Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиена кожи




ГИГИЕНА КОЖИ. КОЖНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Формирование кожи начинается в первые недели жизни плода из двух эмбриональных зачатков. Из первого — эктодермального — зародышевого листка образуется эпидермис, а из второго — мезодермального — дерма и подкожная жировая клетчатка

В коже выделяют три функционально различные части: наружную — эпидермис, или надкожицу; среднюю — собственно кожу, или дерму; глубокую часть — подкожную жировую клетчатку (гиподерма).

К числу многообразных функций кожи относятся следующие: сенсорная (обеспечивает ощущение тепла и холода, прикосновения, боли), защитная, выделительная, секреторная, обменная, дыхательная. Кожа новорожденного по своей структуре очень похожа на кожу взрослого человека и уже с первых минут жизни начинает выполнять почти все свои функции. Вместе с тем существует и ряд значительных отличий. Во-первых, на единицу массы малыша приходится в среднем почти вдвое большая площадь поверхности кожи. Во-вторых, отличия в структуре делают ее более хрупкой и уязвимой. Эпидермис, или наружный слой кожи, младенца фактически состоит из одного тонкого слоя клеток, тогда как у взрослого человека он включает в себя несколько слоев. Средний клеточный слой (дерма) новорожденного также значительно тоньше, чем у взрослого, так как большинство эластичных волокон кожи формируется после рождения примерно в течение 3 лет. Эти различия делают кожу младенца более чувствительной к воздействию различных факторов внешней среды: раздражению и физическому воздействию (рис. 26).

Вследствие значительно меньшей поверхности кожи плотность расположения потовых желез у новорожденного значительно выше, чем у взрослого. У детей потовые железы развиты недостаточно, поэтому потеря воды и минеральных веществ у них в 2—3 раза больше, чем у детей старшего возраста. В связи с этим кожа ребенка обладает существенно меньшей способностью контролировать потерю влаги и поддерживать нормальный температурный режим. Кроме того, у детей под влиянием ультрафиолетовой области спектра выделяется меньше меланина, который защищает от проникновения лучей в нижележащие отделы кожи. Последнее обстоятельство необходимо учитывать при организации прогулок детей и использовании искусственных источников ультрафиолетового облучения.

Кожа детей, особенно младшего возраста, кроме того, снабжена множеством сосудов, отличается большим содержанием влаги, имеет хорошо развитую подкожную жировую клетчатку. Анатомической особенностью кожи является разнообразие и большое количество не полностью созревших соединительнотканных клеток; отдельные их виды (тучные клетки) образуют биологически активные вещества и ферменты, которые способствуют возникновению у детей аллергических реакций.

Благодаря выделительной функции кожи через нее из организма выводятся различные шлаки. для сохранения водного и соленого равновесия организм ребенка нуждается в строгом соблюдении режима питания и питья.

В детском возрасте недостаточно развита терморегулирующая функция кожи, поэтому необходимо тщательно следить за одеждой детей, которая должна отвечать всем гигиеническим требованиям, У детей благодаря особенностям кожного покрова хорошо развита всасывательная функция. Это необходимо учитывать, назначая ребенку различные препараты наружного применения: мази, кремы, средства по уходу за кожей.

Все перечисленные анатомо-физиологические особенности кожи ребенка определяют важность строгого гигиенического ухода за ним, начиная с периода новорожденности.

Гигиена кожи имеет большое значение в профилактике не только кожных, но и других, особенно желудочно-кишечных заболеваний.

Для ухода за кожей детей надо иметь специальные ванны, где их купают, мягкие мочалки, детское мыло, растворы перманганата калия и борной кислоты, очищенное минеральное масло, детский крем, вату и ватные палочки, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр.

В первые месяцы жизни ребенка лицо и руки его протирают ватными тампонами, смоченными в кипяченой воде; каждый глаз протирают отдельным тампоном от наружного угла к внутреннему. С 5— 6 мес ребенка можно умывать без помощи тампонов водой комнатной температуры начиная с глаз.

Для очистки носа можно использовать ватные палочки или ватные жгутики (турунды), которые сворачивают мокрыми ладонями.

При уходе за ушами ни в коем случае не следует пользоваться твердыми предметами, так можно случайно повредить барабанную перепонку.

Необходимо следить за тем, чтобы малыш все время находился в чистой и сухой одежде и пеленках. Следует помнить, что под подгузниками и пеленками возникает более влажная и теплая среда, нарушается рН кожи, увеличивается активность микрофлоры, а это может привести к раздражению кожи. Частая смена подгузников (памперсов) препятствует неблагоприятному воздействию на кожу мочи, фекалий. С целью профилактики следует использовать увлажняющее мыло, которое предотвращает потерю влаги после мытья, увлажняющий лосьон, смягчающий трение, увлажняющий крем.

После акта дефекации ребенка надо подмыть теплой проточной водой (температуры 36—37 °С), обсушить, осторожно прикладывая мягкое полотенце или простынку, и завернуть в чистое сухое белье.

Начинать купать ребенка можно после отпадения пуповины и только в том случае, если пупочное кольцо «не сочится», т. е. отсутствуют капельки крови на пеленке. В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежная и ранимая, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с 6 мес его можно купать через день, после года — 2 раза в неделю, а после 3 лет — раз в неделю и обязательно ежедневно мыть ноги. Купание стимулирует функции кожи, циркуляцию крови, развивает нервную систему и психофизическую моторику ребенка, оказывает закаливающие действие.

В первые 2 мес жизни ребенка купают в кипяченой воде с использованием современных средств: пены для купания (не содержащей мыла), шампуня, детского мыла, очищающего лосьона, масла и крема. В дальнейшем его можно купать в сырой воде с использованием тех же средств.

Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ванночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду температуры 36—37 °С. Температура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни должна быть 22 °С, а затем 20 °С. Ребенка осторожно погружают в воду, головку кладут на предплечье.

В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, моет тело ребенка водой (с мылом малыша купают не каждый день, а 2—3 раза в неделю). Во время купания (оно продолжается не более 5—7 мин) надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка будет вымыто, чистой кипяченой водой ему моют голову и лицо, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1 —2 °С ниже температуры воды в ванной.

После купания тело ребенка осторожно обсушивают мягкой простыней, а кожные складки смазывают жиром. Ногти на пальцах рук и ног обрезают ножницами, предварительно протертыми спиртом. Нос и уши прочищают ватными жгутиками, смоченными растительным или вазелиновым маслом.

После купания ванночку следует тщательно промыть и просушить. Стирать в ней белье запрещается.

Детям в возрасте 2—2,5 лет начинают прививать гигиенические навыки по уходу за своим телом: учат правильно умываться, мыть руки перед едой и при всяком их загрязнении (после игр в песке, общения с животными, после туалетной и т.д.).

Обслуживающий персонал дошкольного учреждения должен ежедневно осматривать кожу ребенка и обращать внимание даже на небольшое ее покраснение или незначительную сыпь. При каждом изменении состояния кожи малыша следует показать врачу. Если на коже ребенка имеются мелкие травмы (трещины, царапины, заусеницы, ссадины), их надо немедленно промыть кипяченой водой и смазать йодной настойкой, бриллиантовым зеленем или жидкостью Новикова; кровоточащие ранки промывают дезинфицирующим раствором и заклеивают лейкопластырем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.