируют (то есть упрощают, сокращают) излагаемые позиции (обычно в основном за счет аргументации), во-вторых, представляют лишь те подходы, которые уже получили весьма широкое распространение в профессиональном сообществе, то есть достаточно давно известные. Поэтому, наряду с реферирующими, в системе высшего образования существуют и проблемно-концептуальные учебники и пособия, в которых авторы излагает ту или иную учебную дисциплину или крупную проблему в единой логике разделяемого или разработанного ими подхода.

Плюсом таких учебников – разумеется, при надлежащем качестве – является то, что они в наибольшей мере могут вовлекать учащихся в поток живой исследовательской мысли. Минус – высокая степень субъективности, в том числе и в отборе рассматриваемых вопросов. Поэтому представляется, что по любой профессиональной дисциплине в процессе обучения необходимо использовать также несколько не только реферативных, но и проблемно-концептуальных учебников и пособий.

Правда, существует взгляд, что учащимся вузов надо читать не учебную, а научную и иную профессиональную литературу. В этом, особенно применительно к старшим курсам, есть большая доля истины. И все же учащийся в качестве профессионала еще находится в стадии становления, поэтому учебное изложение должно отвечать не только научной, но и педагогической логике, учитывать не только профессиональный, но и образовательный контекст, соотноситься с другими учебниками и преподавательскими традициями. Довольно широко распространены учебники, стремящиеся синтезировать реферативные и проблемно-концептуальные форматы. В данном учебнике реализован – насколько удачно, судить читателям – именно последний, хотя реферативная составляющая представлена в меньшей степени.

У предлагаемого учебника два автора. Теоретическая разработка излагаемых проблем, в основном, выполнена Б.С. Шалютиным, методическая адаптация материала к особенностям студенческого восприятия – в основном, И. В. Киселем.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.