Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции зрения. Профилактика их нарушений




 

 

В системе органов чувств зрительному анализатору принадлежит исключительно важная роль. Благодаря зрению воспринимается более 90 % всей информации из окружающего мира. С помощью зрения осуществляется определение формы, величины, цвета, объемности предметов, расстояние до них и местоположение их в пространстве.

Работники дошкольных учреждений должны заботиться об охране зрения воспитанников, знать наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, уметь выявлять эти нарушения и их причины, чтобы вовремя принять необходимые меры по ликвидации или хотя бы смягчению их влияния на здоровье и деятельность ребенка.

Иногда дети с практически здоровыми глазами, хорошим общим состоянием в условиях отличного освещения могут быть слабовидящими. Это объясняется тем, что соотношения между преломляющей силой оптических сред глаза (роговица, хрусталик) и переднезадним размером (длина) глаза бывают различными и лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки — желтом пятне.

Эмметропия, или нормальная рефракция, характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются на сетчатке, в области желтого пятна, при этом отмечаются большая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения.

При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. Окружающие, особенно близкие, предметы кажутся расплывчатыми, неконтрастными.

Детям преддошкольного возраста свойственна дальнозоркость, так как у них переднезадний диаметр глазного яблока укорочен. Так, у 95 % новорожденных устанавливают дальнозоркость. Как правило, с возрастом она компенсируется большой силой преломляющих сред глаза и не требует очков; лишь с сильной степенью дальнозоркости ребенку выписывают очки.

Близорукость (миопия), или сильная рефракция, имеет противоположную дальнозоркости особенность: лучи света фокусируются перед сетчаткой, при этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане

Установлено (Э. С. Аветисов)[40], что в развитии близорукости можно выделить три основных звена:

1) наследственная предрасположенность;

2) несоответствие между аккомодационной способностью глаза и зрительной нагрузкой при работе на близком расстоянии;

З) ослабление прочностных свойств склеральной оболочки глаза под влиянием внутриглазного давления.

Через эти основные звенья опосредуется влияние таких факторов, способствующих развитию близорукости, как повышенная зрительная нагрузка, неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы, общие заболевания, недостаточное физическое развитие, гиподинамия.

У детей при ослабленной аккомодационной способности (врожденной или приобретенной) напряжение зрения, работа на близком расстоянии становятся для глаз непосильной нагрузкой. Если организм не справляется с этой зрительной нагрузкой, то он вынужден соответственно перестроить глаза, сделать их близорукими, приспособив к работе на близком расстоянии. Этому способствует ослабление склеральной оболочки, коллаге новых волокон, которое может возникнуть вследствие каких-либо хронических искажений соединительной ткани, снижения иммунных свойств (кариес зубов, аденоиды, хронический тонзиллит и пр.).

Напряжение зрения особенно возрастает в случаях, если на занятиях не соблюдаются гигиенические требования к посадке детей, освещению помещений, учебным и наглядным пособиям, игрушкам (мелкие, неяркие). На возникновение близорукости влияют также общее состояние здоровья ребенка, его режим, питание, образ жизни (ребенок мало двигается, редко бывает на свежем воздухе).

В процессе наблюдения за детьми с нормальным зрением установлено, что в процессе занятий они подавляющую часть времени проводили с «низко склоненной головой». По мнению проф. В. Ф. Базарного, синдром «низко склоненной головы» (СНСГ) является первичным, а нарушение остроты зрения — вторичным. Им разработана и внедрена система профилактики близорукости и повышения нервно-психической и физической активности детей дошкольного возраста[41].

Близорукость и дальнозоркость принято характеризовать по величине (степени), для чего существует такая единица, как диоптрия. Чем больше величина близорукости, тем хуже ребенок видит вдаль. Миопия до З диоптрий считается слабой, от З до 6 — средней и свыше б диоптрий — высокой. У детей остроту зрения определяют с помощью специальной таблицы Орловой (рис. 25).

Для проверки остроты зрения, особенно у детей дошкольного возраста, очень удобен тест-объект «черная рука» (Захсенвегер, Германия). При проверке остроты зрения с помощью данного теста исследуют каждый глаз раздельно (другой закрывают «язычком» из картона, пластмассы). Расстояние между ребенком и таблицей должно быть З м. Таблицу устанавливают на уровне глаз ребенка. Помещение, в котором проводится исследование, должно быть достаточно светлым (специального освещения таблицы не требуется). Проверку начинают с трех самых больших черных рук». Ребенок должен показать направление руки. Дети 2 лет должны опознавать знаки 1 ряда, 3 лет — 2 ряда, старшие 3 лет — знаки 3 ряда. Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, быстро утомляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, ходит с низко опушенной головой, начинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться головные боли, жалобы на боль в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся, Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, утомлении начинают косить. Ребенка с указанными симптомами надо направить к врачу-офтальмологу.

Детей с плохим зрением во время занятий обычно сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, которым выписаны очки, обязательно пользовались ими. Очки должны быть правильно подобраны (центры стекол должны точно совпадать с центром глаз, а дужки очков удобно и плотно держаться за ушами). При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными. Если соблюдаются все гигиенические правила, близорукость может не прогрессировать в течение многих лет.

В настоящее время является бесспорным тот факт, что физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные занятия оказывают мощное влияние на профилактику близорукости и других нарушений зрения, так как способствуют общему укреплению организма и активизации его функций, повышают работоспособность глазных мышц, укрепляют склеральную оболочку. Э. С. Аветисовым и его школой разработан комплекс занятий, направленных на предупреждение и снижение близорукости, который включает в себя: утреннюю гигиеническую гимнастику, гимнастику для глаз, занятия физкультурой по специальной программе, закаливающие процедуры.

Бинокулярноезрение — это сложная функция высших отделов ЦНС, при которой зрительные образы каждого глаза преобразуются в одно зрительное ощущение, обеспечивая пространственное, глубинное зрение (стереоскопическое). Нарушение бинокулярного зрения наблюдается при косоглазии, амблиопии (снижение абсолютной остроты зрения одного из глаз), анизометрии (разная рефракция глаз) и апизокории (разные размеры изображений на сетчатке и в зрительных центрах) и др. Наиболее простым и достаточно достоверным тестом для определения устойчивого бинокулярного зрения при массовых осмотрах является тест Рейнеке (США) с двумя карандашами[42].

Методика обследования. Ребенку дают заточенный карандаш и просят, смотря двумя глазами, опустить кончик карандаша на заточенный конец другого карандаша, который держит в горизонтальном положении медицинская сестра (см. приложение 5).

Оценка результатов. При наличии бинокулярного зрения ребенок легко выполняет задание, при нарушении его совместить концы карандашей ребенку не удается. Таких детей необходимо направить к офтальмологу для дополнительного обследования и корректировки. Проверку бинокулярности зрения надо проводить в детском саду (в 4—6 лет) или в младших классах школы однократно. Повторные исследования проводят только по показаниям.

Тестовое обследование осуществляет медицинская сестра дошкольного учреждения, школы, поликлиники.

Косоглазие возникает при неправильном от рождения или нарушенном в дальнейшем строении оптической системы одного или обоих глаз (дальнозоркость, близорукость), а также при нарушении согласованного движения обоих глазных яблок, осуществляющегося глазодвигательными мышцами. При этом совместное (бинокулярное) зрение нарушается, предметы перед глазами начинают расплываться, двоиться, ребенок не видит их четкого изображения. Стремясь найти для глаз такое положение, при котором предметы были бы видны четко, ребенок начинает косить. Сначала такое косоглазие бывает заметным только при утомлении, раздражении или сосредоточенном рассматривании какого-либо предмета, в дальнейшем оно может усиливаться и становится постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем, пользоваться стереоскопическими приборами. Обычно косоглазие появляется рано, на 2—З-м году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга.

Косоглазие может быть сходящимся (при дальнозоркости), расходящимся (при близорукости), постоянным или периодическим.

У одних может косить один глаз, у других — попеременно то правый, то левый. В начальных стадиях косоглазие можно полностью вылечить, поэтому очень важно вовремя обнаружить его и обратиться к врачу. Своевременно выявить косоглазие важно еще и потому, что при возникновении его в одном глазу ребенок непроизвольно переносит всю зрительную нагрузку на здоровый глаз, в результате больной глаз постепенно атрофируется. Лечение косоглазия начинают с назначения ребенку даже в возрасте 1 —2 лет очков. Для правильного полбора очков детям в течение 10 дней в оба глаза вводят лекарство, расширяющее зрачок и позволяющее точно определить степень нарушения зрения. В течение этого времени и 2 недели после введения лекарства ребенок плохо видит на близком расстоянии, плохо переносит яркий свет, ему не следует разрешать рисовать, играть в игры, связанные с рассматриванием мелких предметов.

Надо также следить за тем, чтобы выписанные очки дети носили постоянно, снимая их только при умывании и перед сном. Чтобы избежать косоглазия и не допустить снижения зрительных функций здорового глаза, его временно закрывают специальной наклейкой. При этом вся зрительная работа осуществляется больным глазом, и при усиленной нагрузке нормальная острота зрения в нем, как правило, постепенно восстанавливается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.