Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовая организация управления в области образования и науки




Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России, которая провозгласила область образования приоритетной. Согласно Конституции РФ (ст. 43) каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов).

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования, утверждаемая Правительством РФ.

Поскольку образовательный процесс занимает длительное время, для обучаемых ‑ многие годы с нарастающим объемом и усложнением знаний, образование как отрасль разделяется по этим признакам на составные структуры – дошкольное, общее, начальное и среднее профессиональное, высшее, послевузовское образование. В управленческом аспекте такая дифференциация образования в разные периоды приобретала форму многоотраслевого управления во главе с несколькими отраслевыми органами либо государственное управление концентрировалось в одной отрасли, как в настоящее время, когда полномочия по всем видам образования сосредоточены в руках одного отраслевого органа, в дополнение к которым придана и наука, это Министерство образования и науки Российской Федерации, в ведении которого находятся Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию.

Российское законодательство в области образования и науки включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 27 декабря 2009 г.), Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. от 21 декабря 2009 г.), Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 27 июля 2010 г.), Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования и науки.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. К образовательным относятся учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Действие российского законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

В России установлены следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням. В настоящее время установленыследующие уровни высшего профессионального образования:

– высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат;

– высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

– для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;

– для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет;

– для получения квалификации (степени) "магистр" - два года.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В случае нарушения образовательным учреждением законодательства в области образования и (или) устава образовательного учреждения органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в пределах своих полномочий вправе внести предписание об устранении данного нарушения.

Органом, специально созданным для управления образованием в масштабе страны, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)[456].

Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, … нанотехнологий, развития … интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, … ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Минобрнауки России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования.

Минобрнауки России осуществляет следующие полномочия в сфере образования:

а) принимает нормативные правовые акты:

— определяющие содержание обучения, а именно: перечни профессий и направлений подготовки (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка; федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры), к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации; ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и порядок проведения экспертизы учебников; порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий при всех формах получения образования;

— определяющие организацию обучения, а именно: порядок приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, порядок перевода обучающегося из одного образовательного учреждения в другое; положение об экстернате в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования; перечень профессий, направлений подготовки и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается; порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе единого государственного экзамена, порядок проверки экзаменационных работ и системы оценки результатов, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций; форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена; формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, технические требования к ним, порядок выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;

— определяющие правовое положение обучающихся, а именно: перечень олимпиад школьников и порядок их проведения; положение о медали "За особые успехи в учении"; перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, с учетом профиля подготовки; порядок перевода обучающегося из одного образовательного учреждения в другое; критерии и порядок предоставления специальных государственных стипендий для получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, включая стипендии для обучения за рубежом; порядок назначения и выплаты стипендий студентам федеральных государственных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения и получающим образование за счет средств федерального бюджета; порядок предоставления академического отпуска студенту образовательного учреждения высшего профессионального образования; форма справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других гарантий, связанных с обучением в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию; положение о докторантах, об аспирантах и о соискателях; о категориях обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), а также содержащихся на полном государственном обеспечении;

— определяющие правовое положение педагогических работников, а именно: положение о замещении должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования; положение о подготовке научно-педагогических и научных работников; порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; порядок формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов, осуществляющих управление в сфере образования; положение о проведении аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников; порядок, виды и формы повышения квалификации научно-педагогических работников, за исключением работников образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих военные профессиональные программы и образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну; о продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы); положение о замещении должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования;

— определяющие правовое положение образовательных учреждений: типовые положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их создания; типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; порядок осуществления образовательным учреждением индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранения в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях; порядок проведения экспертизы при лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии частично или в полном объеме для реализации образовательных программ; типовые положения о государственно-общественных объединениях в системе высшего и послевузовского профессионального образования; федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения; положение о статусе руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения; перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

— в области опеки и попечительства, определяющие: порядок ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием;

б) как орган государственного управления: формирует сеть федеральных университетов; осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.

Контроль и надзор в области образования осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Она действует на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300.

В сфере образования Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет следующие полномочия:

а) осуществляет контроль и надзор: за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, в отношении которых установлены федеральные государственные требования;

б) осуществляет лицензирование, в том числе контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности, и государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам; ведет реестр лицензий на право ведения образовательной деятельности, выданных Службой, а также реестры свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, аккредитованных Службой;

в) осуществляет:

надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

контроль качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями;

контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;

г) рассматривает в установленном порядке вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней;

д) организует контроль качества подготовки выпускников (государственную (итоговую) аттестацию) по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В субъекте РФ, например, в Омской области, соответствующие задачи и функции выполняет Министерство образования, взаимодействующее с Департаментом образования администрации г. Омска, комитетами по образованию муниципальных районов.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации в лице соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, в случае некачественной подготовки выпускников государственным или муниципальным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях. Основанием для предъявления иска является приостановление действия государственной аккредитации образовательного учреждения или лишение его государственной аккредитации.

Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Для граждан, содержащихся в исправительных учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки и самообразования.

Для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, администрацией мест содержания под стражей и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для самообразования.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования имеют право создавать студенческие отряды, под которыми понимаются общественные учреждения или общественные организации, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Иные права и обязанности обучающихся, воспитанников определяются законодательством и локальными актами образовательных учреждений.

Наука, как и образование, имеет универсальный характер, т. е. сосредоточена во всех без исключения отраслях и сферах государственного руководства. В отличие от образования, научная деятельность преследует собственную цель ‑ получение и применение новых знаний. Научные поиски ведут научные учреждения, сосредоточенные в различных структурах в зависимости от своих задач и масштаба деятельности. Наиболее крупные научные учреждения с широкими задачами в области фундаментальной науки образованы и действуют в системе Российской академии наук (РАН), ее региональных отделениях (Дальневосточном, Сибирском, Уральском), отраслевых академиях наук (Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств), являющихся государственными академиями наук. Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание, которое принимает устав государственной академии наук, представляет его на утверждение в Правительство Российской Федерации, избирает действительных членов, членов-корреспондентов, иностранных членов государственной академии наук, президиум и президента государственной академии наук.

Кроме того, практически каждая отрасль имеет собственный научный комплекс, работающий непосредственно на нее (производственная наука), в лице производственных структурных подразделений (институтов), работающих на конкретное предприятие. Крупным научным звеном следует считать высшую школу, в которой трудится около половины ученых страны, которые официально, по закону, ведут научные изыскания не только в русле образовательного профиля, но и за его пределами.

Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 (в ред. от 31 марта 2009 г.) «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» служит правовой основой оценки квалификации научных и научно-педагогических работников и содержит критерии, которым должны отвечать диссертации - научно-квалификационные работы, представленные на соискание ученой степени.

В целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней действует Высшая аттестационная комиссия Минобрнауки России, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации.

Высшая аттестационная комиссия и советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы) осуществляют оценку квалификации научных и научно-педагогических работников и определяют соответствие представленных ими на соискание ученой степени диссертаций критериям, установленным указанным Положением.

Правительством утвержден единый реестр ученых степеней и ученых званий, которым установлены ученая степень доктора наук по отрасли науки, ученая степень кандидата наук по отрасли науки, ученое звание профессора по специальности, ученое звание доцента по специальности, ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения, ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения.

Положение о порядке присвоения ученых званий утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 194 (в ред. от 6 мая 2009 г.).

Вопросы присвоения или лишения (восстановления) ученых званий освещаются в изданиях Министерства образования и науки Российской Федерации, Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации и на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в сети Интернет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.