Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовые сцены




 

Если я не ошибаюсь, то репетиции «Мастера» начинались с главных массовых сцен: Бал, Варьете, Грибоедов. «Макбета» начинали совсем по-другому, «Гамлета» совсем по-другому. А в данном случае было важно, получится ли в нашем пространстве, в нашем помещении создать ощущение бала Сатаны. Если втиснем сюда эту громаду, то стоит делать эту вещь дальше, а если этого не получится и сцена будет убогой, куцей, то не стоит и возиться дальше. Это все-таки вехи. Так в принципе и любой спектакль, любой образ можно начать создавать, отталкиваясь от каких-то кульминационных моментов. Например, когда пробовали актрис на роль Мерседес в «Узника замка Иф», мы играли сцену, когда она, узнав в графе Эдмона Дантеса, приходит перед дуэлью просить не убивать Альбера.

С массовыми сценами в театре все гораздо проще, чем в жизни. Разумеется, на сцене все заранее продумывается, просчитывается. Даже якобы толпа, хаос и бардак – все должно быть четко построено. Например, в финальной немой сцене «Ревизора» на определенный музыкальный аккорд каждый персонаж должен оказаться на своем месте, и замереть все должны одновременно, иначе графически рисунок будет нарушен и задуманная картинка не сложится. Было такое, что в азарте репетиции кто-нибудь из актеров эдак небрежно, походя бросал: «Да ладно, чего там! Мы тут побегаем, побегаем и встанем!» Кто где встанет?!!

В жизни все гораздо сложнее. Там где собираются не двое, а хотя бы трое, уже управляемость начинает теряться и просчитывать тяжелее, а уж если больше пяти – семи человек… Психологи просчитали, что компания может существовать и заинтересованно вести беседу, если не превышает пяти-шести человек. Если больше, то в лучшем случае они разобьются на свои кружки и не будут мешать друг другу. Это при условии, что собрались цивилизованные люди, которые друг друга слушают, не перебивают. В противном случае и вдвоем нормальной беседы не получается, начинают друг друга перекрикивать. В моем понимании нормальный диалог – это последовательное звучание монологов. А когда говорят одновременно – это уже не диалог. Тут действуют элементарные законы этики. Об умении правильно вести беседу говорят и пишут уже на протяжении многих веков, но, к сожалению, все не впрок. Чтобы в этом убедиться, достаточно включить телевизор.

В театре постановка массовых сцен – это процесс длительный, трудоемкий, но все-таки осуществимый. В жизни подобные ситуации всегда на грани неуправляемости. Для того чтобы правильно, грамотно организовать даже такое, казалось бы, незатейливое массовое действие, как дружеская вечеринка дома, нужно иметь талант. Даже в каком-нибудь светском салоне собравшиеся разбиваются на «свои» компании и спокойно общаются, только пока интересы этих кружков не пересекаются, не задевают друг друга. А взять, к примеру, заседание Госдумы, на котором одна фракция должна победить другую! Тут перед спикером стоит задача архисложная, хотя в принципе выполнимая. Единственное, что тут может помочь, – этот самый спикер должен быть мощной, сильной личностью, имеющей у всех собравшихся если не непререкаемый, то по крайней мере серьезный авторитет. Но порой и он может оказаться бессилен, когда события катятся, как снежный ком, и кажется, что сделать уже ничего нельзя. Тут можно действовать, как в «Гамлете»: «Ты криком взять хотел? Могу и я». Ну что, все наорались? Охрипли? Теперь послушайте, что я скажу. В данном случае работает правило «чем тише, тем громче». Можно наоборот – эмоциональностью подачи, напором заменить вескую логическую аргументацию.

В восточных единоборствах есть мудрый принцип: на удар не ставить жесткую блокаду, иначе больно будет и тому, кто бьет, и тому, кто пытается отразить удар. Высшее мастерство состоит в том, чтобы поймать движение противника, подхватить и продолжить его, при этом мягко изменив траекторию. Мне очень нравится этот принцип. Тот, кто им виртуозно владеет, может управлять не только мышечной, физической силой противника, но и сложившейся ситуацией. Встанешь на пути – лавина сметет, сровняет с землей. Чуть-чуть шаг в сторону, подхватываешь движение, а дальше остается лишь слегка подтолкнуть, направить. Правда, на это способны лишь величайшие политики. Но речь сейчас не о них. Для любого из нас гораздо важнее те массовые сцены, в которых каждый человек участвует ежедневно. Ведь финалом этих сцен, их конечным результатом становится то впечатление, которое мы производим на окружающих. В итоге – вся гамма человеческих чувств, от испорченного (или наоборот) настроения до испорченных (или, опять же, наоборот) взаимоотношений.

А в принципе – смотря какие у тебя задачи. Если ты идешь с целью показать себя, оказать воздействие, что-то кому-то донести, то тогда, конечно, нужно и вести себя соответственно, достаточно активно и место выбирать в торце стола. Мне очень понятны такие желания. Хотя лично у меня последнее время все чаще совсем другая задача возникает. Если уж пришлось куда-то идти (само собой, я не имею в виду дружескую компанию), я выбираю место так, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимания. И тут важно правильно выбрать и место, и тактику. Естественно, если ты хочешь именно обратить на себя внимание, то садиться в дальнее кресло, забиваться в угол по меньшей мере странно.

К сожалению, нередко можно столкнуться с тем, что человек, пытаясь взять на себя внимание, переходит всяческие границы. Как слон в посудной лавке. Человек нарочито тянет одеяло на себя, лезет в центр всеобщего внимания. Это самый омерзительный перебор. Ясное дело, у окружающих возникнет совершенно обратная реакция. Когда человек «недоделывает» – это только его личные переживания потом, что не туда сел, мимо меня что-то прошло. Но лучше оказаться в такой ситуации. Все равно те, кому надо, тебя заметили.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.