Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основание геополитической и социокультурной стратегии России в ХХI веке




Современный отечественный исследователь А.С. Ахиезер отмечает: «Россия может быть по своей сути мостом между народами, но может быть и пороховым погребом, который находится в слабом месте мирового сообщества. Отсюда необходимость возрастающего внимания к проблемам России, которые, по сути, затрагивают весь мир». Вследствие чего, актуальным в современных условиях встает вопрос об определении оснований геополитической и социокультурной стратегии России в ХХI веке, о будущем России в глобализирующемся мире. Выбор российского варианта глобализации должен соответствовать общечеловеческим, гуманистическим измерениям глобальных процессов мирового развития. Решение громадных проблем восстановления геополитической стратегии России в первую очередь предполагает научный анализ международной обстановки, с учетом согласованных действий многих государств, всего международного содружества для определения конкретных путей развития человечества.

А.С. Панарин отмечает: «Россия – не этническое «государство русских», а особая цивилизация, обладающая своим суперэтническим потенциалом и соответствующим набором геополитических идей».

В современной геополитической и социокультурной доктрине, как утверждает В.П. Сальников, нельзя не учитывать, что Россия такая часть человечества, которая по своему геополитическому положению, размерам территории, количеству населения, культурному, научному, образовательному, военно-стратегическому, духовному, нравственному потенциалу, природным богатствам, особенностям менталитета может играть достойную и значимую роль в жизни современного мира. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

во-первых, Россия есть особая цивилизация, сформировавшая «Евразию» с собственным внутренним миром, собственной логикой развития в истории, культуре, идеологии, политике, праве, экономике, в межнациональных отношениях, в семье, в государственности;

во-вторых, этноисторическое, этнопсихологическое и национально-административное развитие России, как многонационального и многоконфессионального образования, формировало тенденции, связанные с культурным своеобразием и духовностью, явившиеся основой евразийской цивилизации;

в-третьих, православие и ислам, утвердившиеся в культуре многих народов России, создавали и создают в условиях современной глобализации новые возможности для традиционного общинного, соборного и коллективного проявления сущности человека.

В.Ф. Шаповалов утверждает, что для страны с такими геополитическими характеристиками, какими обладает Россия, вопрос всегда стоял и продолжает стоять так: либо быть одним из центров мировой цивилизации, либо быть расчлененной на несколько частей и, следовательно, сойти с карты мира в качестве самостоятельного и целостного государства.

Действительно, у России нет иного пути, кроме пути укрепления своего статуса великой державы и превращения в один из самостоятельных влиятельных центров мирового развития. Лишь на этом пути она сможет не только обеспечить сохранение своей территориальной целостности, безопасное существование и приумножение населения своих народов, но и не потерять себя в качестве самостоятельной, уникальной и неповторимой цивилизации.

В связи с выявлением оснований социокультурной стратегии России, прежде всего следует отметить значимость формирования культурно-цивилизационной идентичности, которая связана с проблемой социокультурной модернизации российского общества. Сохранение статуса суверенного государства и поддержание баланса сил на мировой арене в современных условиях становится возможным лишь при использовании эффективных социальных технологий. Стремительная трансформация системообразующих элементов общества на инородных социокультурных основаниях способна привести к не просчитываемым последствиям, становясь причиной разрушения государства, дезинтеграции и деградации всей социальной сферы. Как отмечает А.С. Панарин, возможности современных информационно-политических технологий ведут к информационному неравенству и культурной гегемонии, при которой наиболее агрессивная культура – донор может навязать свои ценности культуре реципиенту, полностью подчиняя ее своему влиянию. В частности, он пишет: «Мировая цивилизация (и в первую очередь западная) «накачала» нашу национальную культурную систему новой информацией, которую она не успевает «переварить», перевести на свой язык, адаптировать. В свою очередь, национальная культурная система, становящаяся все более мозаичной, неупорядоченной выступает как «диссидентская» по отношению к прикладному общественному знанию, накопленному в ходе предшествующего практического опыта». В результате форсированной, слабо контролируемой интеграции нашей страны в мировое экономическое, информационное пространство уровень социокультурных инноваций достиг критической отметки. Привнесенные на российскую почву элементы западной политической культуры вызывают отторжение, не только не приводя к более эффективному решению проблем, но, порождая дезорганизацию, связана с проблемой социокультурной модернизацией российского общества.

Сохранение культурно-цивилизационной идентичности может быть обеспечено посредством последовательной внешней политики государственного строительства на основе идей евразийства. Сама по себе постановка вопроса об интеграции на постсоветском пространстве, обращение к ценностям сохранения уникальности и многообразия, свидетельствуют о признании за каждым государством, в том числе и за Россией права собственного пути в истории. Важным аспектом евразийской идеологии является укрепление государства. Сильное государство, как показывает история, является обязательным условием выживания и развития всего российского общества. Оно является также неотъемлемым условием создания объективных предпосылок для самостоятельной политики, в том числе и в сфере сохранения национальной культуры, традиций и ценностей. В современных условиях евразийство способно стать не только одним из векторов внешней политики нашей страны, но и частью идейного фундамента здания новой российской государственности, основанием социокультурной стратегии России.

Борьба за сохранение и укрепление Россией статуса одной из великих держав, одного из важнейших центров мирового развития равнозначна борьбе за сохранение собственных цивилизационных основ. Задача сохранения и поддержания цивилизационных основ, с одной стороны, резюмирует все факторы, определяющие для России необходимость быть одной из великих держав, одним из самостоятельных центров мирового развития. С другой стороны, она добавляет к этим факторам весьма существенное новое содержание.

Таким образом, важнейшими основаниями геополитической и социокультурной доктрины современной России можно считать признание того, что глобализация есть объективно мировой процесс единения человечества в условиях современного научно-технического прогресса на принципах гуманизма в целях разрешения глобальных проблем в интересах прогрессивного развития всех народов и государств.

Важнейшими основаниями и особенностями процесса глобализации являются: общность и значимость глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и возможность их разрешения лишь совместными усилиями всех государств. При этом требуется доминирование сознательных и планомерных детерминант развития интеграционного процесса.

Только при этих условиях гуманизм и его принципы могут стать средством сплочения людей всех цивилизаций в единый организм, явившись всеобщим социальным чувством коллективного сознания людей мира, обеспечивающим не идеи индивидуально-эгоизированного человека, а идеи общественной солидарности, эмоционального взаимодействия, способность поддерживать устойчивые связи, объединяющие человечество как в глобальном пространстве, так и в социальном времени объективно формирующегося общества.

Только таким путем человечество в новом тысячелетии может объединиться в гуманистическое общество. Только таким путем новая парадигма, новая стратегия единения человечества, совершенно отличная от американской стратегии непродуктивного подчинения всего мирового сообщества своим интересам, станет реальностью. И это, безусловно, даст позитивные результаты мирового развития, соответствующие геополитической и социокультурной стратегии России в ХХI веке.


СОДЕРЖАНИЕ

Вводная лекция. Социальная философия, ее предмет, методы, функции и место в системе социально-гуманитарного знания

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.