Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, метод и основные категории статистики как науки




ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИКИ

С древних времен человечество осуществляло учет многих явлений и предметов, в которые возникали в процессе жизнедеятельности. Например, перепись численности женского и мужского пола, население страны, велся учет имущества граждан и т.д. Вследствие этого в науку вошло такое понятие как «статистика».

Во второй половине XVII столетия в Германии слово «статистика» (от status – состояние, политическое состояние государства) введено в научное употребление, как термин немецким ученым Г. Конринг (1606-1681). Дальнейшее развитие получило в работах Готфрида Ахенваля (1719-1772). С 1746 г. вначале в Марбургском, а затем в Геттингенском университете стали читать новую учебную дисциплину – статистика. Однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Наиболее ранние сведения были об учете численности населения в Древнем Китае (5 лет до н.э.), в Древнем Египте (измерение и оценка земель), Древней Греции (численность и имущественное положение классов населения). Достаточно совершенствованные формы организации статистика прибрела в Древнем Риме в виде ценза (данные по каждому римскому гражданину по его имени, полу, возрасту, имущественному положению и т.п.), ценз повторялся через каждые 5 лет.

У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы просуществовавшей около 150 лет(во главе с Г. Ахенвалем) стремились ввести описание политического строя и достопримечательностей государства только в словесной форме, без цифр и вне динамики. Содержание и задачи статистики в понимании Ахенваля были далеки от современного взгляда на статистику как науку.

Ближе к современному пониманию статистики стала английская школа политических арифметиков, основателями которой были В. Петти (1623-1674), Э. Галлей (1656-1742), Дж. Граунт (1620-1674). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни (Д. Граунт, Э. Галлея) статистико-экономическое. Это был принципиально новый этап развития статистической науки, а В. Петти считается основателем экономической статистики.

По мере развития производительных сил простые учетные операции усложнялись и стали включать в себя элементы анализа тех или иных явлений с целью установления в них определенных закономерностей.

Так в первой половине ХIX в. получило развитие третье направление: статистико-математическое в учениях бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822–1911 гг.) и К. Пирсона (1857–1936 гг.), В. Госсета (1876–1937 гг.) более известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890–1962 гг.) и др.

Прогрессу статистической методологии способствовали – труды российских статистиков – А.А. Чупрова (1874–1926 гг.), В.С. Немчинова (1894–1964 гг.), С.Г. Струмилина (1877–1974 гг.) и др.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:

1. Под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»).

2. Статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя.

3. Статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин:

а) общая теория статистики – наука об общих принципах и методах статистических исследований любых социально-экономических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки и группировки, обобщения и анализа статистических данных. Таким образом, ОТС является методологической основой всех отраслевых статистик.

б) социальная статистика – изучает социальные условия и характер труда, доходы, услуги населения и т.д. Ее отрасли – статистика народонаселения, уровня жизни населения, политики, культуры, науки, образования, права.

в) экономическая статистика и ее отрасли – разрабатывает и анализирует направления: макро и микроэкономические показатели национальной экономики, структуру, пропорции, взаимосвязь. Ее отраслями является статистика промышленности, транспорта, строительства и т.д.

г) отраслевые виды статистики – относятся: медицинская, международная статистика и прочее.

Предметом изучения служат различные общественные социально-экономические явления, причем не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множество отдельных факторов, обладающих как индивидуальными, так общими признаками. А также изучение количественных характеристик в связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.

Статистка изучает свой предмет при помощи категорий (т.е. понятий, выражающие существенные свойства явлений). К ним относят:

1. Статистическая совокупность – множество единиц, которые объединяются одной качественной основой, но отличаются какими-либо признаками. Данная категория обладает свойствами: массовости, целостности и однородности единиц совокупности.

2. Единица совокупности – первичные элементы статистической совокупности, являющиеся носителем признаков, подлежащих регистрации и основой подсчета. Общее их количество – объем совокупности.

3. Признак – сходство единицы совокупности по каким-либо существенным явлениям, но различие по другимсущественным явлениям.

Рис. 1.1. Виды признаков

 

Одной из особенностей статистической совокупности является наличие вариации признаков. Вариация – это многообразие, колебание в числовых значениях отдельных единиц совокупности. Например, уровень заработной платы работников определяется их квалификацией, стажем работы, отношением к труду. У альтернативного признака вариация имеет лишь одно из двух значений (пол человека). Количественный признак может варьироваться в разных пределах (з/п работника имеет нижнюю границу – 5 000 руб., а верхнюю – 15 000 руб., т.е. з/п работника варьируется в пределах 5 000 – 15 000 руб.).

4. Статистическая закономерность – это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий.

5. Статистический показатель – это число, отражающее результат измерения единицы совокупности и совокупности в целом. Например, количество работающих в определенном банке на начало года – показатель единицы совокупности; количество работающих по всем банкам на начало года – показатель совокупности в целом). Статистические показатели могут быть: объемными (численность населения, студентов в группе), расчетными, средние величины (средний возраст студентов в группе, средняя з/п), плановыми, отчетными прогнозируемые.

Для изучения своего предмета статистика использует методы, которые включают три стадии:

1. Статистическое наблюдение.

2. Сводка, классификация и группировка статистических данных.

3. Анализ статистической информации.

На первом этапе используется метод массового статистического наблюдения, который обеспечивает полноту и представляемость (репрезентативность) начальной информации.

На втором этапе собранная в ходе массового наблюдения информация подлежит обработке методами сводки, классификации и статистической группировки. Это позволяет выделить в совокупности социально-экономические типы. На данной стадии осуществляется переход от характеристики единичных факторов к характеристике данных, которые объедены в группы.

На третьем этапе проводится анализ статистической информации с использованием обобщенных статистических показателей: абсолютных, относительных, средних величин, их вариацией, параметров тесноты и значимости связи, скорости изменения социально-экономических явлений по времени, индексы. Проведение статистического анализа позволяет проверить причинно-следственные связи явлений и процессов, определить влияние и взаимодействие различных факторов, оценить эффективность принятия управленческих решений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.